Русская философия

16

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Этапы:

  1.  11-17 века. Проблемы соотношения веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала мирского и аскетического.

Возникновение доктрины старца Филофея «Москва – Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

  1.  18 в. Становление русской метафизики с проблемой Бога, человеческой души (Сковорода, Новиков, Радищев, Ломоносов, Татищев).
  2.  19 в. Большой резонанс получает спор западников и славянофилов о судьбе России; народническая идеология; вклад в философию вносит В,С,Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли.
  3.   20 в. Классика религиозной мысли, Толстой, Бетдяев, С.Булгаков, П.Флоренский + марксизм-ленинизм.
Первые философские представления формировались после принятия христианства. Через богословскую литературу – идеи патристики, схоластики. Идеи русских филосоов – 11-13 вв. в памятниках «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», в произведениях митрополита Иллариона, Владимира Мономаха и др. Русская концепция третьего Рима  «переход империи». Позднеантичная и средневековая европейская идея о переходе метафизического мирового царства из страны в страну. В европейской культуре у данной идеи два основных источника — сюжет «Энеиды» Вергилия о переносе Троянского царства в Италию (Рим — новая Троя), и фрагмент из Книги пророка Даниила о «четырех царствах», последовательно сменяющих друг друга в мировой истории  (вавилон, персия, греция, рим).

Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран , как преемников Римской империи.

Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. После падения Константинополя в 1453 г. От турок формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву.

в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старца псковского Елеазарова монастыря Филофея. Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим.

Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в словах:

«два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не бытии»

Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь обосновал её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Идеал Святой Руси.

Нестяжательство и иосифлянство (начало 16 в.).

17 в. – старообрядчество.

18 век. – создается Петербургская академия наук, закладываеются основы философии без богословия. Создается кружок Феофана Прокоповича, названный «Ученой дружиной Петра 1!. Обсуждали проблемы гносеологии, состояния души и тела, образованности общества, разграничения духовной и светской власти. Многие идеи кружка разделял Ломоносов.

Близок к деизму, признает Бога как функцию первоосновы, а природа потом рассматривается с материалистических позиций и внутренних закономерностей.  Предлагает атомно-имолекулярную концепцию мира. Формулирует законы сохранения материи и движения, мысли о изменении природы. Опирался на эмпиризм.

Радищев Александр Николаевич анализирует состояние России и говорит о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Призывает к необходимым переменам (отмена крепостного права, переход к республике).

В труде «О человеке» интересно структурирует работу. В первых частях говорит, что душа – пустая мечта. С точки зрения материализма душа возникает с рождением человека. Огран души – мозг, когда человек умирает – мозг разрушается и исчезает душа. Но в следующей части приводит идеалистический взгляд – душа – неделимая субстанция. Делается вывод о ее неуничтожимости.

Славянофилы и западники

1.1.

Церковь как фундамент культуры.

1.2.  

Философско-культурологическая оценка западноевропейского типа культуры.

1.3.

Анализ специфики русского культурно-исторического типа.

1.4.

Проблема выбора вектора историко-культурного развития России.

Религиозная философия

Почему же именно христианство?  

1. дух христианства есть дух “овнутрения”. Согласно догматам христианства “царство Божие внутри вас есть”, следовательно, все внешнее, материальное, чувственное не имеет безусловной ценности и не  может быть оправдано с точки  зрения высших критериев. Развивая свою мысль Ильин подчеркивает, что нравственность ценится не по тому, какую пользу она может принести, а по тому, какие изменения происходят в душе  человека.

2. “дух христианства есть дух любви”.  Для  христианина “любовь к Богу есть источник веры”., христианин не верит в культуру без любви, ибо ему чуждо  пустое и жадное любопытство, “черствая благотворительность”, не согретая глубоким чувством,  холодное “праздно играющее” и “ярко-назойливое” искусство..

3. дух христианства есть дух созерцания. Бог открывается тому, кто способен видеть “оком сердца”. Поэтому только христианину открывается подлинный смысл произведений культуры, который недоступен  представителям других конфессий.

4. “дух христианства есть  дух живого творческого содержания” . Вследствие этого, как подчеркивает Ильин, христианин с недоверием относится к любому делу, где обнаруживаются “формализм”, “механистичность”, “законничество”, “буква”,  которые чужды  культуре.

5. “дух христианства есть дух совершенствования. христианин постоянно имеет перед своим внутренним взором образ Бога, который по своей природе есть совершенное существо. Это позволяет ему  в процессе выбора постоянно сравнивать и, “прилепляться к совершенному”.

Таким образом, только христианство создает предпосылки для творения подлинного мира культуры. В секуляризированном обществе культура невозможна. Человек неверующий способен создавать только нечто плоское, пошлое, являющееся проекцией его  животных инстинктов. Он воплощает в реальности свои  ночные кошмары, рождает  хаос звуков, красок, архитектурных форм.  Та  христианская страна, которая отказалась от своей культуры, погрязнет в разложении и разврате и вскоре окажется на обочине мировой истории.  

Бердяев Н.

В центре интересов – философская антропология. Бердяев обращается не к человеку абстрактному, а к личности. Различает индивидуальность как биологическую категорию и личность – как духовно-религиозную.  Индивид – часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-либо. Духовная свобода человека не зависит от природы и общества. Гдавная ее характеристика – свобода.

В основе понимания трагичности человеческого бытия и свободы лежит дуалистическое представление о двумирности. «Мир призрачный» - материального бытия и «мир подлинный» - идеальный, мир любви и свободы. Сущность современного существования человека – это антиномия темных демонических сил государства и света личной свободы. Преодоление плена есть освобождение духа. Способность к свободе имманентна человеку, так как он образ и подобие Бога. Эта свобода есть творчество. Только творчество может выступить мерой богоподобия человека.

Внешнее воздействия заставляет человека приспосабливаться к социальной обыденности, как правило ведет к конфликту. Личность асоциальна, так как принадлежит космосу. Судьба человека зависит от понимания им свободы и умению ей пользоваться. Призвание человека – творить добро (а не выбирать между добром и злом).

Бердяев предоставил первым версию хрис ианского экзистенциализма. Уверен, что только христианство антропоцентрично, только оно учит, что Бог стал человеком. Человек одновременно принадлежит царству божьему и кесареву. Воссоединение с Югом – решает конфликты. Как творческое существо, человек может реализовать свою экзистенциальную свободу – принять духовные ценности и жить ими.

Бердяев  считает,  что  процессы демократизации общественной  жизни самым негативным образом сказались  на  состоянии  культуры, Сохранение слоя  тех,  кто способен создавать подлинные,  а не мнимые  культурные ценности является, с точки зрения Бердяева, главным, если не единственным  условием прогресса.

По  Бердяеву, цивилизация представляет собой развивающийся социальный организм. Но она может двигаться не только по пути прогресса, но и регресса.  Если развитие идет по второму варианту, то неизбежно наступает кризис цивилизации, за которым следует ее гибель. Кризис цивилизации возникает тогда, когда происходит “вторжение массы”. Под массой Бердяев понимает такую  общность людей, у которых “не выражена личность, нет качественных определений, но есть большая возбудимость и психологическая готовность к рабству”1. Масса, с точки зрения Бердяева,   не народ. Народ всегда имеет свою культуру. Масса - нет. Она темна, ею движут инстинкты, и, в  первую очередь, инстинкт агрессии.  

Масса, согласно воззрениям Бердяева, чрезвычайна опасна и не только потому, что навязывает свои ценности всему обществу, но и потому, что из нее вербуются фашистские банды.

Сегодня европейской  культуре  угрожает,  как  выражается  Бердяев, “внутреннее” и “внешнее” варварство. Под первым он имеет в виду то варварство,  которое несет с собой получившее широкий размах  революционное движение.  Под  вторым  он подразумевает то варварство, которое имманентно самой западной цивилизации и в наиболее яркой форме проявилось во время первой мировой войны,  когда обнаружилось, что за тонкой культурной оболочкой  европейского  человека  скрыта звериная    сущность питекантропа, испытывающего садистское удовлетворение от убийств и теряющего рассудок при запахе  крови.

          Ныне  европейская культура находится  в  глубоком кризисе,  Разрабатывая проблему кризиса культуры, Бердяев приходит к  выводу о том, что Европа стоит на пороге новой культурно-исторической эпохи,  которая может быть названа новым средневековьем. История Запада  на  протяжении  последних  столетий  свидетельствует, что принципы, которые лежат в основании “фаустовской цивилизации”, оказались ложными. Установка на индивидуализм привела к атомизации общества, к распаду социальных связей, секуляризация общественной жизни -  массовому безверию и падению морали, развитие  демократических институтов обернулось снижением культуры и  торжеством анархического  начала,  утверждение принципа частной собственности в качестве священного привело к тому, что “мамонизм стал определяющей силой  века,  который  более всего поклоняется золотому  тельцу”. Сегодня,  считает Бердяев, все большее число людей начинают осознавать  ложность,  иллюзорность тех целей,  на достижение  которых был направлен творческий  потенциал  западной  цивилизации  последние три  столетия.  Они отказываются от того миросозерцания,  которое было выработано в Х1Х веке,  когда вера в прогресс, в торжество разума была абсолютной. На смену плоскому рационализму, утверждает Бердяев, идет иррационализм, на смену индивидуализму - новый коллективизм,  соборность,  на  смену  либерализму  - авторитаризм, на смену тотальному атеизму - вера в божественную истину и религиозный путь  спасения,  на  смену  власти,  базирующейся  на праве,  власть, опирающаяся на силу.

Новое  средневековье -  это эпоха “новой коллективной религиозности”, благодаря  которой и совершится наконец “собирание подлинного бытия”, “обретение предметного содержания жизни”.

       С наступлением  эпохи нового средневековья коренным образом  изменится та роль, которую выполняла женщина  в обществе.  “Мужская культура”, по  мысли Бердяева,  окончательно скомпрометировала себя.

Женщина же “ более связана с душой мира,  с первичными стихиями, и  через женщину мужчина приобщается к ним.

Характерной чертой нового средневековья  Бердяев считает и  широкое распространение теософских учений, оккультных наук, различных языческих верований. В эту эпоху, по его мнению, наука должна  наконец вернуться к свои магическим истокам и стать тем, чем  она была на заре человеческой цивилизации.

Евразийство. 20 век.

Идейно-философское течение 20х годов в русской эмиграции. Задача – обоснование концепции третьего пути развития России  как евроазиатского континента, особого мира. Идеологически представляет собой проект возрождения России-Евразии. Свойствены: счатливое обустройство русской земли, критика марксизма и славянофильского большевизма, антизападничество. Ведущая идея – характеристика российской культуры и государственности как возникшей в результате слияния народов «степи» с народами «леса». По этой причине у России особый путь – синтез Юга (Византия), Востока и Запада. Евразийское постранство таким образом – это и территориальное и духовно-культурное объединение. Метафизическое ядро евразийства – в слиянии идеологии и религии. Признание сверхприродного Существа, которое обеспечивает порождение мира, его нормативные и целевые границы, выступает как авторитарная духовная власть и диктует «соборное» осуществление истины на земле. Росиия – ведущая роль в мире..

Русский космизм

1

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

_русская филосоифя.doc

_русская филосоифя.doc
Размер: 173 Кб

.

Пожаловаться на материал

Проблемы соотношения веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала мирского и аскетического.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Психология управления»

Блог – новая форма общения. Реферат

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению языковых особенностей интернет - коммуникации на материале электронных журналов (блогов).

Моделирование и анализ схемы. Лабораторные работы

Лабораторная работа. Моделирование и анализ простейшей функциональной схемы линейной системы. Моделирование и анализ функциональной схемы с нелинейным элементом. Моделирование и анализ трехфазного идеального синхронного генератора. Моделирование и анализ трехфазного синхронного генератора без учеба движения ротора

Архітектура комп’ютера. Конспект лекцій

Історія розвитку покоління ЕОМ. Основні класи сучасних ЕОМ. Поняття інформації, систем числення. Вісімкова, шістнадцткова система числення. Поняття інтегральних мікросхем Компоненти ПК

Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания

Психологические познавательные процессы, обеспечивающие формирование патриотизма. Мотивационный компонент патриотизма. Интеллектуальный компонент патриотизма. Эмоциональный компонент патриотизма. Волевой компоненты патриотизма.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok