Отношение современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Институт педагогики и психологии

Факультет технологии и дизайна

Кузнецова Елена Николаевна

Отношение современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

Курсовая работа

по психологии

по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»

профиль «Изобразительное искусство»

Руководитель, к. психол. н., доцент ____________А.Н. Бражникова

Студент ____________ Е. Н. Кузнецова

Брянск 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам……………………………

1.1. Религия как одна из форм общественного сознания в исследованиях зарубежных и отечественных авторов……………………………………….

1.2. Влияние религии на формирование мировоззрения современной молодёжи………………………………………………………………

Выводы по первой главе……………………………………………

Глава 2. Эмпирическое исследование отношений современной молодёжи к религии………………………………………………………………………

2.1. Характеристика методов исследования…………………………

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………

Выводы по второй главе………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………

Приложение………………………………………………………………

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

1.1. Религия как одна из форм общественного сознания в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

Прежде, чем приступить к исследованию религии, необходимо обратить внимание на то, в каких областях научного знания рассматривается данная форма общественного сознания.

В рамках науки вопросами религии занимается такая отрасль научного знания, как психология религии - наука, изучающая человека как homo religiosus (человека религиозного), т. е. особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозной веры, религиозных чувств, особенности религиозного развития личности и т. д. В широком смысле, психология религии охватывает все многообразие духовной жизни верующего человека и сферу духовных ценностей. Также психология религии имеет дело и с социально-психологическими факторами, исследуя психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозного культа, обращения к религии, а также социально-психологические функции религии в жизни как общества, так и индивида [http://www.narcom.ru/ideas/socio/146.html].

Первыми исследованиями религии, а так же подходами к определению данного понятия в рамках психологии религии являются труды Г. Стенли Холла и  Уильяма Джеймса.

Грэнвилл Стенли Холл (1844 - 1924) впервые предпринимает попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена и до настоящего времени. Им разработаны концепция рекапитуляции и биогенетический принцип, которые являют собой пример эмпирического поиска закона, который Холл применил к религиозному развитию индивида. Религиозное развитие индивида, предполагает Холл, повторяет религиозное развитие всего вида. Для Холла внутренняя жизнь всегда оставалась основной реальностью, а религиозность её естественной составляющей, и религия являлись средством наиболее полного развития внутренней жизни человека [http://polatulet.narod.ru/dvc/com/psychol_relig.html].

Принципиально другой подход представлен признанным классиком психологии религии философом Уильямом Джеймсом (1842 - 1910) [http://www.narcom.ru/ideas/socio/146.html].

В книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) У. Джеймс предлагает свой собственный взгляд на то, что такое религия, и что наиболее важно, он обозначает пограничную линию, проходящую через всю область религии, отделяя тем самым понятие «религия» от понятия «религиозность» [Там же. – С. 33.].

Джеймс концентрирует внимание на религиозной жизни личности, на психологии веры отдельного человека. Источником религии для него является индивидуальный и по существу иррациональный религиозный опыт. Джеймс рассматривает его как важнейшую биологическую функцию, коренящуюся в подсознательной сфере человеческой психики [http://vladimirkabo.com/origins_of_religion.htm].

Автор определяет религию как «совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение ее к тому, что она почитает Божеством» [http://relig.info/persons/dzheims-uilyam-uilyam-dzheims].

Также большую роль в становлении психологии религии сыграли такие исследователи как В. Вундт, Э. Д. Старбёк, Д. Леуба, Т. Рибо, Т. Флурнуа, В. Дильтей, Л. Леви-Брюль.

Особое место заняли на рубеже веков исследования Вильгельма Вундта (1832-1920), философа, одного из основателей экспериментальной психологии и этнопсихологии.  Он выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды [http://www.narcom.ru/ideas/socio/146.html].

Религиозность, по мнению Вундта, представляет собой ощущение того, что наш мир есть часть чего-то большего, сверхъестественного, где осознаются и осуществляются высшие цели человеческого существования [http://studopedia.org/6-74597.html].

По Эдвину Старбёку (1866-1947),  религия - это приспособление чувств к глубоким реальностям жизни, в том числе к тем, которые охватывают личную жизнь. В книге «Психология религии» (1899) он описывает религию как биологическое явление, коренящееся во врожденных инстинктах как в особого рода приспособлениях человека к окружающей среде [http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/57901.doc.htm].

В 1912 Д. А. Леуба (1868-1946) написал труд «Психологическое изучение религии»,  и в нем утверждал, что на протяжении всей истории религия - это средство одурманивания, а религиозный опыт - не основание для признания сверхъестественного, все таинственные явления, которые описывают мистики, могут быть объяснены чисто физиологически [http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/57901.doc.htm].

Довольно интересна теория религии Теодора Флурнуа (1854 – 1920).

В его статье «Принципы религиозной психологии» (1904) говориться о том, что психология рассматривает религию как необходимую биологическую функцию человеческого организма, как проявление жизненного процесса, «старается определить его психофизиологическую природу, законы роста и развития, нормальные и патологические изменения, сознательный и бессознательный динамизм, отношение к другим функциям», а также его роль в жизни отдельного индивида и общества [Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев, 1913. С.34].

Кроме вышеперечисленных зарубежных учёных изучением религии занималось и множество других известных психологов.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз [http://mmkaz.narod.ru/religions3/lectures/l01_introduction.htm].

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) – благочестие, святыня, предмет культа; как коллективно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья [http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/57901.doc.htm].

У Э́риха Зелигманн Фромма (1900 - 1980) понятие «религия» употребляется им не для обозначения системы, обязательно связанной с понятием бога или идолов, или даже какой-либо системы, воспринимаемой как религия, а для обозначения любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения [эрих фр].

По Ролло Мэю (1909 - 1994) религия выступает таким активатором человеческого бытия, через который и происходит собственно терапевтическое действие сознания и самосознания человеком своего бытия [антология].

Эрик Хомбургер Эриксон (1902 - 1994) связывает религию с определенной стадией развития и становления человека [эриксон].

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 – 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В. Г. Зверховский, Б. Д. Златан, А. И. Клибанов, В. И. Лебедев, Д. М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально-психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер [сметанова].

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе – утратила то, ради чего она замышлялась, – душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса – в обращении к психологии религии [сметанова].

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы [Грановская Р.М. Психология веры. - СПб.: Речь, 2004]. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть [ Грановская Р.М. Психология веры. 2-е изд. — М.: Питер, 2010.].

Вышли в свет так же и «Лекции по христианской психологии» психолога А.С. Бочарова и врача А.В. Чернышева, в которых впервые дан подробный анализ практически всех существующих течений в современной христианской психологии. Особенностью книги является сочетание научных фактов с православным подходом к рассмотренным вопросов, находящихся на стыке богословия, медицины и психологии [«Лекции по христианской психологии» психолога А.С. Бочарова и врача А.В. Чернышева].

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия – это одна из форм общественного сознания выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Основными категориями сферы духовного мира человека, кроме религии, являются так же религиозность, духовность и вера [Гараджа В. Религиеведение].

Как и религия, религиозность имеет несколько определений:

1. По М. Д. Угриновичу, религиозность понимается как воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп.

2. По Ж. Т. Тощенко, религиозность трактуется как определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний.

3. Религиозность же по И. Н. Яболокову определяется как качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.

Естественно этими определениями не ограничиваются ученые, однако они относятся к числу наиболее распространенных [Панкратова ].

Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии была поставлена впервые психологии конца XIX — начала XX в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). В послевоенной психологии проблема духовность рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной и экзистенциальной ветвей. Общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости [мир].

Вера – это особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения, фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека [мир].

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение». Понятие «религиозная вера» определяется Г. Олпортом как «утверждение или уверенность, которую мы испытываем в отношении реальности объекта чувства» [Двойнин].

Структура любой религиозной системы включает следующие компоненты: сознание, деятельность, организационные структуры и опыт.

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Оно включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера.

Религиозная деятельность проявляется в культовых и внекультовых видах. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ, который является средством сплочения религиозной группы. Целью культа является коммуникация с сакральным миром, воспроизведение религиозных образов, идей и символов, продуцирующих соответствующие переживания. К видам культовой практики относятся ритуальные действия, богослужение, обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества. К внекультовой деятельности относится теологическая разработка и систематизация религиозного учения, преподавание богословских дисциплин, участие в работе религиозных структур, административная деятельность, миссионерство й пропаганда религиозных взглядов.

Религиозные организационные структуры. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность, включающую разнообразные структуры. Строение организации определяется традицией, нормами церковного права и уставом, апостольскими правилами и др. К основным видам религиозных организаций относится церковь, секта, деноминация.

Религиозный опыт - это ощущение и осознание контакта с иной, божественной реальностью. Переживание религиозного опыта, как правило, захватывает ум, эмоции, ценности и отношения человека, включает ощущение чуда, святости и глубины, может быть связано с усвоением нового миропонимания [Борунков, Ю. Ф. Основы религиоведения. Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001].

Таким образом, религия, исходя из ряда определений, данными как зарубежными, так и отечественными психологами и социологами, является одной из форм общественного сознания, выражающей определенные идеи и регулирующей общественные отношения, существующей в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Имея устойчивую структуру, включающую сознание, деятельность, организационные структуры и опыт, религия является одной из категорий сферы духовного мира человека, к которым так же относятся религиозность, духовность и вера, знание которых служит базой для определения влияния религии на человека и отношения определённой, в частности такой социально-возрастной группы, как молодёжь, к религиозным обрядам и различным вероисповеданиям.

1.2. Влияние религии на формирование мировоззрения современной молодёжи

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения [Аникина].

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности [Психология нравственности профессионала: учеб. пособие / А.Н. Бражникова. – М.: Университетская книга, 2009. – 432 с.].

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и тд. [Бражникова, А. Н. Отношение современной молодежи к религии / / А.Н. Бражникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 9 (79) 2011, 06 октября 2011, С. 41-46].

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.[Аникина].

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство – монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны – как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали – признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа [Психология нравственности профессионала: учеб. пособие / А.Н. Бражникова. – М.: Университетская книга, 2009. – 432 с.].

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь постоянного стремления к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже [филарет].

Бог есть любовь – это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата [Психология нравственности профессионала: учеб. пособие / А.Н. Бражникова. – М.: Университетская книга, 2009. – 432 с.].

Ислам – монотеистическая мировая религия, возникшая в проповедях пророка Мухаммеда. Основное учение – Коран. Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мусульманина – шариат. Шариат (от арабского «ясный путь») – мусульманское законодательство – представляет всеобъемлющую систему правил поведения и запретов, охватывающих имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношения и обряды. Он содержит множество вытекающих из анализа Корана советов и рекомендаций, касающихся человеческих взаимоотношений. В его основе – функция социального контроля и базовое представление, что правильные поступки (социально заметные и подлежащие контролю и исправлению) важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным.

Главная добродетель для мусульманина – отказ от самодеятельности на земле и подчинение воле Аллаха, поскольку благочестие перед Богом есть покорность. Мухаммад призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми. Он говорил, что существуют три пагубных свойства, от которых не может отделаться человек: скупость, следствие страстям и восхищение самим собою. Поэтому ко всякому человеку надо быть добрым, не гордиться перед другими и свято исполнять свои обещания [Дубровская О. Древние религии мира. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.].

Буддизм – мировая религия, основоположником которой является Сиддхартха Гаутама. Свое учение Будда разделил на три части: теорию (догматику), нравственность (аскетику) и практику (созерцание). Его учение от- личает активная любовь к людям, стремление помочь им достигнуть нравственного совершенства. Целью вступившего на путь должны были стать справедливость, самоуглубление, мудрость. Этот путь предполагал этапы психического совершенствования (иметь правильные взгляды, принимать правильное решение, не лгать и т. д.) [Религии мира / под ред. Я.Н. Шапова. М.: Просвещение, 1994].

Нравственное совершенствование по-буддийски можно истолковывать как движение от индивидуально-личностной определенности к абсолютно-безличному началу. Усилия Будды направлены на отказ от человеческой самости, от всего, что выделяет человека как индивида, обособляет его от других людей. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к бла- женству. Под блаженством (счастьем) в самом общем смысле он понимал трудноопределимое состояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою внутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой, когда он полностью доволен и не хочет ничего другого, когда он, образно говоря, может просто остановить часы, ибо он – вне времени и ничего лучше того, что он уже имеет, не бывает [Дубровская О. Древние религии мира. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.].

Помимо мировых религий, существуют так же национальные, чьё влияние на мировоззрение их представителей распространяется не в мировом масштабе, а в пределах одного государства или нации. К современным национальным религиям относятся: индуизм, конфуцианство, иудаизм, даосизм, синтоизм, зороастризм и др.

Не смотря различное происхождение данных национальных религий, их основные морально-нравственные нормы схожи. Они заключаются в человеколюбии, постоянстве, справедливости, уважения к старшим и терпимости, т. е. всех тех норм морали и нравственности, которые актуальны и для современной молодёжи [ Мензис А. История религии. СПб., 1897].

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий [Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи //Социс.- 1998.- №6.].

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу – это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет голографическое отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Выводы по первой главе

Религия – это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Данное определение религии считается наиболее общим, охватывающим как психологические, так и социальные аспекты жизни общества. Однако более точного определения религии в настоящее время не существует, так как религия имеет индивидуализированный подход.

Религия, играя важную роль в формировании мировоззрения, регуляции поведения и становлении личности человека, несёт в себе принципы морально-нравственного поведения, определяя тем самым нравственные ценности, которым должна следовать современная молодёжь.

Именно эта социально-возрастная группа, в силу своих возрастных, мировоззренческих, психологических и социально-правовых особенностей является более подходящей для определения религиозности. Именно она определяет будущее развития общества, а религия, чьё влияние на сознание современной молодёжи так велико, способна помочь направить ориентиры личностного и общественного развития в сторону добродетели.

Поэтому определение отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам - это необходимая задача, выполнение которой позволит установить направления развития современного общества, в котором сведутся к минимуму идеи, коренным образом противоречащие религиозным принципам.

Глава 2. Эмпирическое исследование отношений современной молодёжи к религии

2.1. Характеристика методов исследования

Одной из важнейших характеристик современной религиозной ситуации в российском обществе является религиозность населения. В научно-экспертном сообществе не прекращаются дискуссии по поводу теоретической и эмпирической интерпретации данного феномена человеческой жизни. В первую очередь это вопрос критериев религиозности, единый подход к определению которых отсутствует.

Приблизиться к глубинам «религиозного опыта и видения» характеризующим степень религиозности сложно и религиозность как переживание, чувство уходящее корнями «в глубину бессознательного» недоступно «объективным» методам исследования. Но можно и нужно исследовать особенности проявления субъективного отношения к религии, используя такие методы как наблюдение, опрос, анкетирование.

Для исследования отношения современной молодежи к религии и религиозным обрядам была использована анкета А. Н. Бражниковой (см. Приложение 1).

Эмпирическое исследование отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам проводилось на базе Брянского Государственного Университета имени академика И. Г. Петровского.

В исследовании принимали участие студенты Брянского Государственного Университета имени академика И. Г. Петровского факультета Технологии и Дизайна 2 курса 1 группы профиля «Технология и безопасность жизнедеятельности», 2 курса 2 группы профиля «Изобразительное искусство» и 2 курса 3 группы профиля «Информатика и вычислительная техника».

Количество студентов 1 группы составило 18 человек, из которых 10 человек женского пола, 8 – мужского.

Количество студентов 2 группы составило 10 человек, из которых 8 человек женского пола, 2 – мужского.

Количество студентов 3 группы составило 11 человек, из которых 4 человека женского пола, 7 – мужского.

Объём выборки составил 39 человек, из общего числа которых 22 человека женского пола, 17 – мужского, в возрасте от 18 лет до 21 года.

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

Аникина, А. В. Религиозность современной студенческой молодежи: дис. канд. социол. наук. Нижегор. гос. Университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2004.-205 с.

Борунков, Ю. Ф. Основы религиоведения // Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.: учебное издание под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

Бражникова, А. Н. Отношение современной молодежи к религии // А.Н. Бражникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 9 (79) -2011, С. 41 - 46.

Бражникова, А. Н. Психология нравственности профессионала: учебное пособие / А. Н. Бражникова. – М.: Университетская книга, 2009. – 432 с.

Гараджа, В.И. Религиоведение: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 350 с.

Грановская Р.М. Психология веры. 2-е изд. - М.: Питер, 2010. – 480 с.

Двойнин, А. М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2013. - № 30 (3). С.113 - 128.

Дубровская, О. Н. Древние религии мира. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 448 с.

Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1.Пер. с англ., нем., фр.,

сост. и общ. ред.: А. Н. Красникова, - М.: Канон +, 1996. – 496 с.

Мензис, А. История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем. Пер. с англ. М. Чепинской. – СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1897. - 336 с.

Митрополит Филарет (Вознесенский). Конспект по нравственному богословию: Миссионерский Листок 111. – М.: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1936. – 186 с.

Мчедлов, М. П. О религиозности российской молодежи //СоцИс. - 1998. - №6.

Религии мира: пособие для учителя / Я. Н. Щапов, А. И. Осипов, В. И. Корнев и др., под ред. Я. Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.

Сметанова, Ю. В. Психология религии: методологические и историко-психологические перспективы // Психология. – 2005. - С. 130-135.

Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.: Леннато, 1996. - С. 6 - 22.

Эрих Фромм. Иметь или быть? Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1998. – 400 с.

Бочаров, А. С. Лекции по христианской психологии // А. С. Бочаров, А. В. Чернышёв, - [Электронный ресурс]. – М., 2008, Русская православная психология. URL: http://dusha-orthodox.ru/knizhnaya-polka/bocharov-a.s.-chernyishev-a.v.-lektsii-po-hristianskoy-psihologii.html (Дата посещения: 22.05.2015).

Мир психологии: [Электронный ресурс]. – М., 1999 – 2015. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html (Дата посещения: 23.05. 2015).

Панкратова, Е. В. Религиозность и религиозная самоидентификация: курс лекций. – [Электронный ресурс]. – 2010. URL: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident (Дата посещения: 23. 05. 2015).

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

!Курсовая по психологии!! - копия.docx

!Курсовая по психологии!! - копия.docx
Размер: 53.3 Кб

.

Пожаловаться на материал

Курсовая работа по психологии по направлению «Педагогическое образование»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Методология психологических исследований

Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности. Методология, как правило, понимается как наука о методе.

Как привлечь к ответственности инспектора ГИБДД

Как привлечь к ответственности ИДПС если он нарушает ПДД РФ. Как быть если Вы увидели, что нарушает правила сотрудник ГИБДД или сотрудник полиции?

Состояние почв и недр в России

Доклад по Экологии на тему: “ Состояние почв и недр в России”. Главной задачей государства недропользования. Факультет менеджмента.

Выбора марок сталей для изготовления деталей машин

Определение наилучшей альтернативы с помощью МАИ

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok