Лекции по методике обучения рисованию

′Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Владивостокское художественное училище»

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ

Весенний семестр

Балабко Т.А.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Исторический обзор 3 - 10

- Древний Египет; 3 - 4

- Древняя Греция; 5 - 6

- Древний Рим;  6

- Средневековье; 6 - 7

- Возрождение  7 - 10

2. Обучение рисованию на Руси 10 - 12

3. Академическая школа ХVIII века 12 - 14

4.Обучение рисованию в России и в советской школе 15 - 19

5.Народные художественные промыслы 19 - 22

6.Орнамент 22 -26

7.Хохломская роспись 26 - 30

8.Русская матрёшка 30 - 33

9.Городецкие узоры 33 - 36

10.Лаковые миниатюры 36 - 39

11.Мастера Жостова 39 - 41

12.Художественная керамика 41 - 44

13.Промыслы по изготовлению игрушек 44 -47

14.Изделия из дерева 47 - 49

15.Список литературы 58

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Первобытный человек рисовал углём и заострённым камнем, процарапывал, а затем раскрашивал охристыми красками. Все эти изображения носили магический ритуальный характер. Обучения не было, а навыки в рисовании приобретались путём наблюдения и подражания.

Настоящее обучение искусствам возникло только в эпоху цивилизации.

Древний Египет. Методика обучения рисованию.

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения. Египетский алфавит имел множество знаков, изображавших отдельные предметы, их было более 600. Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. Раз и навсегда установленные каноны с одной стороны помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс изображения предметов, а с другой – сковывали и ограничивали его творческие возможности. Они не давали возможности художнику изобразить мир таким, каким он видел его в действительности. Обучение рисованию строилось на заучивании схем изображения предметов по таблицам и образцам. Обучение в египетской школе требовало только механического навыка.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Были установлены каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки. Фигура разделена на 19 равных частей (рис.1). Предписаны были также все подробности – размеры ширины носа, глаз, рта, толщина руки. Словом, для всех частей тела была определена точная величина. Зная эти правила, художник мог точно нарисовать фигуру, начиная с любого места. Египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров по частям разными мастерами, иногда в разных местах (нижнюю и верхнюю, или правую и левую). Когда складывали обе половинки, они точно сходились. Такое прекрасное знание и умение пользоваться каноном очень удивляло и восхищало мастеров Древней Греции, они специально туда ездили, чтобы поучиться. Греческие художники считали, что основное достоинство египетских художников – это исключительная соразмерность частей человеческой фигуры.

Однако те каноны не учитывали пропорции подростков и детских фигур. Разница в размерах фигур определялась социальным положением. Фараон или знатный человек был в несколько раз крупнее остальных (рис.2). Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница в пропорциях других предметов вообще не принималась в расчёт. Например, человек собирает плоды с дерева (рис.3). Дерево очень высокое, поэтому плоды обрывают обезьяны. Однако на рисунке человек изображён ростом с дерево.

В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон строил себе гробницу, рассматривая её как вечное жилище, росписи и рельефы которого рассказывали о деятельности фараона (рис.4).

Все рисунки египетских художников носят линейный характер. Фигура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги в профиль, торс в фас. Отступления от этого правила допускались только в фигурах крестьян и рабов, которые изображались в более правильном ракурсе. Дом, храм, пирамида изображены всегда только с одной стороны. Когда нужно изобразить многоплановую сцену, то помещали ряды фигур, отделённые друг от друга прямыми линиями. Передний план находился внизу рисунка(рис.5). Все фигуры имели резко очерченный контур. Этот контур был чёрным или красным. Слово «Нил» значит «река». Поэтому чёрный цвет, цвет влажной плодородной земли, считался символом добра, а красный цвет, цвет бесплодных обрывистых скал пустыни, - символом зла.

Рисовали египтяне углём, кистью, а также процарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках и на стене по сырой штукатурке. Ученики рисовали на глиняных досках и на папирусе. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на равные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном виде эти клетки заминались пальцем. На папирус рисунок наносился краской кистью, позднее вошло в употребление тростниковое перо.

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными таблицами, которые делал сам или с помощью старших учеников. Они являлись своеобразными учебниками. Система обучения у всех была единая. Обучение рисованию строилось на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Греческие художники позаимствовали у египтян метод рисования заострённой палочкой по не очень твёрдой гладкой поверхности. Только глиняную поверхность они заменили восковой.

Овладение профессией в Древнем Египте было родовое. Сын обязан был овладеть профессией своего отца. Навыки передавались из поколения в поколение.

Чтобы понять разницу в идеологии египтян и греков, достаточно сравнить надписи на их постройках.

Рамзес III о самом себе: «Я засадил всю страну деревьями и кустами, я дал возможность населению находиться под их тенью… Я питаю всю землю и всех её жителей… Я оказал добро богам, как и людям. Я царствовал на земле, как властитель обоих земель, и вы были рабами под моими ногами…».

«Познай самого себя» - высек греческий мастер на Дельфийском храме.

Древняя Греция. Методика обучения рисованию

.

Древний Рим. Методика обучения рисованию

.

Средневековье. Методика обучения рисованию

Возрождение. Методика обучения рисованию

2.

Обучение рисованию на Руси

3.

Академическая школа ХVIII века

4.

Обучение рисованию в России и в Советской школе

Обучение рисованию в советской школе

5.

Народные художественные промыслы

6.

Орнамент

7.

Хохломская роспись

8.

Русская матрёшка

9.

Городецкие узоры

10.

Лаковые миниатюры

11.

Мастера Жостова

12.

Художественная керамика

13.

Промыслы по изготовлению игрушек

14.

Изделия из дерева

15.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.РостовцевН.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение,1980г.

2.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Изобразительное искусство, 1983г.

3. Богуславская И.Я. Искусство Жостова. - М.: Интербук,1994г.

4.Вишневская В. Хохлома. – М.: Планета, 1979г.

5.Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная.- Л.: Художник РСФСР, 1986г.

6.Народное искусство. Художественные промыслы СССР. - М.: Планета, 1987г.

7.Народные художественные промыслы РСФСР под. ред. Смолицкого В.Г.- М.: Советский художник, 1982г.

8.Тарановская Н.В. Маленькие чудеса.- Л., 1981г.

9.Максимов Ю.В. Родник творчества. – М., 1988г.

10.Народное искусство. Художественные промыслы СССР (фотоальбом). –М., 1987г.

11.Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- Минск., 2003г.

12.Народные художественные промыслы под общей редакцией Поповой О.С.- М., 1984г.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Зарубежные методы обучения рисованию

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Основні фактори, що впливають на розвиток руслових річок

Зазвичай основним руслоформуючим чинником є дія водного потоку та інші флювіальні чинники. Визначення головних руслоформуючих чинників дозволяє отримати уявлення про механізм деформацій річки

Экономический либерализм: сущность, основные положения

Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум. Основные принципы либерализма. Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство.

Китай після Другої світової війни

Китайська Народна Республіка (КНР). Політика реформ у Китаї. Після завершення Другої світової війни в Китаї склалася цікава ситуація, коли за владу розпочали боротьбу дві впливові сили: гоміндан і компартія Китаю.

Социально-педагогическая система

Система образования. Основные проблемы управления школой. Структура системы образования. Образование и Образовательная политика РФ. Педагогика.

Гражданское право

Ответы Гражданское право ГП на гос. экзамен. Предмет гражданского права. Договор (особенности договора), Гражданское законодательство. ГК гражданский кодекс РФ. Характеристика юридического лица. Имущество с точки зрения ФЗ.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok