Классификация наук: традиционные и современные концепции.

Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. Родоначальник эмпирической науки Френсис Бэкон предложил классификацию наук, в основу которой были положены основополагающие способности человеческой души: память, воображение, разум. В его классификации памяти соответствует история; воображению — поэзия; разуму — философия. Ф. Бэкон предлагал посмотреть на поэзию как на изображение действительности в зависимости от сознания и эмоций человека, на историю как на описание реальных единичных фактов и событий. Гражданская история в отличие от естественной должна описывать явления человеческого бытия. Философия — это обобщенное познание, которое также распадается на естественную философию или учение о природе (физика, механика, метафизика и магия), и первую философию (учение об аксиомах и транс-ценденциях). В классификации наук родоначальника рационализма Рене Декарта используется метафора дерева. Корневищем является метафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику

«Классификация наук, — отмечал Ф. Энгельс, — из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, расположением согласно внутренне присущей последовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение». Когда Энгельс начинал работу над «Диалектикой природы», в науке уже утвердилось понятие энергии, распространенное на область неорганики — неживую природу. Однако абсолютной грани между живой и неживой природой быть не могло. Убедительным примером тому явил- • ся вирус — переходная форма и живое противоречие: попав в органическую среду, он вел себя как живое тело, в неорганической же среде он так себя не проявлял.

Можно сказать, что Энгельс предугадал переход одной формы движения материи в другую, так как к моменту возникновения его классификации наука изучила лишь переходы между механической и тепловыми формами. Он предположил, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. В XX в. именно на стыках наук появились многие перспективные области новых наук: биохимия, геохимия, психолингвистика, информатика и пр. Принципиальное отличие предложенной классификации состояло в том, что основу разделения наук составил принцип объективности: различия между науками обусловлены различиями изучаемых объектов. Тем самым классификация наук обретала прочное онтологическое основание — качественное многообразие самой природы.

Дальнейшая классификация наук, предпринятая Вильгельмом Дильтеем (1833—1911), привела к отделению наук о духе и наук о природе. В работе «Введение в науки о духе» он различает науки прежде всего по предмету: предмет наук о природе — внешние по отношению к человеку явления; предмет наук о духе — анализ человеческих отношений. В первом случае ученых интересуют наблюдения, во втором — внутренние переживания, окрашенные эмоциями, «природа в них молчит, словно чужая». Дильтей уверен, что обращение к «переживанию» является единственным основанием наук о духе. Автономия наук о духе устанавливает связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание». Таких понятий нет ни в природе, ни в естественных науках. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Понимание служит источником наук о духе.

Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) предлагал различать науки не по предмету, а по методу и разделял научные дисциплины на номотетические (от греч. nomothetike — законодательное искусство), направленные на установление общих законов, регулярности предметов и явлений, и идеографические (от греч. idea — понятие, grapho — пишу), направленные на изучение индивидуальных явлений и событий.

Однако внешняя противоположность природы и духа не дает исчерпывающего объяснения многообразия наук. Поэтому Генрих Риккерт (1863—1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существовании номотетических и идеографических наук, приходит к выводу, что различие обусловлено разными принципами отбора и упорядочивания эмпирических данных. Деление наук на науки о природе и науки о культуре отражает противоположность интересов, разделяющих ученых на два лагеря: естествознание направлено на выявление общих законов, история же занимается неповторимыми единичными явлениями; естествознание свободно от ценностей, а культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство ценностей. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, понимание, истолкование.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия науки. Конспект

К данному материалу относятся разделы:

Понятие и предмет философии науки.

Классический позитивизм как исторический этап философии науки (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер).

Эмпириокритицизм как исторический этап философии науки (Э. Мах и Р. Авенариус).

Сущность и особенности неопозитивизма

Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре и П. Дюгема

Феноменология Э. Гуссерля

Постпозитивизм: общая характеристика.

Соотношение науки, культуры и цивилизации.

Типы цивилизаций

Ценности научной рациональности

Наука и философия

Наука и нефилософская типы мировоззрения (искусство, ми-фология, религия и мистика).

Роль науки в современном образовании и формировании человека.

Преднаука и античная наука.

Наука в средневековье.

Наука эпохи Возрождения.

Наука Нового времени.

Классификация наук: традиционные и современные концепции.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания и критерии науки.

Метатеоретический уровень науки.

Логика порождения и обоснования нового знания в науке: общая характеристика.

Развитая научная теория: сущность и признаки.

Современные проблемы динамики науки.

Научные революции как трансформация оснований науки.

Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности (классическая – неклассическая – постнеклассическая).

Основные направления развития современной науки (синергетика, глобальный эволюционизм и философия космизма).

Этика науки.

Сциентизм и антисциентизм.

Изменение мировоззренческих ориентаций в постнеклассической науке.

Наука и паранаука. Многообразие форм знания.

Наука как социальный институт.

Критический рационализм К. Поппера (К. Поппер «Предположения и опровержения: Рост научного знания»).

Концепция исторической динамики науки Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций»).

«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда (П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки»).

Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»).

Похожие материалы:

Немецкая литература эпохи Возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения («Корабль дураков» С. Бранта, Ульрих фон Гуттен). Творчество и общественная деятельность.

Теория государства и права

Вопросы государствоведения: Теория государства и права (ТГП) как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука. Методология и методы теории государства и права Российской Федерации (РФ). Предмет, объект и структура.

Основные термины и понятия по Муниципальному праву

Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная дисциплина

Архітектура. Текст до вступу

У сучасному розумінні архітектура – мистецтво проектувати і будувати будівлі, споруди і їх комплекси. Вона організовує всі життєві процеси. До вимог, що пред\'являються до архітектури разом з функціональною доцільністю, зручністю і красою, входять вимоги технічної доцільності і економічності.

Природа не имеет органов речи

К теме: Война… зачем она? Об экологии ( это мое эссе) Не брать в чистом виде! Можно в измененном , адаптированном для своих мыслей виде взять литературные аргументы!