Реферат На тему: Анализ речи Исократа «Панегирик»

Министерство культуры и образования

Кировоградский госудраственный университет

Имени Владимира Винниченка

Реферат

На тему:

Анализ речи Исократа «Панегирик»

Кировоград – 2015

                         

                           Аннотация

Тема: анализ речи Исократа «Панегорик»

22 страницы машинописного текста

В данном реферате описан жизненный путь риторика Исократа, его основные мировоззренческие идеалы и цели, которые позволяли ему двигаться вперёд исполняя своё жизненное предназначение.

Ключевые слова: Исократ, Греция, риторика, панегирик, речь, оратор.

План

             Вступление………………………………..4

  1.  Биография ………………………………..5
  2.  Между огней войны и мира………...…7
  3.  Смерть оратора……………………..….15
  4.  Быль минувших лет…………..………16

         Вывод………………………………...…….21

               Литература…………………………..……22

Вступление

Учеником Горгия был известный преподаватель риторики Исократ (436-338). Он содержал в Афинах школу красноречия, подготовившую много практических деятелей – политиков (Исей, Ликург, Гисперид) и полководцев (Тимофей, Лаодамант, Клеарх, Никокл). Обучение продолжалось три-четыре года, стоило дорого - около 1000 драхм. Исократ придерживался следующего принципа: не научившись хорошо говорить, нельзя научиться хорошо мыслить. Он считается отцом практического образования (в отличие от научных школ, какими были Академия Платона и Лицей Аристотеля), отцом греческой интеллигенции. Исократ сам никогда принародно не выступал, а только преподавал и  писал речи, которые имели широкое хождение как политические памфлеты. Его можно поэтому считать одним из первых политических публицистов.

Он так и не сумел преодолеть врождённую стеснительность, был небольшого роста и голос имел слабый. «Когда его спрашивали, как это он, сам не способный произносить речи, учит других, он отвечал, что точильный камень не может резать, но он делает железо острым»1.

Стиль его речей высоко ценили знатоки, в частности Аристотель, хотя и недолюбливал Исократа (известна его фраза «стыдно молчать и давать говорить исократам»), в своей «Риторике» неоднократно цитирует известную речь «Панегирик» как некоторый образец красноречия.

В отличие от своих учителей-софистов Исократ считал, что общественному деятелю надо быть по возможности морально твердым человеком.

Цель: описать жизненный путь риторика Исократа

Задача: осмыслить идеи, мысли и достижения Исократа

1. Биография

Исократ – это выдающийся оратор, публицист Древней Греции, создавший особый письменный жанр красноречия и открывший эпоху эллинизма в риторике. В своих речах он давал политические наставления, использовал их в качестве воспитательного орудия. Исократа называют наследником Лисия, учеником Горгия – одного из создателей искусства красноречия.

Родился Исократ в 436 г. до н.э. Он был сыном Феодора из города Эрхия, который был состоятельным человеком (он владел большой мастерской флейт). Своим детям он постарался дать хорошее образование. «Учился он у Протагора,  Горгия, Продика и Тисия…Сократ говорил, что в Исократе была «природой заложена какая-то любовь к мудрости».2 Исократ был единственным, кто после казни Сократа открыто осмелился носить траур по погибшему философу». Позже ритор выскажет благодарность своему отцу в речи «Об обмене состоянием». Юность Исократа прошла в годы Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение. Этот фактор наложил соответствующий отпечаток практически на все его произведения. С помощью своих работ он стремился возродить традиционную афинскую демократию, которая была сильно искажена в ходе войны.

После Пелопоннесской войны состояние отца было потеряно, и Исократ вынужден был стать логографом – человеком, который пишет речи за деньги. Имея слабый голос, он не мог сам читать свои работы для публики. Сам ритор говорил: «…нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне». Занимался логографией он около десяти лет – с 403 до 393 или 390 г. до н.э. В то время Исократ писал судебные речи, шесть из них дошли до нас. «Несомненно, однако, что это занятие не могло надолго удержать Исократа. Его литературному вкусу, сформировавшемуся в школе Горгия, сродни было не столько судебное, сколько торжественное, эпидейктическое красноречие; следы пристрастия к этому последнему отчетливо заметны уже и в первых, судебных речах Исократа. С другой стороны, и нравственным его убеждениям, сложившимся под сильным влиянием Сократа, претила роль наемного судебного адвоката. Рано пробудившееся честолюбие влекло его в другую и более высокую сферу политических интересов и государственной деятельности — к публичному, политическому красноречию».3

Панегирик – это первая полностью политическая Исократа и, вместе с тем самая совершенная. Автор долго работал над этим произведением, стремясь наиболее полно развить и обосновать идею единения афинян со спартанцами в борьбе против персов, о чём и говорит в §14: «Так вот, если моя речь недостойной своего предмета и моей славы, если она не оправдает потраченного на неё времени, и больше того – всей моей жизни, то пусть меня презирают и осыпают насмешками за то, что, не имея особых дарований, я взялся за такую задачу».

Над «панегириком» ( речью на всеэллинском собрании) Исократ работал около 10 лет. «Большое значение придаёт Исократ искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Порицая особое пристрастие к метафорам, Исократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным. Следуя Георгию в употреблении украшающих средств, он вместе с тем не злоупотребляет ими… В его искусстве делать лёгкие и естественные переходы нет ему равных».4

2. Между огней войны и мира

«Непосредственным толчком к созданию «Панегирика» явилась та политическая обстановка, которая сложилась в Греции к середине 80-х годов IV в. Кратковременная гегемония Спарты после Пелопоннесской войны сменилась новой междоусобной борьбой, которая ослабила греческие полисы и сделала возможным унизительный Анталкидов мир (386 г.), приведший к установлению персидского контроля над греческими делами».5 Также после войны начался очень сильный социальный кризис, на который оратор намекает в §115 («Неужели мир, который мы имеем сейчас, и свобода городам, которая только чиститься в договоре, лучше, чем былое господство Афин? Кому нужен мир, парни котором на море хозяйничают пираты, когда города отданы во власть наёмников…) и в §167 («Хорошо бы начать этот поход ещё при нынешнем поколении, чтобы оно, перенёсшее столько бед, смогло наконец насладиться счастьем. Слишком много ему пришлось выстрадать…)

Создавал «Панегирик» Исократ в кабинетной тиши, «опираясь на на глубокие мифологические и исторические экскурсы, продуманную, но очень сложную композицию, выверенный многократным прочтением вслух способ использования тропов и фигур. Древние говорили, что его речь льётся как масло, гладко и плавно, правда, на слушателя наводит сон, зато в текстовом варианте не имеет себе равных по красоте».6 

Композиционно «Панегирик» разделён на две части. В первой части (§ 1-132), продолжающей традицию торжественных речей, посвященных прославлению отечества, автор прославляет героическое прошлое Афин и их заслуги перед эллинами, обосновывает право Афин на гегемонию в Элладе (по крайней мере, на море) и, таким образом, убеждает слушателей в необходимости объединения греческих полисов под руководством Афин.

В самом начале Исократ говорит, что Афины – это «самый древний, самый большой и знаменитый город», а также то, что его жители, в отличие от других эллинов всегда жили на греческой земле, т.е. являются его коренными жителями, доказывая тем самым исторические права на главенство Афин в Элладе.

Далее ритор рассуждает об их благодеяниях всему человечеству: освоении Балкан, изобретении многих вещей, возникновении законов, учреждении общеэллинских празднеств, во время которых повсеместно заключается мир, открытии крупнейших торговых путей и рынка в Пирее. Понятно, что столько сделав для целого мира, афиняне имеют полное право управлять всеми остальными греками и верховенствовать в бой против варваров.

Исократ, сам будучи оратором, считает Афины бесспорным центром философии и красноречия: «В уме и красноречии Афины своих соперников опередили настолько, что стали подлинной школой всего человечества, и благодаря именно нашему городу, слово «эллин» теперь означает не столько место рождения, сколько образ мысли и указывает скорее на воспитание и образованность, чем на общее с нами происхождение» (§50).

Исократ приводит доказательства в пользу необходимости афинского господства и для тех, считает вышеупомянутые доводы достаточно мелочными. Узнавая от оратора о том, кто прибегал к помощи его города, читатели и слушатели сразу понимают насколько мощны Афины: «… ещё до Троянской войны к нам обратились за помощью дети Геракла, а чуть раньше – аргосский царь Адраст, сын Талая» (§54).

В следующем абзаце Исократ, доказывая, что Спарта должна подчиниться Афинам, говорит: «Многим благодеяниям нам обязаны спартанцы, но уже за одно это они перед нами в неоплатном долгу, ибо только афинская помощь дала возможность Гераклидам, предкам правящих ныне в Спарте царей, вернуться с победой в Пелопоннес, захватить Аргос, Лакедемон и Мессену, основать Спарту и заложить основы её нынешнего могущества» (§61).

«Выдвижение Исократом на первый план своего родного города в качестве инициатора объединения Эллады, весьма возможно, объяснялось действительным возрождением политического могущества Афин: речь создана накануне образования второго Афинского морского союза. Однако отсюда еще не следует, что вся речь в целом была направлена против Спарты»7. Именно по этой причине, далее Исократ говорит об афинских победах над варварами. Он приводит в пример наиболее крупные войны и рассказывает о том как одни лишь афиняне, безо всякой помощи, побеждали огромные варварские войска. Немного погодя, ритор говорит о греках предыдущих поколений, о том какие ценности и убеждения у них были. По его словам, афиняне «и спартанцы всегда соперничали, но тогда они состязались на поприще славы и не считали себя врагами» (§85). Но, несмотря на все споры и разногласия, и те, и другие «общим отечеством считали Элладу» (§81). Далее Исократ сравнивает, то как против персов сражались афиняне и спартанцы. Оказалось, что жители Спарты были хотя и отважны, но нерасторопны, слабы, т.е. практически беззащитны перед натиском врага. Афинские воины бились с врагом очень доблестно, храбро, победоносно. Они всегда приходили на помощь к своим собратьям.  Исократ говорит в §96: «Можно ли найти более ясное доказательство благородства афинян и их преданности Элладе, чем та решительность, с которой ради общей свободы они пожертвовали родным городом, и самообладание, с которым они смотрели на то, как грабят их поля, разоряют святилища и сжигают храмы».

Далее Исократ пишет о том, как хорошо афиняне обращаются со своими подданными. Покорённые народы живут в процветании и практически полной свободе при таком же демократическом строе как и в самих Афинах. Кроме того, территории своих соседей Афины не захватывают. В «Панегирике» её автор для большего благозвучия употребляет сложнейшие предложения со множеством причастных и деепричастных оборотов, подчинительных предложений, уточняющих членов, вводных слов и т.д. В этом абзаце есть такое предложение, одно из самых длинных в речи: «И вот доказательство: хотя земли у нас слишком мало, особенно если учесть число наших граждан, хотя властвовали мы над огромной державой и располагали вдвое большим, чем остальные государства, числом боевых кораблей, да ещё таких, каждый из которых стоит двух вражеских, хотя Евбея расположена совсем близко от Аттики и обладание её даёт ключ к господству на море, да и в прочих отношениях она ценнее любого другого из островов, хотя нам ничего не стоило её захватить и удержать её было бы даже проще, чем наши сухопутные владения, и к тому же мы по опыту знали, что всюду в почёте именно те государства, которые сгоняют с земли соседей, чтобы обеспечить себе сытную, беззаботную жизнь, - ни одно из этих соображений, однако, не побудило нас к захвату Евбеи, но мы были единственной великой державой, которая мирилась с тем, что живёт в большей бедности, чем те, кого упрекают в покорности нам» (§§ 107-109).

Далее Исократ обвиняет спартанцев в развязывании войны под предлогом освобождения эллинов и окончании её их предательством, а также в последствиях этого предательства, больно ударившим по ним же самим. Здесь автор показывает их глупость, а глупый народ не может главенствовать в Греции. Ритор говорит, что отнюдь не враждебен к народу Спарты и употребляет в их отношении резкие выражения только для того, чтобы они изменили свой нынешний образ мысли.

Э. Бухнер, автор новейшего специального исследования о «Панегирике» Исократа, тщательно проанализировав текст речи, убедительно показал различное содержание терминов «архэ» («власть», «держава») и «гегемония», используемых здесь Исократом. Не выступая в поддержку архэ, Исократ здесь выступает с идеей гегемонии Афин, т. е. такого первенства, которое основано не на принуждении, а на добровольном подчинении.

«He против Спарты, не ради Афин и не в угоду демократии был написан «Панегирик». Верность этого негативного определения подтверждается при рассмотрении второй части памфлета (§ 133 — 186), имитирующей симбулевтическую, совещательную речь. Вся эта часть посвящена одному — призыву к совместному походу эллинов против персов. При этом автор не просто призывает к борьбе с извечным врагом эллинов, не только обосновывает реальную возможность успеха, но и доказывает, что сама эта борьба является единственным средством, могущим избавить Элладу от бедствий, которые она теперь испытывает».8

В начале второй части «Панегирика» Исократ говорит о положении дел в Персии и близких к ней странах и островах. Он рассказывает, что варвары из-за безрассудства греков уже владеют многими территориями и пытается убедить начать войну против них немедленно. Автор описывает самые крупные войны, а таких было очень много , где персы оставались победителями. Но тут же оратор показывает и трусость персов, рассказывая о некоторых их поражениях. Так же Исократ описывает несовершенную социальную систему Персии, и страдания захваченных ей народов, в том числе и эллинов, которых нужно освободить. Далее он опять начинает убеждать нас в необходимости начать войну уже сейчас: «Даже слишком многое, я считаю, нас побуждает к войне против персов. Позор упускать такой случай и потом о нём с горечью вспоминать. А ведь лучших условий для войны с царём, чем теперешние и пожелать нельзя… Хорошо бы начать этот поход ещё при нынешнем поколении, чтобы оно, перенёсшее столько бед, смогло наконец насладиться счастьем». (§§ 160 и 167).

Исократ говорит, что нужно расторгнуть мирный договор с Персией, явно дающий варварскому государству большие преимущества и, ставящий Элладу практически ни во что, и отомстить ей «за прошлое и обеспечить своё будущее». «Это единственная война, которая лучше, чем мир. Похожая больше на летнюю прогулку, чем на поход, она выгодна и тем, кто хочет мира, и тем, кто горит желанием воевать: те смогут открыто пользоваться своим богатством, а эти разбогатеть за чужой счёт».  (§182).

Общеэллинская война с персами как панацея от всех бед — вот главный тезис «Панегирика». Такая война явится важным средством достижения политического мира в Элладе, установления согласия между всеми полисами. Но эта же война может принести и мир социальный, содействуя установлению согласия между гражданами в каждом отдельном полисе. Отметить персам за прошлые унижения, перенести бедствия Эллады в Азию, а богатство Азии в Элладу, сделать варваров подданными эллинов, — шовинистический и вместе с тем классовый, рабовладельческий характер этой программы, провозглашенной Исократом в «Панегирике» и затем развитой в других его произведениях, совершенно очевиден.

Заканчивает свою речь Исократ, даёт наставления слушателям, в которых говорит не только о войне и объединении Афин со Спартой, но и о своей речи, призывая других ораторов попытаться превзойти её, и, в которых слышны отголоски из работы «Против софистов»: «… кто опытен в красноречии, пусть перестанут рассуждать о денежных залогах и прочих безделках, пусть лучше попробуют превзойти эту речь и поищут способа на эту тему высказаться красноречивей, чем я…» (§188).

«Панегирик» очень искусно выстроен, его композиция необычна. Исократ «как бы делал эскиз с далёкого расстояния, откуда видны лишь контуры предметов, но откуда заметны также нити, связующие их друг с другом, откуда можно объять обзором множество предметов сразу, можно их сопоставить, отличить похожие от непохожих, малые от великих… Пластичность красочных, чувственно воспринимаемых фигур заменена здесь наглядностью совсем иного рода, заменена логической ясностью чётко проведённой группировки».9 

3. Смерть оратора

В 337 г. старый Исократ умер. Он отказался принимать пищу из-за крушения своих надежд. «Развитие политических событий перед его смертью показало, насколько нереальны были расчеты Исократа на мирное объединение Эллады. Филипп II явно не склонен был ограничиться ролью незаинтересованного посредника и благодетеля, а греческие полисы, со своей стороны, не спешили расстаться со свободою и независимостью и раствориться в греко-македонской державе. Положение обострилось, назревал новый вооруженный конфликт между Македонией и родным городом Исократа Афинами… Напрасны были призывы престарелого ритора к сдержанности и взаимным уступкам. Ни одна сторона не захотела уступить, и дело кончилось кровавой битвой при Херонее, доказавшей полную иллюзорность последней надежды Исократа, его попытки совместить несовместимое — принципы полисной автономии и свободы с идеей объединения эллинов под руководством сильного монарха».10

4. Быль минувших лет

Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к  нескольким историческим личностям:   македонскому  царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи,  числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за её падением перемены.

Славу и богатство доставила Исократу преподавательская деятельность, сначала на Хиосе, потом в Афинах, а также составление сочинений наставительно-политических. В «Панафинейской» речи (XII), в речи «Против софистов» (XIII) и в «Обмене состояниями» (XV) имеются некоторые автобиографические известия; здесь же преподаны правила декламации его речей (XV, 10-12). Из так называемых речей только немногие (IV, VI, VII, VIII, XII, XV) заслуживают это название; все прочие — или обращения к царям и правителям с наставлениями и похвалой, или упражнения в модном тогда стиле софистов.

      Самая ранняя и вместе замечательнейшая из речей Исократа, «Панегирик», стоила автору 10 лет труда (390—380); наиболее поздняя, «Панафинейская» речь, начата им на 94 и кончена на 97 году жизни; обе речи названы так от праздников, к которым приурочивал автор их произнесение. На самом деле сочинения Исократа назначались для чтения дома или в кружке друзей и ни одно из них не произносилось ни в суде, ни в народном собрании. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определенной цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест европейской и азиатской частейЭллады.

Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др. Подобно софистам, Исократ учил за деньги, получая до 2 5 0 р. с. с ученика за курс; получал он иногда деньги и за свои сочинения — напр. за панегирикЕвагору, саламинскому царю на Кипре, около 30000 р. сер.

      Ученикам частью преподавались правила построения речи, начиная с подбора отдельных слов и кончая образованием длинных периодов, частью читались, с комментариями, собственные сочинения учителя. Об одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлять старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить — таково, по словам Исократа, назначение речи (IV, 8); то же говорили софисты, когда учили неправое дело сделать правым, и наоборот.

Период увлечения чудесной силой слова ознаменовался быстрыми успехами в разработке грамматики, в выяснении различных стилей и т. п. Усилиями Исократа завершено было развитие аттической прозы и приспособление её для разнообразнейших видов литературы не одних афинян, но и всех эллинов. Влияние Исократа перешло в Рим, отразившись на цицероновской прозе, а через последнюю проникло в книжную речь новых народов. Не обращаясь за украшениями к поэтической речи, избегая всего вычурного и напыщенного, И. довольствовался в своих уроках риторики и в составлении образцовых произведений теми средствами языка, какие были для всех доступны в живой речи современных ему афинян. Образцы предложений Аристотель в своей «Риторике» заимствует из Исократа. Периодическая речь, гармоническая, тщательно отделанная в своих составных частях, была впервые создана Исократом и преподана многочисленным его ученикам. На афинян, в высшей степени чувствительных к красотам слова, да и на прочих эллинов подобные сочинения производили чарующее впечатление (XII, 2; XV, 38-40).

Но слава ритора не удовлетворяла Исократа; он желал учить современные поколения «не только красноречию, но и добродетели», то есть морали и политике. Ему казалось, что только незвучный голос и робость перед толпой мешала ему играть роль вдохновителя народов и царей (XII, 9. 10). На самом деле больше, нежели голоса, недоставало Исократу. Ему не хватало ясного видения людей и событий, силы воли и решимости, страстного увлечения идеей и неутомимого изыскания живой действительности в её сокровенных мотивах и причинах — тех именно качеств, которые обеспечивали великим ораторам греческим и римским успех в многолюднейших собраниях. Вместо фактов, приуроченных к данному месту и времени, вместо неотразимых заключений из фактов Исократ обыкновенно предлагает своим читателям несколько общих положений о желательном порядке вещей и облекает эти мысли в изящную форму многоречивых советов в том убеждении, что народы или цари только дожидались благонамеренных указаний ритора и готовы согласовывать с ними свои поступки.

      В совершеннейшем из своих сочинений, «Панегирике», изданном после Анталкидова мира (387), Исократ советует эллинам прекратить раздирающие их распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов, с предоставлением морской гегемонии афинянам, а сухопутной — спартанцам. Предлагая повторить старый, много раз не удававшийся опыт, Исократ в то же время перечислением заслуг Афин перед эллинами только раздражал лакедемоняни затруднял полюбовное соглашение между двумя государствами. С этого времени Исократ не переставал проповедовать мир в среде эллинов, борьбу эллинов против персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины (XII, 11 сл., 74-76, 119-1 2 1 и др.).

      В умиротворителя Эллады и национального вождя эллинов Исократ пытался обратить то царя спартанского Архидама, тосиракузского тирана Дионисия Старшего, то царя македонян Филиппа. В 346 до н. э., когда Филипп владел уже многими городами Фракии, разрушил Олинфский союз, держал в своих руках Фермопилы и разорил Фокиду, Исократ приветствовал в беспощадном завоевателе благородного рыцаря, которому оставалось только опровергнуть клеветы афинских демагогов и стяжать себе вечную славу покорением Востока для свободных эллинов. Та же наивная вера в Филиппа проходит через всю «Панафинейскую» речь, выпущенную в свет в 339 г. Года за три до этого Исократ убеждал Филиппа беречь свою жизнь, столь необходимую для славы Эллады.

Сохранился рассказ, будто Исократ не перенес роковой вести о поражении союзных эллинских сил при Херонее и уморил себя голодом; но на самом деле Исократ оставался до конца верным своему самоослеплению. Ко времени после Херонейской битвы относится письмо Исократа к Филиппу, в котором ритор с радостью оповещает, что теперь, когда умиротворение эллинов наступило само собой, царю легко исполнить заветную мечту своего советника.

Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли. Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.

Вывод:

На закате дней свои монархические идеи Исократ формулирует в речи "Филипп", представляющей собой форму открытого письма написанного македонскому царю, врагу эллинской свободы Филиппу. Здесь Исократ с пылом возвращается к обоснованию Горгиевой идеи панэллинства, звучавшей и в более ранних его речах "О мире и "Панегирик". Теперь прославленный ритор предлагает Филипп примириться с греками, и, объединив их под своей эгидой, разгромить Персию. Таким образом, за счет варваров Исократ планирует вывести Элладу из экономического и политического кризиса, в котором она пребывает. Как указывает неизвестный древний комментатор последней речи Исократа, "Филипп не послушался излагавшихся в ней советов, но отложил их исполнение до другого времени. Однако позже сын его Александр тоже прочитал эту речь и, во одушевленный ею, предпринял поход против Дария Второго10. Вдохновленный идеями Исократа, он создал самую знаменитую из великих империй древности и открыл новую историческую эпоху -эллинизм.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991.
  2.  Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т. I/В.Я. Ксиль, В.В. Рибери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  3.  А.Ф.Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи, Н.А.Тимофеева, Н.М. Черёмухина. Античная литература. Учебник для пединститутов. – М., Государственное учебно-педогогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963.
  4.  Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. М., 1978.

1 Псевдо-Плутарх. См.: Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать.- М.1998. – С.43.

2 Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т. I / В.Я. Ксиль, В.В. Рибери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. Стр. 469.

3 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991. Стр. 330.

4 А.Ф.Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи, Н.А.Тимофеева, Н.М. Черёмухина. Античная литература. Учебник для пединститутов. – М., Государственное учебно-педогогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. Стр. 154.

5 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991. Стр. 333.

6 Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи: Учебное пособие.  – 2-е изд., испр. и доп. – М., Изд-во МГУ, 2002. Стр. 46.

7 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991. Стр.334.

8 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991. Стр. 335

9 Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. М., 1978. Стр. 89.

10 Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991. Стр. 348-349.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

В данном реферате описан жизненный путь риторика Исократа, его основные мировоззренческие идеалы и цели, которые позволяли ему двигаться вперёд исполняя своё жизненное предназначение.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Определение длины волны излучения гелий-неонового лазера с помощью дифракционной решетки

Лабораторная работа. Определение размера эритроцита по дифракции на эритроците излучения гелий-неонового лазера. Определить длину волны излучения гелий-неонового лазера с помощью дифракционной решетки. Определить размеры эритроцита по дифракции излучения гелий-неонового лазера на эритроцитах.

Классификация сверл

Классификация сверл: по конструкции рабочей части, по конструкции хвостовой части, По способу изготовления, по способу изготовления, по форме обрабатываемых отверстий,

Философия

Содержание предмета философии. Философское исследование природы. Человек в древнегреческой философии. Особенности научного знания и познания. Развитие науки и смена типов научной рациональности. Смысл человеческого бытия.

Політика в епоху Відродження

Реферат з предмету політологія. Політичні ідеї епохи Відродження. Проблеми теорії політики в епоху Відродження. Загальна характеристика політичної думки в епоху Відродження

Структурная схема технологического процесса

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok