Чеканка, инкрустация, резьба по дереву

Анатолий Семенович Хворостов

ЧЕКАНКА, ИНКРУСТАЦИЯ, РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

© Издательство «Просвещение», 1977 г.

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

Учитель изобразительного искусства, труда, организатор воспитательной работы в школе найдут в книге много полезных рекомендаций.

ВВЕДЕНИЕ

Советская общеобразовательная школа призвана воспитывать всесторонне развитых людей — активных строителей коммунистического общества. Неотъемлемой частью этого процесса являются эстетическое и трудовое воспитание подрастающего поколения.

Большую роль здесь могут сыграть занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, сочетающие эстетическое начало, промышленную технологию и ручной труд. Они способны заинтересовать, по-настоящему увлечь школьников, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса. Взяв в руки резец или чекан, сделав первые узоры, ученик становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Чеканка, инкрустация, резьба по дереву помогут учащимся VIII — X классов продолжить занятия рисунком, завершенные программой. Школьники на практике познакомятся с декоративными свойствами материалов, познают неведомые ранее эстетические и пластические свойства давно знакомых дерева и металла, откроют много нового и интересного в окружающем мире.

Учащиеся в увлекательной форме закрепят знания, полученные на уроках труда и политехнических практикумах. Восьмиклассникам технология чеканки поможет лучше усвоить программный материал по штамповке из металла. Школьники IX — X классов больше узнают о прикладной химии, научатся затачивать инструмент, покрывать деревянные изделия различными протравами, лаками и политурами, закрепят навыки работы на токарных, сверлильных и фрезерных станках. Они познакомятся с пластическими и декоративными свойствами листового металла, с различными видами оборудования химической лаборатории, правилами техники безопасности и порядком работы с химическими реактивами, научатся обращаться с химической посудой, техническими весами, нагревательными приборами, узнают, каким образом приготовляются растворы кислот и солей требуемой концентрации. Ребята получат представление о химической отделке металла. Занятия декоративно-прикладным искусством связаны с приобретением определенных трудовых навыков. Ведь процесс создания художественных изделий невозможен без умения обращаться со столярными и слесарными инструментами, соблюдения технологических режимов обработки материалов на станках и механизмах, без овладения некоторыми приемами работы ст.оляра, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, формовщика, литейщика, электрика, кузнеца и др.

Таким образом, художественная обработка материалов может помочь профессиональной ориентации учащихся и установить органическую связь между дисциплинами школьного цикла: изобразительным искусством, черчением, трудом, физикой, химией и даже историей и литературой.

В данной книге рассматриваются виды декоративно-прикладного искусства, не требующие редких инструментов и материалов, базирующиеся на оборудовании учебных мастерских, практически доступные любой школе. Занятия в кружке углубят не только эстетические и политехнические знания, они сформируют и специальные навыки — культуру труда, интерес к творческому процессу, приучат доводить начатое дело до конца, будут способствовать развитию ловкости и сноровки, воспитанию уважения к труду. Какую бы профессию школьники ни избрали, увлечение чеканкой, инкрустацией, резьбой по дереву станет хорошей привычкой, духовно обогатит школьника, пробудит стремление к содержательному использованию свободного времени.

В книге дается краткий исторический очерк рассматриваемых видов художественной обработки металла и дерева. Отдельная глава посвящена особенностям рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве. Для оказания практической помощи педагогу автор подробно рассказывает о приемах выполнения изделий, инструментах и материалах. Пособие иллюстрировано работами учащихся, студентов, профессиональных художников.

Книгу завершает список рекомендуемой и использованной литературы, которая поможет учителю шире познакомиться с чеканкой, инкрустацией, резьбой по дереву.

Пособие в основном адресовано учителям изобразительного искусства и труда средних школ, руководителям внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству. Книга может привлечь и широкий круг читателей, проявляющих интерес к самостоятельному изготовлению бытовых предметов на высоком художественном уровне.

Глава I

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

Глава II

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

ИНСТРУМЕНТЫ

Основными специальными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы молотки.

Чеканы, как правило, делают учащиеся из стального прута различного сечения. Чекан представляет собой продолговатый стержень с заточенной нижней (боевой) частью. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм, в зависимости от сечения. Стержень несколько утолщен (как бы припух) в средней части и утончается к концам. В сечении чекан представляет собой граненую форму (рис. 33). Так его легче удержать в нужном положении. Утолщение в средней части чекана исключает вибрации инструмента при ударе и концентрирует ударную нагрузку в боевой части чекана.

33. Общая форма чекана.

Нижнюю, боевую часть чекана затачивают в зависимости от назначения инструмента. Различают несколько основных групп чеканов.

На рисунке 34 показаны инструменты, разделенные на определенные типы. Четыре чекана сверху называют расходниками. Их боевая часть представляет собой расплющенную, несколько заостренную форму, напоминающую отвертку. Внешне эти чеканы разной величины, но характер их боя одинаков. Расходни-ки чаще всего служат для обводки рисунка по контурам. Поэтому их называют еще обводными чеканами.

Три следующих чекана имеют в боевой части продолговатое, заовален-ное, эллипсовидное утолщение, чем-то напоминающее боб. И названы они по этому сходству — бобошники. Они служат для выбивания углубленного или выпуклого рельефа. Величина бобошников определяется размерами деталей чеканных панно.

Соседняя с бобошниками группа инструментов имеет плоские выравненные боевые части в форме квадрата или прямоугольника. Этими чеканами обычно выглаживают, вылащивают поверхность металла. Их называют лощатники.

Три чекана (снизу от лощатни-ков) имеют сферическую боевую головку различного радиуса закругления. Их называют пурошники. От удара такого инструмента по металлическому листу остается углубленная сферическая ямка.

Предпоследний чекан — канфарник — представляет собой нечто вроде крупной притуплённой швейной иглы. След от него на поверхности металла выглядит вмятой точкой. Нередко канфарником, нанося удар за ударом, переводят рисунок с бумаги на металл. Кроме того, этим чеканом придают шероховато-матовую фактуру декоративным элементам композиции. На рисунке 35 показана чеканка, фон которой обработан канфарником.

Перечисленные группы чеканов являются основными, первоочередными, без которых нельзя начать работу над декоративной композицией в металле.

Есть разновидности чеканов, которыми выполняют специальные операции. Среди этих инструментов можно назвать сапожок и трубочки. «Сапожок» — последний чекан на рисунке 34. Он имеет форму сапога, отчего и получил название. «Сапожок» служит для поднутрения выпуклых форм рельефа в местах соприкосновения их с фоном.

У чеканов-«трубочек» в противоположность пурошникам боевая часть представляет собой вогнутую полусферическую форму. При ударе они оставляют шаровидные выпуклости.

Как правило, этим ассортиментом чеканов не ограничиваются. В процессе работы композиция заставляет мастера импровизировать, создавать по ходу дела новые формы боевой части инструмента. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков самодельных чеканов.

Для начала занятий достаточно иметь 10 — 12 штук из перечисленных нами. Чеканы главным образом обрабатывают в тисках, но пурошники и «трубочки» удобнее вытачивать на станке.

В изготовлении чеканов есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание:

1. Если сечение чекана в утолщенной средней части (остове) 7 — 8 Мм, то в месте перехода остова в боевую часть плавно выпиливают шейку.

2. Нижняя боевая кромка (у расходника) или плоскость (у лощатни-ка) всегда должна быть с заоваленными, несколько приподнятыми краями и чуть выпуклой серединкой (см. рис. 33).

3. Боевой (рабочий) участок чекана должен быть тщательно обработан напильником, затем отшлифован наждачными шкурками и отполирован на войлочном круге пастой ГОИ. Полировать чеканы надо до закалки, закалить и вновь отполировать.

34. Основные группы чеканов (общая форма и боевая часть).

35. Учебная работа «Олень». Фон обработан чеканом-канфарником.

Изготавливают чеканы из стального прутка. Можно взять для этого сталь У7 или У8. Чтобы придать инструменту необходимую твердость, его закаляют. Для этого можно использовать муфельную печь.

Проуесс закалки состоит в следующем: в муфельной печи инструменты, подвергающиеся закалке, равномерно нагревают до температуры 730 — 740° С. Нагрев чеканов ведут до тех пор, пока они не станут приблизительно одинакового цвета с внутренними стенками раскаленной печи. После этого их вынимают из муфеля и быстро охлаждают в сосуде с водой или маслом.

Качество закалки можно определить с помощью напильника. Если он скользит по чекану, не снимая слоя металла, значит, закалка сухая, и нужно произвести отпуск. Для этого на одной из сторон чекана делают шлиф и нагревают чекан в пламени горелки, следя за цветом на шлифе. Когда на нем появится соломенный цвет побежалости (это соответствует 200 — 220° С), нагрев прекращают и чекану дают остыть. Металл становится более мягким, вязким, хотя и в достаточной мере закаленным.

Процесс закалки сложен, требует внимания и аккуратности. Не сразу познаются тонкости этой операции.

Все рассмотренные виды чеканов могут быть в боевой части гладкими или матовыми, рисунчатыми, с насечкой или набивкой. Насечку на чекане выполняют до закалки следующим образом: после обработки боевой части ее отжигают, чтобы придать большую вязкость, ковкость этому участку чекана. При отжиге нагревают чекан или его боевую часть до температуры закалки, а затем охлаждают на воздухе.

Следующая операция — нанесение насечки. Чекан зажимают в тисках боевой частью кверху и канфарником набивают ячейки, после этого закаляют. Чекан надолго сохраняет насечку. Таким чеканом делают фактуру на отдельных частях декоративной композиции.

Кроме чеканов, в работе с листовым металлом могут применять пуансоны. Это такие же стержни, только боевая часть у них выгравирована в виде фигурного декоративного элемента, от удара которого на поверхности бляшки остается след в виде веревочки, розетки, сеточки, листьев, цветов и т. п. [С процессом гравирования можно познакомиться в книге: Флеров А. В. Технология художественной обработки металлов. М., 1968, с. 200 — 212.]. Увлекаться пуансонами не следует, иначе можно потерять сочность фактуры металла.

Во время работы чеканы ставят в невысокий стакан боевой частью кверху, чтобы сразу было видно, где находится нужный по форме инструмент. Чеканы держат несколько наклонно по отношению к плоскости металла, а пуансоны под удар молотка ставят вертикально.

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

Глава III

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

МАТЕРИАЛЫ

1. Плоские круглые бляшки диаметром 8 — 12 мм. Их можно вырубить из листового металла (толщиной 0,4 — 0,8 мм) стальными пуансоном и матрицей.

2. Четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник со сторонами 0,5X1,5 — 2 мм. Если нет фабричного материала, такие полоски получают, срезая слесарными ножницами кромки листового металла.

3. Проволока круглая в сечении. Используют ее для торцового вколачивания. Диаметр ее 1 — 3 мм.

4. Гибкая полоса для насечки представляет собой тонкую металлическую ленту шириной 5 — 7 мм, толщиной 0,2 — 0,5 мм.

Названные параметры материалов пригодны для украшения предметов малой и средней величины. Для более крупных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, в зависимости от величины предмета и элементов декора.

5. В качестве материала для основы декоративного изделия можно брать любую бестекстурную (лишенную ярко выраженного строения) древесину. Ее поверхность должна быть плотной, равномерно твердой, без видимого рисунка. К таким породам относятся кизил, боярышник, абрикосовое дерево, груша, яблоня, грецкий орех. Это традиционные породы, которыми издавна пользуются мастера.

В учебной работе можно применять и более мягкие породы: березу, черную и красную ольху, осину, липу. Материал должен быть без трещин, сучков и других древесных пороков, влажностью не более 20%. При боль-щей влажности дерева металл будет со временем вытеснен и изделие, как говорят, «ощетинится».

Большинство перечисленных древесных пород светлого тона, и сверкание металлических бляшек на этом фоне теряется. Чтобы заставить металл активно сиять, потребуется темная протрава для окрашивания древесной основы (морилка, бейц).

Для шлифовки поверхности потребуется наждачная бумага.

Прозрачной отделки готовых изделий добиваются с помощью лаков и политур. Для покрытия изделий с инкрустацией и насечкой годятся любые относительно светлые лаки: нитро, спиртовые, смоляные. Для получения полированной поверхности требуется шеллачная политура.

Лаки, политуры и растворители нужно хранить в стеклянной посуде в затемненном месте. На каждом сосуде рекомендуется сделать наклейку с надписью. Бутыли должны быть плотно закрыты, иначе растворители из лака испарятся и он станет непригодным.

ИНСТРУМЕНТЫ

Предметы под инкрустацию могут быть изготовлены токарным, столярным, долбленым и комбинированным способами. В зависимости от этого нужны соответствующие инструменты и оборудование. Следует помнить, что инкрустация выглядит сочнее на выпуклых и сферических поверхностях. Поэтому плоскости нужно будет слегка заовалить от центра к краям напильником или рубанком.

55. Резцы для инкрустации.

Из специальных приспособлений (рис. 55) нужно выделить нож-резец для подготовки канавок под проволочную дорожку. Удобен нож-косячок, заточенный, как сапожный нож, издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези. Для удобства к нему лучше сделать деревянную ручку.

Канавки по окружности выполняют циркулем-резцом. В Унцукуле для этой цели мастера изготовляют несколько циркулей со стационарным шагом. У старых канцелярских ножниц срезают концы на наждачном круге, оставляя до 2,5 — 3 см. Одна ножка затачивается как опорная игла, а другая приобретает форму острого лезвия. Соединительный болтик ножниц наглухо заклепывают, чтобы при выполнении углублений канавки шаг циркуля оставался постоянным. Для удобства работы верхние опорные колечки ножниц срезают, а на их месте укрепляют шаровидную деревянную ручку (рис. 56). Сколько радиусов дуг и окружностей в узоре, столько унцукуль-ский мастер изготовляет циркулей-резцов. На наш взгляд, все же целесообразнее изготовить один циркуль с раздвижными ножками. Для этого годится обычный слесарный разметочный циркуль. Его ножки нужно укоротить и заточить. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого радиуса. При вращении игла циркуля резца вдавливается в дерево и разрушает его. Поэтому начало прорези часто не совпадает с ее окончанием. Чтобы этого избежать, под ножку циркуля следует подложить шайбу с отверстием для иглы.

56. Разновидности циркуля-резца. 57. Слесарные ножницы для инкрустации.

Листы металла и отрезанные от их кромок узкие полоски для инкрустации выпрямляются деревянным молотком из прочной, твердой породы: дуба, бука, граба.

Углубление под бляшку выполняют свер.юм типа «перка». В продаже они бывают двух размеров — 20 и 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, можно выточить самостоятельно. Перку вставляют в дрель или коловорот, которым производят вращение.

Прорези под насечку делают торцовым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровидную ручку. Режущая часть остро отточена на конус (см. рис. 55).

Отверстия под вставки-гвоздики накалывают обычным шилом. Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Хороши для этой цели молоточки дантистов. Их можно приобрести в магазине «Медтехника».

Обрезание проволоки и полосок металла производят небольшими слесарными ножницами. Обычные слесарные ножницы используют для нарезания тонких металлических лент — материала будущей инкрустации. Выполнение частой насечки требует быстроты и сноровки, и здесь необходимы специальные легкие ножницы с пружинящими ручками. Их можно изготовить в учебных мастерских или заказать на подшефном предприятии. Ножницы для инкрустации можно сделать из обычных малых слесарных. Для этого на наждачном круге нужно снять с внешней стороны (до 2 — 2,5 мм) толщину губ, изогнуть немного вверх концы ручек (зажать ножницы в тиски и с помощью отрезка трубы отогнуть, так как ручки не закалены). Пружиной может стать тонкая (2 — 3 мм) стальная проволока, изогнутая подковой, вставленная отогнутыми краями в предварительно просверленные в ручках отверстия и слегка расклепанная на выходе. Проволока-пружина может быть закреплена между ручками или сверху (рис.57).

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

Глава IV

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Для насечки и прочеканивания фона (матовая точеная фактура) проще всего применить большой гвоздь, заточенный на конус. Однако для заче-канивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны. Это известные нам из второй главы матовые, рисунчатые чеканы с насечкой на боевой части.

Для работы с деревом инструмент должен быть крупнее, с более массивной боевой частью. Насечка на конце должна быть глубже, крупнее, чтобы оставлять четкие следы на достаточно вялом по сравнению с металлом материале — древесине.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ

Чтобы удержать дощечку на месте, применяют различного рода державки, между которыми зажимают заготовку. Но во время работы дощечку то и дело приходится поворачивать и державки уже не помогают, а мешают. Оригинальный способ предлагают гуцульские мастера: стол, на котором производят резьбу, покрывают грубой тканью, которая уменьшает скольжение.

Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонен в сторону (рис. 82). Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идет стадия подрезания.

Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении, также с усилием, делают подрезку.

82. Схема наклона ножа при контурной резьбе.

В результате из поверхности извлекается трехгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной, в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментамн — резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль.

Техника трехгранно-выемчатой геометрической резьбы сложнее, чем контурная. Она состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник, ромб, змейка, ви-тейка, елочка, квадрат, соты, звездочка, сияние и розетка (рис. 83). Композиции узоров в трехгранно-выемчатой резьбе в основном создаются из сочетания этих элементов (см. рис. 10, 63). Однако в творчестве учащихся нередки случаи, когда они придумывают новые фигуры. Если они не выходят за рамки стилистического единства традиционных узоров, их можно смело использовать.

Процесс выполнения трехгранно-выемчатой резьбы сводится к следующему: вначале производят накалывание вырезаемых элементов [Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы.]. Кончик ножа вонзают в дерево в центр трех угловых лучей с таким расчетом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность (рис. 84). Наколку делают по всем лучам.

Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трехгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трехгранно-выемчатая.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Более сложные виды плоскорельефных работ выполняют по тому же принципу — накалывание, подрезание, подборка и начеканивание фона.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет острие ножа, сдерживает слишком сильное движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Глава V

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Чеканка

1) Проба чекана (простые контурные линии).

2) Выполнение по образцу чеканной полосы (простейший орнамент из геометрических фигур) (рис. 85).

3) Попытка творческого решения полосового орнамента.

4) Композиция в круге. Работа по, образцу (рис. 86).

5) Творческое решение композиции растительного характера (рис. 87).

6) Композиция с изображением элементов предыдущих заданий (рис. 88).

7) Самостоятельная творческая композиция с произвольной тематикой (рис. 89).

85. Простейший орнамент из геометрических фигур.

Инкрустация

1) Орнаментальная полоса геометрического характера или с извилистыми очертаниями (вколачивают только проволочные дорожки и гвоздики).

2) Этот же орнамент наполняют насечкой. Особенность работы состоит в том, что всю насечку выполняют вдоль волокон.

3) Орнаментальная композиция сетчатого узора. Работа по образцам (рис. 90).

4) Рисунок анималистического характера, выполняемый с учетом пластических свойств металлической полосы и дробного ритма насечки и гвоздиков (рис. 91).

5) Анималистическая композиция с более насыщенным заполнением плоскости. Возможно применение бляшек. Элементы насечки вколачивают в направлении, перпендикулярном изгибам проволочной дорожки (рис. 92).

6) Композиция с фигурой человека. Использование фактурных возможностей насечки, гвоздиков, проволочек и т. д. (цв. ил. 20).

86. Композиция в круге.

87. Творческое решение растительного орнамента.

58. Композиция из элементов первых заданий.

89, Композиция с произвольной тематикой.

На светлой древесине инкрустация видна плохо. Поэтому ребята могут быстро потерять интерес к работе. Можно сделать так: изделие проморить и вколачивать в темную поверхность.

90. Композиция сетчатого узора.

91. Образец рисунка на анималистическую тему.

92. Анималистическая композиция с насыщенным заполнением плоскости.

Резьба по дереву

1) «Азбука» геометрической резьбы (рис. 93).

2) Выполнение по образцам резной композиции с сочетанием нескольких элементов (рис. 94, 95).

3) Узор геометрического характера из изученных элементов (рис. 96).

4) Выполнение простого предмета (строганого или точеного) с резной заставкой (рис. 97, 98).

5) Композиция из растительны., элементов, выполняемая геометрической резьбой, например подсолнухи, ромашки и т. п. (рис. 99).

6) Декоративная композиция анималистического характера с использованием трехгранно-выемчатой резьбы (рис. 100 — 102).

93. «Азбука» геометрической резьбы.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения резной азбуки зависит не только от твердости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям. Значительно меньше усилий затрачивается учащимися, если строчки узоров располагаются не параллельно, а поперек волокон. В этом случае при накалывании не придется перерезать волокна древесины поперек, а только под острым углом, что значительно легче. Об этом приеме нужно помнить и при переводе резных композиций на дерево и располагать их широкой стороной поперек волокон.

94, 95. Учебные резные композиции.

Количество часов на каждое задание мы не указываем. Учащиеся приходят в кружок по-разному подготовленными. Они разного возраста и разнообразных творческих способностей. Физические данные у всех неодинаковые. В работе руководителя кружка важен индивидуальный подход к учащимся, выявление художественных и физических возможностей каждого подростка. Количество часов на задание определяется им в каждом конкретном случае.

Если руководитель видит, что у школьника не получаются самостоятельные композиции и он напрасно тратит время и силы, лучше порекомендовать ему что-нибудь из образцов. Способность создавать собственные композиции может прийти позже.

Творческий характер заданий пробуждает у ребят интерес к окружающему, прививает навыки добросовестного отношения к труду.

Хорошо, если ребята начинают делать полезные предметы. Это могут быть игрушки, канцелярские или кухонные принадлежности, декоративные панно для пионерской комнаты, класса, подарки близким, эмблемки на шкафчики в детском саду и т. д. Возможны и работы коллективного исполнения.

96. Творческая композиция орнаментальною характера.

Режим работы кружка или студии, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся. Например, в стационарных коллективах требования будут иными, чем во временных летних лагерях или детских санаториях. В таких «сезонных» кружках и студиях нужно стремиться к том , чтобы дети успели не только понять технологию декоративных работ, но и успели сделать несколько законченных композиций. Тогда занятия не пройдут бесследно. Лучше увеличить число занятий, ведь летом ребята не устают от ежедневных школьных уроков. Они с удовольствием посещают кружок.

97. Разделочная доска с резной заставкой.

Последовательность и нарастание сложности заданий должны соответствовать характеру кружка. Некоторое нарушение в последовательности заданий и ускоренное нарастание сложности вполне оправдано. Ведь такие творческие коллективы не носят систематического характера. В них невозможно научить детей сразу всем тонкостям декоративно-прикладного искусства. Нужно стремиться к тому, чтобы занятия заинтересовали и увлекли ребят. Узнав в пионерлагере или санатории некоторые основы этого искусства, школьники, вернувшись домой, отыщут постоянно действующий кружок, где получат более глубокую и систематическую подготовку.

98. Разделочные доски с резной заставкой.

99. Композиция из растительных элементов.

На первых занятиях кружка руководитель должен научить ребят очень внимательно относиться к выбору материалов, к их физическим свойствам. В этот период в чеканке желательно пользоваться листовым алюминием, так как он медленно нагартовывается. На первых порах можно обойтись без предварительного отжига и работать без смолы. Это весьма важно, ведь отжиг нельзя производить без педагога. Преподаватель же не может надолго отвлечься, так как должен уделять одинаковое внимание всем членам кружка.

В инкрустации для вколачивания дорожек и насечек лучше пользоваться неотожженной пружинящей латунью толщиной 0,3 мм. Алюминий и медь пока лучше не применять. Такой выбор связан с тем, что алюминий и медь достаточно мягки и на первых порах будут заминаться, не входя в дерево. Жесткая, упругая полоса прокатного латунного листа входит в дерево без особых усилий.

В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше выполнять на липе или осине. Более твердые породы можно использовать лишь в работе со старшеклассниками.

Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим металлом и деревом, их энтузиазм может быстро погаснуть. Не справившись с материалом, они быстро устанут, потеряют интерес к работе.

100. Образец геометрической резьбы на анималистическую тему.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. Такие «токарно-слесарные дни» можно периодически повторять.

По мере выполнения ученических работ рекомендуется устраивать их коллективные обсуждения. При этом лучше не только давать высказываться желающим, но и «раскачивать», раззадоривать молчунов. От того, как будут оценивать кружковцы собственные работы и работы товарищей, не ограничиваясь двумя понятиями — «нравится», «не нравится», зависит развитие их творческого мышления, умение анализировать, давать оценку художественному произведению.

Если есть возможность, можно взять за правило награждать кружковцев за наиболее удачные работы набором инструментов и материалов. В этом случае учащиеся смогут продолжить занятия дома самостоятельно.

Очень удобно сочетать практические занятия с организацией экскурсий на предприятия художественной промышленности и художественные промыслы, коллективно посещать выставки, музеи, дворцы-усадьбы, устраивать встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Все это будет способствовать росту художественной грамотности членов кружка.

Конечно, школьники далеко не всегда будут создавать безупречные декоративные произведения. Но процесс познания действительности, творческого ее преображения, в котором они участвуют, важнее для становления их личности, нежели художественный результат их произведений.

Во время исполнения учебных заданий кружковцы расширяют кругозор, познают технологию художественной обработки металла и дерева, свойства материалов, приемы работы инструментами.

101, 102. Образцы геометрической резьбы на анималистическую тему.

Активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к формированию художественного вкуса, приобретению учащимися разнообразных профессиональных навыков.

Развивая зрительную память и воображение, приобретая практические навыки в рисунке, дети начинают эстетически оценивать окружающее.

Мы рассмотрели три вида декоративно-прикладного искусства. Любой из них может быть использован в процессе воспитания в школе. Не следует думать, что ребят можно увлечь только чеканкой, инкрустацией или резьбой. В практических занятиях могут быть с успехом применены деревянная мозаика, художественные токарные работы, роспись по дереву, занятия с сучками и корнями, декорирование изделий соломкой, изготовление игрушек, перегородчатая эмаль, филигрань и многие другие виды декоративно-прикладных работ. Художественное начало и производственный труд эстетически обогащают учащихся, приобщают их к художественному творчеству, пробуждают стремление преобразовать рядовые материалы в декоративные формы и образы. Это будет способствовать делу дальнейшего повышения культурного уровня, эстетического, нравственного и трудового воспитания советских людей.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ,

ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕ

Абразивный порошок — шлифовальный порошок, состоящий из толченого стекла, наждака, окиси хрома и других веществ, определенной зернистости. В технологии чеканки абразивный порошок применяют для удаления патинирующих пленок с выпуклых участков изделия. Басменое тиснение (баема) — вид художественной обработки листового металла. Возник в России в X — XI вв. Если в чеканке рельеф появляется от многократных ударов чекана, при басменом тиснении его выполняют сначала на матрице (металлической доске толщиной 6 — 12 мм), а затем ударами деревянного молотка или под давлением в прессе переводят через свинцовую прослойку на тонкий металлический лист. С одной матрицы можно делать многократные оттиски. Бляшка — в технологии чеканки бляшкой называют металлическую листовую заготовку; в инкрустации это плоские элементы композиции, вырезанные из металла. Вколачивание — закрепление металлических элементов инкрустации в деревянной основе легкими ударами молоточка. Вощение (восковая отделка) — отделка деревянной поверхности восковыми мастиками, которые готовят обычно сами мастера. Дает мягкий, спокойный блеск, без резких бликующих пятен.

Мастику наносят на поверхность щетинной кистью или жесткой щеткой, тщательно втирая в поры дерева. Выдерживают около суток, а затем протирают поверхность кусочками фетра или грубого сукна. Чтобы закрепить непрочную восковую пленку, наносят один-два слоя лака. Вылащивать — выравнивать, выглаживать фон у чеканки чеканом-лощатником. Вычеканивать — специальными инструментами создавать рельеф на металлическом листе.

Декоративная фактура — материальные, осязаемые свойства поверхности. Используется как средство наибольшей выразительности в декоративно-прикладном искусстве. Может быть гладкой, рельефной, сверкающей, матовой и т. п.

Характер фактуры обусловлен декоративно-образными задачами, назначением изделия, особенностями материала, техникой и технологией исполнения. Державки — приспособления для закрепления режущего инструмента или детали во время обработки.

Дцфовка (выколотка) — прием работы с листовым металлом, выполняемый ударами молотка, в результате чего изделию придается необходимая форма. Домовый узор (домовая резьба) — украшение на деревянных строениях. Покрывают резьбой наличники, карнизы и другие архитектурные детали. Может быть ажурной (фон выпиливают). При глухой или барельефной резьбе узор выступает над углубленным фоном. Работу выполняют пилой, сверлом и крупными стамесками.

Канфарение рисунка — перевод подготовительного рисунка в чеканке с бумаги на металлическую заготовку (бляшку). В результате ударов чекана-канфарника о металл по контурам рисунка на бляшке остаются углубленные пунктирные линии. Канфаренный фон — поверхность дерева или металла, обработанная чеканом-кан-фарником, покрытая множеством углубленных точек.

Киянка — деревянный молоток, сделанный из твердых пород дерева: дуба, березы, бука. Размер и форма могут быть различными.

Клей животного происхождения — костный, мездровый, рыбий. Применяют для склеивания древесины. Композиция — структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.

Контурная резьба — вырезывание линий различной ширины и глубины — прямых, циркульных и произвольной кривизны. Полученный орнамент напоминает линейный рисунок.

Круглопнльные станки — механизмы для продольного и поперечного раскроя древесины. Режущий инструмент представляет собой диск с зубьями по окружности.

Левкас — грунт деревянных изделий, предназначенный для окраски и позолоты. Состоит из слоя мела, замешенного на мездровом или костном клее. Линейный ритм — чередование или сопоставление линий композиции в контурной резьбе или инкрустации. Масла веретенное, швейное, трансформаторное — разновидности индустриальных масел. Находят применение в технологии чеканки. Веретенным и швейным протирают чеканные рельефы после патинирования или оксидирования, чтобы возвратить им металлический блеск. Трансформаторное охлаждает стальные инструменты при закалке.

Медная кислая ванна — водный раствор сернокислой меди (CuSO4) и серной кислоты (H2SO4). Количество сернокислой меди для электролита берут в пределах 130 — 160 г/л, а содержание серной кислоты — 30 — 35 г/л.

Монохромные узоры — узоры, составленные из оттенков одного цвета. Мотив типа розетки — узор в виде стилизованного цветка. Издавна широко применяют в декоративном искусстве. Муфельная печь (муфель) — нагревательный прибор, сделанный из огнеупорной массы и заключенный в металлический кожух. Внутри имеется камера для обжига. Электрические муфели можно использовать для закалки, отпуска и отжига стали при изготовлении инструментов. Температура в муфельной печи регулируется и может достигать 1000° С. Натартоваться или получить наклеп — мягкий металл в процессе механической обработки под ударом чеканов превращается в жесткий, хрупкий, ломкий. Наклеп снимается в результате отжига металла. Напильник — стальной брусок определенного профиля, на котором нанесена насечка в виде зубьев. По их количеству на 10 мм напильники подразделяются на драчевые, личные и бархатные. При обработке изделий декоративно-прикладного характера применяют напильники с числом насечек 13 — 22 и 25 — 50 (личные и бархатные).

Наплывы-капы — один из пороков древесины. Своеобразный шаровидный нарост на стволе или корнях (капо-корень) различных деревьев. Благодаря необычному строению, наибольшей красотой отличаются наплывы грецкого ореха, вишни, клена, березы.

Насечка — украшение драгоценными и цветными металлами различных изделий, б кружковой работе с учащимися широко применяют насечку медью, латунью, бронзой, мельхиором по дереву.

Насмолка — закрепление на смоле металлической пластинки (бляшки) перед выполнением чеканного рельефа.

Ножевой вал — деталь строгального станка (фуговального, рейсмусового). Представляет собой стальной вал с закрепленными на нем 2 — 4 тонкими ножами. Вал вращается от электродвигателя. Нож-резец (нож-резак, нож-косячок, сапожный нож) — основной инструмент для исполнения контурной или трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы. Может быть широким или узким, в виде плоской стамески с ручкой или скошенной стальной пластины.

Оброй (оброниое гравирование) — декоративный рельеф на металле, выполненный специальными зубилами-штихелями (стальными резцами).

Оксидирование — образование на металлической поверхности окисей и закисей металла в процессе химических реакций. Оселок — мелкозернистый брусок естественного или искусственного происхождения, применяемый для правки заточенных режущих инструментов. Отбеливание — удаление с поверхности чеканки (или заготовки) случайных цветовых наслоений в слабых растворах соляной или серной кислот. Отбортовать — отогнуть края металлического листа (бляшки) перед насмолкой, для того чтобы прочнее закрепить на вязкой основе (смоле), а также для придания жесткости изготовленной чеканке. Отжиг применяют в чеканке для снижения жесткости и повышения пластичности металлического листа. Металл нагревают до определенной температуры, выдерживают и затем медленно охлаждают. Отпуск стали — конечная операция термической обработки закаленных сталей. Повышает вязкость металла при сохранении прочности.

Пасты ГОИ — полировочные пасты. Названы по первым буквам Государственного оптического института, разработавшего их рецепты. Существуют три вида пасты: грубая, средняя, тонкая. Все они пригодны для полировки чеканной поверхности. Имеют зеленоватый оттенок. Выпускают в виде брусков длиной 50 — 100 мм. поперечным сечением 20x20 — 35X35 мм. Для нужд школьного кружка такую пасту можно получить от шефов металлообрабатывающего предприятия. Патина — налет различных цветовых оттенков на произведениях декоративно-прикладного искусства, а также скульптурах, выполненных из цветных металлов и их сплавов.

Патинирование — процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений.

Перегородчатая аиаль — один из видов декоративно-прикладного искусства. На металлическом изделии выкладывают узор тонкими узкими пластинками металла. Они устанавливаются вертикально и служат перегородками для эмалей (стекловидного легкоплавкого вещества различного цвета), которые закладываются в порошкообразном состоянии и затем расплавляются. Древние русские мастера владели в совершенстве этим искусством уже в X — XII вв.

Перовое сверло (перка) — инструмент для сверления круглых отверстий. Перки бывают ложечные и центровые (для сверления отверстий большого диаметра). Центровая перка представляет собой стальной стержень с расширенной нижней (рабочей) частью, заканчивающейся в центре заостренным жалом. Рабочая часть имеет две кромки — одну направляющую, другую режущую. Сверло работает при вращении в одну сторону и образует отверстия с плоским дном. Используется в технике инкрустации для подготовки углубленных гнезд под металлические бляшки.

Пинцет монтировочный — небольшие пружинные щипцы, способные удержать мелкие предметы. Отличаются удлиненными рабочими пластинами (браншами) и твердой пружиной. С внутренней стороны снабжены рубчатой нарезкой, удерживающей скользкие предметы. Используются при паянии и отжиге чеканок и в других работах, связанных с операциями, опасными для рук.

Поднутрение — прием, создающий зрительный отрыв чеканного рельефа от плоского фона путем углубления контуров. Выполняется специальным чеканом-«са-пожком» или чеканом-расходником.

Подрезание — заключительная стадия плоскорельефной резьбы по дереву. Наколотые или надрезанные элементы извлекаются из деревянной плоскости ножом-резцом или стамеской. Порока древесины — отклонения от нормы в строении и внешнем виде древесины, снижающие возможности ее применения: свилеватость, косослой, завиток; не используются в инкрустации и резьбе.

Причелина — архитектурная деталь деревянном избы, представляющая собой доску (часто с прорезным домовым узором) на фасаде постройки, защищающую от влаги торцы кровли.

Пуансон — специальный инструмент для чеканки. По внешнему виду напоминает чекан, но имеет фигурную боевую часть. След от него может быть треугольным, напоминать листочки, звездочки и другие фигуры. В истории русской чеканки известны пуансонные рисунки в виде человеческого глаза, кисти руки. Разновидности чеканки: 1. Плоскостная — фон вокруг узора уплотненный, расплющенный. 2. Орнаментально-пуан-сонная — орнаменты на металле выполнены пуансоном. 3. Рельефная (объемная) — выполняется попеременно то с лицевой, то с оборотной стороны. Это позволяет получать высокорельефные изображения. Расходка по контурам — углубление контурных линий рисунка на металлической бляшке. Выполняется с помощью чекана-расходникя (обводного чекана). Резьба в Средней Аани:

— багдадн — древнейший вид узбекской резьбы по дереву. Представляет собой простые геометрические узоры, выполненные в трехгранно-выемчатой технике. Резьба богата светотеневыми аффектами. Применялась для украшения ворот, дверей и для отделки домашней утвари;

— гярнх — рисунок из сложнейших геометрических переплетений ломаных линий;

— ислнмя — плоскорельефная резьба из растительных узоров;

— паргорн — вид резьбы, распространенный в городах Коканде, Бухаре, Самарканде, Ташкенте. Изящный узоо, составленный нэ мелких элементов. Выразительность возникает от сочетания гладкого рельефа и фактурного точечного фона. Используется для декора столов, табуретов, шкатулок. В настоящее время этим видом резьбы в совершенстве владеет узбекский резчик Усто Кадырджан Хайдаров из Коканда.

Рейсмусовый ставок — станок, предназначенный для строгания досок, брусков, щитов по заданной толщине. Станки бывают односторонними (с одним ножевым валом) и двусторонними (с двумя ножевыми валами) для одновременной обработки двух плоскостей. Слесарные ножницы режут листовой металл толщиной до 1 мм. Бывают с прямыми и кривыми лезвиями. Кривые вырезают заготовки с фигурными очертаниями.

Стали У17, У8 применяются в декоративно-прикладном искусстве главным образом для изготовления специальных инструментов (чеканов, молотков, резцов, стамесок и т. д.). Буква «у» указывает на углеродистость. Цифра после буквы определяет содержимое углерода в десятых долях процента. Например, У7 обозначает углеродную инструментальную сталь с содержанием углерода 0,7%. Тонирование бумаги — окраска поверхности бумажного листа в тот или иной цвет. Торцовый нож-резец — инструмент для выполнения проколов под металлическую насечку в технике инкрустации дерева металлом. Представляет собой узкую стальную пластинку, вставленную одним концом в шаровидную ручку. Другой конец пластинки остро отточен. Травленый узор — узор на металле, полученный путем химического вытравления (например, азотной кислотой) углубленных участков.

Участок яасмолкн — место для разогревания смолы, закрепления на ней бляшки и снятия чеканки со смолы. Фаска — скошенный край бруска или листа.

Филигрань (скань) — техника создания изделий из скрученных металлических проволочек, чаще всего изогнутых, сплетающихся в сложный ювелирный узор. Филигранный узор может быть сквозным или напаянным на фон — гладкую металлическую пластинку.

Фрнэ — (здесь) плоская поверхность верхней части стены, вытянутая в ленту. Нередко представляет собой пояс рельефных изображений.

Фуганок — длинный рубанок (70 — 90 см), употребляемый для окончательного (отделочного) строгания прямолинейных деревянных плоскостей. Соприкасаясь всей длиной с обрабатываемым материалом, фуганок дает возможность получать ровные, строго прямолинейные поверхности, которые обыкновенным рубанком получить трудно.

Фуговальный станок применяется для строгания деревянных плоскостей. Станок состоит из чугунной станины, на которой расположены передняя и задняя плиты стола. Между ними от электродвигателя вращается вал с 2 — 4 тонкими ножами. Цвета побежалости — цвет окисных пленок при разогревания металлического изделия. Зная соответствие цветов температуре, можно зрительно определять границы нагревания.

Циркульный узор — композиционное сочетание различных окружностей, сопряженных дуг и круговых элементов. Создается с помощью циркуля. Чекан — продолговатый стальной стержень с особой заточкой нижней (боевой) части. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм.

Чеканка: 1. Процесс обработки металла с помощью специальных стальных инструментов — чеканов. 2. Произведение декоративно-прикладного искусства. Чернь: 1. Техника декорировки металлических изделий особым сплавом черного цвета. 2. Изделия, декорированные этой техникой, также называют чернью. Шеллаяная политура — состав, применяемый для полировки деревянной поверхности. В основе ее шеллак — природная смола тропических растений. Ее теплый охристый оттенок передается защитной пленке, покрывающей древесину. Шерхебель — инструмент, предназначенный для первоначальной обработки плоскости при строгании древесины. По внешнему виду напоминает рубанок. Отличие состоит в том, что колодка у шерхебеля несколько уже и режущая кромка ножа заовалена.

Электроэрозия — способ разрушения поверхности металла под действием разрядов. В месте пробоя искры возникает высокая температура (примерно 10000° С), расплавляющая и испаряющая металл. Используется как один из способов декоративной обработки металлов. Элементы трехгранно-выемчатой ревь-бы — треугольники, ромбы, змейка, ви-тейка, елочки, квадраты, соты, звездочки, сияния, розетки, чешуйки — элементы, из которых создается бесконечное разнообразие геометрических орнаментов трех-гоанно-выемчатой резьбы. Эпоксидная смола — полимерный, самотвердеющий при комнатной температуре материал. Используется нередко в качестве клея. При затвердевании накрепко сцепляет металл с деревом. Применяется для вклеивания деталей инкрустации в деревянную основу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

В приведенном ниже списке литературы указаны источники, которые использовал автор в работе над книгой и которые помогут читателям углубить и расширить знания в различных областях, связанных с вопросами эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения.

В первом разделе дана основополагающая литература. Далее идут материалы по теме «Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве».

Книги по истории и технологии чеканки и инкрустации дерева металлом представлены в третьем разделе.

Следующая группа статей и книг содержит материалы, связанные с искусством резьбы по дереву. Завершают список литературы источники, освещающие различные аспекты методической работы с учащимися в области народного и декоративно-прикладного искусства.

I

Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сб. Т. 1 — 2. М., «Искусство», 1967.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. Сб. М„ «Искусство», 1967.

Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад XXV съезду КПСС 24 февраля 1976 года. М., Политиздат, 1976.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» от 14 августа 1968 года. Справочник партийного работника. Вып. 9. М., Политиздат, 1969.

Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 года. Справочник партийного работника. Вып. 15. М., Политиздат, 1975.

II

Арбат Ю. А. Красота вокруг нас. М., Госиздатместпром, 1962. Ванслов В. О декоративности. — «Творчество», 1972, № 7. Вяхи-Ильвес Л. Т. Декоративное рисование в школе. Л., Учпедгиз, 1960. Каган М. С. О прикладном искусстве. Л., «Художник РСФСР», 1961. Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту. М., «Наука», 1968. Русское декоративное искусство. Т. I — III. M., 1962 — 1963. Салтыков А. Б. Избранные труды. М., «Советский художник», 1962. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М., «Просвещение», 1969. Художественные промыслы РСФСР. Справочник. М., «Легкая индустрия», 1973. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

Эренгросс Б. Искусство вокруг нас. М., «Детская литература», 1968.

III

Джапаридзе А. С. Чтоб ожили стены. М., «Молодая гвардия», 1969. Ерлыкин Л. Послушный металл. М., «Детская литература», 1974. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., Госиздатместпром, 1962.

Лапотышкин Н. М. В мире сплавов. М., «Просвещение», 1973.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1974.

Магабели К. Ираклий Очиаури. М., «Советский художник», 1970.

Одноралов Н. В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М., «Искусство», 1974.

Пивоварова Л. А, Техника безопасности при холодной обработке металлов. М., Машгиз, 1963.

Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. М., «Наука», 1974.

Рыбаков Б. А. Ремесла Древней Руси. М, Изд-во АН СССР. 1948.

Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X — XIII веков. Л., «Аврора», 1971.

Савицкая В. Искусство советской Прибалтики в Москве. — «Декоративное искусство СССР», 1974, № 1.

Сергеев Г. Чеканка из меди. Ташкент, Госиздат УзССР, 1960.

Сту рме Б. Пластика металла. — «Декоративное искусство СССР», 1976, № 6.

Тедер Инге. Эстонский металл. — «Декоративное искусство СССР», 1970, № 5.

Технология металлов и конструкционные материалы. М., «Металлургия», 1973.

Флеров А. В. Технология художественной обработки металлов. М., «Высшая школа», 1968.

Холостенко Н. Украинская чеканка XVIII века. — «Декоративное искусство СССР», 1969, № 8.

Червонная С, БогданасК. Искусство Литвы. М., «Искусство», 1972.

Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., «Советский художник», 1971.

Чирков Д. Насечка. — «Юный техник», 1974, № 9.

Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, «Сабчота Сакарт-вело», 1959.

IV

Аведова Н. Резное дерево. — «Декоративное искусство СССР», 1968, № 8.

Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. М., «Детская литература», 1964.

Арбат Ю. Шесть золотых гнезд. М., «Московский рабочий», 1961.

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., «Советский художник», 1968.

Будзан А. Ф. Резьба по дереву в западных областях Украины. Киев, Изд-во АПН УССР, 1960.

ДвойниковаЕ. С, ЛяминИ. В. Художественные работы по дереву. М., «Высшая школа», 1972.

Дерево ожило. Сб. В помощь кружкам «Умелые руки». М., «Молодая гвардия», 1964.

Динабургский В. Д. Деревья не умирают. Тула, Приокское кн. изд-во, 1974.

Елкин В. Дерево рассказывает сказки. М., «Просвещение», 1977.

Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., «Просвещение», 1975.

Званцев М. П. Нижегородская резьба. М., «Искусство», 1969.

Званцев М. П. Заволжье. М., «Искусство», 1972.

КарниловичК. На берегах Невы. М. — Л., «Искусство», 1964.

Крейндлин Л. Н. Столярные работы. М., «Высшая школа», 1974.

Левин Л. П. Резьба по дереву. М., Коиз., 1957.

Лямин И. В. Вторая жизнь дерева. М., «Лесная промышленность», 1970.

Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. М., «Детская литература». 1970.

О р л о в Д. М. Отделка столярных изделий. М., Гослесбумиздат, 1958.

Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. М., «Высшая школа», 1973.

Разина Т. М. Русское народное творчество. М., «Изобразительное искусство». 1970.

Симеон И. И. Охрана труда в деревообрабатывающем производстве. М., Профиэ-дат, 1960.

Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М. — Л., «Academia», 1954.

Соколов В. И. Плоскорельефная резьба по дереву. М., 1955.

Стародубова В. Традиции русского дерева. — «Художник», 1974, № 2.

Я к о в л е в И. И., О р л о в а Ю. Д. Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

V

А т у т о в П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., «Педагогика», 1976.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воарасте. М., «Просвещение», 1967.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство», 1968.

Злобинский Б. М. Техника безопасности. М., Учпедгиз, 1960.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., «Просвещение», 1977.

Кузин В. С. Психология. М., «Высшая школа», 1974.

Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М., «Просвещение», 1970.

Полозова Т. Чувство прекрасного воспитывать с детства. — «Декоративное искусство СССР», 1962, № 5.

Сергеев А. И., Калошин А. И. Техника безопасности на уроках труда в восьмилетней школе. М., «Просвещение», 1972.

Трудовое политехническое обучение в средней школе. Под ред. К. А. Ивановича и Д. А. Эпштейна. М., «Педагогика», 1972.

Чага Л. О чувстве декоративности у детей. — «Декоративное искусство СССР», 1961, № 1.

Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., «Просвещение», 1969.

Шпикалова Т. Я. Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей. Сб. «Творчество юных». М., «Просвещение», 1973.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., «Просвещение», 1974.

Шумяцкая Е. Дети-художники. — «Декоративное искусство СССР», 1962, № 9.

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., «Просвещение», 1966.

ИЛЛЮСТРАЦИИ (в файле Prilozhn.djvu)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве

Подготовительный рисунок Зависимость композиции от материала

Глава II. Чеканка по металлу

Краткий исторический очерк

Чеканят дети

Материалы

Оборудование

Приспособление для первичной варки смолы

Инструменты

Молотки

Деревянные инструменты

Рабочий процесс

Подготовка рисунка

Насмолка бляшки

Перевод рисунка на металл

Обводка контуров расходником и опускание фона

Снятие бляшки, отжиг и отбеливание

Выколотка рельефа

Повторная насмолка

Чеканка без смолы

Оксидирование и патинирование

Оформление чеканки

Глава III. Инкрустация с насечкой ив металла

Инкрустация сегодня и вчера

Материалы

Инструменты

Процесс выполнения инкрустации с насечкой

Подготовка рисунка и перевод его на основу

Вколачивание элементов инкрустации

Шлифование инкрустированной поверхности

Окраска деревянной поверхности

Высветление металлических элементов

Прозрачная отделка

Глава IV. Резьба по дереву

История и сегодняшний день резного искусства

Технология резьбы по дереву

Материалы

Инструменты

Этапы выполнения резного рельефа

Выполнение рисунка резной композиции

Подготовка деревянной поверхности и перевод на нее рисунка

Работа в материале

Отделочные операции

Глава V. Методические основы работы кружка декоративно-прикладного искусства

Словарь специальных терминов, встречающихся в книге

Рекомендуемая и использованная литература

74 Х32

Хворостов А. С.

X 32 Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. 144 с. с ил.; 7 л. цв. ил.

60501-577

X----------187-77

103(03)-77  74

Анатолий Семенович Хворостов

ЧЕКАНКА, ИНКРУСТАЦИЯ, РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Редакторы Т. И. Лотис, О. Н. Товарас

Оформление художника А. В. Озеревской

Художественные редакторы Н. А. Савельева, К. К. Федоров

Технические редакторы М. Д. Козловская, В. Ф. Коскина

Корректор Р. Б. Штутман

Сдано в набор 2/Х 1976 г. Подписано в печать 25/V 1977 г. 70X90 1/16. Бумага для глубокой печати. Печ. л. 9+1 вкл. Условн. л. 10.53+1,17 вкл. Уч.-изд. л. 10,72+0,86 вкл. Тираж 100 тыс. экз. А03241. Заказ Ли 638. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва. 3-й проезд Марьиной рощи. 41. Ордена Трудового Красного Знамени типография издательства ЦК КП Белоруссии. Минск, Ленинский проспект, 79. Цена 55 коп.

OCR Pirat

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Chekanka.doc

Chekanka.doc
Размер: 5.7 Мб

.

Пожаловаться на материал

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Похожие материалы:

Пункционная биопсия почек

Показания к проведению биопсии почки. Противопоказания к биопсии почки. Значение биопсии при различных заболеваниях почек

Теория государства и права. Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ

Теория государства и права: учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ. Методические требования к организации выполнения курсовой работы. Порядок написания курсовой работы по выбранной теме. Список литературы.

Изучение оперативно-технической документации электрической подстанции.

Ход работы: на тяговых подстанциях должна находиться следующая оперативно- техническая документация.

Вопросы к экзамену по физике 2 семестр

Магнитное поле и электромагнитная индукция Электромагнитные колебания и волны Волновая оптика Строение атома и квантовая физика Эволюция Вселенной Квантовая физика Электромагнитные колебания и волны

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

Для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok