Социалистический реализм

Билет №39. Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) — мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.

Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

Для искусства социалистического реализма характерен новый тип положительного героя — созидателя, активного борца за совершенствование общественной жизни. Вместе с тем искусство социалистического реализма, показывая недостатки, негативные тенденции, противоречия действительности, помогает народу в его борьбе за укрепление и развитие нового общества, за мир и сотрудничество между народами. В страстном утверждении нового, прекрасного, в гневном отрицании старого, отжившего, в определенности идейно-эстетической позиции художника выражается гражданский пафос, коммунистическая партийность его творчества.

Принципы соцреализма

Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Известно, что даже фотографии вождей подвергались корректировке и значительно отличались от оригиналов. В связи с этим следует заметить, что вождям в разных странах (Ленину в Советской России, Муссоллини в Италии, Гитлеру в Германии) нравились слова К.Маркса: «Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоящие во главе партии, движения, были, наконец, изображены суровыми рембрандтовскими красками во всей своей жизненной яркости». Мера правдоподобия и выразительности, правды и вымысла занимала и Горького. Ведь с самого начала перед художниками, по существу, ставилась задача средствами всех искусств создать прекрасный миф о счастливой стране.

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм». Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

Он же утверждал:«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

 «Товарищи! На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку памятника освобожденному труду...» — говорил Владимир Ильич.

Осуществлялась одна из замечательных ленинских идей — план монументальной пропаганды. Он родился в трудные весенние дни 1918 года. И уже тогда, сквозь дымную завесу войны и разрухи, Владимир Ильич Ленин, казалось, увидел время, когда освобожденные народы ринутся к науке, знанию, литературе, искусству, зодчеству и покажут миру чудеса достижений в самых разное образных областях.

В эти дни Советское правительство начинало культурную революцию в стране. Надо было широко распахнуть двери музеев, донести до народа эстетическую ценность художественных сокровищ мировой культуры. «Образовательный и культурный подъем массы населения» стал одной из великих забот советского государства. Большая роль теперь принадлежала искусству. Понятные и близкие народу произведения могли стать отличным средством быстрого распространения революционных идей. В. И. Ленин предлагал украсить города надписями революционного и гуманистического содержания, поставить памятники революционерам, гуманистам, писателям, художникам. Искусство должно служить людям, должно помогать им, воспитывать гуманистические, гражданские, патриотические чувства (автор сравнивает Ленина с Кампанелла «Город солнца» описал жизнь общества без частной собственности, без бедных и богатых, где все трудятся по внутренней потребности для общего счастья). 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совета Народных Комиссаров о монументальной пропаганде. Через два дня он был опубликован. «В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц... Их должны заменить памятники, надписи и эмблемы, отражающие «идеи и чувства революционной трудовой России».

Предполагалось поставить памятники революционерам и общественным деятелям, философам, ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, актерам. Утвержденный В. И. Лениным список включал 63 имени. Здесь были первые русские революционеры Радищев, Пестель, Рылеев, вождь крестьянской войны Степан Разин, пролетарские революционеры Халтурин, Плеханов, Володарский, писатели и поэты Пушкин, Лермонтов, Толстой, революционеры-демократы Герцен, Огарев, Чернышевский, великие ученые Ломоносов и Менделеев и др. Кроме русских деятелей науки, культуры и революционного движения, в списке были Спартак, Дантон, Байрон, Гете, Бетховен и другие. С огромным воодушевлением встретили этот план скульпторы - работа закипела.

Первые памятники появились на улицах Москвы и Петрограда уже в первую годовщину Октябрьской революции. 7 ноября 1918 года в Москве был открыт памятник основоположникам научного коммунизма Марксу и Энгельсу. В этот же день открылась мемориальная доска, увековечивающая память борцов Октябрьской революции. Это был большой рельеф из цветного цемента. В центре — крылатая фигура со знаменем и пальмовой ветвью, над которой поднималось фантастическое солнце. Лучи его составляла надпись «Октябрьская революция. Скульпторов формалистического лагеря, не заботившихся о ясности, доходчивости своих произведений до широкого зрителя, постигали неудачи. Народ требовал снятия памятников, которые не пробуждали высоких мыслей и чувств, не радовали глаз красотою понятной и строгой формы.

Глубокие идеи, заложенные в ленинском плане, сделали его основой для развития советской монументальной скульптуры и в последующий период.

Вскоре после смерти Владимира Ильича были созданы значительные монументы, увековечивающие его образ. самым выдающимся сооружением советской монументальной скульптуры была статуя «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, выполненная для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Она получила мировую известность. Героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны, его величие в борьбе и победе запечатлены в многочисленных монументах, установленных в 40—50-х годах.

Монументальная скульптура увековечивала память героев, напоминала людям о бедствиях войны, звала к борьбе за мир. В центре Европы, в Берлине, по проекту Е. В.

Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского был создан некрополь — величественный архитектурно-скульптурный комплекс. Холм-мавзолей увенчивает скульптура «Воин-освободитель». Советский солдат с ребенком на руках, разрубивший фашистскую свастику, стал символом борьбы за мир, за счастье, за свободу.

Памятники советским воинам в Берлине и Кюстрине, в Вильнюсе, в Вязьме и в Риге, во многих других городах, установка ста десяти бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза на их родине — все это было закономерным развитием великой ленинской идеи об увековечивании памяти тех, кто честно служил трудовому народу.

Источник: В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"http://www.artvek.ru/iskusstvo/beseda02.html.

  •  АХРР, ахровцы. Основана в 1922 году, Ассоциация художников революции России— крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов. Товарищество передвижников слилось с ассоциацией, последний глава товарищества П.А Радимов стал первым председателем АХРРа. Верхушкой были Кацман Е.А, Бродский И.И., Репин Ю.И., Григорьев А.В., Радимов. С 1928 года — АХР, распущена в 1932 и явилась предтечей будущего единого Союза художников СССР. АХРР одним из первых выкинул лозунг реализма, т.е. правдивого отражения в живописи нашей повседневной действительности. «Искусство должно быть понятно народу», Ассоциация целенаправленно создавала полотна, которые не вызывали бы отторжения массовой аудитории (в целом необразованной) своей сложностью. Опираясь на традиции передвижников, ими были выдвинуты лозунги "художественного документализма" и "героического реализма". Одним из компонентов стала абсолютная реалистичность живописи, вторым — выбор тем, опиравшийся на социальный (и партийный) заказ — революция, советский быт и труд. Ведущую роль в объединении играли Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Е. А. Кацман, С. В. Малютин, Г. Г. Рижский, Е. М. Чепцов, П. М. Шухмин, Б. Н. Яковлев и др. АХРР имела около 40 филиалов в РСФСР и других республиках, издавала журнал "Искусство в массы" (1929-30), организовала 72 выставки в Москве и других городах.

Искусство 40-50 гг. Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве. Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов — участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши». События Великой Отечественной войны пробудили горячий интерес к героическому прошлому нашей Родины. Подвиг советского народа был живым продолжением истории — ведь русские люди уже не раз грудью вставали на защиту Отечества. Важное место среди произведений исторической живописи послевоенного времени занимает картина А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Куликовская битва положила начало освобождению русской земли от татарского ига. Обращение к этой теме имело большое патриотическое значение. По-настоящему увлекает художников романтика и поэзия свободного труда на мирной земле. Эпическое произведение о тружениках-колхозниках создала украинская художница Т. Н. Яблонская. Много времени провела она в колхозе им. В. И. Ленина, изучая жизнь и труд крестьян. Картина «Хлеб» — одно из наиболее крупных произведений советской живописи. В нем раскрыта главная черта нашей жизни — радость труда, ставшего желанной потребностью для советских людей. Страна вступала в новый период — период развернутого строительства коммунизма. Художники разных республик стремятся показать особенности труда и быта своего народа. Среднеазиатские мастера часто изображают чабанов и хлопкоробов, кавказцы — нефтяников и рыбаков, прибалтийцы воспевают особую красоту труда, связанного с суровым северным морем. Тесная связь с жизнью стала основной чертой современного искусства. Все важные события в нашей стране, справедливая борьба народов против колониализма, против бесправия людей с небелой кожей, дружба народов нашли отражение в советском искусстве. Некоторые деятели культуры считали, что в век покорения космоса, в век кибернетики, кино и телевидения сюжетная живопись не нужна. Они охотно признавали за литературой, театром и кино способность выражения психологических и драматических коллизий и недооценивали эту сторону в современном изобразительном искусстве, отводя ему, вольно или невольно, чисто украшательскую роль.

Искусство 1960-суровый стиль направление в советском искусстве конца 1950-х – нач. 1960-х гг. (термин предложен А. А. Каменским), публицистическое искусство, связанное с хрущёвской «оттепелью». В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др. художники стремились противопоставить фальши и официозному пафосу «социалистического реализма» искренность и суровую жизненную правду. Картины строились на сопоставлении крупных, несколько сумрачных цветовых пятен, композиции отличались плакатной выразительностью. Для стиля характерно поэтизация и романтическая героизация трудовых буден. (все на БАМ, на целину-это оч. романтично)Художники мыслили себя равноправными участниками сурового и мужественного содружества: среди строителей, колхозников, рабочих появляются персонажи, наделённые автопортретными чертами. Героев их картин отличают сила и мужество, спокойная уверенность; у них обветренные лица, широкие плечи и крепкие руки. В полотнах «сурового стиля» представали не лица отдельных людей, а лик целого поколения (В. Е. Попков. «Строители Братской ГЭС», 1960—61; Н. И. Андронов. «Плотогоны»,1961; П. Ф. Никонов. «Наши будни», 1960).

Андеграунд в период хрущевской оттепели.  Андеграунд— совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства.

Неофициальное искусство-под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с неформальными молодёжными движениями (например, московские концептуалисты и хиппи, ленинградские Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства, митьки и рокеры). Среди этапных точек в истории неофициального искусства — выставка МОСХа (1962), подвергшаяся разносу Н. Хрущева. Работы на выставке были студии «Новая реальность» — творческое объединение художников-абстракционистов, ставшее во второй половине 1950-70х годов оплотом неформального искусства в СССР и просуществовавшее с 1950-х до 2000-х годов. Руководителем студии был художник Элий Белютин. Под ним предполагался уход от механического воспроизведения окружающей действительности и обращение к реальности внутреннего мира человека. Художники студии. Элий Белютин, Вера Преображенская, Владислав Зубарев, Люциан Грибков, Александр Крюков, Анатолий Сафохин, Валентин Окороков, Тамара Тер-Гевондян. Период оттепели характеризуется резким скачком науки, культуры и искусства, повышением социального уровня городского и, главное, сельского населения, укреплением позиций Советского Союза на международной арене. Первыми на изменения отреагировали представители культуры и искусства. В это время были созданы такие произведения как роман «Не хлебом единым» В. Дудинцева и повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Ослабление цензуры позволило художникам показать свое видение действительности, дать критическую оценку недавним историческим событиям. Было резко увеличено производство фильмов. Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В 1955-1964 годах на большей части страны была введена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.

В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Дополнение к материалу.

http://kartinamira.info/culture/295-socialisticheskiy-realizm-iskusstvo.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

39 гос.Социалистический реализм.doc

39 гос.Социалистический реализм.doc
Размер: 61 Кб

.

Пожаловаться на материал

Принципы соцреализма Глубокие идеи, заложенные в ленинском плане

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Предвоенные и военные зачистки

Куда делись военные, которые ранеными попадали в немецкий плен (включая немногих переживших войну защитников Брестской крепости)? Солдаты, попавшие в окружение, но титаническими усилиями сумевшие прорваться к своим?

Ответы по информатике

Вычислительная техника. Ответы на экзамен по информатике. Язык HTML, SQL, Pascal, VBA. СУБД Примеры

Товародвижение и товароснабжение. Вопросы к экзамену

Патология надпочечников. Задачи с ответами

Ответы на задачи по патологии надпочечников. Поставьте предварительный диагноз. Составьте план обследования. Укажите основные принципы лечения. Предварительный диагноз. План обследования и лечение.

Історія української культури

Національна українська культура. Історичне значення культури, її розвиток. Історія Київської Русі. Архітектура, духовна культура, література України. Національно-культурного відродження.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok