Характерные черты советской философской мысли.

С установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии, которая все более политизировалась. Он рекомендовал перекопать весь «навоз», накопившийся в философии и естествознании, «разворошить» все написанное «деборинцами». Лица, пришедшие к руководству философской наукой, под видом укрепления партийной линии фактически возвеличивали Сталина как философа.

Философию стали трактовать как форму политики. Широкое распространение получила вульгаризация методологической роли философии. Призывы к преодолению «отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов философии на деле оборачивались профанацией. Появились статьи на темы: «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в математике», «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле» и т. п.

В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория (как две составные части диалектического материализма) - это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности. Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания вовсе устранялся (как некий «пережиток» гегельянства). Из абстрактных философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации. Большое влияние на идейно-философский климат в стране оказала дискуссия 1947 г. по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», проведенная под руководством А. А. Жданова.

Последний определил всю историю домарксистской философии как «ненаучную» и противопоставил ей «научную марксистскую философию». Современные течения немарксистской философии фактически отождествлялись с буржуазной идеологией. Вместе с тем Жданов отмечал, что диалектический материализм является не наукой наук, а инструментом познания. Марксистская философия не должна пытаться встать над другими науками. В результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Все вопросы и ответы

К данному материалу относятся разделы:

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

Предмет философии, её основные функции.

Место философии в системе культуры.

Античная философия, её специфические особенности. 

Философия Сократа.

Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм. Устройство вселенной по Платону

Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Теоцентризм философии средних веков

Философия Ф. Аквинского.

Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

Теория познания И. Канта.

Этика И. Канта.

Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

Марксистское понимание истории и общества.

Диалектика природы Ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.

Философия жизни Ницше.

Особенности отечественной средневековой философии.

Становление и развитие философии в России XIII в.

Русская материалистическая философия XIX в.

Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Русский космизм как философия.

Характерные черты советской философской мысли.

Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.

Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.

Проблемы бытия в истории философии.

Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.

Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.

Категория «материя»: подходы к истолкованию

Движение и его сущность. Движение и развитие.

Философские концепции пространства и времени.

Единство и многообразие мира.

Диалектика как теория развития и как метод познания.

Законы и категории диалектики.

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.

Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

Формы и методы естественнонаучного познания.

Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании

Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.

Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины

Интуиция и ее роль в познании.

Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

Общество как социум. Понятие, основные черты.

Деятельность как специфический способ существования человека.

Понятие культуры. Типология культур.

Цивилизация и культура: понятие и соотношение.

Общественное бытие: понятие и структура.

Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

Социальные отношения и их значение в жизни общества.

Политические отношения. Государство и общество.

Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).

Виды (формы) общественного сознания.

Человек как личность. Социальная роль личности.

Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

Проблема смысла жизни человека.

Общество и глобальные проблемы современности.

Понятие философского мировоззрения.

Похожие материалы: