Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни — Философия и медицина. Ответы на билеты | iFREEstore

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни

Человек – единственное живое существо, осознающее свою смертность. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании, прежде всего в философии и религии. Интерес к этой проблеме возник в глубокой древности. В истории философии сложились различные подходы к ее пониманию.

Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти. Смерть здесь воспринимается не как конец бытия, а только как метаморфозы вещей и живых существ внутри вечного, гармоничного и неизменного Космоса.

Древнегреческие атомисты Демокрит и Эпикур выражали материалистические взгляды на данную проблему. Они не признавали никакой другой реальности, кроме мира, в котором живет человек. А этот мир состоит из атомов и пустоты. По их мнению, душа после смерти так же, как и тело, распадается на атомы и прекращает свое существование. Религиозно-идеалистическая линия в понимании проблемы жизни и смерти восходит к философии Сократа и Платона. Сократ считал, что земная жизнь является подготовкой к вечной жизни после смерти, но это вечное блаженство нужно заслужить достойным поведением. Платон в своих диалогах разрабатывает учение о бессмертной душе, которая заключена в смертном теле. Он утверждал, что посредством души смерть переходит в жизнь, как переходят одна в другую все противоположности. Взгляды Сократа и Платона предвосхитил христианские представления о бессмертии души.

Теоцентризм Средних веков обесценивает естественные радости земного существования, считая их греховными. Аскетизм считался высшей добродетелью в человеческой жизни. Религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской, греховной жизни и переход к жизни вечной, духовной. С утверждением христианства тема жизни и смерти надолго перемещается из философии в область религии.

Антропоцентризм эпохи Возрождения и Нового времени провозгласил смыслом человеческой жизни не стремление к бессмертию, а возможность достижения счастья в земном мире на основе рационального познания и преобразования реальной действительности

В русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв. сложился своеобразный подход к проблеме жизни, смерти и бессмертия человека. Яркое выражение он нашел в философии русского космизма. Основоположник космизма Н.Ф. Федоров считал смерть главным злом на Земле, поэтому целью человечества, «общим делом» всех людей, по мнению философа, должно стать преодоление смерти и воскрешение умерших предков. Во взглядах Н.Ф. Федорова сплелись воедино религиозные и естественнонаучные представления. Идеи Н.Ф. Федорова оказали влияние на взгляды основоположника философии всеединства В.С. Соловьева. Проблема смерти и бессмертия занимает значительное место в его работе «Смысл любви». Отношение В.С. Соловьева к этой проблеме может быть понято только с позиций идеи всеединства. По мнению В.С. Соловьева, смерть ставит человека на один уровень с животными, стоящими на более низкой ступени эволюции..

Взгляды на проблему жизни, смерти и бессмертия в творчестве русских мыслителей являются глубоко своеобразными и принципиально отличаются от идей представителей западной философии. Особое место эта проблема заняла в творчестве представителей «философии жизни» и экзистенциализма.

Основоположник «философии жизни» А.Шопенгауэр утверждал, что человеку лишь кажется, что его жизнь – это подлинное существование; на самом деле истинным и вечным существованием обладает лишь мировая воля – начало и конец мимолетных индивидуальных существований.

Представитель экзистенциализма М.Хайдеггер считал, что особенность человеческого существования заключается в том, что это понимающее существование. Человек осознает то, что он есть, только благодаря тому, что он осознает свою смертность, т.е. то, что он может не быть. Проблема смерти является основной в «Мифе о Сизифе» другого представителя экзистенциализма, А.Камю. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Вопрос о самоубийстве Камю связывает с проблемой смысла человеческой жизни, ценности существования. По его мнению, мир чужд человеку, безразличен к его стремлениям. Когда человек начинает это осознавать, он приходит к выводу об абсурдности существования. Человеческий разум не в состоянии понять, для чего существует мир. Если бы мир мог быть понятым, если бы он не был безразличен к человеку, то мыслям о самоубийстве не было бы места.

Тема жизни и смерти является одной из основных в философии. Кроме названных мыслителей, она нашла свое глубокое осмысление и оригинальное решение в творчестве Гегеля, Ф.Ницше, К.Ясперса, З.Фрейда, Э.Фромма, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

Решение проблемы жизни и смерти тесно связано с пониманием проблемы смысла человеческого бытия. В решении вопроса о смысле жизни можно выделить несколько основных подходов:

-смысл жизни в самой жизни;

-смысл жизни лежит за ее пределами, земное бытие лишь подготовка к истинной, вечной жизни;

-смысл жизни создается самим человеком и проявляется в деятельности, всестороннем развитии способностей человека и в его достижениях, в прогрессе общества в целом.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

filosofia_bilety.docx

filosofia_bilety.docx
Размер: 242.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

Философия медицинского направления. Античная философия. Философия Нового времени. Пути развития России. Русская религиозная философия. Диалектика и метафизика. Человек с точки зрения философского. Готовые ответы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и медицина. Ответы на билеты

Философия медицинского направления. Античная философия. Философия Нового времени. Пути развития России. Русская религиозная философия. Диалектика и метафизика. Человек с точки зрения философского. Готовые ответы.

К данному материалу относятся разделы:

Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии

Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медицины

Исторические этапы развития мировой филосовской мысли. Основные филосовские принципы и исторические типы филосовствования

Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления

Особенности древнекитайской философии и её основные направления

Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители

Философия Платона

Философия эпохи эллинизма, ее основные направления

Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме). Учение о душе

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры

Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского

Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании

Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени

Рационализм в философии Нового времени

Субъективный идеализм в философии Нового времени (Дж.Беркли, Д.Юм)

Философия французского Посвящения

Особенности становления и основные черты немецкой классической философии

Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм

Философия Гегеля: абсолютный идеализм и диалектика

Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства

Условия возникновения и основные положения маркистской философии

Этапы развития русской философии, её основные черты

П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея»

Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков. «философия всеединства» В.Соловьева

Философия русского космизма

Материалистическая (революционно-демократическая) традиция русской философии

Философское значение творчества российских ученых-естествоиспытателей

Особенности формирования и характерные черты западноевропейской фил. 20 в.

Философия экзистенциализма

Философии 20 в.

Философия неопозитивизма

Философия психоанализа

Религиозная философия ХХ в.

Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика)

Бытие и материя. Категория материя. Ее признаки

Движение. Пространство,время. Основные формы движения

Отражение как всеобщее свойство материи. Его формы в живой и неживой природе

Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание

Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача

Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение З. Фрейда

Познание как отражение действительности. Диагноз

Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе

Истина как философская категория. Критерии истины

Происхождение, сущность и социальные функции науки

Особенности научного познания

Уровни и методы научного познания

Диалектика, её исторические формы. Диалектика и метафизика

Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания

Основные категории диалектики

Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека

Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности

Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача

Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни

Общество как материальная система

Материально-производственная сфера общественное жизни.Диалектика производительных сил и производственных отношений

Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества. Виды социальных общностей

Политическая сфера общественной жизни. Структура и соц функции. Государство, как основной политический институт

Экологическая сфера. Роль мед работников

Духовная сфера общества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь

Религия, как форма общественного сознания

Мораль. особенности медицинской этики

Искусство

Культура и цивилизация

Глобализация и ее роль в жизни общества

Семья как социальный институт

Биоэтика. Истоки и основания

Похожие материалы:

Патология гипоталамо-гипофизарной системы. Задачи с ответами

Ответы на задачи по патология гипоталамо-гипофизарной системы. Поставьте предварительный диагноз. Составьте план обследования. Укажите основные принципы лечения. Предварительный диагноз. План обследования и лечение.

Питання до іспиту з фізіології для студентів ІІ курсу спеціальності «Стомотологія»

Предмет і методи фізіології. Зв\'язок фізіології з іншими дисциплінами, її значення для практичної медицини. Основні поняття фізіології.

Законодавство з питань криптографічного захисту інформації

Основні поняття криптології що визначені на законодавчому рівні. Рівняння криптоперетворення у загальному вигляді. Структура законодавства у галузі криптографічного захисту інформації. Вимоги законодавства щодо розроблення, виробництва, досліджень, сертифікації та експлуатації криптосистем

Выпускная квалификационная работа: структура, содержание, общие правила выполнения и оформления

Система менеджмента качества Стандарт организации Выпускная квалификационная работа: структура, содержание, общие правила выполнения и оформления

ГОС по педагогике

Вопросы по педагогике на гос.экзамен. Предмет и задачи педагогики. Отрасли педагогики. Формы организации обучения. Педагогическая конфликтология. Контроль учебной деятельности.