Образование Казахского ханства — История Казахстана. Ответы на билеты | iFREEstore

Образование Казахского ханства

По мнению исследователей, Казахское ханство основано было в 60-х годах XV века. Процесс формирования казахской государственности был связан с основными жизненными потребностями родственных племен, так как вопросы сохранения этнической и территориальной целостности, обеспечение безопасности, создание условий для повседневной хозяйственно-бытовой деятельности не были решены ни в период существования Белой орды, ни в Ханстве Абулхаира, ни в Ногайской орде. Внутри этих государственных объединений не было политической стабильности. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой этнически близких племен, взяли на себя потомки Урус хана – султаны Жанибек и Керей.

Мухаммед Хайдар Дулати в своей работе «Тарихи-и Рашиди» описывает эти события так: «В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей потомкам Жошы – султанам. Жанибек хан и Керей хан сбежали от него, и ушли в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радужно и подарил им «Козыбасы» на побережье Шу. Это западный край Могулистана. Они мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло 200 тысяч. Они стали называться узбек-казахи. Правление казахских султанов началось с 870 г. Сведения у Аллаха более точные!»

Таким образом, по Мухаммед Хайдару Дулати, в 870 г. от хиджры, или 1465-1466 гг. нового летоисчисления, было создано Казахское ханство.

В истории кочевого родоплеменного общества отделение части рода или племени, слияние ее с другими патриархальными сообществами было вполне обычным явлением. Но массовое перемещение значительной части родственных племен за пределы Ханства Абулхаира означало нечто большее, чем ставшее уже привычными территориальные споры и междоусобные столкновения среди потомков Чингизхана.

Однако надо отметить, что казахское ханство создается не с момента откочевки. Факты говорят, что принявший будущих казахских ханов правитель Есен-Буга умер в 1462 году. Противник Есен-Буги Юнус хан был приглашен в Герат Тимуридом Абду Саидом в 1458-59 годы. Противостояние Есен-Буги и Юнус хана длилось около двух лет. Следовательно, откочевка Жанибека и Керея с улусными людьми во владения могольского Хана Есен-Буги произошло в 1459-1460 гг.

Чем был вызван этот раскол в ханстве Абулхаира?

В 50-е годы XV века Юго-Восточный Казахстан подвергается нападению ойратов (калмаков), объединенных очень сильным правителем Есен тайши. В начале он направляется в поход против империи Мин и, пленив императора Чжу Цичжэня, облагает данью китайцев, затем внимание направляет на Могулистан и Семиречье.

В 1452 году ойраты совершают военный поход против Могулистана и доходят до берега реки Чу. Хан Есен-Буга, обеспокоенный междоусобицами в Кашгаре, не смог оказать сопротивление. Полководец ойратов Уз-Тимур тайшы, воспользовался тем, что Есен-Буга хан находится в Кашгарии и без каких-либо сопротивлений, через восточную часть Могулистана, прошел в Семиречье, далее устремился в Туркестан. Его войско разорило население, проживавшие на берегах Сырдарьи, разграбило города Ташкент, Туркестан. Ойраты направляются в столицу Абулхаир хана Сыгнак. Выступило и войско Абулхаир хана. Битва войск Абулхаир хана и ойратов во главе Уз-Тимур тайшы произошла в 1457 году около Кок – Кесене, в окрестностях Сыгнака. Абулхаир хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный мир. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир хана Махмут султана в аманат.

Таким образом, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. Поэтому порядок, который Абулхаир хан начинает устанавливать в своих владениях, были жесткими и очень суровыми. О внутренней политике Абулхаир хана в рассматриваемый период автор работы «Абу-л-Хайр-хан» Абулгази говорит так, что он был суров, даже своим сородичам.

При таких условиях легко можно представить положение тех султанов, которые относились к другой ветви чингизидов и в силу этого выражали династические интересы разных группировок. Об этом автор «Бахр-ал-асрар» Махмуд б. Вали говорит так: «Когда Абулхаир хан перебил принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях, это рассеяние и расстройство стало причиной их объединения и сплочения».

Во главе такого «рассеянного общества», состоящего из недовольных политикой хана племен и родов Узбекского улуса, и стали Жанибек и Керей. Не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы, и встали на путь изгнания с группой племен которые их признавали, направились в Могулистан.

Чем было вызвано столь дружественное отношение хана моголов к беглецам? Появление мощного Калмакского государства поставило правителя Могулистана того периода Есен – Бугу в тяжелое положение. Хан Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить набеги северных кочевников, т.е. противостоять против откочевавших племен во главе с Жанибеком и Кереем. Поэтому стремился опереться на Жанибека и Керея и обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом.

После смерти Есен-Буги власть в Могулистане переходит его брату Юнус хану и устанавливаются дружественные и родственные отношения с Жанибеком и Кереем. Юнус хан выдает свою дочь Нигар ханым замуж за сына Жанибек хана Адик султан. Таким образом, обе стороны «соединяют и скрепляют нить дружбы и союза».

Естественно, обосновавшимся в Могулистане Жанибеку и Керею вливаются все недовольные ханом Абулхаиром. Это внушают опасения Абулхаиру. Поэтому глава Узбекского ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. Однако в период этого похода он заболел и скончался.

Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана в нескольких феодальных владений позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира.

Конкретной их задачей была сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства.

Цель первых казахских правителей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. Во-первых, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами.

А во времена Белой Орды и Ханства Абулхаира эти обширные степные пространства и развитые земледельческие оазисы приобрели еще большее политическое и стратегическое значение. Города Отрар, Сыганак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. Поэтому борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков – внука Абулхаир хана – Мухаммеда Шейбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в 80-90 гг. XV века. В их противостояния вмешались и наследники Тимура (тимуриды) и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе.

Одним из видных предводителей казахских войск в период 70-90-х годов XV века был Бурундук хан - сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шли переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всем участникам этого противостояния. В этот период, в ходе непрекращающихся столкновений, шейбаниды оттеснили войска наследников эмира Тимура и захватили Отрар, Яссы (Туркестан), Узкент. А Ташкентом и Сайрамом в это время завладел могульский хан Султан Махмут. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана.

К концу XV века борьба между казахскими ханами и шайбанидами приобрела характер соперничества за обладание степными территориями Центрального и Южного Казахстана. У Мухаммед Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шейбани вынужден был удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном - сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Эмиры и бахадуры - все, кто был свидетелем того события, говорится в источнике об этом поражении Мухаммед Шейбани хана, «разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом». Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр.

Захватившие власть в Мавереннахре Шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в присырдарье. Для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами средней Азии. Однако политика экономической блокады - запрет на торговлю – не имела желаемого успеха.

В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном, предприняли попытку завоевать Семиречье. Однако Бурундук хан сумел сплотить для борьбы с ним кочевые народы Семиречья, Центрального и Западного Казахстана.

После пребывания около двух лет в Бухаре, Мухаммед Шейбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступить на казахские земли. Однако слишком незначительны были его силы, чтобы можно было предпринять с ними что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими правителями. По словам Мухаммеда Хайдара Дулати, крупных сражений было два, и в обоих, победа осталась на стороне казахских султанов.

Переход же некоторых пограничных крепостей в руки Мухаммед Шайбани объясняется его умением выгодно использовать враждебные интересы своих соперников, коалиция которых были, как правило, непрочны. Когда казахский хан Бурундук в союзе с тимуридом Мухаммад-Мазид тарханом подошел к Отрару, то Мухаммед Шайбани посоветовал запереться и не вступать в открытое сражение с преобладающей силой противника. «Поскольку их два-три соперничающих войска, - говорил он своим приближенным, - то они могут воспылать подозрением друг к другу. Когда же они заподозрят друг друга, тогда дело пойдет к расстройству». И действительно так и случилось.

Однако походы нового правителя Мавереннахра на казахские земли в 1503-1504 гг., 1505-1506 гг., 1509-1510 гг. не принесли ему успеха. 1510 году Мухаммед Шейбани погиб в битве с Иранским шахом.

Таким образом, конец XY и начало XYI веков стало для Казахского ханства периодом становления и укрепления с одной стороны, с другой - периодом защиты территории казахского ханства от претензий Мухаммеда Шейбани.

Укрепление и дальнейшее развитие казахского ханства в начале XYI века связано с именем Касым хана. Касым – сын Жанибек хана. Он родился примерно в 1445 году. Когда, на исходе лета 1513 года на берегу реки Чу, Касым хан встретился с шагатаидом Саид ханом, по рассказу их современника Мухаммеда Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти».

В период правления Бурундук хана он был военным полководцем. Касым султан, по отзывам современников, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Хотя он видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находится в его руках, но не хотел нарушать традицию подчинения старшему. По словам Мирзы Хайдара, Касым «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук - хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук - хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он и старался держаться подальше от Бурундук хана».

Касым, как дальновидный политик, был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. Это случилось в 1510 году, когда Шайбани хан совершил набег на улус Касыма, располагавшийся в предгорьях Улытау. Касым султан, не располагая возможностью в этот момент отразить нападение противника, отступил к отрогам Улытау и там укрепился. Шайбаниды захватили покинутую ставку Касым султана и в течение нескольких дней праздновали победу. Тем временем Касым проведал об их беспечности и внезапно напал. Это вызвало в лагере противника панику и суматоху, в результате чего погибло

множество узбекских воинов и военачальников. Вооружение всего войска Шейбани хана попало в руки казахов. Остатки разбитого войска присоединились к Шайбани хану, располагавшемуся в Кок-Кесене (в окрестности Сыгнака). Мухаммед Шайбани хан тот час же снялся и спешно отступил. Следом прибыло войско Касым султана и убило еще множество узбекских воинов.

После этого события соперничество двух влиятельнейших людей ханства Бурундук хана и Касым султана кончилось, в конце концов, победой всесильного и энергичного султана Касыма. Не ранее осени 1511 года Бурундук хан с кучкой приближенных удаляется в Мавереннахр. Касым султан сел на трон Казахского ханства.

По рассказу Мухаммеда Хайдара Дулата, хан моголов Султан Саид, узнав о выступлении Касым хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик -между вилайетом Фергана и Ташкент, весть о том, что Касым отступил, Саид хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. Осенью 1513 года на реке Чу он встречается с Касым ханом, чтобы убедить хана казахов в необходимости нового похода на Шайбанидов. Но Касым вежливо отказал.

Во втором десятилетии XVI века Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на побережье Сыр-Дарьи и включали часть городов Туркестана, на юго – востоке они охватывали предгорья, и долины значительной части Семиречья, на северо-западе достигали бассейна реки Яик.

Таким образом, как характеризуют источники и факты, образование Казахского ханства произошло в середине 60-х годов XV века в Западном Семиречье. Основоположниками нового государственного объединения - Казахского ханства – явились потомки правителей Ак Орды. Они восстановили свое господство в Восточном Дешт Кипчаке в долгой и изнурительной борьбе с шайбанидами. Как показывают факты, здесь происходит объединение усилий не только первых казахских ханов и улусных султанов, но и потомков из династии Жучи и представителей местной кочевой аристократии.

В конце 20-х годов XV в. на территории центральных, западных и северо-западных районов Казахстана существовало несколько независимых феодальных владений. Между феодалами происходила постоянная борьба за власть. В такой обстановке выдвинулся потомок Джучи, шайбанид, сын Шайх-оглана Абулхаир. Он быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Центрального и Северного Казахстана. В 1428 г. в области Тура (Западная Сибирь) Абулхаир был провозглашен ханом.

Абулхаир был обязан своим избранием влиятельным кругам кочевого общества. Именно поэтому он должен был проводить политику, отвечающую их интересам. Абулхаир-хан вел долгую борьбу с тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Улус Абулхаира вступил в тесный контакт со Среденей Азией, а связи с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали.

Ханство Абулхаира или «государство кочевых узбеков» имеет значительное явление в истории Казахстана и Средней Азии. Это государство объединило земли к востоку от Ногайской Орды: от Яика на западе до Балхаша на востоке, от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Несмотря на сорокалетнее правление Абулхаир-хана, внутриполитическое положение государства не было стабильным. Ему пришлось вести упорную борьбу с многочисленными джучидами, претендовавшими на верховную власть в улусе.

В 1468 г., при походе в Моголистан, Абулхаир-хан умер. После его смерти династийные распри усилились, что привело, в конечном счете, к распаду «государства кочевых узбеков».

В середине I тыс.н.э. на огромной территории от Северной Монголии до низовьев Амударьи расселились многочисленные тюркские племена. Тюрки селились не только в степных просторах, но и в городах, сёлах. Происходило смешение потомков саков, усуней, кангюев и др. народов с тюрками. Интеграции племен и племенных объединений содействовал Тюркский каганат, а впоследствии – Карлыкское, Тюргешское, Огузское государственные объединения. Важную роль в этногенетических процессах на юге и юго-востоке Казахстана сыграла карлыкская конфедерация, а в районах Центрального и Восточного Казахстана – кимакская конфедерация. Древнетюркский язык постепенно утвердился как основной язык на территории Казахстана. Более существенное влияние на образование казахской народности оказало государственное объединение кыпчаков.

Монгольское нашествие в начале XIII в. существенно задержало процесс образования народности, но не могло остановить его. Медленно, но все же восстанавливалась хозяйственная жизнь, стали возрождаться города, торговые связи.

Разобщенность населения Казахстана в XIV- первой половине XV вв. сыграла свою роль в появлении такой особенности этнического пути формирующейся казахской народности, как образование трех жузов. Жузами называют крупные объединения племён, принадлежавшие к одной народности, и населявшие часть общеказахской территории. Точное время и механизм трех казахских жузов – Старшего, Среднего и Младшего, остаются пока неясными.

Итак, к середине XV в. сложились необходимые условия для образования казахской народности. Постепенная эволюция хозяйства, изменения в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал – все это способствовало сложению новой этнической общности.

Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Жанибека и Керея. Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых труженников.

Согласно родословным, Жанибек и Керей были близкими родственниками. В источниках нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом в строгом порядке. Они оба имели право на власть: Жанибек как прямой родственник хана Барака, Керей как старший по возрасту.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана- ханства Абулхаира и Моголистана.

Первоначально Казахское ханство занимало территорию Западного Семиречья, долин Шу и Таласа. Оно объединило как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465-1466 гг.).

В конце XVII в. нормы обычного права казахского народа были дополнены и кодифицированы. Законы были составлены в правление хана Тауке и известны под названием “Жеты Жаргы“. В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально- феодального права средневекового казахского общества. В источниках нет сведений о том, кто был автором « Жеты Жаргы». По историческим преданиям его творцом был хан Тауке, который будто бы собрал в урочище Куль-тобе представителей трех жузов и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, названные «Жеты Жаргы».

Создание «Жеты Жаргы» преследовало цель приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. Таким образом, в «Жеты Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Закон содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях. Главное внимание уделялось в этих законах охране феодальной собственности и регулированию споров о собственности. Нарушителю феодальных прав угрожали жестокие репрессии. «Жеты Жаргы» внесли в жизнь казахов некоторые элементы законности, ослабляя тем самым тяжесть непрерывных междоусобиц, усилили правопорядок

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

билеты +ответы по истории Казахстана.docx

билеты +ответы по истории Казахстана.docx
Размер: 544.6 Кб

.

Пожаловаться на материал

По предмету «История Казахстана» Казахстан в период каменного века, в период бронзового века. Великий шелковый путь. Монгольское завоевание. Становление и развитие Казахского ханства. Жуз

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

История Казахстана. Ответы на билеты

По предмету «История Казахстана» Казахстан в период каменного века, в период бронзового века. Великий шелковый путь. Монгольское завоевание. Становление и развитие Казахского ханства. Жуз

К данному материалу относятся разделы:

Казахстан в эпоху каменного века

Казахстан в годы индустриализации: цели и методы индустриализации

Казахстан в период бронзового века

Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане (1927-1940 гг.)

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Становление тоталитарной системы в Казахстане

Казахстан в период монгольского завоевания

Казахстан в период Новой Экономической Политики (1921) НЭП в Казахстане 1921-1927 гг

Образование Казахского ханства

Казахстан в годы Первой мировой войны. Национально – освободительное восстание 1916 года

Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-начале XVIII веков

Влияние Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революций 1917 года на Казахстан

Значение этнонима «КАЗАХ». Социальное и этническое содержание

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате

Возникновение казахских жузов

Февральской буржуазно-демократическая революция 1917 года в Казахстане

Джунгарское нашествие на Казахстан

Конституция Республики Казахстан - права и обязанности граждан

Правление Тауке – хана (1680-1718). «Жеты Жаргы» Тауке хана

Казахстан в период «Хрущевской оттепели»: попытки реформ и возрождение демократических идеалов

Присоединение Казахстана к России (XVIII — середина XIX вв.)

Казахстан в период «застоя» (1964-1982 гг.)

Социально-экономические и политические изменения в Казахстане после присоединения к России.

Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг).

Казахстан в период монгольского завоевания

Символы Республики Казахстан

Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг

Переселенческая политика царского правительства в начале ХХ века на территории Казахстана.

Конституция Республики Казахстан – государственное устройство

Значение этнонима «КАЗАХ». Социальное и этническое содержание

Стратегическая программа Развития «Казахстан-2030»

Великий шелковый путь и его значение

Декабрьские события 1986 года в Алмате

Похожие материалы:

Анализ затрат и себестоимости продукции предприятия

Курсовая работа. Целью работы является проведение анализа затрат на производство и реализацию продукции и себестоимости продукции. Понятие, значение и задачи анализа себестоимости продукции. Информационная база анализа затрат. Возможности оптимизации затрат и себестоимости продукции организации.

Использование музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта

Дипломная работа. Технология подготовки и проведения сольного концерта. Понятие концерта. Виды концертов. Классификация концертов. Технология подготовки концертов. Составление программы сольного концерта на тему любви посредством произведений композиторов разных эпох. Сценарий сольного концерта на тему любви. Анализ музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви, используемых в сольном вокальном концерте. Принципы составления концертной программы. Работа с концертмейстером

Информатика ответы на экзамен

История болезни - Многоформная экссудативная эритема

Курсовая работа Кафедра стоматологии детского возраста с курсом ортодонтии Резкие боли слизистой оболочки полости рта даже в состоянии покоя, усиливающиеся при движения языка и губ.

Ручной немеханизированный и механизированный инструмент

Ручной немеханизированный инструмент, виды, назначение, устройство и требования безопасности при эксплуатации. Пожарная техника и приёмы работы с ней.