Особенности древнекитайской философии и её основные направления — Философия и медицина. Ответы на билеты | iFREEstore

Особенности древнекитайской философии и её основные направления

Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей:

- природно-географическая «замкнутость»;

- экономическое основание – земледелие.

- централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора.

Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения. Характерными чертами следующие:

1 космоцентризм. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них – ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир, в т.ч. человек. Из материальной ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека;

2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира.

3) культ неба;

4) одушевление сил природы (поклонение деревьям, рекам, горам);

5) культ предков, а начиная с середины I тыс. до н.э. на один уровень с почитаемыми предками были возведены старшие по чину, начальники;

6) представление о циклическом характере развития космоса, природы и человека: все, что когда-то возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде;

7) идея невмешательства человека в природные процессы.

Традиционное мировоззрение стало основой развития китайской культуры в целом и формирования философии. Характерные черты древнекитайской философии:

общие черты философии Древнего Востока;

2) ориентированность на социальные вопросы. Именно в Древнем Китае впервые в мировой культуре были поставлены вопросы о человеке в его отношении к другим людям и к государству и о методах государственного управления;

3) этикоцентризм, т.е. любая проблема осмысливалась, прежде всего, с нравственных позиций.

Традиционное мировоззрение оказало влияние и на развитие наук, в том числе медицины.

В основе древнекитайской медицины лежит идея о том, что человек есть микрокосм, который подобен макрокосму – Вселенной, он подчиняется тем же законам, циклам и ритмам. Врач обязан учитывать те влияния, которые оказывают на Землю Солнце, Луна, звезды.

Основные философские системы Древнего Китая.

В развитии философии Китая можно условно выделить несколько этапов:1)древняя философия (VII в. до н.э.– III в. н.э.),

2)средневековая философия (III – XIX вв.) – этот этап связан с усвоением и распространением буддизма,

3)новая философия (XIX в. – наше время) – связан с мощной экспансией западных стран, усвоением европейской культуры.

VI – III вв. до н.э. – время расцвета древнекитайской философии. В этот период создавались важнейшие философские школы, оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и др.

а) конфуцианство как социально-этическое учение.

Основоположник этого направления – древнекитайский мудрец Кун-Фу-Цзы (досл. «учитель Кун»), или Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Его главный труд «Лунь-юй» («Беседы и поучения»)

В центре внимания Конфуция вопрос о способе государственного правления: как лучше управлять людьми. Конфуций был сторонником точки зрения, что управление должно основываться на моральных нормах, поэтому его философское учение носит ярко выраженный социально-этический характер. Общество представляет собой одну огромную семью, глава-император.

верховной силой, которая следит за порядком в мире- Небо. Все отношения в обществе, все права и обязанности изначально заданы Небом. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Воспитание нравственных качеств должно основываться на самодисциплине и начинаться в семье: «почтительность младших к родителям и старшим братьям – основа человеколюбия».

Большое место в конфуцианстве уделяется вопросам воспитания и обучения. Управление обществом, по мнению Конфуция, следует доверять наиболее образованным и одаренным людям. некоему моральному эталону. «Благородный муж» должен обладать следующими основными качествами:-следование долгу;

-стойкость по отношению к бедам и трудностям;

-человеколюбие, гуманность, способность помогать другим и не приносить им зла;

-«благородный муж» должен испытывать 3 «страха»: перед велением Неба, перед великими людьми, перед словами мудреца;

-«благородный муж» в управлении государством должен следовать путем «золотой середины»: сглаживания противоречий, политического компромисса, меры во всем.

б) даосизм как онтологическое учение, его наивно-диалектический характер.

Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.). Его главный труд – «Даодэцзын» – «Книга о Дао и Дэ». Даосизм представляет собой онтологическое учение, которое носит наивно-диалектический характер.

Основное понятие даосизма – Дао («путь»). В книге Лао-цзы понятие Дао имеет два основных значения:

1)Дао как творческое начало мира, вечный источник и причина всех вещей и их внутренняя сущность;

2)Дао как всеобщий закон бытия, гарантирующий гармоничное состояние мира.

Дао придает миру единство и гармонию. Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия.

Дао обладает противоречивыми свойствами:- бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей;

- бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах;

- неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах.

Эти противоречия являются источниками развития мира – в этом и проявляется наивно-диалектический характер даосизма.

Значительное место в даосизме занимает учение об обществе. Все в мире подчиняется закону Дао, поэтому мудрый правитель не должен вмешиваться в естественный ход событий. Поэтому идеал образа жизни человека в даосизме – недеяние, т.е. пассивное созерцание хода бытия, отказ от преобразования мира. Мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. Естественное состояние общественной жизни – мир, а не война. Поэтому мудрость на деле – это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Человек, согласно даосизму, предопределен жить в согласии с окружающим миром. Соблюдение меры во всем является одной из важнейших задач человека, проявлением его мудрости.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

filosofia_bilety.docx

filosofia_bilety.docx
Размер: 242.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

Философия медицинского направления. Античная философия. Философия Нового времени. Пути развития России. Русская религиозная философия. Диалектика и метафизика. Человек с точки зрения философского. Готовые ответы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и медицина. Ответы на билеты

Философия медицинского направления. Античная философия. Философия Нового времени. Пути развития России. Русская религиозная философия. Диалектика и метафизика. Человек с точки зрения философского. Готовые ответы.

К данному материалу относятся разделы:

Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии

Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медицины

Исторические этапы развития мировой филосовской мысли. Основные филосовские принципы и исторические типы филосовствования

Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления

Особенности древнекитайской философии и её основные направления

Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители

Философия Платона

Философия эпохи эллинизма, ее основные направления

Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме). Учение о душе

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры

Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского

Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании

Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени

Рационализм в философии Нового времени

Субъективный идеализм в философии Нового времени (Дж.Беркли, Д.Юм)

Философия французского Посвящения

Особенности становления и основные черты немецкой классической философии

Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм

Философия Гегеля: абсолютный идеализм и диалектика

Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства

Условия возникновения и основные положения маркистской философии

Этапы развития русской философии, её основные черты

П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея»

Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков. «философия всеединства» В.Соловьева

Философия русского космизма

Материалистическая (революционно-демократическая) традиция русской философии

Философское значение творчества российских ученых-естествоиспытателей

Особенности формирования и характерные черты западноевропейской фил. 20 в.

Философия экзистенциализма

Философии 20 в.

Философия неопозитивизма

Философия психоанализа

Религиозная философия ХХ в.

Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика)

Бытие и материя. Категория материя. Ее признаки

Движение. Пространство,время. Основные формы движения

Отражение как всеобщее свойство материи. Его формы в живой и неживой природе

Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание

Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача

Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение З. Фрейда

Познание как отражение действительности. Диагноз

Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе

Истина как философская категория. Критерии истины

Происхождение, сущность и социальные функции науки

Особенности научного познания

Уровни и методы научного познания

Диалектика, её исторические формы. Диалектика и метафизика

Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания

Основные категории диалектики

Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека

Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности

Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача

Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни

Общество как материальная система

Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений

Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей

Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство, как основной политический институт

Экологическая сфера. Роль мед работников

Духовная сфера общества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь

Религия, как форма общественного сознания

Мораль. особенности медицинской этики

Искусство

Культура и цивилизация

Глобализация и ее роль в жизни общества

Семья как социальный институт

Биоэтика. Истоки и основания

Похожие материалы:

Адміністративно-процесуальне право

Поняття та сутність адміністративного процесу. Структура адміністративного процесу. Принципи адміністративного процесу. Провадження за зверненнями громадян. Загальна характеристика адміністративного судочинства

Стоимость товарного знака, факторы на нее влияющие и методы оценки.

Товарный знак является своеобразной гарантией получения добавленной ценности, выгод, которые отсутствуют у товаров компаний-конкурентов.

Вопросы по Гражданскому праву

Гражданское право. Договоры и их виды, условия, расторжение. Порядок заключения договора. Исполнение обязательств. Залог, его виды и функции. Банковские операции.

Вычислить напряженность и потенциал в точках, удаленных от центра сфер

Задача по физике, решение. Две металлические концентрические сферы с радиусами 15 и 30см расположены в воздухе. На внутренней сфере распределен заряд , а потенциал внешней сферы равен 450В.

Открытое первенство Калининского района по флорболу среди детских команд

Начальник отдела молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Калининского района