Интонация

Территория рекламы

1.2

Под термином «интонация» следует понимать «интонационные средства выразительности устной речи». Понятие «выразительность речи» многопланово, оно включает содержание, выбор лексики, допускаемые нормой литературного языка словоупотребления и синтаксические обороты, композиционное строение и интонационную выразительность .

Выделяют интонацию утверждения, подтверждения, называния, повествовательную, побудительную, вопросительную, восклицательную, утвердительную, перечислительную интонацию

В целом интонацию можно рассматривать как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, как совокупность компонентов дополнительных особенностей речи, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. В качестве дополнительного средства речи рассматривается тембр – это качество, окраска голоса, «дополнительный ингредиент интонации

Исследователи живой речи подчеркивают также, что нельзя искать прямой связи между структурой предложения и его звучанием. Интонация тем более ярко выражена, чем меньше грамматических и лексических средств использовано во фразе, Ослабление лексически выраженных средств связи частей предложения компенсируется усилением интонационных средств.

Мелодика выполняет разные функции: служит для связывания отдельных частей звучащего текста; определяет коммуникативный тип предложения (повествовательный, вопросительный, утвердительный); участвует в создании мелодии и типовых мелодических контуров синтагмы (констатирующей, восклицательной, вопросительной, начинательной, перечислительной и др.)

Важнейшим компонентом интонации является мелодика – это изменение частоты основного тона (его движения), соотнесенное с колебаниями голосовых связок (чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон).

Динамическим компонентом интонации является интенсивность, субъективно воспринимаемая как громкость. Низкую интенсивность звука определяют субъективным понятием «тихо», высокую – «громко». Для интонирования речи принципиально значимы интенсивность произнесения ударения, которое является важнейшим компонентом интонации и определяется как «выделение какой-нибудь части высказывания» .В основе ударения лежит сила голоса, которая соотносится с напряженностью артикулируемых органов и зависит от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Акустически ударение может быть выражено разнообразно: повышением или понижением частоты основного тона, силой, длительностью, тембровой окраской и различной комбинацией данных параметров. Различают словесное и смысловое ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое, по вопросам определения и разграничения которых существует много разных точек .Словесно ударение представляет собой постоянный признак слова, акцентная структура которого выступает организующим центром каждого интонационного типа, фразовое ударение определяет тип фразы и исполняет роль «цемента, скрепляющего фразу» и «сигнала, выделяющего тот или другой элемент речи» .Специфика логического ударения состоит в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова, оно может выражать во фразе подтекстовую информацию, элементы скрытого или явного противопоставления и в зависимости от коммуникативного намерения может быть выделено любым словом предложения, нейтральным или не нейтральным приемом выделенности .Эмфатическое ударение одновременно выполняет функции логического и эмоционально-экспрессивного выделения слова.

Для интонирования речи принципиально значимы интенсивность произнесения ударения, которое является важнейшим компонентом интонации и определяется как «выделение какой-нибудь части высказывания». В основе ударения лежит сила голоса, которая соотносится с напряженностью артикулируемых органов и зависит от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Акустически ударение может быть выражено разнообразно: повышением или понижением частоты основного тона, силой, длительностью, тембровой окраской и различной комбинацией данных параметров. Различают словесное и смысловое ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое, по вопросам определения и разграничения которых существует много разных точек. Словесно ударение представляет собой постоянный признак слова, акцентная структура которого выступает организующим центром каждого интонационного типа, фразовое ударение определяет тип фразы и исполняет роль «цемента, скрепляющего фразу» и «сигнала, выделяющего тот или другой элемент речи». Специфика логического ударения состоит в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова, оно может выражать во фразе подтекстовую информацию, элементы скрытого или явного противопоставления и в зависимости от коммуникативного намерения может быть выделено любым словом предложения, нейтральным или не нейтральным приемом выделенности .Эмфатическое ударение одновременно выполняет функции логического и эмоционально-экспрессивного выделения слова.

Темп речи, как компонент интонации, выражает скорость произнесения «тех или иных отрезков речи во времени» ,«отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой» ,«количества слогов или слов в единицу времени» .Он оказывает влияние на функционально-стилистическую дифференциацию текстов и находится в прямой зависимости от содержания высказывания, эмоционального настроения говорящего, жизненной ситуации, представляет собой важное средство логической выразительности и относится к числу «фундаментальных эмоционально-выразительных средств устной речи».

Последнее фонетическое явление, которое ряд лингвистов характеризуют как равноправный компонент интонации – ритм (О.С. Ахманова, И.К. Ганн, Г.Н. Иванова-Лукьянова, А.М. Пешковский, И.Г. Торсуева). Ритм – «важный регулятор, стержень интонации» (А.А. Реформатский) [с. 221]. Он «армирует, организует интонацию в процессе порождения речи и, наоборот «строится» из интонации, на базе комплексного восприятия различных ее параметров при восприятии речи», «управляет при порождении речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией» (Н.В. Черемисина). Ритм играет универсальную роль в сознательно значимом эмоциональном, не прерывном процессе. Одни исследователи видят сущность речевого ритма в чередовании разнотипных явлений, другие – однотипных явлений: повторение ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, равномерность следования логических ударений (Г.Н. Иванова-Лукьянова). Одной из основных функций речевого ритма считается организующая «способность объединять элементы ритмической системы». Г.Н. Иванова-Лукьянова выделяет показатели ритмической характеристики текста: упорядоченность междуударных интервалов; отсутствие сочетания контрастных по величине фраз, и «стремление к равномерному чередованию восходящего и нисходящего тона» .

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

1.docx

1.docx
Размер: 17.4 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Важнейшим компонентом интонации. Динамическим компонентом интонации, интенсивность произнесения ударения Темп речи, как компонент интонации

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Глибинні насоси для свердловин

Курсова робота. Глибинні насоси забезпечують підйом рідини з великих глибин і, одночасно,необхідне охолодження вузлів агрегату.

Проблемы управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта. Курсовая работа

Цель курсовой работы – провести анализ оборачиваемости оборотных активов и выявления резервов повышения эффективности их использования в организации ООО «Алмаз».

Краткий курс Управления Проектным Циклом

Пособие подготовлено на основе учебника Европейской Комиссии «PCM Training  Handbook», версия – март 2001 г.

Multiple Choice Questions International monetary system 

Чисельне інтегрування

ввести поняття чисельного інтегрування; навести формули чисельного інтегрування навести приклад Ключові слова: чисельне інтегрування, формула трапецій, формула Симпсона

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok