Сущность права. Право как мера свободы

52. Сущность права. Право как мера свободы.

Право это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

Право как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами.

Принципы права - основополагающие начала (положения, идеи), лежащие в основе права как явления, выражающие его сущность, а также в основе его реализации. К таковым относятся принципы:

• равенство всех перед законом и судом;

• сочетание прав и обязанностей;

• справедливость;

• гуманизм;

• демократизм;

• сочетание позитивного и естественного права;

• сочетание убеждения и принуждения.

Можно выделить следующие признаки права:

право - явление общественное и возникает на определенной ступени его развития.

Право есть регулятор социально значимого поведения человека.

Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами субъектов отношений.

Право обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор. Это проявляется в неоднократности действия юридических норм.

Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от индивидуальных особенностей.

Десятилетия дискуссий о праве в юридической науке выявили три основных подхода к определению понятия права и его сущности:

1. Нормативный подход, рассматривающий право только как систему юридических норм.

2. Социологический подход отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями.

3. Философский связывает право с мерой свободы и справедливости.

Основатели Кант, Локк, Гегель, Маркс, Энгельс

Гоббс выделял естественную свободу в праве, она, по сути, выражает возможность неограничен-ного проявления власти, в связи с чем предполагается возможность существования произвола, кото-рый не имеет границ.

Есть свобода человека. Она состоит в том, что человек должен стремиться не делать другим то, что не желает в отношении себя. Этот принцип выражает свободу сопротивления власти.

Кант впервые наиболее четко сформулировал представления о свободе как автономии, независи-мости от окружающего произвола других лиц. Право, как математика, должна четко определять гра-ницы свободы.

Выделяется свобода социальная (в отличие от естественной), которая имеет рациональные нормы (основания). Это и есть производный разум.

Выделяется свобода, которая имеет отношение к юридическим актам. Это может быть лишь сво-бода во внешнем проявлении. Здесь речь не идет о духовной свободе. Эта свобода поведенческая.

Так называемая, внутренняя свобода – это сфера морали. Свобода рассматривается как регуля-тивный принцип. Свобода одного лица совместима со свободой другого сообразно всеобщему зако-ну.

Свобода, во всех случая должна восприниматься не как способность и необходимость следовать долгу, а как автономия.

С точки зрения Гегеля, система права есть мир духа (сознания), их происхождения не из естества, и не из природы, а из рационального. Первичной точкой здесь является воля, которая также имеет определенную свободу.

Таким образом право есть наличное бытие свободы и воли.

Свобода в праве выражается, в первую очередь, через субъект, который свободен, свободен именно для себя, и который дает себе бытие в вещах.

Реальное изучение свобода получает в вещах (в собственности) через субъекта.

Таким образом, право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея.

Право – обитель свободы, только в ней оно реализуется.

Лицо в праве действует через понятие правоспособности. Человек, вступая в право делает пер-вый шаг к свободе, чем выражает свою свободную волю. Право есть оболочка, форма осуществления свободы.

Свобода предполагает наличие двух элементов: во-первых, деятельностного аспекта, во-вторых, рационального аспекта. Свобода не может быть чувственной она должна быть рациональной. Право не может быть локальным, оно должно быть общепризнанным и распространяться на всю террито-рию государства.

У Канта на первом месте произвол, у Гегеля – воля. Это не случайно, поскольку воля должна быть осмысленной. Все свои поступки человек поступает осознанно.

Право деятельно, то есть пассивной воли не бывает, она должна реализовываться в поступках че-ловека. Воля и разум представляют собой единство, если это касается права.

1) У человека правоспособность есть возможность участвовать в коммуникациях. Именно участ-вуя в правоотношениях человек обретает лицо.

2) Приобретая собственность человек увеличивает собственную свободу действий, тем самым делает вещь продолжением себя.

Право как форма и мера свободы (Нерсесянц вывел из Гегеля). С одной стороны право дает соци-альную свободу, максимум возможностей – это форма, а как мера право накладывает совокупность ограничений. Таким образом право есть свобода и несвобода. У Гегеля другое понимание – у него нет противопоставления. Право – это свобода. Человек, вступая в право определяет цели. Это не ог-раничение, а расширение правовых возможностей.

С точки зрения Марксизма свобода есть познанная необходимость. Человек в обществе должен считаться с объективными условиями, тенденциями, познания этих закономерностей дает возмож-ность получить свободу. В этом определении есть определенный плюс. Осознанная необходимость есть совокупность социальных ограничений. По сути это такой же искусственный мир, созданный человеком. Право – это локомотив общества, оно изменяет социальность. Марксистское понимание не учитывает, что право и правоотношения по сути создают социальные институты.

С точки зрения Ж.П. Сартра и других экзистенциалистов, свобода в 20-40 годы понималась как исключительное проявление абсолюта. В праве есть возможность абсолютного выбора и он ничем не ограничен. Свобода не имеет выхода в будущее и прецедентов в прошлом. Человек действует ситуа-ционно.

Право есть логическая система, поэтому такое понимание годится для творчества. Ситуационное изменение в праве возможно лишь на уровне частных решений. Ситуации возникают только внешне, а внутренне все логично.

Коммуникативное восприятие свободы.

Право нельзя рассматривать как автономию, как познанную необходимость, а нужно рассматри-вать как проявление коммуникативности. Право это не мера, а средство осуществления своих воз-можностей. Только выступая в этом качестве право позволяет человеку достичь своих стремлений, то есть свободы через связь, а не через отграничения. Свобода есть осуществление своего интереса по-средством участия в правоотношениях. Плюс теории – если рассматривать собственность как пре-граду, мы лишаем ее правового содержания (не решается проблема сособственности, сервитутов). Через осуществление своей свободы осуществляется деятельностный характер свободы.

Аспекты свободы в праве различны.

Как совокупность возможностей

Как совокупность норм

Как осуществление собственного интереса

В праве человек формулирует свой выбор, а не только берет из общества то, что дозволено.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Право это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok