Звук гортани. Пение. Хороведение

Хороведение

Конспект № 3

СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ

Звук гортани.

Высота звука, который образуется над связками, обусловлена частотой колебаний связок.

Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины, длины связок. Принципы изменения высоты звука в какой-то степени сходны с законом колебания струны. Однако в голосовом аппарате этот процесс протекает значительно сложнее.

Регулирование частоты колебания производится сложными импульсами из центральной нервной системы, а в самих связках происходят комбинированные изменения внешнего и внутреннего натяжения и изменения длины связок.

Сила звука зависит от мощности связок и амплитуды их колебаний. Однако имеются и другие факторы, влияющие на слуховое восприятие силы звука.

Музыкальный звук — всегда сложный.

Певческий звук возникает вследствие того, что связки колеблются не только целиком, но, одновременно, и своими частями, поэтому звук составляется из целого комплекса простых колебаний, имеющих различные частоты и амплитуды.

Основной тон — самый низкий, образующийся от колебания связок в целом, — определяет высоту звука. Обертоновый состав звука или его спектр мы воспринимаем, как тембр (окраску).

Таким образом, от частоты и силы колебания связок в целом зависит частота и сила основного тона, а от формы их вибрации — обертоновый состав или первичный тембр звука.

Этот первичный тембр в резонаторных полостях подвергается «обработке», усилению определенных зон частот колебаний. Однако первоначальный «связочный» тембр играет важную роль в образовании окончательного тембра звука, и изменением качества атаки звука, формы работы связок во взаимодействии с дыханием мы можем влиять на тембр голоса.

Если спектр голоса имеет хорошо выраженные высокочастотные обертоны с частотой колебаний свыше 2500 кол/сек или, что тоже самое, в голосе хорошо выражена высокая певческая форманта, он воспринимается на слух, звучащим ярко, звонко, полетно и более громко, чем голос, лишенный этих качеств.

На восприятие силы звука влияет также певческое вибратопульсация звука.

Звук, лишенный вибрато, воспринимается как прямой, «безжизненный», более слабый. Согласно законам акустики наилучшая пульсация звука — 6 раз в секунду. Более редкая пульсация воспринимается как «качка голоса», более частая — как «тремоляция», «барашек».

Пение происходит на гласных звуках.

Акустическая сущность гласных состоит в том, что для обертонового спектра каждого из них характерны ярко выраженные, усиленные зоны колебаний определенной частоты, независимо от абсолютного высотного положения звука (основного тона).

Так, в спектре звука «а» имеются ярко выраженные, усиленные обертоны в зоне 1100 кол/сек. Гласному звуку «е» соответствуют усиленные обертоны в зоне 700 и 1400 кол/сек; для «и» — 370 и 3200 кол/сек; для «о» — 1000 и 700 кол/сек; для «у» — 900 и 400 кол/сек.

Восприятие нашим слухом обертонового спектра, присущего тому или другому гласному, и создает тембровое ощущение этих гласных.

Характерные для гласных тембры, обусловленные ярко выраженными обертонами определенной частоты, называются формантами гласных.

Образование формант гласных происходит в полостях глотки и рта. Эти резонаторные полости при пении на том или ином гласном звуке приобретают такую форму, которая начинает усиливать обертоны соответствующей частоты колебаний.

В акустической лаборатории Московской государственной консерватории были записаны спектры гласных.

В спектре гласной «и» оказываются усиленными обертоны, совпадающие с высокой певческой формантой. Образуется эта форманта в узкой полости между языком и твердым нёбом. Поэтому гласная «и» обычно отличается яркостью звучания, и у певцов на этой гласной легко возникают ощущения вибрации «в маске» Однако при смене гласной, а следовательно, и артикуляционного уклада языка, эти ощущения могут исчезнуть.

Источником стабильной высокой форманты голоса является звук гортани и резонирование нижней части глотки; для достижения полетности звука необходимо прежде всего совершенствовать первичный тембр гортани.

В связи с различной формой резонаторных полостей на разных гласных возникают не одинаковые уровни сопротивления рупора. При одной и той же силе и высоте звука на гласной «а», например, имеющей наилучшую форму рупора, оказывается наименьшая толщина вибрирующих участков связок, на «у» — наибольшая. По той же причине несомненное значение имеет форма нёба. Глубокий и правильный купол положительно влияет на фонацию голоса.

Согласные образуются в связи с тем, что на пути звука возникают препятствия. В зависимости от формы барьера согласные получили название зубные, губные, язычковые, взрывные и т. д.

(вернемся к этому в разделе«Дикция и орфоэпия в пении»).

Регистровое строение голоса.

Диапазон звуковой объем голоса взрослого певца — составляет, примерно, две октавы.

Звуковой состав голоса не однороден, он делится на регистры.

Регистр певческого голоса — это последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования.

Физиология различает два типа работы голосового аппарата (механизма голосообразования), соответствую-щих грудному регистру и фальцету.

Грудной регистр характеризуется полным смыканием голосовой щели, участием в колебательном движении всей массы связок, возможностью развития наибольшей амплитуды колебания и передачи колебаний не только в надставную трубку, но и в бронхиальное дерево.

При фальцете замыкание голосовой щели неполное (открыта в виде овала), связки вибрируют только свободными средними краями, резонируют, в основном, полости надставной трубки. Фальцет слабее, беднее тембром, чем грудной регистр.

Смешанный регистр характеризуется совмещением элементов грудного и фальцетного (головного) голосообразования. На протяжении всего диапазона певцы фактически пользуются смешанной формой голосообразования.

Разделение голоса на регистры обусловлено различием пропорций смешения типовых форм голосообразования на отдельных участках диапазона певческого голоса.

На границах регистров находятся зоны звуков, на

которых происходит перестройка голосового аппарата — переходные ноты.

Эти границы особенно слышны у поющих натуральными голосами, не использующих приемов сглаживания регистров. На переходных нотах в связи с перестройкой механизма голосообразования голос становится тусклым и менее устойчивым, как будто «западает» (особенно это заметно у необученных певцов), а пройдя эту зону, начинает звучать снова ярко, но в новой окраске.

Регистры мужских и женских голосов

Мужские голоса имеют два регистра: грудной и фальцет.

Женские — три: грудной, медиум и головной. Соответственно и зон переходных нот у мужчин — одна, у женщин — две. Однако у женских голосов наиболее заметен «перелом» голоса при переходе от грудного регистра к медиуму. Переход от среднего регистра к верхнему менее заметен, ибо здесь происходит не смена механизма голосообразования, а лишь усиление и перестройка головного резонирования. Верхний регистр женского голоса — это, фактически, тоже смешанный регистр с преобладанием головного звучания. Поэтому он богаче тембром, динамичнее, чем фальцет мужчин. Фальцет встречается у колоратурных сопрано на крайних верхних звуках (ми, фа третьей октавы), которые называют «флейтовыми» звуками.

Фальцет у мужчин расширяет диапазон, примерно, наполовину октавы вверх и способен опускаться вниз до середины грудного регистра. В сольном пенни мужские голоса используют фальцет не очень часто. Однако в ряде случаев певцы, хорошо владеющие фальцетом, успешно заменяют им грудной звук.

Облегченное фальцетное пение в групповом исполнении (в партии хора) дает красивое звучание и является необходимым приемом, который следует культивировать в практике работы хоров. Им, например, часто пользуются тенора в верхнем регистре.

Для каждого типа голоса характерны свои особенности звучания и свои границы регистров. Знание этих особенностей важно для определения типа голоса и для его развития.

Однако необходимо учитывать, что границы регистров меняются в зависимости от направления мелодического движения и от изменения гласного звука, на котором производится вокализация. При пении гаммы вверх смена механизма голосообразования происходит несколько выше, чем при пении гаммы вниз. Вокализация на гласном звуке «а» обнаруживает более низкие границы регистров, чем вокализация на гласных «э» и «и». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что указывая в последующем изложении на границы регистров и зоны переходных нот, которые характерны для каждого типа певческого голоса, мы будем подразумевать вокализацию на гласном «а» звукоряда снизу вверх.

С особенностями звучания голосов в различных регистрах связано понятие тесситуры.

Тесситура высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса.

Тесситура может быть: средняя, высокая и низкая,

удобная или неудобная.

Тесситура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному красивому звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос продолжительное время звучит напряженно, если художественно-выразительные и технические задачи в какой-то степени превышают естественные певческие возможности голоса на данном участке диапазона — тесситура считается неудобной.

Трудно петь длительное время в верхнем регистре. Так, в финале Девятой симфонии Бетховена очень высокая тесситура в партии сопрано. В фуге к тесситурным трудностям прибавляются трудности интонационные Ахроматизмы):

В низком регистре ограничены динамические возможности голоса, который к тому же в этой части диапазона наименее гибко.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Регистровое строение голоса. Регистры мужских и женских голосов Тесситура

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе

Оценка выпускной квалификационной работы. Квалификация Менеджер

Экономика. Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий

Цель изучаемой дисциплины — дать будущим инженерам, руководителям производства экономические знания, которые необходимы им в их практической работе на производстве при принятии хозяйственных решений (по вопросам основных экономических положений производства, распределения, использования ресурсов, национального дохода, ценообразования, финансов, рыночных отношений, международных экономических отношений и др.).

Расчетно-графическая работа по дисциплине «Теоретическая механика»

Кафедра «Прикладная механика» Расчетно-графическая работа №1 по дисциплине «Теоретическая механика» Специальность 1 – 36 09 01 Машины и аппараты пищевых производств Специализация 1 – 36 09 01 01 Оборудование предприятий пищевых производств

Государственное и муниципальное управление

ГМУ - Государственное и муниципальное управление. Целью учебного курса является формирование у студентов представления о целостном характере государственного управления, основных внутренних взаимосвязях, принципах взаимодействия органов государственной власти друг с другом и с обществом.

Педагогика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения стала прекрасной страницей в истории мировой культуры, в том числе и педагогической мысли. В это время был восстановлен античный идеал духовно и физически развитой личности, возобновлено античное представление о человеке как центре мироздания.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok