Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Идеалистические умозрительные системы немецких философов Канта и Гегеля в интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось преодолеть, удержав то ценное, что в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом. Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека.

В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений.

Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм.

Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии.

Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Все вопросы и ответы

К данному материалу относятся разделы:

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

Предмет философии, её основные функции.

Место философии в системе культуры.

Античная философия, её специфические особенности. 

Философия Сократа.

Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм. Устройство вселенной по Платону

Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Теоцентризм философии средних веков

Философия Ф. Аквинского.

Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

Теория познания И. Канта.

Этика И. Канта.

Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

Марксистское понимание истории и общества.

Диалектика природы Ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.

Философия жизни Ницше.

Особенности отечественной средневековой философии.

Становление и развитие философии в России XIII в.

Русская материалистическая философия XIX в.

Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Русский космизм как философия.

Характерные черты советской философской мысли.

Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.

Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.

Проблемы бытия в истории философии.

Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.

Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.

Категория «материя»: подходы к истолкованию

Движение и его сущность. Движение и развитие.

Философские концепции пространства и времени.

Единство и многообразие мира.

Диалектика как теория развития и как метод познания.

Законы и категории диалектики.

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.

Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

Формы и методы естественнонаучного познания.

Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании

Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.

Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины

Интуиция и ее роль в познании.

Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

Общество как социум. Понятие, основные черты.

Деятельность как специфический способ существования человека.

Понятие культуры. Типология культур.

Цивилизация и культура: понятие и соотношение.

Общественное бытие: понятие и структура.

Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

Социальные отношения и их значение в жизни общества.

Политические отношения. Государство и общество.

Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).

Виды (формы) общественного сознания.

Человек как личность. Социальная роль личности.

Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

Проблема смысла жизни человека.

Общество и глобальные проблемы современности.

Понятие философского мировоззрения.

Похожие материалы:

Создание простого проекта на основе линейного алгоритма

Лабораторная работа Цель работы: Изучить основные элементы стартовой формы, свойства элементов.

Постмодернізм в англійській літературі

Англійський роман останньої третини 20 століття. Дейвід Лодж, Малколм Бредбері, Ґрем Свіфт, Джуліан Барнс, Пітер Акройд.

Лекции по социологии

Социология. Лекции по изучению социологии. Общество как система, Культура и ее типы типологии. Исследование личности в социологии, ее статусы. Цели и задачи социальных институтов.

Оценка бизнеса

Стратегия ценообразования. Ценовые стратегии. Оценка стоимости бизнеса. Цели и функции, этапы, подходы и методы оценки бизнеса. Предприятия-аналоги при оценке бизнеса. Расчет рыночной стоимости имущества. Интеллектуальная собственность и методы ее оценки. Нематериальные и материальные активов. Стоимость товарного знака.

Теплова енергія, яка використовується у житлово-комунальному господарстві

Ефективне використання теплової енергії, зрештою, не є надто складною справою. Наведений список можливих заходів ви можете доповнити і власними ідеями.