ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

В декоративно-прикладном искусстве необходимо выявить и максимально использовать специфические художественные возможности материала. Известный советский ученый А. Б. Салтыков писал: «Только глубокое усвоение художником специфики своей работы, в частности особенностей материала и техники его обработки, позволяет полностью овладеть мастерством, создавать искусство бесконечно разнообразное, живое, чуждое всякой скуки, эклектики, неизбежно следующих за теми, кто механически переносит свойства и качества одних видов искусства в другие» [Салтыков А. Б. Избранные труды. М., 1962, с. 60.].

Различные виды работ требуют принципиально иного композиционного решения с учетом пластических, декоративных и технологических возможностей выбранных материалов. Художник может раскрыть декоративные тайны материала, если будет использовать его пластические свойства, отлично овладев технологией. Необходимо хорошо знать физические свойства материала, приемы и режимы его обработки. На рисунке 5 — соломенный конь, изготовленный в Могилеве. Солома представлена здесь так неожиданно интересно, с такой изобразительной силой, о которой мало кто и подозревал. Материал показан наиболее выгодной стороной. Художник не пытался копировать известные изображения, не «мучил» материал, а делал то, что можно сделать из соломы. В этом и заключается одно из основных требований, предъявляемых к композициям такого рода.

Далеко не всякую композицию можно создать из любого материала. Каждый материал требует лишь ему присущей меры стилизации и обобщения. Рисунок, подготовленный для перевода в инкрустацию, будет совсем иной, чем, скажем, для чеканки или резьбы, а роспись по фарфору существенно отличается от вышивки и кружев. Но все изображения должны содержать художественный образ, созданный с учетом выразительных возможностей данного материала и техники выполнения. Из рисунка должно быть ясно, как художник собирается воплотить его в изделии. Приведем несколько изображений коня, решенных в различных материалах.

 

5. Е. Артеменко. «Конь». Соломоплетение. 6. В. Груздайтг. «Встреча». Аппликация.

7. Деталь городецкой прялки. XIX в. 8. И. Стулов. «Сокольничий». Резьба по дереву.

В коньке, слепленном из глины кировской мастерицей, совершенно нет мелких деталей. Все сделано просто, предельно обобщенно. Применение металла требует совершенно иного решения. Пластическая деформация материала дает возможность выгибать и прочеканивать его, позволяет наполнить изображение множеством красивых узоров и подробностей, вычеканивая тончайшие детали (цв. ил. 3). В инкрустации изображение подчиняется пластике металлической проволоки. Если обратиться к вышитым или тканым изделиям, то здесь фигура коня выглядит совсем иначе (рис. 6). Абсолютно непохожи кони на расписной греческой амфоре (цв. ил. 4) и на холмогорских резных костяных пластинках (рис. 11).

9. Изразец «красный». Начало XVII в. Глина.

10. Изображение коня для трехгранно-выемчатой резьбы.

На рисунках в ряду стилизованных коней есть деревянный. Он вырезан из толстой пластины темно-серого мореного дуба и вставлен в головку городецкой прялки. Фактура мореного дуба диктовала простые, обобщенные силуэты. Плотная древесина пластинки при изображении коня на прялке не позволила мастеру вырезать мелкие детали. В силуэт включены только голова, шея, туловище и хвост. Народные мастера знали художественные особенности дерева и использовали их при создании уникальных декоративных образов (рис. 7).

Все эти примеры показывают, что мастер декоративно-прикладного искусства должен обобщать и упрощать изображение с учетом пластических свойств используемого материала.

На характер декоративного образа большое влияние оказывают техника работы инструментами и технология обработки. Приведем несколько сравнений. У дымковского глиняного коня маленькая головка и крепкая шея, толстые прочные ноги. Устойчивая форма игрушки вызвана тем, что лепили ее из сырой глины. Чтобы конь мог удержаться на постаменте при обжиге и не «сплыть» вниз, его нижняя часть умышленно сделана массивной. Из глины выполнен и рельеф на «красном» московском изразце XVII в. (рис. 9). Но передан он более изящно, так как до обжига конь «не стоял на ногах», а был вмазан в плиту изразца. Мастер смело изогнул коню шею, сделал ее стройной, даже изящной, с тяжелой, крупной головой. Ноги значительно тоньше, чем у кировской игрушки, и согнуты. Различная техника исполнения позволила внести абсолютно непохожую стилизацию в одном материале.

Посмотрим, как конь выглядит в древесине. Вот конь «бодро везет» всадника с соколом. Работа острыми резцами по мягкой липе дала возможность передать детали: копыта, гриву, челку коня, расчесанный хвост (рис. 8). Если сравнить его с рубленым коньком, установленным на крыше дома вологодским плотником, заметна разница в степени упрощения, так как конь на крыше выполнен не резцами-стамесками, а топором и долотом (рис. 12).

Если изобразить коня в геометрическом декоре трехгранно-выемчатой резьбы, то выглядеть он будет совершенно иначе (рис. 10), хотя материалом для его воплощения также будет служить дерево.

Конечно, не следует думать, что в указанных материалах изображения могут выглядеть только так и их нельзя стилизовать иначе. Это неверно. Манера работы и творческая фантазия у каждого мастера своеобразны, несмотря на то что материал и объекты изображения едины. У каждого будет своя степень обобщения и упрощения, своя мера, свой стиль и почерк. Главное, нужно стремиться к сохранению и наиболее полному использованию декоративных свойств материала с учетом технологии его обработки.

11. «Полтавская баталия». Начало XVIII в. Резьба по кости.

12. Конек крыши. 1860-е годы. Вологодская область.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Чеканка, инкрустация, резьба по дереву

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

К данному материалу относятся разделы:

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Похожие материалы:

Окись углерода

Реферат Тема: Окись углерода (угарный газ). Первая помощь при остром отравлении. Окись углерода как промышленный яд.

Язык телодвижений

"Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)" Совокупность Жестов. Жесты в Различных Обстоятельствах Повседневного Общения

Ырғақ бұзылысын емдеуде аталған кардиотропты препараттардың қайсысы қолданбайды

Қарттарда жыбыр аритмиясының тұрақты түрінде жүрек соғуның сиреуіне тағайындалатын таңдамалы препаратты ата. Аталған себептердің қайсысы Морганьи-Эдемс-Стокс ұстамасында жиі кездеседі

Определение концентрации оптически активных веществ с помощью поляриметра

Лабораторная работа. Изучить устройство поляриметра и определить удельное вращение и концентрацию сахарозы в растворе, определить дисперсию оптической активности раствора сахарозы.

Екзаменаційні питання до дек з дисципліни “Міжнародні економічні відносини”