Дикция и орфоэпия. Работа с поэтическим текстом

КОНСПЕКТ №7

ДИКЦИЯ и ОРФОЭПИЯ.

РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

Хоровое пение — это искусство, объединяющее музыку и поэзию

Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора — произношения гласных и согласных. И орфоэпии — соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке.

Принято различать три вида произношения: 1) бытовое,

2) сценическая речь и 3) певческое произношение.

Голос в речи характеризуется быстрым глиссандо, неустойчивостью отдельных тонов, рефлекторными «модуляциями». В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание значительно более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки.

Специфика певческой дикции — в нейтрализации гласных, продолжительном выдерживании звука на гласных, произношении их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования, чем в речи; в быстром произношении согласных с отнесеннем их внутри слова к последующему гласному.

Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности.

При исполнении быстрых произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата.

В драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, в маршевых — сканднрован- но, твердо.

Наиболее частые недостатки:

нечеткое произношение окончаний слов

низкое интонирование согласных, в результате чего и исполнении возникают «подъезды», glissando

В пении согласные нужно произносить на высоте гласных,

На качество произношения текста влияют тесситура и сила звука.

Наилучшие условия произношения текста — умеренная сила звучности.

При исполнении хором произведений, написанных в скорых темпах, нелегко добиться отчетливости в произношении.

В русском языке —

5 основных гласных — а—о—у— э — и,

4 йотированных — я — ё — е — ю

ы, который рассматривается в фонетике, как и дальнего образования.

йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук «й».

Редуцирование - приближение к речевому произношение гласных.

Редукция гласных в пении имеет различные формы.

Безударные «а» и «э» - ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко и ясно, чем ударные;

Безударное «о» - в большинстве случаев произносится как «а», кроме слов иностранного происхождения.

Безударное «я» - произносится как я'" (гря''да, память).

Безударного «е» - с примесью «и», принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень кратких длительностях. В большинстве же случаев редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением этого звука.

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное «о» - как ясное «а».

Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно.

На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте –

поются раздельно.

Согласные звуки распадаются на несколько групп.

Сонорные согласные — м, н, л, р — звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных русского алфавитазвонкие, произносятся с участием голосовых связок.

Остальные, кроме сонорных,глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют.

Большинство звонких и глухих согласных произносятся твердо и смягченно. Каждому из твердых и смягченных звонких согласных звуков соответствует твердый и смягченный глухой согласный звук. Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

Таким образом, фонетический ряд согласных звуков следующий:

звонкие б, бь, в, вь, г, д, ж, жь, з, зь, м, мь, н, нь, л, лв, р, рь;

глухие п, пь, ф, фь, к, т, ть, ш, щ, с, сь, ц, х, ч.

Полугласный звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении.

Редукция согласных в пении, в основном, совпадает с редукцией в сценической речи'.

Звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются»:

Наш парово[с] летит [ф]пере[т]. Дощщ] идет.

Зубные (д. з, с, т) согласные перед мягкими согласными смягчаются: [дь]венадцать, ка[зь]нь, го[сь]ть, ве[ть]вей.

«Н», «ни» перед мягкими согласными произносятся мягко: стра[нь]ннк. «Н» перед «л» обычно произносится твердо или полумягко: сонливый.

«Ж» и «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо: прежде, вешние.

Удвоенное «ж» в сценической речи и в пении обычно смягчается: «Ну, жу[жьжь]и скорей».

Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо, как «са» и «с».

В ряде слов сочетания «чн», «чт» произносятся как «шн», «шт»: коне[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, [шт]о, [шт]обы.

«Ч» и «н», разделенные гласными, произносятся как «ч» и «н»: «путь мой скучен».

В сочетании «стн», «здн», «т» и «д» не произносятся:

гру[сн]о, по[зн]о.

Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твердое долгое «ш», а на стыке двух самостоятельных слов как написано:

бе[шш]умно, но — произнес шёпотом.

Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»:

[щщ]астье, и[щш]е[с] (исчез), пзво[щщ]пк.

В разговорной речи иногда встречаются просторечия, местные говоры, профессионализмы. В пении такое произношение не должно иметь место, кроме тех случаев, в основном, прямой речи, когда стилизация предусматривается содержанием произведения и обычное литературное произношение не соответствует художественной задаче.

!!! Только правильного произношения слов недостаточно, нужно раскрыть содержание текста.

Первым шагом к осмысленной передаче текста является

правильная расстановка логических ударений.

Наиболее типичные для русской речи правила,

их следует учитывать при определении логического ударения.

В простом предложении может быть только

одно главное ударение, все остальные ударения - находятся в безусловном подчинении главному.

Логические ударения ставятся в большинстве случаев на

именах существительных.

В сочетаниях из двух существительных ударным будет существительное, взятое в родительном падеже:

Нас ли жалит пули оса!

На глаголах ударения ставятся тогда, когда глагол является основным смысловым словом (обычно стоит в конце стиха), а также в тех случаях, когда

место существительного занято местоимением:

Свои стыд девичий // Для тебя забЫла я.

Но пруд уже засиЯл.

Ударение ставится на сопоставляемых, перечисляемых и противопоставляемых словах:

В небе показался самолёт, за ним второй, третий.

В сочетании прямой речи со словами от автора главное ударение падает на прямую речь:

Прилетает ворон, крячет у колодца:

«Ты не жди напрасно сына, не вернётся!»

Нередко музыкальный текст допускает некоторую вариантность, при этом в расстановке смысловых акцентов следует руководствоваться закономерностями логического чтения поэтического текста.

Существует три основных типа стиха:

силлабический, тонический и силлабо-тонический.

Силлабическое стихосложение

характеризуется ровным количеством слогов в строке.

В зависимости от числа слогов различают: десятисложный, одиннадцати - сложный, двенадцатисложный стих и т. д.

Пример тринадцатисложного силлабического стиха:

Много видел я таких, которым противно

Не писали никому, угождая льстиво,

Да мало счастья и так возмогли достати;

А мне чего по твоей милости уж ждати?

Ритм тонического

стиха основан на сохранении количества ударений в строках.

Безударные слоги могут давать различные вариации, поэтому тоническому стиху не свойственны однородные размерные стопы. Основные ритмические акценты нередко подчиняют себе ряд других, в результате чего возникают своеобразные сложные слова: «полечистое», «мать-сыраземля», «ветры- буйные», «белырученьки» и т. д.

Тонический тип стиха встречается в былинах, причитаниях, протяжных лирических песнях.

В силлабо-тоническом стихе учитывается как число слогов, так и количество ударений и место их расположения.

Поскольку ударения в силлабо-тоническом стихе повторяются регулярно, образуется стопа, характерная для того или другого размера.

Основных размеров пять:

Ямб —ударения падают на 2 — 4— 6 — 8 слоги.

Хорей — ударения падают на 1—3 — 5 — 7 слоги.

Дактиль — ударения падают на 1—4 — 7—10 слоги.

Амфибрахии — ударения падают на 2 — 5 — 8—11 слоги.

Анапест — ударения падают на 3 — 6—12 слоги.

Ямб и хорейдвухсложные размеры;

Дактиль, амфибрахий и анапесттрехсложные.

При определении стиха учитывается также количество стоп, входящих в стих (двухстопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный, шестистопный).

Размеренное чередование ударных и безударных слогов в большинстве случаев соблюдается лишь, как основная тенденция. В некоторых строках отдельные стопы оказываются ослабленными и утрачивают свой акцепты, в других—"возникают дополнительные ударные слоги

Чтобы определить размер стихотворения, необходимо проследить порядок чередования ударных и безударных слогов па протяжении нескольких строк. Только в этом случае характерные признаки размера проявятся вполне отчетливо.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Хоровое пение — это искусство, объединяющее музыку и поэзию

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Реферат по теме: Органические соединения

Органическая химия, наука, изучающая соединения углерода с другими элементами (органические соединения), а также законы их превращений.

Економічна політика фашистської Німеччини 20-30 років.

Економічні наслідки Першої світової війни для Німеччини Відновлення економіки Німеччини.

Системный анализ в экономике

Задание 1 по теоретической части. Тема: «Основные положения теории систем». Тема: «Процедуры системного анализа». Тема: «Моделирование систем». Тема: «Модели поведения человека и обществ».

Принципы обучения методики математики

Методика преподавания математики МПМ, как и каждая методика, опирается на дидактические принципы. Принцип научности. Принцип доступности. Принцип прочности знаний.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Шпоргалка

Шпоры для сдачи экзамена по ПОПД.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok