Элементы хоровой звучности и средства художественной выразительности.

ЛЕКЦИЯ №8

Элементы хоровой звучности и

средства художественной выразительности.

Элементы хоровой звучности:

ансамбль, строй, дикция, звуковедение, тембр, динамика, нюансировка как основополагающие критерии качества хорового исполнения.

1. Музыкальный строй и его особенности.

Музыкальный строй - одно из базовых, фундаментальных понятий музыкальной теории.

Это система отношений звуков по высоте.

Тот или иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которых показывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Для одноголосной музыки ряда европейских народов типичен Пифагоров строй, в котором в качестве основы используется чистая квинта с отношением частот 3:2. Примерно с 16 в. в многоголосной музыке распространился так называемый чистый строй. В нем, кроме квинты, основанием служит большая терция (5:4). К началу 18 в. утвердился равномерно-темперированный строй, в котором чистая октава (2:1) поделена на 12 равных полутонов.

Частота настройки эталона высоты — камертона.

Настройка звукоряда по тому или иному принципу точных

высотных отношений.

Чистота интонирования в исполнении.

2. Хоровой строй - чистота интонирования в пении.

В хоре используется:

1)    Зонный строй – интонирование в зоне одного звука.

2)    Мелодический строй (горизонтальный) –

строй отдельной хоровой партии.

3)    Гармонический строй (вертикальный) - строй всего хора.

Особенно труден строй при исполнении a cappella.

Лишенные поддержки музыкальных инструментов, певцы хора a cappella интонируют, опираясь только на собственные слуховые ощущения и представления ладо-тональных звуковысотных отношений в мелодии и гармонии.

В оркестре неточность интонации нарушает стройность звучания в данный момент, но не отражается на строе последующего исполнения. В пении a cappella отдельные неточности строя могут отклонить хор от тональности, хор «поползет», потеряв тональную устойчивость.

Зонный строй - музыкальный строй, основанный на зонной природе музыкального слуха.

Каждая ступень зонного звукоряда имеет ряд значений, отклонения от основной частоты, т.е. это означает, что каждая нота имеет несколько верных значений высоты. Набор этих значений называется звуковысотной зоной. Способы варьирования высоты звука обусловлены ладовым тяготением, желанием подчеркнуть краску аккорда и художественными целями. Например, если проинтонировать терцию тонического мажорного трезвучия остро, то аккорд приобретёт особый, «блестящий» оттенок, станет более ярким, более светлым. С другой стороны, при исполнении мелодии, острое интонирование VII ступени лада подчеркнёт тяготение в I ступень и более утвердит тонику.

 Мелодический или горизонтальный строй

чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партий, всем хором, поющим в унисон).

Правила интонирования ступеней мажорного и минорного лада.

Впервые эти правила были систематизированы П.Г. Чесноковым в его книге «Хор и управление им».

Интонирование главных ступеней лада (I, IV, V) не имеет выраженной тенденции к отклонению в мажоре, т.е. исполняются устойчиво.

В миноре I и V ступеней требуется некоторое подтягивание:

IV ступень при движении вверхповышения, при движении внизпонижения.

Наибольшие отклонения от нормы замечены у тех ступеней, которые оказывают влияние на ладовую окраску музыки (III, VI), и являются вводными тонами (VII, II).

ІІІ ступень в мажоре интонируется несколько выше темперированной. В миноре она не имеет ясно выраженной тенденции к понижению. Сильное влияние на нее оказывает гармоническое окружение, но самое большое отклонение в сторону повышения наблюдается, когда ІІІ ступень принадлежит тонической гармонии лада.

VI ступень в мажоре повышается, в миноре может повышаться мелодический минор и понижаться натуральный и гармонический минор.

ІІ ступень характеризуется в мажоре более ярко выраженным тяготением к І ступени, чем к ІІІ.

В миноре тяготение ІІ ступени к ІІІ выражено острее, чем в мажоре, поэтому в сравнении с мажором в миноре чаще встречается тенденция к отклонению в сторону повышения звука.

Если звук ІІ ступени входит в субдоминантовую гармонию лада или является неаккордовым звуком, он всегда интонируется с повышением. Понижение наблюдается только тогда, когда звук ІІ ступени входит в доминантовую гармонию лада главным образом при нисходящих мелодических оборотах.

Пение ступеней лада, имеющих широкую зону интонирования, особенно III и VII, значительно сложнее тех, которые обладают относительной интонационной стабильностью (I, V).

Из закономерностей интонирования ступеней лада вытекают

правила интонирования интервалов:

чистые - интонируются устойчиво,

малые и большие с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшённые- с двухсторонним расширением или сужением.

Акустическими исследованиями установлено, что малые секунды по способам интонирования можно поделить на две группы: восходящие и нисходящие.

Наибольшую сложность представляет интонирование полутона вверх. При движении восходящего вводного тона на малую секунду вверх возникает потребность в его завышении. Вместе с тем соединение малой секунды с предыдущим интервалом, обладающим относительной стабильностью (кварта, квинта), уменьшает потребность в завышении, а с интервалом, обладающим широкой интонационной зоной, такую потребность увеличивает. Нисходящие полутоны не нуждаются в дополнительном сужении. Их сужение может быть вызвано желанием более выпукло проинтонировать соседний интервал. У больших секунд стабильно прослеживается тенденция к сужению при движении вверх и к расширению при нисходящем направлении.

Уменьшенная квинта и увеличенная кварта – очень сложные для пения интервалы. Их рекомендуется воспринимать в связи с более устойчивыми интервалами.

При интонировании увеличенной кварты надо представлять чистую квинту и верхний тон увеличенной кварты как вводной в верхний звук квинты.

При интонировании уменьшенной квинты необходимо ориентроваться на чистую кварту, где верхний тон уменьшенной квинты является вводным в верхний звук кварты.

Зависимость интонирования мелодических последовательностей от ритма и темпа выражается следующим образом.

Ритмическое однообразие и крупные длительности вызывают тенденцию к понижению интонации, то же происходит и при медленных темпах и длительных замедлениях. Быстрые темпы и ускорения вызывают стремление к повышению интонации.

В то же время альтерированные звуки, если они длятся достаточно долго, приобретают относительную устойчивость. Степень их повышения или понижения значительно уменьшается. Акцентируемый тон мелодии отличается большей интонационной устойчивостью, чем неакцентируемый

.

Все эти отклонения от равномерной темперации необходимо применять, учитывая индивидуальные возможности хорового коллектива и особенности каждого хорового произведения.

 Гармонический или вертикальный строй

это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.

Гармонический строй в музыкальном произведении связан с логикой развития в нем многоголосия, функциональной взаимосвязи аккордов, поэтому его стали называть вертикальным строем, или строем многоголосного хора.

Вся многовековая история формирования музыкальных строев вплоть до середины ХХ в. утверждала интонационную стабильность гармонических интервалов. Однако в 60-е годы нынешнего столетия Н. Переверзеву удалось установить, что некоторые гармонические интервалы все же обладают зоной интонирования. Возникает она в результате ладового тяготения у гармонических терций и секст. Ладовые тяготения способствуют музыкальному движению, в то время как устойчивость располагает к остановке движения.

Сравнение мелодических терций с гармоническими показало, что большие гармонические интервалы уже мелодических, а малые шире. Примерно такая же картина наблюдается и при сопоставлении секст. Гармонические кварты и квинты, а также секунды существенно от мелодических не отличаются.

Таким образом, мелодические последовательности и гармонические созвучия находятся между собой в относительном противоречии. Разрешение этих противоречий возможно на основе гибкого использования закономерностей гармонического и мелодического строя, контролируемого и направляемого высоко развитым музыкальным слухом и художественным чувством.

.

Многоголосная музыка

состоящая из трех и более голосов, по сравнению с одноголосной и двухголосной, не имеет особых разновидностей интонирования, во всяком случае таковые еще не выявлены. Но совершенно очевидно, что при ее интонировании необходимо гибкое сочетание всех закономерностей интонирования ступеней лада и мелодических интервалов, а также двузвучий.

В зависимости от фактуры хорового произведения и особенностей его партитуры при работе над строем приходится уделять большее внимание то мелодическому, то гармоническому строю.

Опыт хормейстеров позволил выявить ряд специфических сложностей, которые возникают при исполнении многоголосной музыки. Например, общеизвестно, что широкое расположение аккордов сложнее для выстраивания, чем узкое.

Определенную трудность представляет исполнение партитуры гомофонного склада, где один голос солирует, а остальные выполняют роль гармонического фона, или движение хоровых партий на фоне выдержанного звука в одной из них, параллелизм в партиях.

Осложняет голосоведение «переплетение» ладов, широко распространенное в народной музыке.

Развитый тональный план в хоровых произведениях композиторов, особенно современных, влечет за собой неограниченные тональные сдвиги, цепочки септаккордов, интонационно своеобразные вступления отдельных партий и многое другое.

Ритмические, мелодические контрасты, а также темп и агогика могут стать серьезной причиной, осложняющей хоровой строй при исполнении многоголосной музыки.

Методы работы над хоровым строем

 Чистое интонирование у певцов хора формируется в процессе систематических и целенаправленных занятий. Здесь важную роль играют специальные упражнения, которые помогают певцам хора освоить наиболее сложные вокальные интонации: движение по полутонам и целым тонам, скачки по терциям, квартам, квинтам и другим интервалам, пение неустойчивых интервалов и аккордов, интонационно сложные вступления отдельных партий и хора в целом.

При работе над вертикальным (гармонический) строем большое значение приобретает выстраивание больших и малых терций, чистых квинт и октав.

Полезным упражнением является также пение коротких кадансовых построений, которые дают возможность каждому певцу найти такую высоту звука, которая позволит создать наиболее убедительное и выразительное звучание всей многоголосной последовательности.

Достижение хорового строя – это длительный процесс всестороннего воспитания хора.

Строй зависит от слуховой культуры певцов и дирижёра, от вокальной подготовленности певцов, от ансамбля и других компонентов хоровой звучности, от особенностей самого произведения и системы работы над ним, от состояния исполнителей, и т.д. певец хора должен уметь различать малейшие интонационные оттенки, иметь развитый внутренний слух – способность мысленно воспроизводить, предслышать исполняемое произведение.

В выработке строя немалую роль играет и репертуар. Произведения спокойные, напевные, не содержащие сложных исполнительских заданий, дают возможность сосредоточить все внимание на чистоте интонирования. Сдержанный темп позволяет исправлять неточности на ходу. Облегчает также работу над интонацией средний регистр звучания, умеренная динамика, ясный гармонический язык и ладотональный план. Обостряет слуховой контроль пение без сопровождения.

Понимание певцами логики музыкального развития произведения является одним из непременных условий чистого интонирования. Положительно сказывается на интонировании пение партитуры в процессе ее разучивания в разных тональностях. Этот прием позволяет, во-первых, создать наиболее удобные тесситурные условия в сложных эпизодах произведения. Во-вторых, частая смена тональностей активизирует работу слуха и помогает обострению интонации у певцов. Полезно также пение с закрытым ртом и на отдельные гласные. Этот прием дает возможность добиться чистой интонации с помощью определенной артикуляции и окрашенности звука, а также нахождения нужной позиции.

Настройка хора на ладотональность разными дирижёрами производится по-разному. Большую роль здесь играет и квалификация хора, и особенности вступления. Настройка даётся непосредственно перед началом исполнения, когда весь хор сосредоточил своё внимание на дирижёре. Наиболее часто дирижёры пропевают аккорд настройки закрытым ртом.

Хороший строй в хоре – результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра, правильного и систематического воспитания певцов. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения.

В хоровой практике работа над горизонтальным и вертикальным строем происходит в тесной взаимосвязи.

Недооценка одного из видов строя непременно сказывается на качестве исполнения. Это относится к системе занятий хорового коллектива в целом. В большинстве случаев мелодический и гармонический строй является равнозначными компонентами исполнения, тесно связанными между собой, оказывающими взаимное влияние.

Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.

Зависимость строя от специфики хорового произведения

 

Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:

Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.

Гармоническая структура изложения: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче хору интонировать.

Голосоведение: плавное голосоведение облегчает интонирование, наличие скачков, неправильное разрешение звуков аккорда – усложняет.

Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.

Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.

Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на строй хора. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания, вид хорового ансамбля и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор тональности для хорового произведения – все это может влиять на степень трудности хорового строя, т. к. известно, что одни тональности для хора более удобны, другие менее удобны.

Интонационный настрой хора вырабатывается путем пения различных мелодических и гармонических упражнений в унисонном или октавно-унисонном расположении с включением разнообразных интервалов, обязательно с ясным ощущением их ладотональных функций.

Следует обращать внимание на одновременное и точное попадание в ноту, добиваясь определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов вокальной технологии.

Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:

Попадать прямо в ноту, без “подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем – поём.

Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.

Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).

Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).

В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания, т.к. музыка – искусство интонируемого смысла.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Музыкальный строй и его особенности. Хоровой строй - чистота интонирования в пении. Уменьшенная квинта и увеличенная кварта

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Определение индуктивности катушки и проверка закона Ома для электрической цепи переменного тока. Лабораторная работа

Изучение явления самоиндукции. Определение индуктивности катушки без сердечника и с ферромагнитным сердечником. Проверка закона Ома для электрической цепи переменного тока.

Педиатрия. Билетная программа

Стратегическое управление предприятием

Производственная программа предприятия. Оперативное планирование. Оперативное планирование производства. Основа стратегического управления предприятием - перспективное планирование. Анализ соответствия должностных обязанностей производственного персонала квалификационным характеристикам.

Вопросы к зачету по истории и обществознанию

Лабораторная работа: Исследование синхронной логики на языке описания Verilog

Закрепить знания по применению языка Verilog для описания синхронной логики (D-триггеры, регистры, счетчики).

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok