Классификация хоров. Хороведение

Арендный блок

Конспект №5

Тема: Классификация хоров

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров на четыре типа:

мужские, женские, детские и смешанные. Другие классификации оказались менее целесообразными.

Так, разделение хоров на два типа:

однородные и смешанные, в силу существенного различия мужских, женских и детских хоров, практически всегда требует дополнительного уточнения («однородный мужской хор», «однородный женский хор», «однородный детский хор») .

Объединение женских и детских голосов в один типне вполне правомерно. Каждый из этих типов имеет свой специфический репертуар, обусловленный прежде всего содержанием. В тех случаях, когда произведение может исполняться и детским, и женским хором, обычно принято указывать двойной адресат: «для женского и детского хора».

В отдельных пособиях по хороведению в качестве самостоятельного типа называется неполный смешанный хор, в котором отсутствует одна или две партии. Изложение хоровой партитуры (всего произведения или какого-то его раздела) для такого состава действительно имеет место. Но это — лишь один из приемов хорового письма. Исполнение данных произведений поручается «полным» смешанным хорам, ибо хоровые коллективы неполного смешанного состава не создаются.

Смешанный хор.

Диапазон смешанного хора составляет более четырех октав. Он простирается от ля контроктавы до до третьей октавы, т. е. охватывает, в основном, наиболее употребительный отрезок звукоряда.

Крайние низкие звуки диапазона от ля контроктавы до фа большой октавы используются, главным образом, в произведениях a cappella. Верхний звук диапазона смешанного хора — до третьей октавы — встречается довольно редко и, в основном, в хорах с сопровождением.

Чаще, чем до третьей октавы, встречается в хорах с сопровождением си второй октавы. Однако в хорах a cappella этот звук довольно редок.

Звуки си-бемоль и ля второй октавы встречаются часто в различных произведениях.

Смешанный хор позволяет применять разнообразные приемы изложения. Часто употребляется тесное расположение голосов.

Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения, сопоставляя тембровые краски различных хоровых групп.

Смешанный хор обладает очень большой динамикой силы звука от еле слышного pianissimo до fortissimo,- способного «соперничать» с симфоническим оркестром. Столь же богаты и технические возможности смешанного хора. Известно, что отдельные коллективы успешно исполняли в переложении для хора a cappella виртуозные оркестровые произведения, такие как увертюра и антракт к IV акту оперы «Кармен» Бизе 'и другие.

Однако самые большие возможности дает исполнение широких, распевных произведений. С красотой, разнообразием красок, тончайшими «акварельными» тембровыми оттенками и гибкостью в нюансировке с хором не может сравниться ни один музыкально-исполнительский коллектив.

Так как в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дискантовых партий в хор вводились мальчики.

Однако в XV — XVI веках, в эпоху процветания полифонического стиля исполнители дискантовых партий не стали отвечать высоким техническим требованиям новой музыки. Поэтому контральтовые и сопрановые партии стали поручаться тенорам, исполнявшим эти партии фальцетом. Так, фальцетисты (в Испании их называли «тенорино») заменили мальчиков в смешанном хоре. Вот почему в сочинениях того времени, рассчитанных на исполнение фальцетистов, в партиях сопрано и альтов не используются высокие звуки верхних регистров, которые стали применяться в произведениях более позднего периода.

Мужской хор.

Диапазон мужского хора: ля контроктавы —до второй октавы. В мужских хорах a cappella нижний октавный звук ля используется не часто

При наличии в хоре хороших октавистов им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре, удвоения басового звука в контроктаве.

Верхний звук диапазона — до второй октавы в однородных мужских хорах встречается довольно редко, особенно в хорах a cappella. В произведении «День кончается» из сюиты Эрнесакса «Как живется рыбакам» до второй октавы используется дважды. В первом случае при общем напряженном звучании хора в высокой тесситуре на forte до исполняется плотным миксто- вым звуком, с преобладанием грудного звучания. Во втором случае используется фальцет.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов. Однако нередко применяется и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть диапазона хора

Мужские хоры обладают большой динамичностью звучания от pianissimo до fortissimo, яркими тембровыми красками. Партия теноров мужского хора является ведущим мелодическим голосом и в отличие от одноименной партии смешанного хора обычно поет более плотным грудным звуком, на нее ложится большая голосовая нагрузка.

Мужские хоры разнообразны но своему исполнительскому профилю.

Существуют:

академические мужские капеллы,

народные мужские хоры,

ансамбли песни и пляски и г. д.

У многих народов мужские хоры составляют основу национальной хоровой культуры.

Весьма широкое распространение имеют мужские хоры в республиках Прибалтики, в Чехословакии, Болгарии, Югославии. Из русских композиторов XIX века для мужских хоров a cappella писали Чайковский, Римский- Корсаков, Танеев, Рубинштейн, Аренский и другие. Но особенно широко использовались мужские хоры в операх. Многими русскими композиторами созданы прекрасные обработки народных песен для мужского хора (Мусоргский, Кастальский и другие). Из советских композиторов следует прежде всего назвать Александрова, Давиденко, Шехтера, Эрнесакса. Превосходные мужские хоры создали Шуберт, Шуман, Григ, Лист, Мендельсон

Женский хор.

Женский хор имеет диапазон от фа малой октавы до до третьей октавы. В литературе для женского хора a cappella крайние звуки диапазона применяются довольно редко. Примером использования очень низких звуков в женском хоре может служить хор Римского-Корсакова «Ночевала тучка золотая», где встречается ми малой октавы.

Практически предельно низким звуком женского хора является фа малой октавы.

Обычно же в хоровой литературе для женского хора применяются звуки в диапазоне от соль малой октавы до ля — си-бемоль второй октавы.

В женском хоре так же, как и в мужском, используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение встречается довольно редко и обычно в отдельных аккордах, в небольших построениях или в двухголосии (см. пример № 36), наиболее же часто встречается смешанное и тесное расположение голосов.

Встречаются 6 — 8-голосные произведения для женского хора:

Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы (Римский-Корсаков, Кюи, Лядов, Чесноков, Гречанинов, Ребиков, Мендельсон, Абт, Равель и другие). Женские хоры различных составов используются в операх.

Детский хор.

Выразительные и технические возможности детских хоров тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на три группы: младшего школьного возраста (I — III классы), среднего (IV — VI классы) it старшего школьного возраста (VII — X классы).

Хор, состоящий из детей в возрасте 7—10 лет, характеризуется легким фальцетным, небольшой силы звучанием в пределах от piano до mezzo forte. Голоса еще не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Мальчики, отобранные для профессионального обучения, обычно имеют следующий диапазон: дисканты — ми первой октавы — соль — ля второй октавы, альты — ля малой октавы — до второй октавы.

В обычных школьных хорах рабочий диапазон детского хора находится, примерно, в пределах первой октавы и нижних звуков второй октавы (до, ре). Хоры младших школьников в основном совершенствуются в одноголосном и двухголосном пенни. Репертуар состоит из народных песен, а также произведений отечественных и зарубежных композиторов. Прекрасные песни для малышей созданы Кабалевским, Александровым, Левиной, Попатенко и другими советскими композиторами. Из произведений композиторов XIX века большой интерес представляют детские хоры Кюи, Чайковского, Лядова, Аренского.

Хор, состоящий из детей среднего школьного возраста, отличается большей насыщенностью и динамичностью звука.

У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, однако, преобладает звучание головное, развитие которого чрезвычайно важно для правильного певческого воспитания детей.

У девочек - шестиклассниц появляется тембр женского голоса.

В методических пособиях по детскому хоровому пению приводятся различные характеристики диапазонов детских голосов.

Это объясняется тем, что на практике наблюдается большое разнообразие диапазонов голосов у детей-ровесников. Известно, что еще Глинка восхищался голосами мальчиков, отобранных для Петербургской певческой капеллы в Переяславле и писал, что отдельные дисканты могут брать ми третьей октавы. Дисканты Синодального училища в возрасте 10—12 лет брали до третьей октавы, а альты — ля второй октавы. Подобными голосами располагает и Московское хоровое училище и другие профессиональные хоровые учебные заведения. Однако в основной массе хоры, состоящие из детей среднего школьного возраста, имеют диапазон от ля — си малой октавы до фа — соль второй октавы.

Исполнительские возможности среднего школьного хора весьма широки. Ему доступна специальная детская хоровая литература, народные песни, разнообразные произведения классиков и советских композиторов. Наряду с сочинениями малой формы, хоры часто обращаются и к отдельным разделам произведений крупной формы, а некоторые из них исполняются целиком. Хорошо подготовленные коллективы весьма успешно справляются с четырехголосными гомофонно-гармони- ческими и полифоническими хорами.

В старшем школьном возрасте (15—17 лет) у девочек, в основном, заканчивается формирование голоса. У мальчиков, напротив, идет активный процесс мутации.

В период мутации происходит сложная перестройка всего организма — нервной системы, сердца, дыхательных органов. Большинство специалистов считают, что петь в период мутации полезно для голоса и прекращать пение следует только в самый острый момент перестройки голоса. Однако петь рекомендуется с небольшой нагрузкой на голос, не пользуясь крайними звуками диапазона, ограничивая силу звучания. Хоры старших школьников — это смешанные хоры с ограниченным диапазоном. Диапазон теноров и басов в старшем школьном хоре обычно бывает в следующих границах: тенора — ре малой октавы — ми первой октавы; басы — си-бемоль большой октавы — до (ре) первой октавы.

Нужно отметить, что в юношеских хорах очень важно учитывать тесситурные условия. Никоим образом не следует длительное время заставлять петь на крайних звуках диапазона. Нельзя форсировать развитие диапазона, особенно его нижней части, переводить на более низкое пение рекомендуется постепенно, следуя за естественным понижением голоса.

Практика показывает, что мутация у мальчиков протекает различно в зависимости от индивидуальных особенностей развития организма. Однако доказано также, что при правильной организации певческой работы срок острой перестройки голосового аппарата значительно сокращается, а течение ее проходит наименее болезненно. В хоровых коллективах, где певческая работа с мальчиками в период мутации проводится правильно, активная перестройка голоса длится не более 3 — 4 недель.

В после мутационный период голоса юношей не обладают большой громкостью и вокальной выносливостью. Поэтому естественный диапазон силы звука для этих хоров простирается от тихого до умеренно громкого звучании.

Выше говорилось, что почти до XX века в смешанных хорах партии сопрано и альтов исполняли мальчики. Детские голоса в смешанном хоре отличаются по своим качествам от женских. Если женские голоса обладают большей силой, разнообразными тембровыми красками и упругостью звука, то детским голосам свойственна прозрачность, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблевой слитности.

Необходимо отметить еще одно прекрасное качество детских хоров — это живая непосредственность, непринужденность, искренность исполнения, которую труднее добиться в хоре взрослых.

Детские хоры обладают большими исполнительскими возможностями. Об этом свидетельствуют успешно исполняемые детскими хорами произведения Орландо Лассо, Палестрины, Бартока, Кодаи, Прокофьева, Кабалевского. Лейпцигский Томаннер-хор отлично исполняет многие циклические произведения Баха, в том числе «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». Партии теноров и басов в хоре поют старшие учащиеся. Превосходные исполнительские образцы сложнейших хоровых произведений демонстрирует хор Московского хорового училища под руководством А. В. Свешникова, хор Института художественного воспитания, руководимый В. Г. Соколовым, болгарский хор «Бодра смена», чешский, брнинский и многие другие профессиональные и самодеятельные детские хоры.

Состав хора

по количеству участвующих в нем исполнителей.

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры.

Наименьшим составом

хоровой партии принято считать 3—4 человека. П. Г. Чесноков объясняет это применением в хоре цепного дыханияЕсли бы партия состояла из двух человек, то в момент возобновления дыхания одним из певцов другой оставался бы на положении солиста, что противоречит природе хорового пения. Однако есть и другие причины, обусловливающие необходимость иметь в партии не менее трех певцов.

По данным акустики, для восприятия слитного унисонного звучания двух голосов необходимо, чтобы разница их высоты не превышала 1/6 тона, в противном случае унисон расщепляется. Добиться столь большой точности в процессе исполнения произведения весьма трудно. Другое дело, когда унисон образуется несколькими голосами. «При наличии нескольких звуков интервал между крайними звуками с заполненной серединой может доходить до 1/4 (унисон скрипок) и даже 1/2 целого тона (унисон одноименных голосов хора).

Таким образом, чтобы обеспечить устойчивое слитное унисонное звучание партии, необходимо, как минимум, иметь три голоса. В случае несовпадения высоты звучания двух голосов третий, «заполняющий середину», будет препятствовать расщеплению унисона. В тех же случаях, когда два голоса будут петь слитно, а третий отклонится от их высоты, звучание двух голосов окажется громче третьего и, по законам акустики, более слабый звук будет «замаскирован». В равной степени это положение относится и к слитности тембров певческих голосов.

Отсюда норма минимального состава смешанного хора—12—16 человек.

Такой хор может исполнять только те произведения, в которых нет разделений (divisi) в партиях. Хоры с минимальным составом певцов раньше имели довольно широкое распространение. Они вполне удовлетворяли практике отправления церковных служб, а позднее принимали участие в концертных выступлениях в дворянских салонах.

В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16—20 человек.

Меньшие коллективы обычно называются ансамблями.

Такими же нормами принято руководствоваться и в практике однородных хоров.

Средний состав хора

предполагает возможность разделения каждой партии, как минимум, на две. Следовательно, он должен иметь не менее 24 человек.

Обычно эти хоры имеют от 30 до 60 человек.

Исполнительские возможности! среднего хора весьма значительны. Недостаточность количественного состава среднего хора обнаруживается при исполнении крупных сочинений с большим оркестром, а также многоголосных и многохорных сочинений. Во всех других случаях этот хор может успешно справляться с исполнительским репертуаром. Известно, что Лейпцигский хор, в котором работал Бах и в котором впервые прозвучало большинство его произведений, имел состав 20—25 человек. В составе знаменитой Сикстинской капеллы было 15 — 20 взрослых певцов. Хорошим примером возможностей среднего состава хора, укомплектованного высококвалифицированными певцами, является камерный хор О. Шоу. Этот коллектив, состоящий из 31 певца it небольшого камерного оркестра, имеет чрезвычайно широкий исполнительский диапазон. В его репертуаре — негритянские спиричуэллсы, разнообразные |произведения для хора a cappella, такие крупные произведения, как Месса си минор Баха. Хор успешно выступает как на малых, так и на самых крупных концертных площадках.

Серьезную ошибку допускают те руководители, которые в погоне за численным составом утрачивают качественный критерий при приеме певцов в хор. Наличие в хоре певцов, не обладающих достаточными данными, тормозит рост коллектива, снижает творческую заинтересованность, расшатывает организационные устои.

Большой хор должен иметь такой состав, который обеспечил бы ему Исполнение любого хорового произведения. В таких хорах обычно от 80 до 120 человек.

Вот данные о численном составе некоторых хоров:

Государственный академический русский хор СССР —100.

Большой хор Всесоюзного радио —95.

Ленинградская академическая капелла — 90.

Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии— 100.

Государственный мужской хор Эстонской ССР — 80.

Государственный академический хор Латвийской ССР — 80.

Государственная русская республиканская капелла РСФСР —80.

Государственная заслуженная академическая капелла УССР «Думка» — 80.

Максимальным составом хора принято считать 120—130 человек Дальнейшее увеличение постоянного состава хора не способствует улучшению его исполнительских качеств. Хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчетливость, ансамбль становится расплывчатым, тембр партий менее интересным.

Для выступлений на торжественных собраниях, праздниках песни, на демонстрациях создаются многочисленные

сводные хоры, объединяющие десятки любительских и профессиональных коллективов. Так, на традиционных праздниках песни в (республиках Прибалтики выступают сводные хоры, состоящие ив 30 — 40 тысяч исполнителей.

Для сводных хоров обычно подбирают не очень сложные, «броские», «плакатные» произведения. Нередко эти хоры исполняют и довольно трудные произведения крупной формы. В целом ряде городов Поволжья и Урала, например, проводилось исполнение большими сводными хорами и оркестрами «Патетической оратории» Свиридова, а сводный мужской хор, выступавший в 1965 году на празднике песни в Риге, исполнил сложное многоголосное произведение Э. Каппа «Северное побережье».

Известны случаи, когда в массовом пении принимали участие до ста и более тысяч людей. Так, автору данной книги привелось управлять хором, состоявшим из 130 тысяч участников (VI Всемирный фестиваль молодежи).

Руководство многотысячными хорами имеет свои особенности и трудности. Эти трудности, в основном, акустического порядка, связаны прежде всего с установлением ритмического ансамбля

.

Вид хорахарактеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают

одноголосными, двухголосными, трехголосными и т. д.

Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны. Это, например, рабочие песни X. Эйслера, в частности, знаменитые «Песня солидарности».

Возможности гармонического «расцвечивания» данного произведения минимальны (отмечено мелкими нотами в 9 и 10 тактах). Всякая попытка аранжировать подобные, одноголосные по своей природе, произведения на многоголосный хор может привести к искажению их художественного образа.

С овладения одноголосием начинает формироваться хоровой коллектив. Вместе с тем совершенное унисонное пение является сложнейшей формой хорового исполнительства.

Известно, что многие хоровые дирижеры, например Н. М. Данилин, много работали над унисоном в своих хорах и добивались изумительной слитности и выразительности звучания.

В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры для однородных хоров довольно многочисленны, для смешанного хора встречаются значительно реже.

Акустические свойства унисона позволяют в отдельных случаях при аранжировке заменять им многоголосные аккорды. Это создает мощное компактное звучание, не (снижающее общего напряжения даже в тех случаях, когда отдельные голоса оказываются в более низком регистре.

Двухголосное и трехголосное изложение хоровых произведений широко распространено как в гомофонно- гармонической, так и в полифонической музыке.

Наиболее часто такие произведения пишутся для однородного хора. Однако имеются двух- или трехголосные произведения для смешанного хора.

Особую форму составляет смешанное двух- трехголосие. Эта форма присуща массовым песням. Хоровая партитура в таких произведениях обычно записывается на одной строчке. При исполнении в смешанном хоре часто бывает нецелесообразным делать четырехголосное гармоническое переложение хора. Для сохранения характера звучания массовой песни обычно в таких случаях применяют смешанное двух- трехголосие, т. е. голоса женского хора удваиваются голосами мужского хора.

Четырехголосное изложение

является классической формой фактуры в смешанном хоре.

Пяти- восьмиголэсное изложение встречается, в основном, в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

В период расцвета полифонии строгого стиля композиторы создавали хоровые произведения на 16, 20, 24 и более голосов. 8-, 10-, 12- и 15-голосные хоры есть в «Священных симфониях» Джованнп Габриели. Окегему принадлежит огромный 36-голосный канон.

Многоголосные созвучия часто образуются при divisi (ит. divisi — разделенно). В отличие от самостоятельных голосов дополнительные голоса, возникающие в результате divisi, не получают мелодического материала и появляются эпизодически. Divisi обычно возникает в связи с необходимостью заполнения широких расстояний между голосами, введения недостающих ступеней гармонии, в целях создания комбинированных тембровых красок и т. д. Divisi несколько ослабляет силу звука, его отчетливость, снижает упругость голосов, но придает звучанию компактность, разнообразие и красочность. Голоса в divisi, как правило, не выписываются на самостоятельном нотоносце. Примером четырехголосного хора с divisi во всех голосах может служить «Соловушка» Чайковского.

В хоровой литературе имеются произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя, четырьмя п более самостоятельными группами. Такие произведения называются двуххорными, треххорными и т. д., в зависимости от количества хоровых групп.

Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон (от греческого antiphonos — звучащий в ответ)—песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами. Антифонное пение широко (Применялось в античном театре. Начиная с I века нашей эры оно утвердилось в христианском богослужении. По мере развития светского искусства антифонное пение стало использоваться в музыкальном театре, на концертной эстраде и в массовых певческих празднествах.

Многохорные сочинения

создавались в период расцвета классической полифонии строгого стиля.

В частности, венецианцы (А. Габриели и другие) писали свои произведения для нескольких хоров различных составов с инструментальным сопровождением. Многохорное письмо было распространено также у нидерландских композиторов-полифонистов. Двуххорные сочинения имеются у И. С. Баха (восьмиголосные двуххорные мотеты, некоторые номера из Мессы си минор, «Страсти по Матфею» и т. д.) и у других западноевропейских композиторов.

Немало превосходных многохорных произведений создано русскими композиторами XIX и XX века. «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин», «Эдип» Мусоргского, «Увидал из-за тучи утес», ,«3везды», «По горам две хмурых тучи», «В дни, когда над сонным морем», второй и финальный хоры !из кантаты «По прочтению псалма» Танеева—двуххорные произведения. Оратория «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна — трех- хорное сочинение.

Значительно расширили выразительные средства многохорной музыки Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Шебалин, Шапорин. Много интересных произведений для двух и более хоров создано современными зарубежными композиторами.

Хоровые группы в двуххорных произведениях могут быть различным» по количеству исполнителей.

Многие композиторы писали хоры под названием «Эхо». Это — двуххорные сочинения, в которых сопоставляется звучность большого и малого хора (или ансамбля).

К двуххорным также относятся сочинения, в которых сопоставляются большой хор и группа корифеев. Двух-, трех-, четырех-, пятихорными являются многие оперные сцены. Разделение хора на две, три и более самостоятельных групп в операх обусловливается содержанием сценического действия. Так, в опере «Князь Игорь» Бородина—двуххорный финал I акта (хор бояр и хор женщин); в III действии оперы — несколько самостоятельных групп: хор половцев, хор половецких ханов, хор русских пленниц.

В опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в прологе поют: хор Комиков (тенора), хор Трагиков (басы), хор Лириков (сопрано и тенора), хор Пустоголовых (альты и баритоны), десять Чудаков (пять теноров и пять басов). Каждая из названных групп представляет самостоятельный хор и имеет свои художественные задачи. В целом образуется многохорная композиция.

В 6-й картине оперы «Декабристы» Шапорина хор народа (смешанный) и хор солдат (мужской) поют антифонно.

В опере «Млада» Римского-Корсакова — двуххорна сцена торга (хор первый: сопрано I, альты I, тенора I, басы I; хор второй: сопрано II, альты II, тенора II, басы II); двуххорна 2-я сцена II действия: чехи (8 альтов и 8 басов) и хор народа (полный смешанный); сцена гадания: жрецы и жрицы (8 теноров и 8 сопрано) и хор народа (полный смешанный), поющие одновременно и антифонно; треххорно «Адское коло»: злые духи (полный смешанный хор), Чернобог (12 басов, поющих в рупоры), Кащей (12 теноров); треххорен Идоложерт- венный хор: жрецы и жрицы (8 сопрано и 8 теноров), чехи (8 альтов и 8 басов), хор народа (полный смешанный). Каждая группа ведет самостоятельные музыкальные линии

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Конспект №5 Хор  классификация.docx

Конспект №5 Хор классификация.docx
Размер: 44.9 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров на четыре типа: мужские, женские, детские и смешанные.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Історія української культури

Вивчення історико-культурного процесу в Україні. Населення на території України та його культура. Література у питанні подальшого розгортання національно-культурного процесу.

Обычное право в русской деревне в конце XIX - начале XX вв.

Курсовая работа. Изучение обычного права во второй половине XIX - начале XX вв. позволяет наиболее полно показать явления, происходящие в пореформенной деревне.

Организация сестринского ухода при сахарном диабете 1 типа

Курсовая работа. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Риск развития сахарного диабета. Клинические проявления сахарного диабета. Признаки заболевания и первичные проявления. Осложнения сахарного диабета. Сестринский уход при сахарном диабете.

Педагогічна діяльність музичного мистецтва

Вчитель музики як особистість та індивідуальність. Сучасний учитель музики здійснює музичну освіту. Музика як вид мистецтва. Навчання на уроках музичного мистецтва. Урок музики в загальних навчальних закладах ЗНЗ. Музична педагогіка.

Положение о выборах председателя студенческого совета финуниверситета

Порядок формирования и компетенции избирательной комиссии, проведения выборов и подготовки к ним в структурных подразделениях студенческого совета. Требования к кандидатам на пост председателя студенческого совета финуниверситета. Процедура проведения выборов председателя студенческого совета.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok