История готов

История готов

Готы — германский народ II—IX веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы. Это были германские племена, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо). В первые века нашей эры они проделали путь из Швеции к Чёрному морю и реке Дунай, достигнув самых аванпостов Римской империи.

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Хотя вопрос о родстве готов с протошведским племенем гётов спорен, под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза).

С переправы готов со Скандинавского полуострова на основную территорию Европы некоторые историки начинают отсчёт Великого переселения народов. Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии.

Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье предположительно занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове "исполин". В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура, с центром на среднем Днестре, а более раннему периоду их истории — культура вельбарская.

Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные — "Гетика" Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, "Сага о Хервёр"), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван "речной дом" — Археймар.

Около 230 года готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.

Остготы

Остготы, остроготы, грейтунги - германское племя, восточная ветвь готов. С III в. расселились по Днепру. При короле Эрманарихе образовали обширный племенной союз и занимали территорию от Балтийского до Черного моря. Были разгромлены гуннами и частично вошли в гуннское племенное объединение, а частично переместились за Дунай, на римские территории. После распада гуннского союза поселились в дунайских областях. При короле Теодорихе Великом (474-526) остготы завоевали Италию и основали Остготское королевство со столицей в Вероне. Были разгромлены византийским императором Юстинианом I в середине VI в. Остготы наиболее ярко проявили себя в историческом процессе захватом Италии и созданием там своих королевств

Вестготы

Кратко:

Вестготы, тервинги - германское племя, западная ветвь готов. С III в. занимали территорию от Днестра до устья Дуная. В 376 г., спасаясь от гуннов, - получили разрешение поселиться на территории Римской империи. В 377 г. подняли восстание против римлян и разгромили войска императора Валента у Адрианополя (378). После этого получили разрешение селиться на Балканском полуострове и заняли территории Мёзии, Фракии и Македонии. Отсюда предпринимали опустошительные набеги на Константинополь, а при короле Аларихе I (395-410) - походы в Италию. В 410 г. захватили и разграбили Рим. При короле Атаульфе (410-415) поселились в Аквитании, где основали первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в Тулузе. Во второй половине VI в. при короле Эрихе (466-484) завоевали Овернь, Прованс и значительную часть Пиренейского полуострова. В 507 г. после поражения от короля франков Хлодвига I на равнине Вуйеу Пуатье и последовавшей за этим потерей Аквитании центр вестготского королевства переместился в Испанию (Толедское королевство). В VIII в. государство вестготов пало под натиском арабов.

КРЫМСКИЕ ГОТЫ

начале 3 в. готы продвигаются на юг и распространяются от Дуная до Днепра, в середине 3 в. начинают совершать опустошительные набеги на Римскую империю, объединяясь для этого в большие военные союзы. Сначала они нападали главным образом на Дакию и Нижнюю Мёзию, потом осели в причерноморских степях, где разделились на ост- и вестготов. Граница между ними проходила по Днестру. Эти два основных готских союза имели и другие названия: Greutungi "грейтунги - степные готы" (от герм. *greuta ср. дисл. grjot "галька, песок") для остготов и Tervingi «тервинги – лесные готы" (от герм. *terwa, дисл. tjara "древесная смола, деготь" или герм. *trewa, гот. triu, да. treo "дерево") для вестготов.В 258 г. готы захватили Крым. Крымские готы в течение долгих столетий сохраняли свой язык, и в 16 в. фламандцу Бусбеку при встрече с крымским готом в Константинополе удалось записать 68 слов их языка. Лишь в 18 в. они окончательно смешались с другими обитателями Крыма. В 4 в. столкновения с римлянами начинаются с новой силой. В причерноморских степях образовался мощный племенной союз во главе с остготами. Наибольшего могущества он достиг при Эрманарихе, но в 375 г его государство пало под ударом гуннов и союзных с ними народов. ("Песнь о Нибелунгах"). Спасаясь от гуннов, вестготы обратились к византийскому императору Валенту с просьбой позволить им поселиться на территории Римской империи. Но условия их жизни там оказались настолько тяжелыми, что они восстали при поддержке римских рабов и колонов и наголову разбили римскую армию при Адрианополе: погиб Валент и 40 тыс. римлян . В начале 5 в. вестготы во главе с Аларихом двинулись на Рим и захватили его в 410 г. Затем они образовали в южной Галлии королевство с центром в Тулузе, потом проникли на Пиренейский полуостров, где их королевство просуществовало до 711 г. В 493 г. Италия была завоевана остготами под предводительством Теодориха (см. выше). Остготское королевство просуществовало до 555 г. Это - период наивысшего культурного расцвета готов. Сохранившиеся готские рукописи дошли до нас именно в остготских списках, хотя памятники созданы намного ранее вестготами.

Другие восточногерманские племена

БУРГУНДЫ

Восточногерманские племена, первоначальным местом обитания которых были территории в устье Одера. Оттуда они переселились в долину реки Майн. Первые столкновения их с римлянами относятся к 279 г. В IV в. бургунды потеснили алеманнов и в 407 г. переправились через Рейн. В 413 г. получили от императора Западной Римской империи приграничные области Галлии, в районе городов Вормса и Майнца. После сокрушительного поражения, отраженного в «Песни о Нибелунгах», которое нанес им в районе современной Женевы римский полководец Аэций в союзе с гуннами, осели на этой территории. В 30-х гг. VI в. были покорены франкским государством.

 

ВАНДАЛЫ

Восточногерманские племена, первоначальным местом обитания которых был п-ов Ютландия, с I века до н.э. — территория между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами. Во II в. н.э. вандалы приняли участие в Маркоманской войне и продвинулись до территории современной Венгрии. Обосновавшись в римской провинции Паннонии, в IV веке поставляли римлянам наемников, из среды которых вышел ряд талантливых римских полководцев. В 406 г. вместе с аланами и свевами двинулись на запад и, пройдя Галлию, в 409 г. достигли Испании. Часть вандалов была полностью уничтожена там вестготами, а часть под предводительством вождя Гейзериха в 429-439 гг. захватила римскую провинцию Африку и обосновалась на территории современного Туниса

 

ВЕСТГОТЫ (ВИЗИГОТЫ)

Ветвь германских готских племен, отделившаяся от остального народа задолго до завоевания Рима вождем остготов Аларихом. В 418 г. были поселены римлянами в качестве федератов на территории между устьями рек Гаронны и Луары. В 475 г. Обрели независимость и образовали Тулузское королевство, откуда начали наступление на Испанию, но позднее были завоеваны франками.

 

ГЕПИДЫ

Восточногерманское племя, первоначально часть готов, впоследствии отдельный народ. Около 270 г. гепиды переместились к границам римской провинции Дакия. Около 400 г. были покорены гуннами, выступали на их стороне в битве на Каталаунских полях в 451 г. После смерти Аттилы успешно боролись против его сыновей, впоследствии поселились к востоку от реки Тиссы в качестве федератов при императоре Марциане. В VI в. государство гепидов было покорено лангобардами и аварами.

 

ГОТЫ (ГОТОНЫ)

Основная часть восточногерманских племен. В I в. н.э. античные источники упоминают о них как о племенах, живших в низовьях Вислы. С 30-х гг. IV в. становятся соседями Римской империи, проживая на Нижнем Дунае. С конца III в. начинаются столкновения готов с римлянами, которые приводят к победе над ними императора Клавдия II и Аврелиана. С 470 г. часть готов (вестготы) ищет убежища от гуннов на римских землях. Однако неразумная политика римской администрации проводит сначала к восстанию вестготов, а затем к поражению римского войска в битве при Адрианополе при императоре Валенте. После ухода вестготов, или визиготов, на запад, небольшая часть этого народа (так называемые «малые готы») продолжала жить частично на Балканском полуострове, частично в Крыму.

Источники о крымских готах

Весьма драматические и трагические события происходят на Доросе в конце VIIIв., когда его захват хазарами вызвал восстание местного христианского населения под руководством епископа Иоанна Готского (сохранился уникальный письменный памятник, созданный одним из современников этого незаурядного человека: книга «Житие Иоанна Готского»). Тогда, в 787г., восставшие продержались полгода, но затем были сломлены, а вождь пленен (однако Иоанну удалось бежать; умершего на чужбине, его все же перевезли в Крым и захоронили близ Партенита – об этом см.статью на нашем сайте). А практически разрушенной крепости хазары дали новое название – «Мангуп». Хотя тогда оно так и не закрепилось: до конца XVв. письменные источники это место идентифицируют с крепостью и княжеством Феодоро.

Иногда в литературе встречается еще одно словосочетание – «Готская епархия». К чему относится оно? Она появляется во второй половине VIIIв. в Крыму как церковно-административное подразделение и получив затем в XIVв. ранг митрополии, просуществует вплоть до конца XVIIIв., когда все христиане были переселены из Крыма.

Период с XI по XIIIвв. в истории готов неясен и темен. Лишь записки монаха-минорита Вилема Рубрука, посланного Людовиком IX дипломатом на Восток и посетившим Крым в 1253г., вновь напоминают о них: «На море, от Херсона до устья Танаиды, находятся высокие мысы, а между Херсоном (Херсонесом) и Солдаей (Судаком) существует сорок замков и почти каждый из них имеет особый язык…, среди них много готов, язык которых немецкий». Нужно сказать, что страна «сорока замков» упоминается в письменных источниках неоднократно. Возможно, что действительно крепостей-замков в этих местах было столько, хотя до нас дошли лишь некоторые из них (см. статьи о пещерных городах Крыма на нашем сайте). И, между прочим, тюркское название нынешнего пещерного города Чуфут-Кале (Иудейская крепость) звучало некогда как Кырк-Ор – «сорок замков» (или «сороковой»?.. возможно, он и был таким по счету в цепочке, начина от Мангупа-Дороса…)

С XIIв. в степном Крыму появляются половцы, за ними татары. Известно, что готы по-прежнему владея горами, а также Южным берегом, платят им дань. В древнейшем славянском письменном источнике — «Слове о полку Игореве», описывающем всю тяжесть половецкого ига, упоминаются также и крымские готы. И все же готы продолжают жить и торговать, и даже для этого пересекать опасные половецкие степи. В «Житии Антония Римлянина» есть упоминание о некоем крымском готе, владевшим греческим и русским языком и прибывшим в Новгород со своими товарами (вот куда добирались!).

В XIIIв. былое могущество Византии и ее влияние в Крыму желает занять новая Трапезундская империя. К Южному берегу полуострова «присматриваются» итальянцы (в основном это выходцы из Генуи). Сначала они покупают татарские земли у Кафы (Феодосии), а затем довольно быстро продвигаются по южному побережью. Предприимчивые итальянцы договариваются на взаимовыгодных условиях о разделе Крыма с ханом Мамаем и оттесняют готов в горы. Овладев их приморскими крепостями, генуэзцы называют свою колонию «Капитанство Готия». Княжество Феодоро теряет выход к морю. Да еще разрушительное нашествие Тамерлана на Крым в конце XIVв., когда был захвачен и разорен уже в который раз Мангуп… Но готы упорны: они укрепляют свои горные рубежи, строя новые крепости (исары) напротив генуэзских и порт Каламиту (князь Алексей), а также возвращают себе крепость Чембало и бухту Символов (ныне Балаклавская бухта). Ведут умную внешнюю политику: дочери их Великого князя (Олубея, как называли его татары) выходят замуж за императора Трапезунда и Стефана Великого; ведутся переговоры с русским Иоанном III о замужестве с царевичем… В 1458г. готский князь был признан одним из четырех «черноморских государей», так как за это время готы, имея традиционно сильную армию, вернули себе многие южные порты и крепости.

Но вот наступил, наверное, самый трагический для готов 1475 год. Турки взяли Кафу, расправились с итальянцами и осадили Мангуп. Мужественные и отважные готы отчаянно сражались, но силы были неравными; через полгода голод заставил их открыть ворота… О той кровавой бойне до сих пор молчаливо рассказывают братские могилы казненных готов на Мангупе. Оставшиеся готы с того времени потеряли навсегда уже свое былое могущество здесь в Крыму. Но, по большей части растворившись среди народов Крыма, они помнили крепко заветы своих предков ревностно сохранять свою германскую принадлежность и язык. Есть письменное свидетельство середины XVIв. Барона Бусбека (посланника императора Фердинанда в Стамбуле), общавшегося с одним, прибывшим из Крыма готом, который со слов его: «…был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил его о натуре и языке их народа, он отвечал весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинственен, что он и поныне еще занимает многие области…, что у них есть два главных города – один зовется Мангуп, другой – Скиварин (вероятно, Сюреньская крепость в верхнем течении реки Бельбек). Готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами».

Бурный для Крыма XVIIIв. был наполнен войнами за его обладание в основном между двумя гигантскими империями: Турцией и Россией. Чтобы ослабить экономику полуострова, генерал-губернатору Новороссии князю Г.А. Потемкину пришла идея переселить из Крыма всех христиан на Азов (этот план и осуществил в начале 1779г. А.В. Суворов). В их числе были и потомки готов во главе с их духовным пастырем – митрополитом Готским и Кафским Игнатием. Вот тогда-то и покинули полуостров фактически последние крымские готы.

ГОТСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В КРЫМУ

1) пещерные города (Инкерман, Эски-Кермен, Сюйрень, Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Бакла);

2) пещерные монастыри (Шулдак, Челтера, Успенский монастырь, окресности Сюйрени).

Также произведены раскопки в некрополях, принадлежавшим готам, типа Узень-Баша, Суук-Су, и в храмах: в Инкермане, в Гурзуфе, в деревне Никита (остаток храма святого Георгия), близ Ялты (остаток церкви святой Марины), на Аю-Даге (4 храма), Мангуп (пещерный храм) и др.

Район распространения пещерных городов в Крыму строго ограничен. Все они входят в состав 2-й гряды Крымских гор, начинающихся у Инкермана и тянущихся на Северо-Восток через Симферополь и Карасезбазар; в северо-восточном конце её никаких пещерных городов нет. В самой столице княжества, Мангупе, большое количество пещерных сооружений - вблизи Мангупа 3 пещерных монастыря: Шулдан, Мармака, Кучук-Сюрень; вблизи же выдающийся пещерный город - Эски-Кермен, наконец - Инкерман, важная крепость и единственная морская база княжества. Ясно, что идея создания пещерных городов не могла быть принесена готами с собою в Крым. Несомненно, это искусство и эту идею они приобрели здесь, как часть того огромного византийского влияния в этнической ассимиляции, которым они здесь подверглись.

Все многочисленные археологические находки на территории Крыма указывают на факты присутствия готов и готской культуры, принесенной готами в Крым, но которая вбирала в себя элементы культур разных народов, бок о бок живших с готами на протяжении 13 веков (римляне, греки, сарматы, хазары и др.), что является вполне естественным и закономерным.

Начиная с 18 века производятся раскопки могильников, захоронений, склепов, принадлежащих к готской культуре. Вот основные из них: Суук-Су (93 монеты/склепы/захоронения, разнообразные предметы и украшения), Артекский могильник (при костях найдены вещи), Джуневись («Генуэзская монета», при костях – предметы, некоторые из них – в Эрмитаже, остальные – в музее Таврической ученой архивной комиссии), Бахчисарайский могильник (в 1888г. найдены вещи, хранящиеся в Эрмитаже), могильник Баль-Гота (место древнего готского поселения; церковь, 5 захоронений, предметы в малом количестве, Репников нашел еще 11 могил и много вещей – бусы, фибулы, пряжки, браслеты, предметы домашнего обихода, монеты и т.д.). Также некрополи близ Кореиза, Симеиза, Лучистого, Скалистого, Чуфут-Кале, и т.д.

Существовали споры по поводу принадлежности могил, захоронений, предметов именно к культуре готов, но они были разрешены в пользу готов (например, распространенный в Крыму обычай хоронить женщин в полном наборе праздничных украшений существовал только у готов). Также погребения, совершаемые по обряду кремации в крымских могильниках середины 3 – первой половины 5 веков характерно для памятников Скандинавии, откуда и явились готы. Интересен тот факт, что детали женского убранства конца 5-7 вв. из некрополей Испании, Италии и Крыма практически однотипны – на протяжении своей истории народы, далекие друг от друга в географическом и политическом отношениях, сберегли основные этнографические черты и язык.

Интересна и ценна находка богатого готского захоронения (3-5 вв. н.э.) у деревни Марфовка в январе 1926 года, была передана Керченскому историко-археологическому музею.

Представляется возможным дать следующую периодизацию истории Крымской Готии:

1) Догосударственный период (середина 3 – середина 6 веков) – вторжение готов на территорию Крымского полуострова, образование готских поселений, распространение христианства (в 325 г. на первом Вселенском соборе в Нике присутствовал и оставил свою подпись митрополит Готии Феофил; Готская же епархия была основана в начале 4 века и была под надзором Константинопольских патриархов);

2) Ранневизантийский период (6-8 века) – строительство укрепленных крепостей;

3) Хазарский период (конец 8 – 1 половина 9 в.) – захват готских владений хазарами, не оставившими ввиду кратковременности пребывания сколько-нибудь глубокого следа в культуре крымских готов;

4) Середина 9-10 вв. – готы попадают под правление Византийской империи;

5) Период разрушений (11-13 века);

6) Ранний период Феодоро (14 век) – на плато строятся здания, на мысе Тешкли-бурун воздвигается цитадель; в конце 14 века на город совершается нападение орды Тамерлана (Тимура);

7) Поздний период Феодоро (первая – третья четверть 15 века) – возрождение Княжества Феодоро, строительство дворца и двух цепей стен, реконструкция Базилики и цитадели;

8) Турецкий период Феодоро (конец 15 – 90-е года 18 веков) – в 1475 г. Турки разорили Кафу, осадили Мангуп. Готия была разрушена. Феодоро подвергается разрушению и забвению, жители покидают город.

Маттиас Меховский писал: «После падения Кафы Мухаммед поразил мечом двух Мангупских герцогов-братьев, единственных оставшихся представителей готской расы и носителей готского языка, надежду продолжения готского рода, и овладел крепостью Мангуп. Так были полностью истреблены готы, и их родословие отныне исчезло». Тем не менее, княжеский род уцелел – мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву, в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский. Линия мангупских князей продолжалась в роде Головиных – сын мангупского князя Стефана (ум. в 1400), брат монарха Алексея (ум. в 1428), стал членом этого рода.

Однако же основная масса готов-крестьян не подверглась ни эллинизации, ни тюркизации и продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и язык еще многие столетия.

Быт, культура и верования крымских готов

Движение германских племен из Скандинавии началось еще в I тысячелетии как часть общего движения варваров, устремившихся к границам богатейшей по тем временам и могущественнейшей римской империи. Сначала они появились в Польском Поморье, потом – в Восточном, но двинулись дальше – в Полесье, Волынь, Подол, Приазовье, Дунай…

Так за каких-то полторы сотни лет германцы прошли весь путь от холодного Балтийского до теплого Черного моря. Великое переселение народов, всколыхнувшее потом всю Европу, началось гораздо позже (с IV по VII вв., да и были тому иные причины), но фактически начало было положено ими – статными, сильными, выносливыми северными воинами из разных германских племен, в истории объединенными названием одного из самых значительных и авторитетных – готами.

На протяжении всего их долгого пути готам пришлось много воевать, но также и уживаться со многими местными племенами и народами (всех не завоюешь), но при этом твердо сохраняя свой язык, обычаи и традиции. Так по пути они победили аланов (племена иранского происхождения), но и, сдружившись с ними, отправились уже вместе далее (потом в Крыму они и расселились по-соседски и даже называли себя одно время гото-аланами). Согласно письменным источникам, продвижение готов в Крым происходило частью через Азовское море (в районе нынешней Керчи, а тогда – Пантикапея, принадлежавшего Боспорскому царству); частью через Перекоп, а частью от Днепра Черным морем к северо-западным берегам (там, где как раз были греческие колонии и римские гарнизоны).

Сокрушительным валом прокатились они по полуострову, сразу оттеснив греков, скифов и других, вступив в борьбу даже с когда-то могущественным, но слабеющим к тому времени Боспором. Захватив боспорский флот, северные пришельцы бесстрашно бороздили просторы Черного моря и вышли в Средиземное. 257-й год для готов стал годом беспримерного взятия Трапезунда. Тогда «варвары» овладели буквально несметными сокровищами, а также захватили сотни пленных. Часть готов осталась у Боспора (их стали называть трапезитами), а часть с большим количеством кораблей и хорошей добычей снова вернулась в Крым. Конечно, были и те, которые отправились в союзе с аланами дальше — покорять Рим… Но мы все же вернемся к тем, что остались в Крыму.

Северные пришельцы облюбовали северо-западный предгорный Крым. Первые документальные сведения о существовании страны готов на Крымском полуострове принадлежат византийскому историку Прокопию Кессарийскому (VIв.). В одном из своих трактатов он писал о готах как о союзниках Византии, живущих в некоей «стране Дори, лежащей на северо-западе побережья, на возвышенности с плодородными землями». По словам историка, готы славились не только как «прекрасные воины, но и как деятельные и искусные земледельцы» и, хотя страна их «лежит высоко, однако она не дика и не сурова, но приятна и богата наилучшими плодами» (по его же словам, готы отличались «наибольшим гостеприимством между всеми людьми», живущими на полуострове). Название Дори происходит от крепости Дорос, которая была, по-видимому, духовным центром Готии. Ученые считают, что это был Мангуп… Но так его стали называть с конца VIIIв., когда крепость захватили хазары (воинственные племена дагестанского типа). Мангуп и сейчас поражает всех, кто приходит к нему, грандиозностью сохранившихся сооружений и красотой окружающей местности. Этот самый большой пещерный город Крыма расположен на вершине столовой горы Баба-Даг (Отчая гора), которая возвышается на 580м над уровнем моря и на 200м над окружающими долинами. Протяженность искусственных укреплений и неприступных естественных обводов – почти 7км. И самым главным, пожалуй, было то, что там всегда была питьевая вода – горные родники. Практически ни в одном из пещерных городов нет второго такого чуда: вода на изолированном плато на высоте около 600м над уровнем моря! Это сейчас на замершие в глубоком сне развалины приводят по горным тропам туристов, а тогда за неприступными оборонительными стенами и башнями шумел целый город с домами, лавками, мастерскими, а также с княжеским дворцом и храмами, устремившимися ввысь в характерном готическом стиле. Под влиянием ранних христиан, частично плененных в походах, частично бежавших из Рима от притеснителей веры (лучше жить среди язычников в изгнании, чем быть мертвым на родине…) германцы довольно быстро пришли к христианству. За долгие годы странствий готы привыкли перенимать от других народов все правильное и нужное для себя. Видя, как монахи мужественно преодолевают все невзгоды, усердно молятся не только за себя, но и за всех окружающих, самоотверженно трудятся, с любовью и милосердием лечат больных и раненых , готы решили, что и им не повредит такой образ жизни… По большому счету, христианство распространилось в Крыму впервые как раз в готской среде и даже намного раньше, чем среди греков (так одним из участников 1-го Вселенского собора в г.Никее в 325г. был и епископ Кадм, который считается пастырем крымских готов).

Но только с конца VIIв. сведения о жизни в Княжестве Готия становятся более определенными. Она значительно укрепляется. А какой прочный и надежный союз был у Готии долгие десятилетия с самой Византийской империей! Хотя даже тогда своенравные германцы осмеливались принимать беженцев из «золотой державы»: например свергнутого императора Юстиниана II, бежавшего сюда из Херсона – из мест его ссылки (в Крым еще по старой «римской традиции» отправляла в ссылку бунтовщиков или неугодных его преемница Византия). Православное духовенство во время жестоких иконоборческих гонений (сюда бежали многие просвещенные монахи, оказавшие затем значительное влияние на культуру Готии).

Весьма драматические и трагические события происходят на Доросе в конце VIIIв., когда его захват хазарами вызвал восстание местного христианского населения под руководством епископа Иоанна Готского (сохранился уникальный письменный памятник, созданный одним из современников этого незаурядного человека: книга «Житие Иоанна Готского»). Тогда, в 787г., восставшие продержались полгода, но затем были сломлены, а вождь пленен (однако Иоанну удалось бежать; умершего на чужбине, его все же перевезли в Крым и захоронили близ Партенита – об этом см.статью на нашем сайте). А практически разрушенной крепости хазары дали новое название – «Мангуп». Хотя тогда оно так и не закрепилось: до конца XVв. письменные источники это место идентифицируют с крепостью и княжеством Феодоро.

Иногда в литературе встречается еще одно словосочетание – «Готская епархия». К чему относится оно? Она появляется во второй половине VIIIв. в Крыму как церковно-административное подразделение и получив затем в XIVв. ранг митрополии, просуществует вплоть до конца XVIIIв., когда все христиане были переселены из Крыма.

Период с XI по XIIIвв. в истории готов неясен и темен. Лишь записки монаха-минорита Вилема Рубрука, посланного Людовиком IX дипломатом на Восток и посетившим Крым в 1253г., вновь напоминают о них: «На море, от Херсона до устья Танаиды, находятся высокие мысы, а между Херсоном (Херсонесом) и Солдаей (Судаком) существует сорок замков и почти каждый из них имеет особый язык…, среди них много готов, язык которых немецкий». Нужно сказать, что страна «сорока замков» упоминается в письменных источниках неоднократно. Возможно, что действительно крепостей-замков в этих местах было столько, хотя до нас дошли лишь некоторые из них (см. статьи о пещерных городах Крыма на нашем сайте). И, между прочим, тюркское название нынешнего пещерного города Чуфут-Кале (Иудейская крепость) звучало некогда как Кырк-Ор – «сорок замков» (или «сороковой»?.. возможно, он и был таким по счету в цепочке, начина от Мангупа-Дороса…)

С XIIв. в степном Крыму появляются половцы, за ними татары. Известно, что готы по-прежнему владея горами, а также Южным берегом, платят им дань. В древнейшем славянском письменном источнике — «Слове о полку Игореве», описывающем всю тяжесть половецкого ига, упоминаются также и крымские готы. И все же готы продолжают жить и торговать, и даже для этого пересекать опасные половецкие степи. В «Житии Антония Римлянина» есть упоминание о некоем крымском готе, владевшим греческим и русским языком и прибывшим в Новгород со своими товарами (вот куда добирались!).

В XIIIв. былое могущество Византии и ее влияние в Крыму желает занять новая Трапезундская империя. К Южному берегу полуострова «присматриваются» итальянцы (в основном это выходцы из Генуи). Сначала они покупают татарские земли у Кафы (Феодосии), а затем довольно быстро продвигаются по южному побережью. Предприимчивые итальянцы договариваются на взаимовыгодных условиях о разделе Крыма с ханом Мамаем и оттесняют готов в горы. Овладев их приморскими крепостями, генуэзцы называют свою колонию «Капитанство Готия». Княжество Феодоро теряет выход к морю. Да еще разрушительное нашествие Тамерлана на Крым в конце XIVв., когда был захвачен и разорен уже в который раз Мангуп… Но готы упорны: они укрепляют свои горные рубежи, строя новые крепости (исары) напротив генуэзских и порт Каламиту (князь Алексей), а также возвращают себе крепость Чембало и бухту Символов (ныне Балаклавская бухта). Ведут умную внешнюю политику: дочери их Великого князя (Олубея, как называли его татары) выходят замуж за императора Трапезунда и Стефана Великого; ведутся переговоры с русским Иоанном III о замужестве с царевичем… В 1458г. готский князь был признан одним из четырех «черноморских государей», так как за это время готы, имея традиционно сильную армию, вернули себе многие южные порты и крепости.

Но вот наступил, наверное, самый трагический для готов 1475 год. Турки взяли Кафу, расправились с итальянцами и осадили Мангуп. Мужественные и отважные готы отчаянно сражались, но силы были неравными; через полгода голод заставил их открыть ворота… О той кровавой бойне до сих пор молчаливо рассказывают братские могилы казненных готов на Мангупе. Оставшиеся готы с того времени потеряли навсегда уже свое былое могущество здесь в Крыму. Но, по большей части растворившись среди народов Крыма, они помнили крепко заветы своих предков ревностно сохранять свою германскую принадлежность и язык. Есть письменное свидетельство середины XVIв. Барона Бусбека (посланника императора Фердинанда в Стамбуле), общавшегося с одним, прибывшим из Крыма готом, который со слов его: «…был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил его о натуре и языке их народа, он отвечал весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинственен, что он и поныне еще занимает многие области…, что у них есть два главных города – один зовется Мангуп, другой – Скиварин (вероятно, Сюреньская крепость в верхнем течении реки Бельбек). Готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами».

Бурный для Крыма XVIIIв. был наполнен войнами за его обладание в основном между двумя гигантскими империями: Турцией и Россией. Чтобы ослабить экономику полуострова, генерал-губернатору Новороссии князю Г.А. Потемкину пришла идея переселить из Крыма всех христиан на Азов (этот план и осуществил в начале 1779г. А.В. Суворов). В их числе были и потомки готов во главе с их духовным пастырем – митрополитом Готским и Кафским Игнатием. Вот тогда-то и покинули полуостров фактически последние крымские готы.

Письменные памятники

Невозможность однозначного определения статуса крымскоготского обусловлена также и тем фактом, что у исследователя в наличии единственный документ оставленный О. Бусбеком. Будучи фламандцем по происхождению, он делал свои записи на латинском языке, невольно приближая их к своему родному. Кроме того, его автограф был утрачен, поэтому при исследовании приходится пользоваться перепечатками его письма в более поздних журналах. Все это, безусловно, только затрудняет работу исследования.

Найденные в Крыму надписи, связанные каким-либо образом с готами, сделаны в основном на греческом языке. Готия долгое время была провинцией Византии, поэтому доминирующим языком мог оказаться греческий. Но известно, что в готских церквях службы проводились именно на крымско-готском языке, но, к сожалению, записей служб не осталось.

Изучение феномена крымских готов, несомненно, имеет большое значение для науки. Оно позволяет проследить судьбу народов, проживающих в языковой изоляции, а также оказать помощь с расшифровке многочисленных памятников в Крыму, все еще остающихся загадкой для науки.

Крымско-готский язык существенно отличается от классического готского, обнаруживая крымско-готские диалектные особенности по сравнению с языком Библии Вульфилы. Кстати, эти особенности позволяют предполагать, что предки крымских готов еще во время проживания в Скандинавии существовали обособленно от основного массива готов. Исследователи отмечают также связь языка крымских готов с языком герулов, принимавших совместно с остготами участие в морских грабительских походах (в 267г. такой поход был совершен по Понту из устья Меотиды к устью Дуная, т. е. вдоль Крымского побережья), выделяют и некоторые иранские (аланские) заимствования при обозначении числительных «сто» – «sada» (осетинское «sada») и «тысяча» – «hazer» (персидское «hazar») и т.п.

Крымско – готский язык

Крымско-го́тский язы́к — диалект готского языка, которым пользовались крымские готы в некоторых районах Крыма до конца XVIII века.

Письменный источник[править | править вики-текст]

Существование германского диалекта в Крыму подтверждёно источниками с IX до XVIII веков. Однако лишь один источник проливает свет на сам язык — письмо австрийского дипломата Ожье Гислена де Бусбека, датированное 1562 годом (опубликовано впервые в 1589 году). Письмо содержит список из 96 слов и фраз, а также песню на готском языке, которую дипломат услышал от крымчан в Константинополе.

Информация Бусбека не является точной. Во-первых, оба осведомителя не владели языком безупречно (один был греком, который знал крымскоготский как второй язык, второй был готом, который, однако, готским языком не владел, и родным языком для него был греческий). Во-вторых, вероятно, что родной фламандский язык Бусбека повлиял на транскрипцию написанных им слов. В-третьих, в тексте, который считается единственным источником, несомненно имели место опечатки.

Существует две альтернативные концепции:

Крымскоготский язык является отдельной ветвью восточногерманских языков и отличается от готского языка епископа Ульфилы.

Крымскоготский язык происходит от диалекта западногерманских поселенцев, которые мигрировали в Крым в раннем Средневековье, и чья речь в дальнейшем была видоизменена под влиянием готского языка.

Обе теории были предложены в XIX веке. Поскольку нет общей концепции по этому вопросу, принято считать, что крымскоготский не происходит от книжного готского.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Готы — германский народ Вестготы, тервинги - германское племя, западная ветвь готов вандалы гепиды. Источники о крымских готах

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok