Диалог двух культур: Россия-Франция первая половина XIX века.

1

...

Магистрант исторического факультета МПГУ

Диалог двух культур: Россия-Франция первая половина XIX века.

Тема моей магистерской диссертации звучит так: «Влияние французской культуры на русское дворянство п.п. XIX века».

В своей работе я исследую повседневную жизнь русского дворянства п.п. XIX века.

Проблемное поле моей работы заключается в диалоге двух культур, русской культуры с французской.  На примере образования, воспитания, моды, светской жизни русского дворянства я показываю диалог французской и русской культур.

Занимаясь изучением данного вопроса, сталкиваешься со множеством трудностей. Например, достаточно мало работ написано по данному вопросу. Множество источников говорят о том, что влияние французской культуры на русское дворянство в п.п. XIX века безусловно было, но конкретных фактов не дают. Я же пытаюсь найти прямые факты, указывающие на диалог  двух культур.

Одна из глав моей работы называется «Влияние французской культуры в русской литературе п.п. XIX века». Это именно тот исторический период, который подарил миру «Золотой век» русской литературы. А как и где происходило развитие русской литературы? На эти вопросы я стараюсь дать ответы в этой главе.

Литературные салоны п.п. XIX века.

Слово «салон» французского происхождения, имеет несколько значений.  В XIX веке – это гостиная, комната для приемов и литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. Бывший привилегией родовитого барства или богатого столичного круга, он объединял людей по их классовой принадлежности.

Если говорить про французские салоны, то у них есть своя история, которая берет начало в XVI веке.

Самыми известными французскими салонами были салоны Маргариты Наваррской, Марии Шотландской, Маргариты Валуа (Королева Марго).

Так, например, салон Маргариты Наваррской являлся крупным гуманистическим и литературным центром Франции в п.п. XVI века. При ее дворе находили приют гуманисты, подвергавшиеся преследованиям за свое вольномыслие, и ее прямому вмешательству многие «еретики» были обязаны спасением от костра.  Маргарита, будучи женщиной весьма образованной, была писательницей. В своем творчестве она являлась выразительницей гуманистических идей, то есть стремилась к освобождению человеческой мысли и чувств от религиозного средневекового гнета. С «салоном» Маргариты Новаррской, безусловно, связаны знаменитые имена: поэт Клеман Маро и Бонавентура Деперье .    

Клеман Маро -  придворный поэт, отражающий в своих легких, изящных стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Получил признание, как мастер малых форм . Его лирика представляет в развитии французской поэзии значительный шаг вперед.

Что же касается Бонавентура Деперье, то в его рассказах с огромной силой проявилось народное начало.

После Французской революции салоны во Франции «потеряли себя», то есть в 1800 г. Общества старого порядка уже почти не было, а мир, пришедший ему на смену, был пока всего лишь перевернутым миром. Об этом свидетельствует тот факт, что ведущую роль во французском обществе теперь занимали капиталисты, которым не хватало кое-каких талантов. В основном в салонах стали увлекаться игрой в карты, но популярность начинали набирать так называемые закрытые кружки, похожие на салоны. Один из известнейших кружков графини Потоцкой. В нем появились первые предпосылки возрождения французских салонов с их культурой. Еще одни такой же кружок был создан француженкой Женне де Лаэ де Риу. Атмосфера салона была атмосферой старой Франции. Этот дом стал первым, где гости вновь появились в шелковых чулках и туфлях, а слуги опять облачились в ливреи, отмененные революцией.

Но о настоящем возрождении парижской жизни свидетельствовали ночные празднества Тайлерана в его имении в Нейи. Современники вспоминали: «Самый прекрасный праздник, какой можно еще увидеть в наше время…»1.

Со временем во Франции вновь появилось множество различных салонов, это были политические, литературные, музыкальные и даже театральные салоны.

Между французскими салонами можно провести параллель с русскими литературными салонами.

Как во Франции, так и в России салоны, как правило, создавались женщинами, которые становились вдохновительницами общества. Умной, образованной, талантливой, привлекательной внешне женщине хотелось выразить себя. Именно такая женщина становилась основательницей салона.

Множество вдохновенных строк поэтов посвящено хозяйкам салонов, около которых расцветало их поэтическое творчество.

В обществе женщина выглядела спокойной, уравновешенной, бесстрастной, умеющей владеть собой в любой ситуации. Такое поведение говорило о правилах хорошего тона.

Чтобы поддерживать свою репутацию, женщина не могла выказывать к кому-либо особое внимание. Так же, хозяйка салона, как правило, сама умела играть на каком- либо музыкальном инструменте, сочиняла стихи и интересовалась литературой.

Самыми известными в России п.п. XIX века были салоны З.А.Волконской и А.П.Елагиной. Не смотря на то, что хозяйками салонов были женщины, программа в каждом салоне была своя, да и подбор посетителей тоже был разным.  Например, в Москве в литературных салонах собирались писатели, поэты, люди искусства. А в Петербурге в великосветских салонах предпочтение отдавали вопросам политики.

Итак, самым известным салоном в Москве был салон княгини Зинаиды Александровны Волконской из знатного рода Белосельских-Белозерских. Данный салон располагался в ее собственном доме на Тверской улице, построенным в конце XVIII века по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Сюда приходили, чтобы насладиться музыкой и поэзией, представители большого света, сановники и юные красавицы, молодежь и зрелые люди различных профессий. Среди них профессора, писатели, журналисты, поэты, художники, музыканты. Сама хозяйка- певица и музыкантша, художница и поэт, автор исторических повестей, а самое главное, она умела вести непринужденную беседу и организовать все так, что все шутки, шарады, эпиграммы, музыка казались импровизацией.

По свидетельству П.А. Вяземского, дом этот «был сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества»2. Здесь проходили чтения и концерты, ставились итальянские оперы, в которых сложные партии исполняла сама хозяйка дома, обладавшая красивым звучным голосом. У З.А. Волконской запрещались карточные игры, для молодежи устраивались маскарады, игры, веселые вечера. Запрет на карточную игру был очень необычен для данного времени, в сознании современников это явление стало отличительной чертой именно этого салона. Это нашло свое отражение в стихах А.С. Пушкина, посвященных Волконской:

Среди рассеянной Москвы,

При толпах виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

«Высокая духовность ее мира противопоставлена ничтожеству и пустоте московской светской жизни»3.В этом салоне А.С. Пушкин слушал импровизации польского поэта Адама Мицккевича, которые вызывали восторг и удивление у современников. Среди посетителей салона были и такие поэты как: П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Д.В. Венедиктов. Когда Пушкин впервые появился в этом салоне, княгиня Зинаида Александровна пропела гостю романс на его стихи, музыка к которому была написана специально для этого вечера:

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман….

Пушкина тронуло это выражение художественного кокетства4.

Так же, литературный салон Волконской стал одним из центральных домов оппозиции в столице. Именно из этого дома провожали в Сибирь Марию Николаевну Волконскую – жену декабриста. Такой поступок можно назвать отчаянным, так как любое сочувствие и помощь декабристам и их семьям, преследовалось и пресекалось государством. Литературный салон Авдотьи Петровны Елагиной, которая была племянницей и другом В.А. Жуковского, стал центром «московской умственной и художественной жизни». «Здесь можно было видеть лица, а не толпы, слышать естественное звучание голоса. Никто здесь не раздавлен ревом толпы, никому не нужно было, излагая задушевную идею, напрягать голосовые связки»5. В доме А.П. Елагиной бывали известные писатели и поэты: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Н.В. Гоголь, а также профессора Московского Университета. Хозяйка салона была умна, начитанна, всегда приветлива, что привлекало в дом избранное общество. Она занималась собиранием литературного архива, куда вошла ее переписка со многими выдающимися русскими писателями и учеными. Дом Елагиных был прозван «республикой у Красных ворот». В салоне устраивались литературные вечера, чтения, драматические представления. Здесь читали неопубликованные произведения А.С. Пушкина.

Однако, касаясь вопроса литературных салонов, можно смело говорить о том, что в них собиралось исключительно русское дворянство и в них не затрагивались какие-либо острые социальные вопросы. Жизнь в салонах отличалась от реальной жизни, в них жили искусством. Безусловно салоны формировали или даже участвовали в формировании русской культуры. Салоны помогали русскому дворянству поднимать уровень своей культуры, об этом свидетельствует только одно большое количество поэтов п.п. XIX века, которые все входили в тот или иной салон.  

В «салонах» и выражается диалог двух культур. Русское дворянство позаимствовало опыт французской культуры.

1 Ж. Робике Повседневная жизнь в эпоху Наполеона СПб., 2012 С. 62

2 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века) СПб., 1994 – С. 365

3 Куранты Историко-краеведческий альманах  Вып. II М., 1987 С. 221

4 Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века М., 2001 – С. 143

5 Чалмаев В.А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. – Тула, 1989 – С. 94

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Описание к данному материалу отсутствует

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Системы счисления древнего мира. Реферат

Освобождение имущества от ареста

Иском об освобождении имущества от ареста является требование лица об освобождении имущества от ареста, основанное на обладании истцом правом собственности или иным правовым титулом на арестованное имущество

Алексей Лесуков биографическая справка

На сегодняшний день Алексей Лесуков является самым молодым российским культуристом, добившимся столь значительных результатов. Родился Алексей в мае 1988 года в городе Апатиты, Мурманской области.

Соціальна робота в українських пенітенціарних установах

Метою дослідження є аналіз сучасної пенітенціарної системи, а саме в сфері ресоціалізації засуджених, розробка пропозицій щодо підвищення ефективності та удосконалення цього процесу.

Ответы на тесты по психологии

Часть 1. Психология. Тесты ответы на тест по научной психологии. Психологические проблемы и вопросы. Методы психологи, исследования, простейшие психические процессы, психика человека. Медицинская, педагогическая, инженерная, космическая, социальная психология.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok