Типы цивилизаций — Философия науки. Конспект | iFREEstore

Типы цивилизаций

Современный цивилизационный подход основывается на признании культурных отличий Востока и Запада и принципиальном различии путей их исторического развития. За восточными типами общества закрепилось название традиционных, за западными — техногенных.

В современной теории укоренилось различие традиционных и техногенных типов общества. Традиционный тип общества (Восток) обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов, канонизированных форм мышления, устоявшихся образцов поведения. В нем господствуют авторитарно-административная система и принцип редистрибьюции, т.е. сбора дани, налогов и повинности. Для деспотических государств Востока характерны отсутствие частной собственности, произвол власти, рабская зависимость и угодливость. Все товарные отношения находятся под контролем власть имущих и неудовольствие чиновников оборачивается разорением и конфискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах именно власть рождала собственников и собственность, т.е. господствовал принцип «власть — собственность». Социальную значимость имели лишь люди, причастные к власти, богатство и собственность теряли значение, а утратившие власть становились бесправными.

Несмотря на различия в генотипе, между Востоком и Западом было много общего в культурном развитии. К достижениям Востока относятся изобретение компаса, бумаги, шелка, фарфора, создание крупнейших гидротехнических и оборонительных сооружений, многопалубных кораблей, разборных штифтов; достижения Запада (эпоха Возрождения XIV—XVI вв.) — это книгопечатание, система Коперника, великие географические открытия.

Европа знакомилась с наследием античности в переводах с арабского языка, так как оригиналы были утеряны. Книгопечатание на Западе сопровождалось авторитетом книги, а на Востоке — авторитетом учителя, толкователя книги или учения.

Техногенное общество возникло в XV—XVII вв. в связи с развитием в европейском регионе техники и технологии, оно пришло на смену аграрному традиционному обществу. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, а инновация и новизна. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей. Для техногенной цивилизации характерно формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие сакраментальные культурные традиции или трансплантирует в них модели западного образца.

Внутренними резервами роста и развития техногенных цивилизаций являются перестройка и переосмысление принятых основоположений, использование новых возможностей. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства — «увей», характерный для традиционных обществ, прерывается. Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, излучающей токи преобразующего и покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы. Таким образом, базисные ценности техногенной цивилизации также касаются отношений «человек — природа». Однако в рамках техногенной цивилизации оформляется «идеал господства человека над природой, ориентированный на силовое преобразование» (B.C. Степин). Одна из важных ценностей техногенного общества — научно-технический прогресс (НТП). Быстрые успехи в самых различных областях знания делают науку движущей силой развития техногенной цивилизации.

В традиционном и техногенном обществах отношения к проблеме автономии личности различно: традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореализоваться, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей; в техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек воспринимается как активное, деятельностное существо, деятельность которого экстенсивна, направлена вовне, на преобразование внешнего мира, а также природы, которую необходимо подчинить. Это является основанием всеобщей унификации, подчинению стандартам техногенного образа жизни со все возрастающим уровнем потребления. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упражнений.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

философия науки.docx

философия науки.docx
Размер: 131.6 Кб

.

Пожаловаться на материал

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия науки. Конспект

К данному материалу относятся разделы:

Понятие и предмет философии науки.

Классический позитивизм как исторический этап философии науки (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер).

Эмпириокритицизм как исторический этап философии науки (Э. Мах и Р. Авенариус).

Сущность и особенности неопозитивизма

Конвенционализм Ж.А. Пуанкаре и П. Дюгема

Феноменология Э. Гуссерля

Постпозитивизм: общая характеристика.

Соотношение науки, культуры и цивилизации.

Типы цивилизаций

Ценности научной рациональности

Наука и философия

Наука и нефилософская типы мировоззрения (искусство, ми-фология, религия и мистика).

Роль науки в современном образовании и формировании человека.

Преднаука и античная наука.

Наука в средневековье.

Наука эпохи Возрождения.

Наука Нового времени.

Классификация наук: традиционные и современные концепции.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания и критерии науки.

Метатеоретический уровень науки.

Логика порождения и обоснования нового знания в науке: общая характеристика.

Развитая научная теория: сущность и признаки.

Современные проблемы динамики науки.

Научные революции как трансформация оснований науки.

Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности (классическая – неклассическая – постнеклассическая).

Основные направления развития современной науки (синергетика, глобальный эволюционизм и философия космизма).

Этика науки.

Сциентизм и антисциентизм.

Изменение мировоззренческих ориентаций в постнеклассической науке.

Наука и паранаука. Многообразие форм знания.

Наука как социальный институт.

Критический рационализм К. Поппера (К. Поппер «Предположения и опровержения: Рост научного знания»).

Концепция исторической динамики науки Т. Куна (Т. Кун «Структура научных революций»).

«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда (П. Фейерабенд «Избранные труды по методологии науки»).

Модель научного познания И. Лакатоса: идея конкурирующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос «История науки и ее рациональные реконструкции»).

Похожие материалы:

Внутрибольничная инфекция ВБИ. Реферат

Этиология. Возбудители и источники ВБИ. Пути и факторы передачи ВБИ. Классификация ВБИ. Распространенность ВБИ. Структура и статистика ВБИ. Система мероприятий по профилактике ВБИ. Особенности организации профилактики ВБИ

Сложные трубопроводы

Сложный трубопровод в общем случае составлен из простых трубопроводов с последовательным и параллельным их соединением

Бухгалтерський облік загальновиробничих витрат підприємства

Курсовий проект. Метою даної дипломної роботи  є вдосконалення проведення обліку, аналізу та аудиту загальновиробничих витрат підприємства в сучасних економічних умовах в Україні.

Морфология, биология и кулътуральные свойства возбудителя туберкулеза

Устойчивость возбудителя туберкулеза. Возбудитель туберкулеза.

Тест креативности Торранса

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.