Сценическая речь. Программа и методические указания

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-5 КУРСОВ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО

ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

(специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)

Тюмень, 2007

Утверждена    на    заседании    кафедры    режиссуры    и актерского мастерства 27. 06. 01, протокол № 30. Переработана и утверждена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников 03.12.07, протокол № 4.

Сценическая речь: Программа и метод, указания для студентов 1-5 курс, очного и заоч. отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссура театрализованных представлений и праздников. Преподаватель») / Сост. Е.Н. Головинская; ТГИИК; Каф. реж. театр.представ.и праздн.. - Тюмень: ТГИИК, 2002.- 32 с.

Составитель: Е.Н. Головинская, доцент, преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства.

© Составитель: Е.Н. Головинская

©Тюменский государственный институт искусств и культуры

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Сценическая речь» является одним из специальных предметов в подготовке театральных режиссеров.

Задачи курса «Сценическая речь» на заочном отделении:

1. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически     последовательно     и     психологически     обоснованно представить содержание авторского текста.

2. Выработать навыки внутренней и внешней техники словесного действия, овладеть исполнительским искусством художественного слова.

3. Вооружить    студентов    методикой    работы    с    участниками творческого   коллектива  по   развитию   выразительной,   логически четкой,   эмоциональной   литературной   речи,   хорошей   дикции   и гибкого голоса.

Профессиональное обучение сочетается с индивидуальным и нравственным воспитанием.

Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.

Изучая все разделы сценической речи, студенты не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями (студентами курса), приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.

Учебные занятия студентов-заочников разделяются на два вида:

1. Работа во время сессий под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.

2. Самостоятельная работа в межсессионный период (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и режиссерских заданий).

Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи. Оценка выставляется на зачетах и экзаменах с учетом оценки контрольных работ, выполненных в межсессионный период.

На сессиях  1,3,5, 7,9 семестров проводятся экзамены, на сессиях 2,4,6,8 семестров - зачеты.

По всем разделам курса «Сценическая речь» даны списки рекомендуемой литературы. На сессиях педагоги:

1. Дают задания для самостоятельного изучения отдельных тем.

2. Рекомендуют учебные и методические пособия, специальную литературу.

Количество часовНаименование разделов и темВсегоЛекцийПодгруппМелко-групп.Индив идуал ьныеПредмет «Сценическая речь». Задачи курса. Взаимосвязь с другими предметами специализации.211Раздел 1.Общие вопросы теории сценической речи.263914Тема 1Становление речевого искусства русского театра211Тема 2Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение4112Тема ЗОсновные особенности сценической речи в современном профессиональном и любительском театре.312Тема 4Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.22Тема 5Методика проведения образовательной работы по сценической речи в самодеятельном театральном коллективе.826Тема 6Методика работы режиссера над словом в процессе подготовки спектакля.716

Раздел 2Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция.541101429Тема 1Анатомия и физиология речевого аппарата.211Тема 2Дыхание. Постановка речевого голоса.254615Тема ЗДикция.15258Тема 4Комплексная система упражнений для тренировок и развития голоса и речи.9225Тема 5Методика проведения занятий по технике речи в театральном коллективе.3111Раздел 3 Орфоэпия Тема 1Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор.22Тема 2Произношение гласных.7223Тема ЗПроизношение согласных.8233Тема 4Работа со словарем.3111Тема 5 Речевая характеристика образа3111Раздел 4Работа над литературно художественным произведением. Художественное слово1003202651Тема 1Возникновение и развитие искусства художественного слова211Тема 2Произведение искусства художественного слова и его характеристика.211Тема 3Процесс подготовки литературно-художественного произведения3551020Тема 4Стихотворное произведение и особенности работы над ним315917Тема 5Особенности работы над литературной композицией8222Тема 6Режиссура в искусстве художественного слова6114Тема 7Практическая работа над речевой стороной инсценировок, отрывков из пьес, дипломных спектаклей, на занятиях по режиссуре и актерскому мастерству13256Раздел 5Логика сценической речи342121010Тема 1Законы логики в речевом действии81223Тема 2Правила логики речи.111433Тема ЗЗнаки препинания в речевом действии. Знаки интонации в речевом общении.10433Всего по курсу:44521104133187

УСТАНОВОЧНАЯ СЕССИЯ

Лекция. (4 часа)

1. Единство языка и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.

2. Сценическая речь, её особенности и творческая природа.

3. Культура речи. Орфоэпия.

Задания на межсессионный период

1. Выполнение контрольной работы №1.

2.Изучение основных орфоэпических норм русского языка.

З.Изучение классификации гласных и согласных звуков русского языка: место образования, акустические признаки (раздел «Дикция»).

4. Проверка правильности произношения трудных слов.

Контрольная работа №1

Задание №1 Провести фонетическую транскрипцию выбранного материала (объемом не менее 25 строк печатного текста).

Рекомендуется

материал публицистического характера: высказывания деятелей литературы и искусства о силе звучащего слова, о значении сценической речи.

Задание 2. Составить антисловарь, не менее 50 слов и выражений, при произношение которых допущены ошибки. Указать правильное произношение.

Задание 3. Изучить главы из книги К.С. Станиславского. Работа актера над собой. Т.З. Ч. 3. Голос и речь; Пение и дикция.- С. 50-80.

Ответить на вопрос. К.С, Станиславский о речевой технике актера.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОЭПИЯ»

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Аванесов Р.И. -4-е. изд. -М.: Просвещение,1968. - 360 с.

2. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение и ударение: Сл.-справочник / Аванесов Р.И. -М.: Госиздат, 1960. -710 с.

3. Введенская, М.А. Культура и искусства речи / Введенская М.А., Павлова Л.Г. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 576 с.

4. Германова, К. Книги для чтецов / Германова К. - М., 1960. -472 с.

5. Козлянинова, И.П. Современное - литературное произношение: Учеб. пособие с комплектом долгоиграющих пластинок / Козлянинова И.П.-М: ВТО, 1963.-225 с.

б.Козлянинова, И.П. Орфоэпия в театральной школе /Козлянинова И.П. -М, 1967.-155 с.

7. Козлянинова, И.П. Сценическая речь /Козлянинова И.П., Промтова И.Ю. -М: ГИТИС, 1995. - 624 с.

8. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / Кнебель М.О. -3-е изд. -М: ВТО, 1970. -336 с.

9. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Леонарди Е.И. -М., 1957. -274 с.

10. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь /Саричева М.А. -М: Искусство, 1955.-336 с.

11. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру / Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.

12. Язовицкий,    Е.В.    Говорите    правильно    /Язовицкий    Е.В.    -Л.: Просвещение. 1969. -372 с.

ПЕРВЫЙ КУРС

Основные направления в работе:

1. Изучение природных данных голосового и речевого аппаратов студентов.

2. Знакомство   с   методическими   приемами   работы   по   теме «Техника речи» /дыхание, голос, дикция/.

3. Овладение приемом исправления своих речевых недостатков, работа над дикционной чистотой и культурой звучащего слова.

4. Воспитание  слухового  контроля  над  своей  речью  и  речью товарищей.

5. Изучение основных элементов словесного действия.

СЕССИЯ ПЕРВОГО СЕМЕСТРА

Мелкогрупповые II ч./

Подгрупповые /4 ч./

Индивидуальные /2 ч./

1. Обсуждение контрольных работ.

2. Теоретические     сведения,     методические     и     практические указания по воспитанию:

а) фонационного дыхания

б) дикционной чистоты и чёткости

в) культуры произношения слова

г) фонематического слуха

3. Групповой голосо-речевой тренинг.

Мелко групповые

Воспитание творческого внимания, видения, отношения и других элементов внутренней техники словесного действия.

I.  Задание:  составить словесный портрет человека, увиденного однажды, привлекшего внимание, запечатлевшегося в памяти.

Цель:

1.  Воспитание режиссерской, актерской наблюдательности.

2.   Воспитание внимания, видения, отношения.

3.  Умение «рисовать» словом.

4.   Развитие ассоциативного мышления.

5.   Умение передавать свои видения слушателям.

II.  Студентам и педагогу по актерскому мастерству, работающему со студентами над разделом «ПДД», предлагается упражнение «Званый ужин».

Необходимо передать словом цвет, вкус, аромат блюда, напитка, работая на «ПДД» с предметами сервировки стола.

Индивидуальные занятия.

Проверка заданий, данных на установочной сессии. Выявление голосо-речевых недостатков у студентов, отклонений от норм литературного произношения. Тренировка речевого слуха.

Усвоение правил орфоэпии. Работа над логикой фразы на материале пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов и т.д.

Определение индивидуальных: заданий на межсессионный период по исправлению речевых дефектов, нейтрализации говоров или акцентов, по работе над голосом и дыханием.

Содержание зачета 1 семестра

a.   Тренировочные упражнения по технике речи.

b.   Орфоэпический тренинг.

c.    Словесный портрет.

Зачетные требования

1.  Владение упражнениями по технике речи, произносительной грамотностью в упражнениях.

2.   Владение элементами внутренней техники словесного действия /внимание,     видение,           отношение/     в     тренировочных упражнениях.

Задание на межсессионный период

1. Углубить знание теории и методики работы над дыханием, голосом  и дикцией,  пользуясь  специальной  литературой /список литературы прилагается/.

2. Проводить      каждодневные      тренировки      нижнереберного диафрагмального дыхания, развивать активность дыхательных мышц.

3. Работать над совершенствованием дикции.

4. Студентам, имеющий говор или акцент, ежедневно повторять полученные на сессии и разработанные самостоятельно упражнения, в целях практического освоения орфоэпических норм русской речи.

5. Работать    над    произношением    публицистического    текста, выбранного   для   экзамена   во   2   семестре.   Определить   значение данного его главную мысль, проследить, как эта мысль развивается в тексте.

6. Определить   тип   дыхания,   активность   дыхательных   мышц, выявить     голосо-речевые     недостатки,     отклонения     от     норм литературного   произношения   у   двух   участников   театрального коллектива. Данные записать.

7. Отыскать   в   художественной   литературе   описание   автором речевой манеры литературного героя, т.е. «речевой портрет».

Литература к разделу «Техники речи»

/дикция, дыхание, голос/

1. Берри, С. Голос и актер / Берри С. -М., 1996. -117 с.

2. Вербов, A.M. Техника постановки голоса / Вербов A.M. -М.: Музгиз, 1961.-532 с.

3. Вербов, A.M., Гигиена голоса и его физиологические основы / Вербов A.M., Егоров A.M. -M.: Музгиз, 1962. -430 с.

4. Козлянинова, И.П. Дикция / Козлянинова И.П. -М.: ВТО, 1964. - 128 с.

5. Куракина, К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского / Куракина К.В.-М.: ВТО, 1959.-315 с.

6. Линклейтер, К. Освобождение голоса / Линклейтер К. -М.: ГИТИС, 1993.-176 с.

7. Леонарди,    Е.И.   Дикция   и   орфоэпия   /       Леонарди    Е.И.   -М.: Просвещение, 1967. -274 с.

8. Морозов, Е.А. Тайны вокальной речи / Морозов Е.А. -Л.: Наука, 1967. -303 с.

9. Правдина, О.В. Логопедия / Правдина О.В. -М.: Просвещение, 1969. -534 с.

10. Речь на сцене. -М.: Искусство, 1961. -370 с.

11. Саричева, Е.Ф. Сценическое слово / Саричева Е.Ф. -М.: Сов. Россия, 1963.-298 с.

12. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим /Савкова З.В. -М.: Искусство, 1968. -128 с.

13. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. /Станиславский К.С. -М.: Искусство, 1957.

14. Сценическая речь. -М.: Просвещение, 1976. -336 с.

15. Хватцев, М.Е. Логопедия / Хватцев М.Е. -М., 1959. -305 с.

16. Чарели, Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру /Чарели Э.М. -Иркутск, 1969. -478 с.

17. Чарели, Э.М. Речь и здоровье /Чарели Э.М. -Екатеринбург, 1996. -2998 с.

СЕССИЯ II СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /4ч/.

Мелкогрупповые /2ч/.

Индивидуальные /Зч/.

1.  Продолжение тренинга по всем разделам «Техника речи» и изучение методики работы над технической речью.

2.  Изучение принципов работы с прозой, воспитание элементов словесного  действия:   выявление  идейного  смысла  произведения, определение сверхзадачи, логический анализ текста, речевые такты, логические, текстовые, фразовые ударения, интонирование знаков препинания,   работа   над   видением   в   тексте,   отношением,   над вскрытием подтекста. Поиск предлагаемых обстоятельств.

Индивидуальные.

1. Проверка индивидуальных заданий, выполненных студентами в межсессионный период.

2. Работа над прозаическим отрывком.

3. Методические    рекомендации    по    составлению    «речевого портрета» однокурсника.

Содержание экзамена 2 семестра

1.   Общий голосо-речевой тренинг.

2.   Демонстрация     выполнения     индивидуальных     заданий     по исправлению своих недостатков в речи.

3.   Исполнение     прозаического     отрывка,     подготовленного     с педагогом.

4.   Собеседование по темам: «Техника речи» и «Орфоэпия».

Экзаменационные требования

1. Наличие     натренированного     речевого     слуха,     способного контролировать качество выполнения упражнений по голосу, дикции, орфоэпии, подмечающего ошибки в речи однокурсников.

2. Владение правильным произношением в подготовленном тексте.

3. Точное   видение   мысли   в   прозаическом   тексте.   Активное словесное действие.

4. Владение теорией по темам «Техника речи», «Орфоэпии»

Вопросы для собеседования по темам

«Техника речи», «Орфоэпия»

1. Единство речи и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.

2. Особенности сценической речи и ее творческая природа.

3. К.С. Станиславский о речевой технике актера.

4. Дикция. К.С. Станиславский о дикции актера,

5. Анатомия дыхательного аппарата. Дыхательный процесс. Типы дыхания.

6. Анатомия   голосового   и   речевого   аппарата.   Голосо-речевой процесс.

7. Миоэластическая и нейрохронаксическая          теории голосообразования.

8. Принципы  опосредованного воздействия на голосо-речевой аппарат.

9. Тренировка речи в движении.

10. Положительные стороны групповых занятий по голосу.

11. Тембр голоса, роль тембра в сценической речи.

12. Атака голоса, её характеристики.

13. Характеристика    упражнений,    воспитывающих    собранность звука.

14. Понятие «диапазон голоса», его значение в сценической речи.

15. Значение речевого слуха в воспитании голоса.

16. Резонаторы и их роль в воспитании голоса.

17. Содержание терминов «опора дыхания», «опора голоса».

18. Голосовые недостатки.

19. Основные задачи дикционного тренинга.

20. Качество  звучания  согласных  звуков  при  зажатой  челюсти, пассивности губ и языка.

21. Роль дыхания, резонаторов в образовании согласных звуков.

22. Основные признаки отработанных согласных звуков: точные по артикуляции, чёткие по произношению, энергичные по звучанию, выровненные между собой.

23.  Сочетание согласных и гласных. Необходимость их тренинга.

24.  Взаимосвязь дикции с интонационными особенностями речи.

25. Роль согласных в сценической речи.

26. Причины возникновения  «тсяканья» и «дзяканья».  Способы устранения этого недостатка.

27.  Типы скороговорок, тренировки с их помощью.

28.  Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы.

29. Необходимость владения литературными нормами произношения в разговорной речи и, особенно, в сценической.

30.  Понятие «транскрипция». Знаки      обозначения     звуков, применяемые для транскрибирования текста.

31. Характеристика ударного и безударного слогов в слове.

32. Правило произношения гласных звуков А и О.

33. Правило произношения гласных звуков Е и Я.

34. Изменение гласного И, стоящего в начале слова, если ему предшествует слово,  оканчивающееся на твердый согласный,  илипредлог,    выраженный    согласным    звуком,    при    слитности    их произношения.

35.  Правило произношения предлогов.

36.  Произношение старорусских союзов - коль, коли, хоть, кабы и вводных слов старорусской речи - мол, дескать и других.

37.  Произношение прилагательных множественного числа, оканчивающихся на ИЕ, ЫЕ.

38.  Закон произношения звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными.

39.  Закон озвончения согласных.

40.  Звучание согласных звуков Ж, Ш, Ц в сочетаниях с гласными А, Е.

41.  Правила произношения сочетания ЧН.

42.  Смягчение согласных звуков перед мягкими согласными.

Задание на межсессионный период

1. Выполнить контрольную работу №2.

2. Закрепить   навыки   работы   над   совершенствованием      своего голосового аппарата.

3. Продолжить      работу     над     исправлением      индивидуальных недостатков речи.

4. Тренировать произношение скороговорок в трех темпах, следя за четкостью дикции и ясностью мысли.

5. Продолжить тренировку голосовой подвижности, интонирование различных знаков препинания, логики речи.

6. Прочитать   «Илиаду»  Гомера.   Выбрать  для  работы   15   строк законченного текста, проанализировать его по смыслу.

Контрольная работа №2

Задание №1. Придумать и описать по одному упражнению на:

а) развитие речевого слуха;

б) развитие, укрепление дыхательных мышц;

в) свободное звучание голоса;

г) «опору звука»;

д) собранность звука, посыл;

ж) развитие силы голоса;

з) темпо-ритм речи;

и) тренировку интонирования наиболее трудных знаков

препинания;

к) высотный диапазон;

Задание №2. Дать характеристику речевой стороны спектакля театрального коллектива, кратко отмечая положительные стороны звучания речи исполнителей и недостатки (неверное дыхание, голосообразование, нарушение законов орфоэпии).

Задание №3. Ответить на вопросы: Что такое словесное действие? Общение?

Список рекомендуемой литературы по разделу «Логика речи»

1.  Вербовая,  Н.П.,   Искусство  речи / Вербовая  Н.П.,  Головина  О.М., Урнова В.В. - М: Сов. Россия, 1964. -303 с.

2.  Запорожец,   Т.И.  Логика  сценической  речи / Запорожец Т.И. - М: Просвещение, 1974, -128 с.

3.  Осокин, В.В. Логическое ударение / Осокин В.В. -Томск, 1968.-156 с.

4.  Проблемы сценической речи: Сборник. - М.: Просвещение, 1968. -120 с.

5.   Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. / Станиславский К.С. -М.: Искусство, 1957. -545 с.

6.  Сценическая речь. - М; Просвещение, 1975. -303 с.

II КУРС

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.  Воспитание голоса как средства выражения мысли.

2.  Сознательное овладение всем комплексом элементов внутренней и внешней техники словесного действия.

3.  Развитие интонационной выразительности речи.

4.  Овладение речевой характерностью.

5.  Овладение стилевыми особенностями произведения.

6.  Развитие навыков словесного действия на материале народных сказок, былин.

7.   Творческая работа над текстом.

СЕССИЯ 3 СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /4ч/.

                                          Мелкогрупповые /2ч/.

                                          Индивидуальные /2ч/.

1. Обсуждение контрольных работ.

2. Овладение усложненным голосовым и речевым тренингом,              

3. Работа над развитием творческого воображения.

4. Изучение   мелодики   русской   речи,   развитие   интонационной выразительности речи.                 

5. Методика работы над гекзаметром.

Индивидуальные занятия /2ч/.

1. Голосо-речевой тренинг.

2. Работа   над   стихотворным   произведением,   написанным гекзаметром.

3. Проверка заданий, выполненных в межсессионный период.

4. Выбор сказки и былины для работы в 4 семестре.

Содержание зачета в 3 семестре

1.  Проведение голосо-речевого тренинга студентами. Умение анализировать результаты выполнения упражнений.

2.  Исполнение произведения гекзаметром, написанного педагогом.

                                                     

Зачетные требования

1.  Умение работать над техникой речи и анализировать результаты выполнения различных упражнений.

2.  При  исполнении   стихотворного   произведения,   написанного гекзаметром,     учитывать     творческое     воображение,     логику     в проведении основной мысли отрывка, активное общение, умение пользоваться голосом.

Задание на межсессионный период

1.    Развивать диапазон голоса, укреплять выносливость голоса.

2.   Тренировать  умение  определять  логическую  перспективу  и выделять её в звучащей речи.

3.  Записать не менее  10 коротких диалогов, взятых из жизни, угадав подтекст, конфликт, речевое действие, характеры, профессии, отношение действующих лиц друг к другу. Диалоги могут состоять из 2-3 реплик.

4.  Прочитать книгу Н.М. Ведерниковой. Русская народная сказка, - М.: Наука, 1975.-330с.

5.  Ответить на вопросы:

а) что такое сказка?

б) типы сказочников, их характеристика.

в) жанры сказок, отличие жанров друг от друга.

5. Для работы в 4 семестре определить тему, идею выбранной сказки, жанр, тип сказочника, сверхзадачу, отношение к событиям, происходящим в сказке. Работать над видением.

СЕССИЯ 4 СЕМЕСТРА

 Подгрупповые занятия /2ч/

                                            Мелкогрупповые /2ч/.

                                            Индивидуальные /4ч/.

1.  Характерность   речи   как   выразительное   средство   создания образца.

2.  Овладение       стилевыми       особенностями Определить его жанр, конфликт, сверхзадачу.

3.  Методика работы над сказкой.

4.  Творческая работа над текстом.

произведения.

Индивидуальные занятия.

1.   Проверка задания, выполненного в межсессионный период.

2.   Продолжение работы над техникой речи.

3.   Овладение мелодикой речи.

4.   Развитие навыков словесного действия на материале сказок и былин.

5.   Этюды, показывающие характерность речи.

6.   Выбор     рассказа     или     законченного     отрывка     любого прозаического произведения продолжительностью 5-8 минут.

Содержание экзамена 4 семестра

1.   Показ этюдов на характерность речи.

2.   Исполнение        сказки,        былины,        подготовленное        с преподавателем.

3.   Собеседование по теме «Логика речи».

Экзаменационные требования

1.   Владение характерностью речи.

2.   Умение «выстроить» сказку, определить жанр, тип сказочника, умение владеть мелодикой речи, во время рассказа видеть то, о чем рассказываешь,    передавая    свои    видения,    подтекст.    Умение общаться со слушателями, проверяя действенность своего слова, выполнение поставленной задачи.

Вопросы для собеседования по разделу «Логика речи»

1.  Роль логики речи в искусстве словесного действия.

2. Логическая пауза, её роль в звучащем в тексте.

3.  Понятие и значение речевых тактов.

4. Принцип группировки слов в речевые такты.

5.  Роль знаков препинания в процессе деления текста на речевые такты.

6.  Соединительная и разъединительная роль логических пауз.

7.  Мелодика выражения развивающейся в речевых тактах мысли.

8.  Интонирование знаков препинания.

9.  Градация логических ударений.

10. Путь логического анализа текста.

11.  Способы выделения противопоставляемых понятий.

12. Закон выделения нового понятия.

13.  Произношение многословных выражений единого понятия.

14. Закон выделения повторяющихся слов.

15. Логическая интонация перечисления.

16.  Виды логических перечислений.

17.  Интонационное выделение вводных предложений.

18. Логическая интонация фраз, выражающих вопрос.

19. Работа над логической перспективой связанного текста.

20.  Период. Его построение и чтение.

Задание на межсессионный период

1. Выполнить контрольную работу №3.

2.  Изучить   творческую   автобиографию   автора,   произведение которого   выбрано   для   исполнения.   Изучить   историю   создания данного произведения. Прочитать другие произведения писателя.

3. Изучить   литературу,   связанную   с   искусством   исполнения художественного          произведения,          послушать          мастеров художественного слова.

4.  Определить    общие    основы    словесного    действия    и    его особенности в искусстве драматического актера и чтеца.

Контрольная работа №3

Задание №1. Описать образ рассказчика. Дать определение и выяснить значение рассказчика в исполнении художественного произведения.

Задание №2. Сделать письменный разбор художественного произведения, утвержденного преподавателем на предыдущей сессии, по следующему плану:

Идейно - художественный анализ, тема, идея, конфликт, жанр, сверхзадача, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), характеристика героев, стиль автора, образ рассказчика.

СЕССИЯ 5 СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /2ч/.

Мелкогрупповые /2ч/.

Индивидуальные /Зч/.

1.  Анализ контрольных работ.

2.  Методика работы над художественным произведением.

3.  Прослушивание аудио и видео записей мастеров художественного слова.

Индивидуальные занятия.

1.  Проверка заданий, подготовленных в межсессионный период.

2.  Работа над прозаическим художественным произведением.

3. Выбор и утверждение стихотворного произведения для работы в 6 семестре

Содержание зачета в 5 семестре

1. Исполнение прозаического художественного произведения.

Зачетные требования

1. Владеть искусством рассказа. Уметь, не играя отдельных персонажей произведения, не перевоплощаясь в них, вести рассказ о героях повествования, передавая через косвенную и через прямую речь авторскую идею произведения, выполняя сверхзадачу, действуя словом в рассказе.

Задание на межсессионный период

1.  Изучение теории по разделу «Работа над текстом».

2.  Ознакомиться    с    литературой,    связанной    с    искусством исполнения стихов, самостоятельно изучить теорию стихосложения.

3.  Записать примеры  (по два четверостишия)  на все размеры силлабо-тонической системы стихосложения. Примеры предоставить во время сессии педагогу.

4.  Изучить творческую биографию поэта, стихи которого выбраны для исполнения.

5.  Изучить     творческую     биографию     одного     из     мастеров художественного слова, подготовить сообщение о нем.

Рекомендуемая литература

1.  Артоболевский, Г.В. Как читать Пушкина / Артоболевский Г.В. -М, 1940. -88 с.

2.  Гончаров, Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы / Гончаровт Б.П. -М.: Наука, 1973. -273 с.

3.  Жирмунский, В. Теория стиха / Жирмунский В. -Л.: Сов. писатель, 1975.-660 с.

4.  Квятковский, А.  Поэтический словарь /Квяиковский А.  -М.:  Сов. энцикл., 1966. -375 с.

5.  Коган, Ф.И. Художественное чтение /Коган Ф.И.  -М.: ВТО, 1940. -36 с.

6.  Маршак, СЯ. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. Воспитание словом / Маршак С.Я. -М.: Худож. лит, 1971. - С.43-217.

7.  Маяковский, В.В. Как делать стихи /Маяковский В.В. -М.: Госиздат, 1940.-48 с.

8.  Самойлов, Д. Книги о русской рифме /Самойлов Д. -М.: Худ. лит, 1973.-348 с.

9.  Тимофеев, Л.И. Очерки теории и истории русского стиха / Тимофеев Л.И.-М, 1968. -470 с.

10.  Холшевников, В.Е. Основы стиховедения /Холшевников В.Е. -Л.; ЛГУ, 1972.-168 с.

11.  Холшевников, В.Е. Основы русского стихосложения / Холшевников В.Е.-Л.: ЛГУ, 1958.-59 с.

12.  Холшевников,   В.Е.   Художественное   мастерство   Маяковского   / Холшевников В.Е. -Л., 1957. -59 с.

13.   Шервинский, СВ. Ритм и смысл: К изучению поэтики Пушкина / Шервинский СВ. -М.,< 1961. -570 с.

14.  Яхонтов, В.Н. Театр одного актера /Яхонтов В.Н. -М.: Искусство, 1958.-455 с.

СЕССИЯ 6 СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /2ч/.

Мелкогрупповые занятия /1ч/.

Индивидуальные /Зч/.

Теория    стихосложения,    приемы    технического законами стихосложения. Воспитание музыкально-ритмического слуха. Методика работы над баснями. Работа над литературной композицией.

овладения

Индивидуальные занятия.

1.   Работа над классическим стихотворным произведением.

2.   Воспитание музыкально-ритмичного слуха.

Содержание экзамена 6 семестра

1.   Чтение поэтического произведения.

2.   Собеседование по теме «Художественное чтение».

Экзаменационные требования

1.   Владение художественной перспективой, музыкальностью и ритмической структурой стиха.

2.   Знание теории раздела «Художественное чтение».

Вопросы для собеседования по разделу

«Художественное чтение»

1.  Отличие    искусства    художественного    слова    от    искусства драматического.

2.  Основные принципы отбора литературных произведений для художественного чтения.

3. Характеристика            идейно-художественного             анализа произведения.

4.  Анализ формы произведения.

5. Тема, идея, сверхзадача произведения.

6. Логический анализ текста.

7. Жанр и стилевые особенности произведения.

8.  Конфликт произведения.

9. Характеристика действующих лиц и образы действующих лиц.

10. Образ рассказчика и лирический герой.

11.  Воображение, видение, фантазия.

12. Режиссерский замысел произведения,

13. Действенный   анализ  текста,  исходное  событие,  исходные предлагаемые обстоятельства.

14. Отношение .Подтекст.

15.  Выразительные средства звучащей речи.

16.  Поиски исполнительского стиля автора.

17.  Словесное действие.

18.  Общение. Типы общения.

19. Творческая биография одного из мастеров художественного слова.

Задания на межсессионный период

1. Выбрать тему литературной композиции, подобрать литературу для её написания.

2.  Подготовить басню для чтения на зачете в 7 семестре.

3. Подобрать     произведения     из     художественной     прозы     и стихотворные произведения продолжительностью  8-10 минут для режиссерской работы со студентом-однокурсником на сессиях 7-8 семестров.

4.  Провести      занятия           в      коллективах      художественной самодеятельности по разделам «Техника речи», «Работа над текстом».

Следить за речевой культурой участников спектаклей, исполнителей художественного слова, вести дневник (предоставить его на сессию педагогу).

5. Подготовиться   к собеседованию по стихосложению и работе над стихами.

4 КУРС

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ГОДА

1. Достижение     исполнительского     мастерства     при     чтении стихотворных произведений.

2.  Знание        методики        работы       над       художественными произведениями.        Режиссерско-педагогическая       работа       над программой со студентами-однокурсниками.

3.  Знакомство с основными принципами построения литературных композиций,

СЕССИЯ 7 СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /2ч/.

Мелкогрупповые занятия /1ч/.

Индивидуальные занятия /Зч/.

1.  Проверка заданий, выполняемых в межсессионный период.

2.  Работа   над       стихотворным   произведением   /современного стихосложения.

3.  Утверждение темы литературной композиции.

4.  Утверждение программы режиссерской работы.

5.  Прослушивание самостоятельно подготовленных басен.

6. Мастерство диктора радио и телевидения.

Цель:

• Углубленное изучение техники звучащего слова.

• Углубленное изучение культуры речи.

• Искусство интервьюирования.

• Умение работать с микрофоном.

• Развитие логико-интонационной выразительности.

Содержание зачета в 7 семестре.

1.  Исполнение стихотворного произведения.

2.  Исполнение самостоятельно подготовленной басни.

3.  Собеседование по стихосложению и работе над стихами.

Зачетные требования.

1.  Уметь читать стихи: действовать словом, не разрушая форму стиха.

2.  При чтении басни показать характеры действующих лиц, найти простоту интонаций, не разрушая форму стиха.

3.  Знать   теорию       стихосложения   и   методику   работы   над стихотворным произведением.

Вопросы для собеседования по теме

«Стихосложение и работа над стихами»

1.  Отличие прозаической речи от стихотворной.

2.  Системы стихосложения.

3.  Виды стихов: свободный (верлибр), вольный, белый.

4.  Ритмические паузы, цезуры.

5.  Строчный, строфичный, слоговый перенос.

6.  Размеры, принятые русской силлабо-тонической системой.

7.  Период. Особенности его прочтения.

8.  Звукопись в стихах. Аллитерация, ассонанс.

9.  Рифма и её значение. Виды рифмы. Ю.Виды строф и астрофичность стихов. П. Пиррихий и спондей.

12.Инверсия - выразительное средство стихотворной речи.

13.Особенности стихотворной метрики гекзаметра.

14.Былина - жанр русского народного эпоса.

15.Особенности поэтики В.В. Маяковского.

16.Басня - жанр сатирической поэзии.

17.Исполнительская манера актера при чтении стихов. 18.Анализ работы над стихотворными произведениями одного из мастеров художественного слова. 19.Влияние размера на ритм стиха

Задание на межсессионный период

1.  Выполнение контрольной работы № 4.

2.  Подготовка      к      режиссерско-педагогической      работе      с однокурсником-исполнителем.     Составление    плана    работы    для реализации своего творческого замысла. Знание материала, методики работы над текстом.

Контрольная работа №4

Задание №1. Написать литературную основу композиции. Задание    №2.    Провести    режиссерский    анализ    составленной композиции.

Рекомендуемая литература.

1.  Брехт, Б. Собрание сочинений. Т. 5. Театр; Пьесы; Высказывания. / Брехт Б. -М: Искусство, 1956. -С.484, 57, 116, 213, 484, 527.

2.  Катышева,  Д.Н.  Литературный   монтаж /  Катышева  Д.Н.   -М.:   Сов. Россия, 1974. -143 с.

3.  Катышева, Д.Н. Некоторые проблемы композиции драмы / Катышева Д.Н. -М.: Профиздат, 1974.-46 с.

4.  Клитин, С. Режиссер и чтец/ Клитин С. -Л.: Искусство, 1968.-97 с.

5.  Кочарян, С.Д. В поисках живого слова / Кочарян С.Д. -М.: ВТО, 1960. -308 с.

6.  Шварц, А.В. В лаборатории чтеца / Шварц А.В. -М.: Искусство, 1964. -336 с.

7.  Яхонтов, В.Н. Театр одного актера / Яхонтов В.Н. -М.: Искусство, 1958. -278 с.

СЕССИЯ 8 СЕМЕСТРА

Подгрупповые занятия /2ч/.

   Индивидуальные занятия /4ч/.

1.  Анализ контрольных работ.

2.  Индивидуальные занятия.

1.  Совершенствование литературной основы композиции.

2.  Консультации по самостоятельной режиссерской работе.

3.  Работа над ролью в спектакле.

4.  Основы современной риторики.

Цели:

• Способствовать формированию навыков и умения рационального речевого поведения.

• Развивать навыки делового общения.

• Обучение полемическому мастерству.

Содержание экзамена 8 семестра

1.  Показ режиссерских работ по художественному чтению, защита режиссерского замысла литературного произведения, оценка работы исполнителя по разработанной «Анкете».

2.  Выступление студента в качестве исполнителя литературного произведения.

Экзаменационные требования

1.  Умение    владеть    навыком    самостоятельной    режиссерской работы в художественном чтении.

2.  Умение профессионально оценивать работу исполнителя.

3.  Иметь дневник, отражающий работу с исполнителем

Задание на межсессионный период

1.  Определить       исполнительский       замысел       литературной композиции, быть готовым к его воплощению.

2.  Записать   на   магнитную   пленку   самостоятельно   сделанные лучшие работы самодеятельных коллективов /любой вид работы, в которой присутствует искусство словесного действия/.

5 КУРС

9 СЕМЕСТР

Лекции /8ч/.

Подгрупповые занятия /2ч/.

Индивидуальные /4ч/.

Групповые занятия

Методика   работы   в   любительском   театральном   коллективе /обзорные лекции/:

а) по технике речи;

б) воспитанию интонационной логической выразительности;

в)  работе над художественными произведениями;

г) работе над словом в спектакле.

Индивидуальные занятия

1.  Работа   над   воплощением   литературной    композиции    или эстрадным монологом, или чтецкой программой.

2.  Анализ  представленных  магнитофонных  или  видео  записей режиссерских работ в любительских коллективах,

3.  Работа над ролью в спектакле.

Содержание зачета 9 семестра

1.  Исполнение     литературной     композиции     или     эстрадного монолога, или чтецкой программы.

2.  Владение словом в спектакле.

Зачетные требования

1.  Знание методики работы над литературными  композициями, эстрадными произведениями.

2.  Умение владеть словом в спектакле.

«Анкета» оценки работы исполнителя

1.  Интонационно-логическая выразительность.

2.  Культура произношения.

3.  Видение и отношение.

4.   Образ рассказчика.

5.  Логическая и художественная перспектива.

6.  Чувство жанра и стиля произведения.

7.  Удержание    внимания    слушателей    на    протяжении    всего выступления.

Елена Николаевна Головинская

Сценическая речь

Программа и методические указания

Редакторы: Решетняк P.M., Артемова И.В.

Лицензия №17-0043

от 19.12.01

Подписано в печать 22.10.02.                                     Формат 60x90 1/16

Тираж 200                                                                     Отпечатано на ризографе

Объем 1,6 п.л.                                                               Заказ № 27

Тюменский государственный институт искусств и культуры,

625003, г.Тюмень, ул.Республики, 19

Отпечатано на ризографе ТГИИК

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Головинская Е. Сценическая речь.doc

Головинская Е. Сценическая речь.doc
Размер: 233 Кб

.

Пожаловаться на материал

Сценическая речь. Программа и методические указания для студентов 1-5 курсов очного и заочного отделения института искусств и народного художественного творчества (специализация «Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель»)

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Психологические особенности пациентов с туберкулезом легких

Дипломная работа. Предметом исследования являются психологические особенности пациентов с туберкулезом легких.

География

Вопросы и ответы на зачет, экзамен, тет

Питання на іспит облік і аудит

Політика національно-культурного гноблення України з боку царизму

На початку ХІХ ст. переважна частина українських земель (Лівобережна, Слобідська, Правобережна та Південна Україна) входила до складу Російської імперії. З ліквідацією політичної автономії України наприкінці ХVІІІ ст. царський уряд посилив колоніальний наступ на її землях

Защита интеллектуальной собственности

Ответы ИПиЗИС Юридическая ответственность, правонарушения, уголовная ответственность, Гражданско-правовая ответственность. Правовые формы охраны программ. Правомерные требования автора и иного правообладателя

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok