Хороведение. Конспект

ХОРОВЕДЕНИЕ

Конспект №1

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формахпрактической и духовной.

Результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования; Результатом второй — изменения в сфере общественного и индивидуального сознания.

В качестве особого типа (вида или рода) духовной деятельности эстетики и философы выделяют так называемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства.

Искусство определяется, как один из способов духовного освоения мира, «специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, представляющую собой отражение действительности в художественных образах»

а произведение искусства или художественное произведение — как «продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его создателя-художника и который отвечает определенным критериям эстетической ценности»

Хоровое пение – одна из наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности людей.

Оно возникло и развивалось как искусство трудящихся и широких масс. Художественно правдивое и многогранное отражение жизни народа (людей), мыслей, чувств, мировоззрения – стало главным содержанием хоровой культуры. Пение в хоре сплачивает людей, объединяет их в коллектив.

Понятие «хор» в хороведческой литературе

П. Г. Чесноков: «Хорэто такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы... Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении»

В. Г. Соколов: «Хором в полном смысле этого слова можно назвать такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в исполняемом .произведении»

Хор, как музыкально-исполнительского «инструмент» -

как музыкальная организация представляет собой:

вокально-исполнительский коллектив,

ансамбль вокальных у н и с о н о в.

Хор это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно-полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-эстетическому воспитанию народных масс. Как' музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов.

Хор — самый большой по количеству участников вокальный ансамбль. Но специфика хора не только в этом. В отличие от вокальных ансамблей — дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, секстетов и т: д., в хоре каждый звук, каждую линию партитуры исполняет не один певец, а группа певцов, поющих в унисон. Унисонная природа певческих партий, образующих хор, определяет особенности хорового звучания, специфику профессиональной техники.

Унисон предполагает полную слитность всех компонентов исполнения: звукообразования, интонации, тембра, громкости, ритма, дикции, орфоэпии.

!!! Установление унисонов — отправной момент в хоровой работе. !!!

Характерной формой хорового исполнительства, наиболее полно выявляющей выразительные возможности искусства, является пение без сопровождения — a cappella. Больших успехов оно достигло в XVI—XVJI веках в эпоху расцвета полифонии строгого стиля. По мере развития мелодических, метро-ритмических, гармонических, полифонических средств искусство хорового пения a cappella становилось более совершенным, обнаруживая все новые выразительные возможности. Пение a cappella продолжает занимать ведущее место в практике профессиональных хоров, а также самодеятельных коллективов. Оно определяет уровень их мастерства.

Работа над произведениями без инструментального сопровождения требует от исполнителей наибольшей активности и самостоятельности и является лучшей формой воспитания хорового коллектива.

Развитие пения a cappella — важнейшая задача современного хорового искусства.

Жанры хорового исполнительства

ЖАНР (Франц. genre —род, тип, манера) — вид произв. какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилевыми признаками.

В широком смысле этот термин применяют к оперн., симф., хоровой музыке, в узком смысле — к разновидностям этих основных разделов (напр., хоровая песня, миниатюра, хор крупной формы; обработка, переложение; кантатно-ораториальн. Ж.— кантата, оратория, месса, реквием, магнификат и т. д.; хор. концерт, поэма, сюита, хор. соната; оперн. хор, сцена), а также — в связи с особенностями исполнения (хор а кап., хор с сопр., вок. ансамбль) или в зависимости от «бытования» произв. (гимн, марш, танец, баркарола,' серенада, колыбельная, застольная и т. д.; нар. песня — лирическая, трудовая, частушка и др.). Встречается также синтетич. Ж-, напр. симфония-кантата, поэма-кантата, прелюдия-кантата, сценическая кантата, оратория-поэма, кантата-песня, гимн-марш и др.

Два направления в хоровом исполнительстве

Академический

Народный

Формы хорового исполнительства

Профессиональные, учебные, любительские хоры

Народные хоры

Академические – диапазон. Количество партий и певцов.

Детские хоры - смешанные, мальчиков, девочек и т. д.

Ансамбли песни и танца (пляски)

Богослужебные

Оперные хоры

Массовые хоры

Массовая песня способствует демократизации музыкального языка, интонационной конкретности образов. Это песни – гимны, манифесты. Интонациями советских (массовых песен, творчески переосмысленных композитором, пронизана «Патетическая оратория» Свиридова. Необычайно широк диапазон выразительных средств в 10 поэмах Шостаковича, где органически слились лаконичные броские [приемы массовых песен с инструментальной виртуозностью хоровой фактуры («Девятое января»).

Народная песня — основа основ музыкальной культуры народа. Она включает в себя главнейшие черты национального музыкального стиля, является необходимым фактором развития демократического искусства, фундаментом композиторского и исполнительского творчества.

Традиции русской исполнительской школы тесно связаны с творчеством композиторов-классиков, воплотивших в своих сочинениях лучшие черты национальной культуры. Хоровое исполнение классических произведений всегда горячо принимается слушателями, а работа над этими произведениями воспитывает коллектив, оттачивает мастерство, развивает, углубляет и обогащает искусство.

Возросшие требования к хоровым коллективам повлекли значительное расширение исполнительного диапазона, мастерства воплощения произведений самых различных стилей и жанров.

Богатство репертуара профессиональных хоров сочетается с разнообразием творческого почерка певческих колтективов, руководимых такими художниками, как А. В. Свешников, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Б. А. Александров, Г. Г. Эрнесакс, Г. Р. Ширма и другие.

Не менее разнообразны и самодеятельные хоры, состав которых формируется в значительной степени по возрастным и профессиональным признакам.

Академические хоры - в своей деятельности опираются на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, которые выработаны музыкальными академиями и другими аналогичными организациями.

Народные хоры - строят свою работу на основе местных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров.

В певческой практике некоторых народов используются своеобразные приемы исполнения, которые не свойственны представителям других народов.

У башкиров, хакасов, тувинцев и монголов существует, так называемое, горловое пение — своеобразный вид сольного двухголосия: певец одновременно исполняет выдержанные звуки в нижнем регистре и мелодию в верхнем регистре, которую составляют обертоны:

У ряда национальностей, связанных этнографической и языковой общностью, наблюдается сходство исполнительского состава народных хоров и манеры пения. Это присуще, например, египетским, афганским, иранским и сирийским хорам.

Другую группу образуют итальянские, испанские и некоторые латиноамериканские народные хоры.

Самостоятельную группу составляют народные хоры славянских народов, обнаруживающие несомненное родство и в манере пения, и в складе хорового многоголосия.

Если славянские хоры отличаются наличием большого количества мощных низких певческих голосов, то у корейцев, китайцев и японцев низкие голоса в хорах встречаются 'редко.

В связи с особенностями фонетики народов этой языковой группы, их голоса звучат очень '«близко», мягко, с некоторым «носовым» оттенком в тембре.

Характерной чертой немецких хоров как смешанных, так и однородных является четырехголосие. Основу грузинских мужских хоров составляет трехголосие.

Жанровыми признаками русских народных хоров являются:

а) опора на местную областную традицию бытового хорового пения; б) использование натурального регистрового звучания голосов;

в) подголосочно- полифонический распев песни как основа хорового многоголосия;

г) сочетание пения с народной пантомимой и хореографией.

В отличие от академических хоров, русские народные хоры не имеют единых норм в количественном соотношении мужских и женских голосов

Различны диапазоны народных хоров

Певцы народных хоров поют «натуральными» голосами и не используют приемы «сглаживания» регистров. Они стремятся петь от начала до конца в одном регистре, при этом нередко расширяют его границы за счет переходных нот и прилегающих к ним звуков смежного регистра.

Распетые в народном хоре произведения не имеют устойчивого количества голосов. Голоса то расходятся, образуя многоголосную партитуру, то сливаются в унисон

Импровизация, лежащая в основе «разведения песни на голоса», в опытном народном хоре всегда имеет свои закономерности, обусловленные содержанием песни, характером мелодии, ритмом, ладом и т. д.

Народный хор в большинстве случаев поет на эстраде без дирижера. Руководитель хора отвечает за репертуар, ведет всю репетиционную и Учебно-воспитательную работу в коллективе, подготавливает его к эстрадному выступлению.

Академический хор

В зависимости ог профиля исполнительской деятельности хоровые коллективы .именуются капеллами, ансамблями песни и танца (пляски), оперными хорами, учебными хорами и т. д.

Капелла. Хор получил это наименование от названия места, где размещаются певчие. До средних веков капеллы были исключительно вокальные. По мере развития профессионального инструментального исполнительства стали появляться капеллы, объединяющие не только певцов, но и инструменталистов. В капеллах сосредоточились лучшие композиторские и исполнительские силы.

В настоящее время капеллами называются некоторые большие и средние по составу, высококвалифицированные концертные хоры, профессиональные (Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки, Русская республиканская капелла it т. д.), а также любительские коллективы

Ансамбль песни и танца — одна из весьма распространенных форм хорового исполнительства. Название ансамбль в данном случае свидетельствует об объединении двух жанров искусства — музыки и хореографии. В связи с этим, очевидно, к ансамблям можно причислить и некоторые русские народные хоры (Государственный русский народный хор им. Пятницкого и другие), включающие в себя хор, оркестр и танцевальную группу. В основе деятельности ансамблей, как правило, лежит пропаганда национального народного искусства. Армейский ансамбль песни и пляски, как уже говорилось выше, впервые возник в Советском Союзе в 1928 году. 1 Профессиональные , армейские ансамбли песни и пляски существуют сейчас при военных округах и крупных соединениях. Самодеятельные ансамбли песни и пляски организуются в частях и подразделениях армии. Армейские ансамбли имеются во всех социалистических странах.

Оперные хоры. Сочетание хорового пения со сценическим действием определяет специфику оперно-хоро- вого исполнения. Оно имеет свою давнюю историю. Оперные хоры возникли в начале XVII века. В 1600 году во Флоренции была поставлена опера Пери «Эвридика», в которой принимал участие мадригальный хор, а в 1607 году в Мантуе состоялась премьера «Орфея» Мон- теверди, с хорами пастухов и подземных духов. Важную роль играли хоры в римской опере (с 30-х годов XVII века). Со второй половины XVII века в театральном репертуаре большое место заняли оперы Люлли и Рамо, с их разнообразными пасторальными, военными, рели- гиозно-обрядовыми и сказочно-фантастическими хоровыми сценами.

Важным событием в оперно-хоровом искусстве XVIII века стали оперы Глюка, который заметно поднял роль хора в оперной драматургии. Начинания Глюка были продолжены Керубини, Лесюэром, Мегю- лем и нашлп качественно новое воплощение в некоторых операх Моцарта, красочно-поэтически воссозданы жанрово-хоровые картины у Вебера.

Горячий отклик в широких демократических кругах Италии вызвала постановка ранних опер Д. Верди. Хоры из этих опер были подняты на щит борцами народно-освободительного движения. Еще в операх Обера («Немая ив Портичи») хор начинает выполнять функции более или менее самостоятельного «коллективного персонажа» спектакля. Эту линию продолжил Мейер- бер в своих операх. Превосходные реалистические народно-хоровые сцены создали Визе в «Кармен» и Верди в «Аиде».

Могучим источником прогресса оперно-хорового искусства стала русская классика. Народная героическая опера «Иван Сусанин» Глинки, монументальная эпопея «Князь Игорь» Бородина, социально-историческая драма «Псковитянка», опера-былина «Садко», опера- легенда «Сказание о невидимом граде Китеже» Рим- ского-Корсакова, народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, глубочайшая музыкально-психологическая драма «Пиковая дама» Чайковского — каждое из этих сочинений составляет целую эпоху в истории мирового оперного искусства. Хоровые сцены в русских операх чрезвычайно разнообразны. Активная роль образа народа в спектакле обусловила рождение новых форм хоровой драматургии.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Хоровое пение – одна из наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности людей. Понятие «хор» в хороведческой литературе Жанры хорового исполнительства

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok