Типология СМИ

ТИПОЛОГИЯ СМИ

  1.  Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики.
  2.  Прохоров Е.П.Введение в теорию журналистики.
  3.  Средства массовой информации России. Под ред.Я.Н.Засурского
  4.  Интернет СМИ. - под ред. М.М.Лукиной.

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики важно профессионально грамотно уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания.

  1.  Типологические  признаки носят не формальный и не частный характер. Изменения  хотя бы одного из них влечет цепь преобразований в облике и содержании изданий. Для периодических изданий типологическими признаками являются: периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.
  2.  Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних и внутренних причин и факторов. Так создание в 1970 – е годы крупных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Возрождение предпринимательства и формирование спроса на деловые издания стало толчком для  появления деловой прессы (например газет «Коммерсант», «Экономика и время», «Деловой Петербург» и др.)
  3.  Движение и типология прессы происходит непрерывно. Это касается распределения  средств информации по группам, и набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому данные учебников 1960-80- х годов устарели и не соответствуют реальному состоянию российской журналистики.

Вполне резонно может возникнуть вопрос: а зачем нужна типологическая классификация печати?

  •  Прежде всего, необходимо отметить два направления в типологии: теоретическую и эмпирическую типологию. Теоретическая типология призвана выявить сходства и различия изучаемых объектов, найти  способы  их идентификации, отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности. В основе эмпирической типологии лежит качественная обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства  и различия, которые выявляются  индуктивным путем, систематизация и интерпретация полученного материала.
  •  Типология журналистики помогает более точно установить, например, соответствие  того или иного типа СМИ научно обоснованной модели данного вида  СМИ.  Она отвечает на вопрос, какие типологические черты воплощены в  данном  конкретном издании, какие отсутствуют или проявляются недостаточно.
  •  Типология  помогает редакции спрогнозировать развитие конкретного СМИ, сформировать его концепцию, опираясь на  наиболее продуктивные модели, или скорректировать ее с учетом реалий окружающей среды.
  •  С помощью типологии журналистики можно спрогнозировать развитие той или иной группы СМИ, а также системы СМИ в целом.
  •  Без опоры на типологию журналистики не будет продуктивным редакционный менеджмент и маркетинг. При создании новых изданий, программ, передач телевидения и радиовещания желательно занять неиспользованную нишу, а для этого нужны соответствующие типологические исследования.
  •  Типология помогает также в следующем случае, если в той или иной группе действует много конкурирующих изданий, а вы заинтересованы «втиснуть» в нее новое СМИ, придать ему специфику, отличную от других изданий, свой профиль.

Тип  - это обобщенная модель изучаемого нами множества объектов. Каждому из входящих в его объектов присущи общие для всей этой группы признаки. Они составляют отличительную особенность этого множества по отношению к другим множествам. Если обобщенная модель предстает как мысленный аналог, отражение реально существующего множества, то это эмпирическая типология.

Если обобщенная модель – это результат  теоретического анализа того, какими признаками должно обладать данное множество перед нами теоретическая типология. Для теоретической типологии важно не только сформировать эту идеализированную обобщенную модель множества объектов, но и выявить, насколько полно ей соответствует реальное множество.

 Для уяснения понятия тип, необходимо иметь в виду, что типовая характеристика объединяет объекты  по общему для них признаку в одну группу, но в то же время данная характеристика отличает исследуемое множество от других групп, общностей, множеств. Так, говоря о типе журналистики, мы  можем, например, объединить  в одну группу журналистику  стран, живущих в условиях общественной трансформации, и выявить наиболее характерные для нее черты, отличающие ее от журналистики развитых стран или развивающихся стран.

Можно исследовать журналистику и по другим  типологическим основаниям. Специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует систему типологических признаков, которые участвуют в создании структуры СМИ. В нее входят следующие признаки:

  •  Обусловленные особенностями компонентов системы СМИ (ее технологической, экономической, редакционной, информационной и аудиторной подсистем, их взаимодействиями со своей средой);
  •  Определяемые характером многочисленных функций журналистики как коммуникативной и креативной системы. В этом случае СМИ способствуют реализации не только функций журналистики, но и коммуникативных функций различных видов духовной (научной, художественной), духовно-практической (управленческой, образовательной, воспитательной) и практической  деятельности, опираясь на функции общественного сознания.
  •  Обусловленные процессами организации и самоорганизации системы СМИ.

Таким образом, типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками являются:

  •  

  •  Технологические;
  •  Экономические;
  •  Аудиторные;
  •  Редакционные;
  •  Характер и тип информации;
  •  Целевое назначение СМИ;
  •  Организационные признаки.

В различных источниках встречаются различные и не совпадающие друг с другом типологические системы. Наша задача – сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а затем через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях.

ТИПОЛОГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Регион распространения

Прессу принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. За основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Их можно разделить на несколько групп:

1. Транснациональные издания. Когда зона регулярного действия СМИ расширяется до международных масштабов. Например, американский журнал «Time» имеет четыре зарубежных издания, предназначенных для разных континентов.

Телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн. зарубежных граждан, говорящих по-русски.

2. Национальные СМИ. Издания или теле - радиокомпании которые выходят по всей территории страны или на ее части. По старинке такие СМИ все еще нередко называют центральными. Одним из представителей является газета «Правда». Ее слово воспринималось как слово верховной власти и требовало неукоснительного исполнения. Вышестоящие издания  сами выступали в роли  руководящих инстанций по отношению к нижестоящим. С изменением системы власти и управления, а также с утратой журналистикой полномочий официального рупора власти понятие «центральная пресса» изжило себя.

3. Промежуточный тип изданий.  Он сформировался в нашей стране под влиянием социальных обстоятельств. К этому типу можно отнести такие изданий как например: «ОРТ», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Труд», «Известия». Транснациональными они вроде бы не являются, поскольку не рассчитаны на эти государства. Но их тиражи перешагивают границы Вероятно, главным стимулом знакомства с ними служит интерес аудитории к России

4. Региональные СМИ. Это издания, обслуживающие отдельные  субъекты федерации (республики, области,  Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на  более крупную, исторически сложившуюся  часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т. д.

5.  Местная пресса. Это издания, выходящие главным образом в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует  и аналогичная сеть радиовещания. Этот тип СМИ имеет надежный  потребительский  спрос. Однако этот тип СМИ нуждается в экономической поддержке государства. С этой целью в 1995 году Госдума приняла закон «Об экономической поддержке районных и городских газет»

6.  Муниципальная пресса. Она получила гражданство в последние годы. Это газеты городских районов, волостей и малых населенных пунктов.

7.  Многотиражные издания.  Это газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

В профессиональной среде их называли фабрично-заводскими и вузовскими изданиями, газетами фирм, а чаще - многотиражками. В действительности тиражи этих газет очень малы, поскольку обычно они распространяются в пределах, скажем университета или одного завода. Многотиражками же они стали называться  потому, что их предшественницами были стенные газеты, которые выпускались без печатного станка. В этой сфере заняты многие тысячи  профессионалов, у этого типа есть большие заслуги перед отечественной журналистикой и экономикой, и неплохие перспективы на будущее. Но материально-финансовое положение связано с  экономическим  состоянием предприятий и организаций, учреждений и учебных заведений, которым они принадлежат.

Учредитель

Согласно российскому законодательству, учредителями (основателями) СМИ, почти без исключений могут стать любой гражданин РФ,  объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

  Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения. Ранее был разрешительный порядок учреждения СМИ. Для теле- и радио- компаний необходимо еще получить лицензию на право вещания. Установлен специальный порядок регистрации, который законодательно закреплен в законе о СМИ. Для регистрации необходимо внести регистрационный взнос 5-7,5 МРОТ для обычных изданий, агентств или аудиовизуальных программ. Для рекламных СМИ взнос увеличивается в пять раз, а для эротических изданий в десять.

Это достаточно либеральное отношение  государства к рождению новых СМИ.

СМИ, которые учреждены негосударственными и непартийными органами имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике.

В настоящее время в связи с обострениями противоречий в политической жизни возникает борьба за сферы влияния в журналистике. Поэтому важно данное описание дополнить характеристикой  групп влияния. Они могут быт разнообразно связаны с редакцией: через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную политическую и предпринимательскую деятельность. Для этого необходимо специальное исследование указанных связей.

При анализе категории учредитель мы сталкиваемся с некоторыми противоречиями российской и международной практики. Так на международные нормы права предполагают принцип прозрачности (транспарентности) в деятельности учредителей СМИ. Чтобы общественность могла формировать собственное мнение об информации, ей должно быть известно все о лицах, образующих капитал медиакомпании и могущих тем или иным способом влиять на ее политику.

Сложилась своеобразная  типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжающихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, Лукойл, Проф-медиа В.Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «МК», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», который охватил региональную прессу в десятках областей страны и др.), администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Есть сведения о том, что в эту сферу активно представители преступного мира. Издержки монополизма очевидны, но вряд ли сам собственники добровольно откажутся от завоеванных ими привилегий. Поэтому в данной области требуется  строгое и справедливое регулирование со стороны государства.

Аудитория

 В конечном итоге тип изданий  и вещательных каналов определяется  их ориентацией на аудиторию (потребителей информации). Аудитория влияет как на принятие решений при проектировании новых или  управлении действующими СМИ. Характер содержания и оформления канала информации, способы организации распространения, средства продвижения информационных продуктов на рынке не могут не  быть подчинены ожиданиям и предпочтениям аудитории. Если речь идет хотя бы  о частичном рыночном существовании, а не полностью спонсируемых или бесплатно распространяемых изданиях.

К сожалению, основным показателем, которым сегодня редакции руководствуются  в оценке своего успеха, оказывается как правило рейтинг, величина аудитории издания, взятая за определенный период. А между тем для  построения  типа канала нужна куда более полная  информация об аудитории. Аудитория влияет на  судьбу издания  многообразно. Можно выделить несколько уровней такого влияния:

1. Общий уровень. Он отражается  в представлениях о том, что нужно людям, обществу, без чего нельзя обойтись. Речь идет об общественной, групповой, индивидуальной необходимости в коммуникациях, в обмене информацией. Под воздействием таких представлений формируется система  печати с ее разномасштабными и разнотипными изданиями, умножаются каналы телевидения, радиостанции, ресурсы Интернета.

2. Вызовы времени. Существуют объективно и осознаются в той или иной степени как потребности и интересы – состояние общества на определенном этапе его развития, в определенной конкретно-исторической ситуации. Нашему обществу сегодня необходимы не просто общероссийские газеты и журналы, но такие, которые бы давали  возможность для информационного обмена  между территориальными и социальными частями общества.

3. Информационные интересы. Люди в той или иной мере осознавая свои потребности, проявляют избирательное отношение к многообразным сферам общественного сознания и бытия. Они связаны с тем, что именно в жизни считается главным, ценным, занимает умы людей,  с ценностными ориентациями.

4. Поведенческие особенности аудитории. В них наиболее очевидно проявляются предпочтения и избирательность аудитории, в том, что они покупают и выписывают. Для этого проводятся специальные исследования, измеряются рейтинги. Но кроме прочего, нужно  иметь представление о мотивах, потребностях, запросах, оценках, стоящих за читательским выбором.

Исследования аудитории в России в последние годы показали, выявили следующие тенденции:

  •  Наибольшие сдвиги в сторону розничного приобретения наблюдаются в крупных городах;
  •  Чем моложе читатель, тем скорее он - покупатель, а не подписчик;
  •  Чем моложе издание, тем больше у него доля покупателей;
  •  Чем ниже  территориальный уровень газеты, тем больше у нее доля подписчиков;
  •  Чем меньше населенный пункт, тем больше в нем читателей приобретают газеты только по подписке.
  •  Подписываются реже, чем покупают.
  •  Покупатели читают явно реже, чем подписчики.
  •  Снижается регулярность чтения и выхода.

В широком  плане существует деление СМИ на прессу для всех и специализированную прессу.

1. В литературе прежних лет  употреблялось наименование «общественно-политическая пресса». Ее задачей было служить  инструментом проведения политики государства. В настоящее время неправомерно выделять только политический аспект журналистики, так как появились разнообразные по типу издания: коммерческие, развлекательные, просветительские, и другие.

 С точки зрения потребительского спроса будет корректным употребление термина издания общего профиля или универсальные (для всех), предназначенные для любой аудитории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку. Эстетика массовой газеты строится на упрощении банализации проблем, повышенном внимании к  поп культуре, сканадальным ситуациям, эксплуатации бульварных тем. Мир газетного обывателя вполне удобен, понятен, не отягощен социальными и политическими коллизиями, непротиворечив, а события, как правило, быстротечны. Действительность, как правило в содержательном плане фрагментарна, лишена всяких причинно-следственных связей. Сегодня наиболее массовыми по тиражу газетами являются «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд». Это делает указанные издания очень привлекательными для рекламодателей. Избегающие политической позиции, перенасыщенные материалами прикладного характера, предпочитающие сглаженных героев, не чуждые желтизны, они предлагают аудитории предельно упрощенную, почти одномерную картину мира. Оба издания работают в режиме «захвата внимания» аудитории событиями интересными для всех.

2. Качественные издания рассчитаны на аудиторию с более или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя она и не пользуется грандиозным всеобщим спросом. Это пресса, которая имеет подробное деление по социально-демографическим характеристикам. К этой прессе относят издания аналитические, универсально-тематические и специализированные. Периодика такого уровня имеет по сравнению с массовой  прессой иное качество, детерминированное по потребностям и информационными запросами образованного слоя  с весомым социальным статусом. Целевая аудитория качественных изданий аккумулирует элитные группы, настроенные на информационный обмен по вопросам, проблемам общественного интереса.

Качественное издание предполагает  особое отношение к действительности, свойственное активным агентам социального поля. Эта группа периодики является своего рода «медиапарламентом», тем публичным  форумом, где журналисты совместно с ответственными гражданами обсуждают общественно значимые задачи и предполагают альтернативы их решения. Читатель качественных СМИ обращается к ним за мнением, анализом, сопоставлением  взглядов. Здесь блокируется возможность манипуляции мнением и сознанием. Объективность качественного издания не сводится к сбалансированности аргументов за и против. Она  выражается  в интеллектуальном разнообразии предъявляемых подходов, экспертиз, суждений. В этой группе изданий сбалансирована  информационно-тематическая структура. Приоритет отдан  определенным темам., секторам. Их отличает взвешенность подхода к событиям, явлениям, процессам и оценкам.

1. Профессионально-отраслевая периодика («Красная звезда», «Гудок», «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета», «Большая Волга», «Театральная газета») освещает деятельность той или иной отрасли в различных ее аспектах. Это довольно обширный сегмент рынка. За последние десятилетия  отраслевая пресса получила существенное развитие. Однако в различных отраслях темпы ее развития различны. Примечательным  явлением стал рост газет и журналов по образованию и педагогике. Это свидетельствует о тяге населения к образованию о возрастании ценности и роли качественного образования. Появились издания этой направленности как центральные так и местные: «Педагогический калейдоскоп», журнал «Педагогическое обозрение» и приложение к нему, «Вузовские вести», «Первое сентября» с 18-ю приложениями и т.д. Активное развитие нефтегазового комплекса сказалось и на печати, обслуживающей эту отрасль появились такие издания как  «Нефтегазовые технологии», «Трубопроводный транспорт», «Панорама нефтехимии», «Нефтегазовая вертикаль» и др. Появилась архитектурно-строительная печать.

2. Появился целый ряд газет для различных социальных групп («Нижегородский  инвалид», «Советский спорт» для любителей спорта, «Клаксон», «Пятое колесо», «За рулем» для автомобилистов в связи с расширением автомобильного рынка, особенно иномарок.

3. Для разных возрастных групп: детские, молодежные, для ветеранов и т.д.(«Веселые картинки», «Ровесник», «Пионер», «Мурзилка», «Голос ветерана»...). Идеологическая ревизия в сфере СМи привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодежных изданий. Издания этого типа были ценны не только тем, что удовлетворяли запросы своей возрастной группы, но и тем, что служили свого рода школой и лабораторией для новых поколений журналистов. Вновь образованные издания нив коей мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выработали свою искусственную псевдокультуру и закодировали язык общения.

4. Религиозные издания для различных групп верующих («Епархиальные ведомости»…)

5. Издания для мужчин и для женщин (журнал «Андрей», «Максим», «XXXL», «Лиза», «Крестьянка», «Работница» и т.д.) стали активно появляться в настоящее время и в советское время их было очень ограниченное количество. Одновременно с количественным развитием этой подсистемы СМИ вырабатывается свойственный ей стиль общения с аудиторией. В мире одна из самых преуспевающая сфера массово- информационного производства это женская пресса. Наряду с женской активно развивается и мужская пресса, которой практические не существовало в советском обществе. В ней отражаются особенности эмоционального склада мужской личности, уделяется внимание вопросам здоровья и питания, разнообразные советы и решение разного рода проблем.

6. Издания для этнических общностей, наций, народностей.

7. Литературно-художественная, профсоюзная и иная периодика для различных групп населения («Сад – палисад», «Служение»). Эти издания переживают не лучшие времена. А когда-то у нашей страны были большие достижения в ее становлении. «Роман-газета», «Дружба народов», «Октябрь» и др. Существуют издания, рассчитанные на иностранцев. И тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (еженедельник «Иностранец» и др.).

Легитимность

Практически все издания, выходящие в России, действуют в настоящее время легитимно, т.е. с точки зрения законодательной закрепленности.  Регистрационный порядок учреждения средств массовой информации снимает остроту противостояния прессового андеграунда и официальных властей. Но по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование).

В современном обществе действует правовой режим, который дает критерии для точной характеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специального рассмотрения.

Не требуется регистрация следующих СМИ:

  1.  СМИ, учреждаемых органами власти для издания специальных сообщений,, нормативных и иных актов
  2.  Периодических изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров
  3.  Радио- и теле - программ, распространяемых по кабельным сетям в пределах одного учреждения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов
  4.  Аудио-видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Эти издания принято считать легитимными.

Существуют СМИ, нарушающие действующее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответственность редакции в виде приостановления и прекращения  ее деятельности или распространения продукции, признания недействительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицензии.

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Его основными задачами являются:

  1.  Разработка и реализация государственной политики в области СМИ
  2.  Регистрация СМИ и рекламных агентств
  3.  Лицензирование теле-  радиовещания
  4.  Контроль за соблюдением законодательства
  5.  Внесение предупреждений при приостановлении и аннулировании регистрации и действия лицензии.
  6.  Разработка  и реализация мероприятий в области технического  развития  СМИ.
  7.  Подготовка проектов, законодательных норм.
  8.  В последние годы на российском телевидении прочно заняли позиции развлекательные передачи. Определение развлекательная журналистика стало употребляться и применительно к  печатной периодике. В публикации и чтении на досуге подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще  и выполненное в вульгарной форме, начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.

Неверно было бы подумать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качественной. Только стандарты  мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов  и редакторов приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ.

6. В списке приоритетных по надежности и аналитичности преобладают представители деловой прессы – печати, освещающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения. Деловая печать на информационном российском рынке занимает достаточно скромное место среди коммерческой, неофициальной, независимой и другой печати. Высокий уровень этих изданий заставляет прислушиваться  к ней властные, финансовые, структуры, интеллектуальную часть общества. Данный сегмент имеет разные виды изданий, рассчитанный на соответствующие группы аудитории. Это:

  •  

  •  Качественные издания для элитных групп
  •  Корпоративные и ведомственные издания
  •  Популярные издания для широкого читателя
  •  Отраслевые аналитические издания

Этот вид прессы выполняет ряд функций, которые назвали  редакторы деловых изданий:

  •  Анализ главных событий в стране и их влияние на деловую жизнь
  •  Информирование  о международных экономических новостях
  •  Анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики
  •  Распространение делового опыта, расширение делового кругозора
  •  Обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией
  •  Анализ влияния коммерческой информации на экономику
  •  Формирование идеологии бизнеса

Некоторые исследователи относят к деловой прессе оперативно-справочные и рекламно-коммерческие  издания, хотя они составляют отдельную группу информационно-коммерческих газет и журналов, рассчитанных больше на массового потребителя. Существуют смешанные газеты, обладающие признаками нескольких видов сразу. В одном издании сочетаются высококачественные материалы для деловых людей с развлекательно-информационными и справочно-рекламными публикациями для массового читателя для расширения  читательской аудитории.

 7. Бесплатные издания. Их еще называют изданиями для легкого чтения. Предшественницей нынешней бесплатной  прессы историки считают знаменитую «Газету-копейку», которая выходила в начале 20 века. В С - Петербурге выходит «Асток – пресс», в Н.Новгороде  «Метро», «В каждый дом – Н», «Экстра-Н» и другие.

Бесплатная периодика превращается в главного, если не монопольного властителя  вкусов массовой публики. В экономическом плане ее козырная карта – привлекательность для рекламодателя огромных по нынешним временам тиражей.

Качественный состав бесплатных изданий не исчерпывается рекламными копейками. Это и целевая пресса для деловых людей, которая расходится на выставках и  презентациях, в салонах и магазинах, и политико - агитационные издания, которые распространяются на выборах, это и информационная продукция различного рода сообществ и ассоциаций.

В целом российская журналистика оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и желтизной  страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газеты, имевшие прежде репутацию солидных

8. В последнее время  специалисты  начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном  издании сочетаются и полезная, развивающая аудитория информация,  и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока относительно большой успех выпал на долю развлекательной печати и вещательных программ. Наблюдения показывают, что досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, все больше покоряя аудиторию.

Издательские характеристики

К ним относится целый комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате и объеме издания или программы.

1. Периодичность. Она заказывает определенную меру оперативности информации. По периодичности различают:

  •  

  •  ежедневные издания  

(четыре раза в неделю и чаще),

  •  выходящие два-три раза в неделю;
  •  еженедельные
  •  декадные
  •  помесячные
  •  ежеквартальные и др., а также не имеющие регулярной периодичности.

Издания, выходящие  в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.

2. Формат. Он обозначается стандартными параметрами. Если речь идет о телевидении или радио, то этим словом обычно обозначается целостная модель программы или  канала (например, музыкальный или информационно-музыкальный формат).

Для прессы установлены стандартные размеры страниц: А2 (или большой формат, «Известия», «Советская Россия»), А№ (или половинный формат, «Российские вести» и преобладающая часть городских и районных газет. А4 хорошо знакомы размер бумаги для принтеров, которые используются для производства малотиражных газет. Эти параметры связаны с размерами типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Конечно, можно  задать и другие параметры, произвольные, но отклонения от стандартной наладки техники чревато материальными потерями.

В настоящее время  в издательское дело пришли и новые форматы. Это связано с появлением в России  зарубежной техники. Особенно быстро завоевывает  популярность таблоид -он чуть меньше привычного А3.

3. Объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это хронометраж. В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц): четырехполосные, восьмиполосные издания и т.д. Существует такая единица измерения как печатный лист, или близкий по значению авторский лист, и учетно-издательский лист. Это приблизительно 40 тыс. знаков или 22-24 машинописных страницы. При формате А2 газетная полоса составляет ¼ печатного листа. При формате А3 -1/8 и т.д. Если свободно владеть этими методами расчета, то несложно соотнести по объему издания различных форматов.

4. Техника производства журналистской продукции.  В настоящее время существуют самые разнообразные способы передачи текстов. Бумага уже перестала быть единственно возможным  носителем печатного слова. Появились пластмассовая основа для печати, журналы мод и рекламные проспекты используют нестандартные красители и ароматизаторы листа. Широкое распространение получил телетекст, как пограничная форма передачи информации. Она сочетает в себе элемент печатной прессы и эфирной журналистики. Апробирована изобретенная в России система передачи радиотекста, благодаря которой по проводам передается  чрезвычайно концентрированная информация в огромных объемах.

Т.о. все эти нововведения пополняют набор типологических признаков в журналистике.

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ

К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс - медиа. Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы - создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием, как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ - FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания - «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности. Однако реорганизация не сработала прежде всего, в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.

Помимо этого сыграла свою роль объективная ситуация - недостаточное финансирование электронных масс-медиа, невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени. Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».  «Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров, как филиалы государственной компании на местах. Таким образом, воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998 - 1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют более 1500 вещательных организаций, из них – большая часть - государственные. К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.

Коммерческие и частные радиостанции. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ - РМ - диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 - 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

На рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ, т.к. отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах. В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.

На первом этапе развития радиорынка в России в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Но доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство принадлежит «Европе плюс», сумевшей профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась российско-американская станция «Максимум», «Радио 7. На семи холмах». С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 - в УКВ - FM - диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.

В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций. Но к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями и государственными, и негосударственными. Обострилась конкуренция за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания - образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум - частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 - одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ. Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции.

Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй - сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например, недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» - проект «Русского радио».

Самым крупным холдингом является ЗАО «»Русская Медиагруппа, удостоенная  в 2001 году премии правительства РФ в области науки и техники за создание  общероссийской  вещательной сети «Русское радио». В составе холдинга –имеющие самый  высокий рейтинг станции «Монте -Карло», «Динамит-FM», «Хит FM», «Максимум», «Русское радио - 2», и русская служба новостей.

Холдинг «Ньюс корпорейшн» включает «Бест FM», и концерн «Ультрапродакшн». «Арнолд прайз групп» – мультимедийная компания, в составе которой музыкальные станции «радио Джаз», «Радио классик», «Наше время на милицейской волне».

В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные - полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:  1. Франчайзинговые (от англ, franchise - привилегия) коммерческие сетевые FM-станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».

2. Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией. В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону - телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге - компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа - Мост».

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

1. Общенациональные или федеральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

  •  государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)),; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети,
  •  коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс». Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты -  люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах. К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки.

2. Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.

3. Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Среди многообразия вещателей следует выделить:

1. Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию.

В системе государственного радиовещания - это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски - «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др.

На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентированные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией. Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1. Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными передачами.

Совершенно уникальное явление FM-диапазона - радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.

2. Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.  Примером может служить круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в августе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса звучат выпуски новостей с самой оперативной информацией собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50-55 оригинальных звуковых материалов - репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические программы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.

Второй канал – радиостанция «Юность», программы которой рассчитаны на молодежь 15-25 лет. И «Маяк-24», начавший вещание  26 апреля 2000 года в московском FM диапазоне.

С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей - «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» - серьезные аналитические передачи, ток-шоу, игры, например Большая конандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др.

К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единственным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция канала - дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.

3. Музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.

В начале 90-х гг. пионерами коммерческого эфира стали молодежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на успешный опыт SNC-радио и канала «Европа плюс», музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, целый пласт музыкальной культуры, который оставался за пределами программ государственного радио и в советские времена подвергался гонениям и запретам — европейские и американские шлягеры 80-х гг., такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечественных неформальных групп и исполнителей.

Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанного на соответствующую аудиторию) западного радиоэфира особенно популярны в отечественном вещании АС (Adult Contemporary) - мягкая музыка с ненавязчивым звучанием, «хиты» - современные и недавнего прошлого. Формат CHR(Contemporary Hit Radio) - современная популярная музыка 90-х гг., традиционная рок-музыка.

Как же выглядит сегодня отечественное телевидение? Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности - вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие. Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.

Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно. За короткий срок, именуемый «переходным периодом», отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми — дистрибьюторы). В результате возник рынок программ. Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

1. По способу трансляции:

а) эфирное;

б) спутниковое;

в) кабельное;

г) интернет-телевидение.

2. По типу деятельности:

а) вещательные (осуществляющие и телетрансляцию программ и имеющие собственное телепроизводство, и доступ к эфиру; т.о.это в большинстве своем универсальные телеорганизации – Первый канал, Россия, НТВ, ТВЦ, ТНТ и др);

б) программопроизводящие («Останкино», «АТВ», «МИР», «ВИД», продюсерские фирмы);

в) дистрибьюторы (предоставляющие канал вещания для телестанций, производящих контент).

3. По принципу образования:

а) из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);

б) новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).

4. По охвату аудитории:

а) общероссийские («Россия», «Первый канал», «НТВ»);

б) межгосударственные (с некоторой натяжкой «Россия»);

в) региональные («Юг России»);

г) местные (областные, городские, районные телестудии, кабельные сети).

5. По способу распространения телесигнала:

а) общенациональные (ОРТ, РТР);

б) сетевые («ТВ-6 Москва»);

в) местные. 

6. По специализации программ:

а) общие (ВИД и т.п.);

б) специализированные (Воен ТВ).

7. По форме собственности:

а)   государственные;

б) негосударственные, с разнообразными формы собственности:

- частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);

- акционерные общества:

  •  открытого типа (Центр коммерческого телевидения),
  •  закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);

- общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);

- товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video).

-  корпорация (Видеофильм);

- киноассоциация (Dixi -создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);

- продюсерский центр («Московский стиль» - производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);

- концерн («Красная площадь» - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);

- независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Варианты классификаций медийных ресурсов, представленных в русском интернете

Прежде чем приступать к описанию тенденций развития медийного сектора российского интернета, характерных для различных периодов его существования (и, соответственно, предложить вариант периодизации), разумно было бы классифицировать типы ресурсов, представленных внутри сектора. Тем более, что общепринятой классификации ресурсов до сих пор не существует.

Прежде всего разумно различать

а) собственно сетевые издания (то есть такие, которые выходят только в интернете)

и  б) сетевые версии традиционных СМИ.

Далее, сетевые СМИ могут быть подразделены по типу представленного на них контента; здесь возможны две классификации:

(1) новостные, комментарийные, смешанные;

(2) авторские, редакционные, смешанные.

Возможны также классификация по тематике:

монотематические (внутри этой группы деление может стать почти бесконечным ввиду обилия вариантов представленных монотематических ресурсов)  и политематические;

и классификация по принадлежности:

  •  принадлежащие государству,
  •  принадлежащие медийным группам,
  •  политическим группам,
  •  бизнес-группам,
  •  независимые (впрочем, на данный момент не существует сколько-нибудь значимых независимых медийных ресурсов).

Кроме того, существенно деление, которое, несмотря на используемую терминологию, относится не столько к географическому положению редакций конкретных ресурсов, сколько к аудитории, на которую данные ресурсы ориентированы в первую очередь:

  •  общероссийские ресурсы,
  •  региональные ресурсы (к данному типу могут быть отнесены также зарубежные русскоязычные ресурсы, ориентированные на относительно узкие диаспоры).

В ранее делавшихся попытках классификаций уделялось также внимание различным элементам интерактивности внутри ресурсов разных типов. В настоящее время элементы интерактивности не играют существенной роли для наиболее значимых медийных интернет-ресурсов. Многие лидирующие проекты внутри этого сектора вообще не имеют интерактивных элементов.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики важно профессионально грамотно уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Порядок і форми розрахунків між постачальниками та замовниками

Дипломна робота. Метою даної роботи є дослідження обліку, аналізу та аудиту розрахунків з постачальниками та замовниками, встановлення достовірності даних щодо наявності зобов’язань перед кредиторами і дебіторами,та шляхи підвищення їх ефективності.

Фольклор

Фольклор театра, Поэтика былинного эпоса. Определение жанра, Принципы классификации, характеристика. Легенда и народные религиозные верования, сказки, обряды.

Отчет по лабораторным работампо курсу "Численные  методы"

Кафедра обработки металлов давлением. Вычисление значений различных функций наиболее часто используется в вычислительной практике.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"

Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также - граждане) в охране общественного порядка.

Дневник преддипломной практики

Дневник: Для студентов педагогических колледжей.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok