ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Декоративно-прикладному искусству свойствен определенный характер рисунка, особый, плоскостной строй композиции. Построение таких композиций нередко ставит учащихся перед довольно сложной задачей обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы. На уроках изобразительного искусства школьники пытаются в своих рисунках красками или карандашом передать на листе бумаги объемность предметов. Чтобы достигнуть большей правдивости изображения, добиться иллюзии пространства, они познают законы линейной и воздушной перспективы, правила светотеневого решения, особенности цветоведения. На занятия по художественной обработке материалов они приходят с определенным багажом навыков. При создании плоскостных композиций у ребят начинаются трудности в перестраивании таких рисунков на условный язык декоративно-прикладного искусства.

Задача педагога — научить школьников созданию красивых, ритмичных, эмоционально насыщенных композиций, соответствующих выбранному материалу и функциональному назначению декорируемого предмета.

1. В. Олейникова. «Павлин». Резьба по дереву.

Нередко в поисках сюжетов для декоративных работ ученики обращаются к репродукциям известных картин, особенно не задумываясь, можно ли перенести в чеканку, резьбу или инкрустацию, к примеру, «Богатырей» или «Ивана-царевича на сером волке» В. М. Васнецова. Они начинают вычеканивать или резать рельеф, копируя все ракурсы и детали живописного полотна. От этой ошибки преподаватели должны их предостеречь. При слепом копировании выступает явное несоответствие декоративного материала и живописной композиции. У металла и дерева совершенно иные художественные, пластические и технологические качества по сравнению с холстом и красками. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету или лепить форму мощными мазками. В чеканке или резьбе рельеф создается физическим углублением материала, нанесением декоративных фактур и патинирующих покрытий, а в инкрустации изображение возникает вследствие сверкающего перелива металла на темном фоне поверхности дерева, мерцанием лучистой насечки.

Новые материалы (металл, дерево, а не краски), новые орудия труда (чекан, резец, молоток, а не кисти), новая техника исполнения (вычека-нивание, вколачивание или резьба, а не живопись), иное эстетическое назначение создаваемых произведений требуют иных выразительных средств. Они должны основываться на особенностях построения изображений в декоративно-прикладном искусстве, т. е. на физических и пластических возможностях материала и технологии их обработки. Если этого не учитывать и копировать станковые картины, то можно получить лишь жалкое их подобие. Искусство чеканки, инкрустации, резьбы превратится в мелкое украшательство и ненужное подражание. Надо помнить, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство существуют рядом совершенно самостоятельно.

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность преображается в четкие и емкие символы. Вспомним, к примеру, символическое решение герба нашего государства, где в выразительном единении серпа и молота воплощено содружество рабочих и крестьян.

2. Самаррская чаша с нарезным изображением оленей. IV тысячелетие до н. э. Культура Хасунны.

В декоративных композициях портреты зачастую изображаются строго в профиль или в анфас. Здесь в силу специфических особенностей нельзя, например, выразить всю многогранность внутреннего мира и передать психологию человека. Свободные ракурсы и повороты, широко применяемые в изобразительном искусстве, здесь почти не встречаются. Большое значение приобретают упругие и певучие линии плоских силуэтов. Нередко используется отдельная деталь предмета или его упрощенный стилизованный символ, но рисунок строится так, чтобы у зрителей возникло полное представление о предмете. Несмотря на лаконизм и условность, декоративные композиции, как правило, очень близки к живой природе. В них много придуманного художником, но всегда ясно, что именно послужило ему прообразом (рис. 1, 2).

Что же может посоветовать учитель своим питомцам, не имеющим достаточного композиционного опыта? Где искать сюжеты, которые можно воплотить в дереве или металле? Оговоримся сразу: любое событие или исторический факт, разнообразные явления природы могут быть воплощены в декоративных композициях. Выбор тем столь же разнообразен, что и в станковой живописи или графике: люди, животные, птицы, цветы и листья. Только трактуются они иначе.

Мотивы для композиций ученики могут черпать из окружающей жизни. Нужно только внимательнее наблюдать и систематически делать зарисовки. Понравится ствол ли дерева, или его крона, или причудливая форма листа — все это обязательно заносится в альбом. Позже эти рисунки могут пригодиться. Учитель должен приучать школьников больше рисовать с натуры, развивать глаз и руку, наблюдать, выделяя из увиденного самое характерное, смотреть на все вокруг будто впервые, как говорят, «свежим взглядом» «впитывать» природные узоры.

Импульсом к созданию декоративной композиции может стать произведение искусства. К примеру, полотно Васнецова «Богатыри» может навеять тему мощи и мужества русского народа. Рисунок не должен быть копией, а самостоятельным образом былинной Руси (цв. ил. 2) [Цветные иллюстрации см. в конце книги].

Художественный замысел может зародиться и под влиянием прослушанного музыкального произведения, например кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» или «Богатырской симфонии» А. Бородина и даже прочитанной сказки и стихотворения, увиденного кинофильма — одним словом все, что произвело сильное эмоциональное впечатление на подростка, может побудить его к творчеству и стать толчком к созданию декоративных композиций.

В процессе занятий анализ художественных и декоративных возможностей материала нередко вызывает темы эскизов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

Итак, на уроке рисования в школе учитель требует от ребят трехмерного изображения предметов, а в кружках или мастерских перед ними ставятся задачи — передать объем плоскостно, выразительными массами и пятнами в ритмическом построении. Иными словами, ученики должны «забыть», чему учились совсем недавно, и попытаться освоить новый для них принцип построения рисунка.  ,

Столь ощутимая разница в приемах и методах рисунка нередко является причиной типичных ошибок, допускаемых школьниками в эскизах. Руководителям детских коллективов необходимо проводить беседы об особенностях рисунка, подготавливаемого для воплощения в дереве или металле. Учащиеся должны уяснить, что характер такого рисунка определяется следующими факторами:

специфическими особенностями декоративно-прикладного искусства;

пластическими (физическими) свойствами металла и дерева;

техникой и технологией процессов обработки выбранных материалов.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложненные ракурсы. Предметы преподносятся со стороны, дающей четкий и выразительный силуэт. Предельная обобщенность, даже схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений. В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета; мы отказались лишь от второстепенных подробностей и передали форму и пластику лаконично-просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчеркивая это, создать стилизованный образ.

При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие. Рассмотрим, каким должен быть подсолнух в инкрустации металлом дерева. Попробуем его нарисовать, не изображая данное конкретное соцветие, не копируя мелкие детали, а отбирая лишь самое существенное и зрительно его увеличивая. Так становится значительно больше головка подсолнуха, упрощаются формы лепестков и семечек. Они приобретают обобщенную форму, которую легко выплести продольным вколачиванием проволочки, торцовым вбиванием гвоздиков, вклеиванием бляшек. Листья получают ясные очертания, заполняются сверкающей насечкой; изображение лишается ракурсов и перспективных сокращений, приобретает силуэтную четкость. На рисунке получится уже не тот подсолнух (рис. 3), который послужил объектом для изображения. Но в то же время он будет похож на тот подсолнух и на многие другие (рис. 4). На конкретном примере видно, что в декоративном искусстве создают изображения, которых не существует в природе, но при этом берутся за основу природные формы.

3. Подсолнух.

4. Декоративное изображение подсолнуха. Рисунок для инкрустации.

Чаще всего подготовительный рисунок обводят тонкой линией с одинаковым нажимом. Она должна быть особенно четкой, так как разделяет границу плоскостей в чеканке и резьбе или прокладывает след для металлической дорожки.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Чеканка, инкрустация, резьба по дереву

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

К данному материалу относятся разделы:

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Похожие материалы:

Маркетинг. Методические указания к курсовой работе

Методические указания к курсовой работе по дисциплине ОПД.Ф.7. «Маркетинг» для студентов специальности 080500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» заочной формы обучения.

Общение. Виды. Три стороны общения

Общение между людьми происходит в различных формах, лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

Бизнес план спортивного магазина

Открытие бизнеса: Спортивные магазины бьют рекорды Среди универсальных магазинов конкуренция самая высокая.

Теория и методика физического воспитания и спорта

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

ДОГОВОР Купли-продажи автомобиль