Программа по литературе для 10-11 классов

                                 

                                     Основное содержание

                                                   Литература XIX века

Введение 

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.  

Литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Ф. М. Достоевский. “Речь о Пушкине”.

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». (обязательные). Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера лермонтовского творчества особенностями эпохи и личностью поэта.

Поэма «Демон».

"Демон" как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание.

Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество. Повести «Невский проспект», «Нос». Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.

В. Г. Белинский. “О русской повести и повестях г. Гоголя”.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. “Натуральная школа”. Русская журналистика второй половины XIX в. “Эстетическая” (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), “реальная” (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), “органическая” (А. А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. “Гроза” в русской критике: Н. А. Добролюбов «Лучас света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Комедия «Лес». Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы “горячего сердца” в пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

Сочинение по произведениям А. Н. Островского.

Ф. И. Тютчев  

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Певучесть есть в морских волнах…», «От жизни той, что бушевала здесь…».

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема “невыразимого”. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Особенности “денисьевского цикла”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…», «На стоге сена ночью южной…».

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество.

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (возможен выбор пяти других произведений).  

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие “Истории”. Черты антиутопии в произведении. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина.

Сочинение по “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина.

                                           

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Рыцарь на час», «Сеятелям».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Н. Г. Чернышевский Жизнь и творчество (обзор). Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. “Внутренний человек” и “внешний человек”. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными). Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

Драма «Три сестры». Своеобразие конфликта. Система образов. Тема неизменности жизни, ее обыденности. Мечты и реальность в пьесе. Тема будущего и ее своеобразное воплощение в монологах героев. Смысл финала пьесы. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по произведениям А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

 

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье».

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

                                                   Г. Ибсен

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). 

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу  художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

                               11 класс Литература XX века

Литература первой половины ХХ века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово». Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

Л. Н. Андреев

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Иуда Искариот». Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Изображение трагических противоречий бытия. Тема отчуждения, одиночества человека в мире. Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева. Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.

М. Горький

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века (

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер  

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевичас (стихотворения не  менее трех авторов по выбору)

Серебряный век

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

                                                         Н. А. Клюев. 

 Жизнь и творчество

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.  

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», "Цветы мне говорят - прощай…".

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала.

Сочинение по творчеству С. А. Есенина.

 

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»  (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», «Батюшков». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.  

А. А. Ахматова (7 часов)

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

И. Э. Бабель

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конармия”. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Е. И. Замятин

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Мы». “Мы” как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

Рассказ «Песчаная учительница». Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

В. В. Набоков

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

Н. А. Заболоцкий

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц». Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

Литература второй половины XX века (а)

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

Обзор русской литературы второй половины XX века  

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...». Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

 Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Рассказ «Матренин двор». Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт человека-праведника, носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития русской прозы 2-ой половины ХХ в.

В. М. Шукшин  

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» и другие. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.  

В. Г. Распутин  

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Живи и помни». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и предательства. Образ Настёны. Образы стариков в повести.

Н. М. Рубцов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

.

И. А. Бродский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Старший сын». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. 

Обобщение

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

(профильное обучение)

170 часов

№ п/пРаздел Кол-во часовТема Д/зДата проведения1.Введение.2«Прекрасное начало…» 11Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.«Прекрасное начало» Из истории русской литературы XIX в.Стр.3-9, цитатыСтр.10-142.Из литературы первой половины XIX века: 22:2.1.А.С. Пушкин 8:А.С. Пушкин. Лирика. «Медный всадник».1111121Основные этапы эволюции А.С.Пушкина.  Жизненный и творческий путь.«Муза пламенной сатиры». Социально-историческая тема в лирике Пушкина.Годы странствий: самовоспитание художника. «К морю».Тема призвания поэта в лирике Пушкина. «Пророк», «Поэт».«Чувства добрые» как основа пушкинской поэзии. Красота мира и человеческих чувств (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти).Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».Рр. Письменная работа по проблематике изученной темы.Стр.15-21, «Восп»Стр.22-27, анал.Стр.27-36, наиз.Стр.36-40, наизустьАнализ стих.Стр.40-50, вопрПодгот. к пров. раб.О Лермонтове 2.2.М.Ю. Лермонтов 8:М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Демон» 111221Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике ЛермонтоваМотивы интимной лирики Лермонтова.Темы и мотивы философской лирики Лермонтова. Осмысление бытия человека, любовь к Родине – её народу и природе.Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».РР. Письменная работа по проблематике изученной темы.Стр.53-61Стр.62-65, анал. Стр.65-70Стр.70-72, наизустьСтр.72-79, подг.2.3.Н.В. Гоголь 6:Н.В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос».11112Художественный мир Н.В.Гоголя. Очерк жизни и творчества.Художник и «страшный» мир в повести «Невский проспект»Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.Рр. Письменная работа по теме «Из литературы первой половины XIX в»Стр.84-88Стр.89-95Стр.96-98Стр.98-1063.Русская литература второй половины XIX века145Русская литература второй половины XIX  века3.1.Обзор русской литературы второй половины XIX века4:Обзор русской литературы второй половины XIX века1111Русская литература второй половины XIX в. Богатство проблематикиКритика и журналистика 1860-1890-х годов. Под бременем «проклятых вопросов». На переломе веков. Стр.125-128КонспектСтр.128-133Стр.133-1373.2.А.Н. Островский 12:Творчество А.Н. Островского.11111111112Жизнь и творческий путь великого русского драматурга.Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди – сочтёмся»Конфликт «старших» и «младших» в комедии Островского.Мир города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.Трагедия совести и её разрешение в пьесе.Образ Катерины в свете критики. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза»«Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба.Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. Рр. Сочинение по пьесам А.Н.Островского Стр.141-146Стр.146-153Стр.153-158Стр.158-162Сравнит.хар-каСтр.162-165ТезисыСтр165-171,вопрСтр.171-176Подг.к сочинен.3.3.Ф.И. Тютчев 5:Лирика Ф.И. Тютчева 11111Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева. Певец родной природы. Личность и мироздание в лирике Тютчева.Своеобразие любовной темы. «Денисьевский цикл».Историко-философские мотивы лирики Тютчева.Стр.3-7Стр.7-17, наиз.Стр.17-27Анализ стихотв.Стр.28-33, наиз.3.4.А.А. Фет5:Лирика А.А. Фета.11111Жизнь и творчество А.А.Фета. Слово о поэте. Поэтический мир Фета. Природа и человек в лирике Фета.«Зоркость по отношению к красоте».Любовная лирика поэта.Тема поэта и поэзии в лирике Фета.Стр. 33-40Стр.40-52, наиз.Стихотвор. наиз.Стихотвор. наиз.Анализ стихотв. 3.5.И.А. Гончаров 10:Творчество И.А. Гончарова 111111112Личность и творчество И.А.Гончарова. Преображение романтика. Герои и проблематика романа «Обыкновенная история».Утро Обломова. Знакомство с героем романа «Обломов».К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).Роман «Обломов» в интерпретации русской критики и современного искусства (статьи Н.Добролюбова, А.Дружинина, фрагменты из к/ф Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»).Обломовка на краю обрыва. (Позднее творчество Гончарова).Рр. Письменная работа по проблематике изученной темы.Стр.176-179Стр.179-184Стр.184-187Стр.187-190Стр.190-198Стр.198-201Записи, сравн.Стр.201-203, подг.3.6.И.С. Тургенев14:Творчество И.С. Тургенева 1111112122            1Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.Народ: от поэзии к правде. (Цикл «Записки охотника»).Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы».Роман «Отцы и дети». Знакомство с героями и эпохой.Мир «отцов» в романе. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Испытание любовью. Внутренний конфликт Базарова.Базаров и его родители. Нигилист перед лицом смерти.Философские итоги романа. Критика о Базарове и романе.Гимн вечной жизни. Поэтика тургеневских стихотворений в прозе. РР. Подготовка к сочинению по изученной теме.Стр.211-215Стр.215-223Стр.223-227, чт.Стр.227-234Хар-ка героев Хар-ка БазароваАнализ эпизодовАнализ эпизода Конспект Стр.249-2503.7.А.К. Толстой 4:Лирика А.К. Толстого 1111Страницы жизни и творчества А.К. Толстого.Природный мир в лирике поэта. Интимная лирика А.К.Толстого.Темы и образы исторической сатиры А.К.Толстого. Анализ стих.«Государь ты наш батюшка», «История госуд-ства Рос»Стр.110-113Стихотвор. наиз.Стихотвор. наиз.Стр.113-1293.8.Н.С. Лесков 6:Творчество Н.С. Лескова 11211Творческий путь Н.С.Лескова – «русского антика».Художественный мир произведений Лескова (обзорный анализ прозы Лескова: рассказы «Овцебык», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатлённый ангел»).Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Герой – правдоискатель. Литературный сказ.РР. Письменная работа «Русский богатырь – Иван Флягин». Стр.52-53, инд.з.Стр.63-70, «Очар.странник»Инд.з.Стр.53-63Подгот. к п.раб.3.9М.Е. Салтыков-Щедрин 8:Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 1111112Очерк жизни и творчества великого сатирика.Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников.Проблема народа и власти в романе-летописи. Судьба глуповцев. Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Гротеск. («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»). Эзопов язык.РР. Письменный работа по изученной теме или анализ сказки «Богатырь».Стр.78-79, доп.м.Стр.83-94Стр.94-97«Сказки» - инд.з.Стр.97-105Стр.105-110Подг.к письм.раб.3.10Н.А. Некрасов 12:Творчество Н.А. Некрасова 111111111111Основные вехи жизни и творчества народного поэта.Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка».«Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобливый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…).Социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике. Любовная лирика поэта.Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Поиски счастья. Многообразие народных типов.Женская доля. Гриша Добросклонов.«Последние песни» - поэтическое завещание Некрасова.Философские итоги некрасовского эпоса.РР. Подготовка к сочинению по изученной теме.Стр.283-285Стр.285-289Стихи наиз.Стихи наиз.Стр.289-291Стр.296-303, наиз.Стр.311-314Стр.314-317Стр.317-322Отр. наизусть Стр.322-326Стр.326-330, вопр. Сочинение3.11К.Хетагуров  (XIX в.) 1Поэзия К.Хетагурова и фольклор. Близость к темам Н.А. Некрасова. Записи 3.12Н.Г.Чернышевский4:Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»1111Личность Чернышевского и история создания романа «Что делать?» Разумна ли теория «разумного эгоизма»?Черты социальной утопии в романе. «Будущее светло и прекрасно…» (Анализ «Четвёртого сна Веры Павловны»).«Что делать?» Н.Г. Чернышевского и «Отцы и дети» И.С. Тургенева: диалог художников.Стр.256-257Стр.257-263Стр.263-274Стр.274-2833.13Ф.М.Достоевский18:Творчество Ф.М. Достоевского.221111111111112Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.Обзор романов Достоевского («Идиот», «Братья Карамазовы»). История создания романа «Преступление и наказание».Мрачный облик Петербурга в романе.Мир «униженных и оскорблённых» в романе. Преступление Раскольникова. Старуха-процентщица.Образ Раскольникова и тема «гордого человека».Смысл теории Раскольникова. Истоки бунта главного героя.Раскольников и «сильные мира сего».«Двойники» Раскольникова: теория в действии.«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Её «правда».Воскрешение человека через любовь. Роль эпилога.«Преступление и наказание» как роман-предупреждение.Достоевский и современность.РР. Сочинение по роману «Преступление и наказание».Стр.203-205Стр.205-215Стр.215-230Главы романаГлавы романаСтр.230-234Хар-ка герояСтр.215-230Стр.234-236Инд. заданияСтр.236-239Стр.239-244Таблица Записи, подг.к соч.3.14Л.Н. Толстой 25:Творчество Л.Н. Толстого 111111111112111112122Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя. Духовные искания писателя.«Севастопольские рассказы» как пролог «Войны и мира».История создания и авторский замысел романа-эпопеи.Экспозиция романа. Логика начала.Испытание эпохой «поражений и срама». Изображение войны. «Мысль семейная» в романе. Подлинная семейственность.Сопоставление Ростовых и Болконских.Герои романа в поисках смысла жизни: Андрей и Пьер. Различие путей нравственных поисков.Женские образы в романе. Наташа Ростова и Соня. Мария Болконская и Элен Курагина.Рр. Письменная работа «Семья в представлении Толстого».Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен Бородинского сражения.«Мысль народная» в романе. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа. Партизанское движение и его герои. Картины войны 1812 года. Осуждение войны.Значение образа Платона Каратаева. Русская картина мира.Художественные особенности романа-эпопеи.«Диалектика души», психологизм романа.Нравственно-философские итоги романа «Война и мир». РР. Сочинение по роману «Война и мир». Стр.129-140Стр.140-146Стр.146-156Главы 1-ой ч.Стр.156-159Стр.159-164Сравнит.хар-каИндив.заданияСравнит.хар-каСравнит.хар-каСравнит.хар-каГлавы романаСтр.171-176Стр.176-183Стр.164-166Главы романаСтр.166-171Главы романаЗаписи Записи, подг.к соч.3.15А.П. Чехов14:Творчество А.П. Чехова 1111111111112Жизнь и творчество А.П.Чехова.Трагикомедия «футлярной» жизни. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».Рассказ «Ионыч». Старение души.Философская проблематика рассказа «Студент».Чехов – драматург. Новаторство пьес Чехова.Драма «Три сестры».История создания комедии «Вишнёвый сад».Образная система и конфликт комедии «Вишнёвый сад». Герои пьесы. Раневская, Гаев, Лопахин. Трофимов, Аня.Особенности чеховского диалога.Символический смысл названия.Рр. сочинение по проблематике изученной темы.Стр.244-254Стр.254-260Стр.260-267Хар-ка героя, инд.з.Инд. заданияСтр.267-272Допол.матер.ЗаписиТаблицаСтр.272-284Работа по текстуПодгот.к сочин.3.16Зарубежная литература второй половины XIX века.4:1Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.Индив.задания 1Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье»Индив.задания1Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом»Индив.задания1А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса

(профильное обучение)

170 часов

№ п/пРаздел Кол-во часовТема Д/зДата проведения1.Введение.2:Литература начала XX века11Русская литература XX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала.Стр.3-9, записиСтр.10-162.Из литературы первой половины XX века: 136:2.1.Обзор2Обзор русской литературы первой половины XX века11Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX- XX вв. Реализм и модернизм. Конфликт человека и эпохи.Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Стр. 17-25, записиВопр.- стр.26,Биогр. БунинаПроза начала XX века:2.2.И.А. Бунин  8И.А. Бунин:11111111Жизненный и творческий путь Бунина.Лирика И.А. Бунина.«Антоновские яблоки». Своеобразие лирического повество-вания Бунина.Социально-философские обобщения в рассказе «Господин из Сан-Франциско».Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов.Психологизм пейзажа в литературе.Индивидуальный стиль писателя.Рр. Письменный анализ одного из рассказов писателя. Стихи и проза (чт) Наизусть и анализСтр.30-36 Стр.38-41, деталиСтр.41-51, вопр.Подбор примеровПодгот. к анализу2.3.А.И. Куприн 5А.И. Куприн: 1112Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета.Символический смысл художественных деталей, поэти-ческое изображение природы в произведениях Куприна.Рр. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.Стр. 82-84, «Гр.бр.»Опис. природыПодг. к сочинению2.4.Л.Н. Андреев 2:Л.Н. Андреев: 1Жизнь и творчество Л. Андреева (обзор) Стр.98-1061«Иуда Искариот». Экспрессивность стиля Андреева.Индив. задания2.5.А.М. Горький 10А.М. Горький: 1Жизнь и творчество писателяСтр. 54-581Романтизм ранних рассказов Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль»)Стр.58-641Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции писателя.Стр.64-66, вопр.1Пьеса «На дне». Смысл названия пьесы.Стр.70-75, текст1Система образов. Судьбы ночлежников.Стр.75-78, текст1Лука и Сатин. Философский спор о человеке.Стр. 78-801Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции.Реферат по в.2(с.81)1Новаторство Горького-драматурга.Подг. к сочин.2Рр. Сочинение по пьесе «На дне».2.6.Зарубежная литература первой половины XX в.4:Зарубежная литература первой половины XX века1Обзор зарубежной литературы первой половины XX векаИндив.задания2Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор)Пьеса Б. Шоу «Пигмалион»Индив.задания1Г. Аполлинер. Жизнь и творчество. «Мост Мирабо».Индив.задания2.7.Русская поэзия конца  XIX-начала XX века11:Русская поэзия конца  XIX-начала XX века (обзор):1Серебряный век – «русский ренессанс»Стр.116-1241Символизм. Истоки русского символизма. Связь с романтизмом.Стр.124-1381В.Я. Брюсов. Основные темы и мотивы стихотворений.Стр.139-148, наиз.1К.Д. Бальмонт. Музыкальность и утончённость стиха.Стр.150-160, наиз.1А. Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.Стр.113-115 (Жур)1Акмеизм. Программа акмеизма в статье Н. Гумилёва.Стр.200-2051Н.С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.Стр.219-230, наиз.1Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.Стр.205-2091И. Северянин. Оригинальность словотворчества поэта.Анализ стих.1В.В. Хлебников. Поэтические эксперименты.Стр.209-2131Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев. Особое место в литературеСтр.215-2182.8.А.А. Блок 12:А.А. Блок:1Жизнь и творчество поэта.Стр.172-1781Мотивы и образы ранней лирики Блока. Символы.Стих.наизусть1Романтический мир стихов. Музыкальность поэзии.Анализ стихотв.1Цикл стихов о Прекрасной Даме.Стр.178-1861Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира».Стр.186-1891Тема Родины и основной пафос патриотических стихов.Стр.189-1921Поэма «Двенадцать». История создания.Стр.193-1981Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции.Анализ глав1Ритмы поэмы, интонация, основные символы.Вопр.-стр.1981Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Подг. к сочин.2Рр. Сочинение по творчеству Блока.2.9.В.В. Маяковский 10:В.В. Маяковский:1Жизнь и творчество Маяковского. Маяковский и футуризм.Стр.328-329, доп.м.1Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике поэта.Стр.329-3311Новаторство Маяковского (ритмика, неологизмы, необычность строфик и графики стиха).Стр.331-335, наиз.1Особенности любовной лирики поэта.Стр.341-3511Тема поэта и поэзии, проблема художника и времени.Стр.339-3451Сатирические образы в творчестве Маяковского.Анализ стих.1Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства в поэме.Стр.335-3381Мотивы трагического одиночества поэта.Подг. к сочин.2Рр. Сочинение по творчеству Маяковского.2.10С.А. Есенин 10:С.А. Есенин:1Жизнь и творчество поэта.Стр.352-3561Есенин и имажинизм. Стих.наизусть1Тема родины в поэзии Есенина.Стр.357-3591Связь природы и человека в лирике поэта.Стр.360-3631Светлое и трагическое в поэзии Есенина.Стр.364-3661Традиции Пушкина и Кольцова в есенинской лирике. Анализ стихотв.1Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы.Стр.366-371,анализ1Своеобразие композиции и система образов.Подг. к сочин.2Рр. Сочинение по творчеству Есенина.2.11М.И. Цветаева 5:М.И. Цветаева:1Жизнь и творчество (обзор)Стр.256-2601Основные темы творчества Цветаевой.Стр.254-2561Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.Стр.260-2641Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цв.Анализ стихотв.1Своеобразие цветаевского поэтического стиля.Стих.наизусть2.12О.Э. Мандельштам 2:О.Э. Мандельштам:1Представление о поэте как хранителе культуры.Стр.19-25, доп.мат.1Ассоциативная манера письма Мандельштама.Стих.наизусть2.13А.А. Ахматова 7:А.А. Ахматова:1Жизнь и творчество Ахматовой.Стр.232-2351Глубина человеческих переживаний в лирике Ахматовой  Стр.235-240, наиз.1Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.Стр.240-2441Поэма «Реквием». История создания. Смысл названия.Стр.244-249, наиз.1Отражение в поэме личной трагедии и народного горя.Анализ глав2Рр. Сочинение по творчеству Ахматовой.2.14Б.Л. Пастернак 6:Б.Л. Пастернак:1Жизнь и творчество поэта.Стр.123-1261Поэтическая эволюция Пастернака. Стр.120-123, наиз.1Философская глубина поэзии Пастернака.Стр.126-1301Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации.Стр.131-1401Жанровое своеобразие и композиция романа.Главы романа1Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Стих.наизусть2.15М.А. Булгаков 14:М.А. Булгаков:1Жизнь и творчество писателя.Стр.91-962Роман «Белая гвардия» (обзор). Своеобразие жанра и композиции. Система образов-персонажей. Финал романа.Стр.97-103, симв.«Мастер и Марг»1Роман «Мастер и Маргарита». История создания.Индив.задания1Жанр и композиция романа. Роль эпиграфа.Стр.105-1081Сочетание реальности и фантастики в романе.Стр.110-1121Образы Воланда и его свиты. Характеристика персонажей.Стр.108-1101Библейские мотивы. Иешуа и Иуда. Стр.111-1151Фигура Понтия Пилата и тема совести.Стр.115-1171Проблема нравственного выбора в романе. Стр.59-62 (Жур)1Изображение любви как высшей духовной ценности.Индив.задания1Проблема творчества и судьбы художника. Финал романа.Подг. к сочин.2Рр. Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».2.16И.Э. Бабель1И.Э. Бабель. Особенности прозы (обзор).Стр.290-299 (Жур)2.17Е.И. Замятин 3:Е.И. Замятин:1Жизнь и творчество (обзор)Стр.300-303 (Жур)1Роман «Мы» - антиутопия.Стр.303-306 (Жур)1Проблематика. Символические образы. Язык романа.Наблюд.за языком2.18А.П. Платонов6:А.П. Платонов:1Жизнь и творчество.Стр.140-1431Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира.Стр.149-1541«Непростые» простые герои Платонова.Стр.154-1581Самобытность языка и стиля писателя.Анализ язык.особ.1Рассказ «Песчаная учительница»Подг. к письм.раб.1Рр. Письменная работа по творчеству Платонова.2.19М.А. Шолохов 14:М.А. Шолохов:1Жизнь и творчество Шолохова.Стр.49-531Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа.Стр.60-621Система образов в романе. Семья Мелеховых.Стр.68-701Быт и нравы донского казачества.Стр.70-722Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Разрушение семейного и крестьянского укладов.Стр.72-751«Вечные» темы: человек и история, личность и масса.Индив.задания1Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды.Стр.75-801Женские образы: Аксинья и Наталья.Сравнит.хар-ка1Функция пейзажа в романе.Стр.62-681Художественное своеобразие романа. Смысл финала.Стр.80-851Традиции классической литературы, язык прозы Шолохова.Анализ язык.особ.2Рр. Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».2.20В.В. Набоков 2:В.В. Набоков:1Жизнь  и творчество писателя (обзор)Стр.159-1611Роман «Машенька». Проблематика и система образов.Стр.162-1652.21Н.А. Заболоцкий 2:Н.А. Заболоцкий:1Жизнь и творчество поэта.Стр.266-2681Своеобразие художественного воплощения темы природы.Стр.272-278, наиз.3.Литература второй половины XX века 32:Литература второй половины XX века: 3.1.Э. Хемингуэй 2:Э. Хемингуэй: 1Повесть Хемингуэя «Старик и море». Проблематика. Доп.матер.1Роль художественной детали и символики в повести.Анализ особ.пов.3.2.Обзор русской литературы второй половины XX века:2:Обзор русской литературы второй половины XX века:1Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Стр.171-176,186-1921Поэтические искания. Развитие традиционных тем лирики.Стих.наизусть3.3.А.Т. Твардовский 2:А.Т. Твардовский:1Жизнь и творчество. Ведущие мотивы творчества.Стр.193-1961Исповедальный характер лирики Твардовского.Стр.196-205, наиз.3.4.В.Т. Шаламов 2:В.Т. Шаламов: 1История создания книги «Колымских рассказов».Стр.320-3221Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.Анализ рассказа3.5.А.И. Солженицын 4:А.И. Солженицын:1Жизнь и творчество писателя. Стр.304-3061Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).Стр.278-280 (Жур)1Повесть «Один день Ивана Денисовича».Стр.308-3111Рассказ «Матрёнин двор». Автобиографический характер.Стр.312-3153.6.В.М. Шукшин 3:В.М. Шукшин: 1Жизнь и творчество писателя.Стр.280-2821Изображение народного характера в рассказах.Стр.282-2891Особенности повествовательной манеры Шукшина.Анализ особенност.3.7.В.В. Быков 3:В.В. Быков:1Жизнь и творчество писателя.Допол.материал1Повесть «Сотников». Проблематика повести.Анализ, срав.хар-ка1Две «точки зрения» в повести. Авторская позиция.Распутин «Живи…»3.8.В.Г. Распутин 3:В.Г. Распутин:1Жизнь и творчество писателя.Стр.337-339 (Жур)1Повесть «Живи и помни». Тема памяти и предательства.Стр.339-340 (Жур)1Образ Настёны, образы стариков в романе.Письм.работа3.9.О. Воронова 1О. Воронова. Поэзия саамской поэтессы.Стих.наизусть3.10Н.М. Рубцов 1Н.М. Рубцов. Тревога за Россию. Есенинские традиции.Стих.наизусть3.11Р. Гамзатов 1Р. Гамзатов. Тема Родины в лирике поэта.Анализ стихотв.3.12И.А. Бродский 1И.А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления поэта.Стих.наизусть3.13Б.Ш. Окуджава 1Б.Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.Стих.наизусть3.14А.В. Вампилов 2:А.В. Вампилов:1Пьеса «Утиная охота». Проблематика пьесы.Стр.239-2441Образ Зилова как художественное открытие драматурга.Индив.задания3.15Литература последнего десятилетия2:Литература последнего десятилетия (обзор)1Основные тенденции современного литературного процесса.Стр.326-3341Постмодернизм. Последние публикации в журналах.Стр.340-3503.16Обобщение изученного.2Обобщение изученного. Контроль.

 

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Программа по литературе для 10-11 классов.doc

Программа по литературе для 10-11 классов.doc
Размер: 648 Кб

.

Пожаловаться на материал

Основное содержание. Литература XIX века Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Отчет о прохождении производственной практики. Преподавание в области музыкальной деятельности

Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці з житом

Біологічний факультет Кафедра генетики та молекулярної біології ЗВІТ Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці Альбатрос з житом Харківське (Тритикале) Тритикале — озима або яра злакова рослина

Методы и формы воспитания в начальных классах. Функции и требования к учителю

Контроль и оценивание по ФГОС НОО. Понятие компетенция. Характеристика компетенции. ФГОС НОО. Взаимодействие учителя и семьи младшего школьника. Педагогика.

Детская хирургия. Задачи и их решение

Этнические стереотипы

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok