Художественный стиль — Риторика. Ответы | iFREEstore

Художественный стиль

Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи. Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главный момент играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образуют экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

RITORIKA_1 (1).docx

RITORIKA_1 (1).docx
Размер: 205.6 Кб

.

Пожаловаться на материал

Риторика и учение о качествах речи. Цель риторики. В основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Риторика. Ответы

Риторика и учение о качествах речи. Цель риторики. В основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Значение языка, мышления и речи в деятельности человека

Различия устной и письменной речи

Монологический и диалогический характер речи

Психолого-педагогические аспекты мастерства лектора

Язык и стиль устного выступления

Цели и задачи лектора

Виды речей, их характерные особенности

Общие принципы построения устного выступления

Каковы слагаемые речевой культуры?

Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с точки зрения языковой культуры?

В чём опасность речевых штампов

Какие основные проблемы ораторской речи помогает решить психология?

Способы заинтересовать слушателей

Что такое обратная связь в публичном выступлении? Каналы по которым происходит обратная связь

Виды планов. В чём отличие плана от композиции?

Логика речи. Понятие об интонации. Основные элементы интонации

Функции логики в ораторской речи

Какие правила необходимо соблюдать при развёртывании основной части выступления.

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь

Функциональные стили русского литературного языка. Разговорная речь. Примеры

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Газетно-публицистический стиль

Художественный стиль

Разговорно-обиходный стиль

Разговорная речь

Что такое тезис? Требования к содержанию тезиса

Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации. Условия эффективности разговора в бытовом общении

Ошибки, возникающие в общении

Основные моменты речевой подготовки

Основные положения античной риторики (Софисты, Сократ, Аристотель)

Риторика Древнего Рима. Какой вклад внёс Цицерон в развитие теории и практики красноречия?

Развитие риторики в Средние века

Риторика эпохи возрождения и Нового времени

Развитие риторических традиций в России. Первые русские учебники

Вклад Ломоносова в развитие словесности России

«Риторика» Н.Ф. Кошанского

Судебное красноречие  в России 19 века

Агитационно-пропогандистская направленность публичной речи первые десятилетия XX века. Ораторы-революционеры

Состояние речевой культуры сегодня

Требования, предъявляемые к речи юриста

Судебная речь как процесс

Искусство доказывания в состязательном судебном процессе

Виды судебных речей, их задачи, цели

Обвинительная речь. Примерная схема

Защитительная речь. Примерная схема защитительной речи

Напутственное слово председательствующего

Основы полемического мастерства

Этика судебного оратора

Условия, объективно влияющие на успех речевого общения

Похожие материалы:

Логика. Ответы

Понятие культурного шока

Культурный шок - эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Корпоративные финансы

Фінанси. Тести. Позначенні відповіді

Методика організації екологічного виховання