РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА — Чеканка, инкрустация, резьба по дереву | iFREEstore

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

Издавна русский человек, справив избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезывание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домдвая (глухая, накладная, прорезная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоско рельефная (заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народных художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т. п. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы св,оих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы- создав-али ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до и. э.).

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, острой передачей характерных движений. Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V — II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X — XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах (рис. 61).

61. «Ковш-конюх». Тверская губерния. Начало XIX в.

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.

Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами.

Среди мелкой деревянной пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290 — 1340 гг.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия — церковного резчика и скульптора Троице-Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита.

В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства — царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. «Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план рельефа XIV и XV вв.» [Двойникова Е. С, Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1972, с. 23].

Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. дворец для царя Алексея, который очевидцы называли восьмым чудом света.

На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Он состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крутыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью.

В романе «Черные люди» писатель Вс. Иванов подробно описывает это событие.

«По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету...

62. Дом Ошевнева в Кижах, Декор фронтона. XIX в.

Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники — узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими — с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто» [Иванов В с. Черные люди. М, 1962, с. 5 -3].

Этот дворец, как бы вынутый из волшебной шкатулки, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Во всей силе проявилось самобытное искусство в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с товарищами.

63. Гребень прялки. Вологодская губерния. XIX в.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нар-тов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I.

Работы русских народных резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными были работы, созданные в глубинах России, в деревнях и селах. Примечателен декор деревенских изб, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов (рис. 62). В нем сочетаются прорезная и накладная резьбы с рельефными изображениями на гладком фоне.

Многообразны исполненные с любовью русские прялки. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера. С ней не расставались даже в гостях. А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу. Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок.

Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора прялок. Все свое умение резчики вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце, дополняя резьбу яркой раскраской (рис. 63).

64. Деталь прялки. Ярославская губерния. XIX в.

Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой. Нередко изображали жанровые сценки (рис. 64).

В деревне Касково Нижегородской губернии прялки были совсем другие — гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба.

В каждой области бытовали особые формы прялок и характер их декора.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII в. на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников (рис. 65). В XIX в. на пряничных досках изображали птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (рис. 66).

Желая сохранить в народе это самобытное, подлинно русское искусство, передовые люди во второй половине XIX в. создали в подмосковной усадьбе Абрамцево центр резьбы по дереву. Была создана художественно-столярная мастерская, которой заведовала художница Елена Дмитриевна Паленова. По деревня» и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей.

В числе учеников Абрамцевской сельской школы — столярной мастерской оказался сын плотника из деревни Кудрине Василий Ворносков, который стал впоследствии основоположником нового стиля кудринской резьбы.

65. Пряничная доска. XVIII в.

Дерево остается одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Целые фабрики и творческие объединения работают на этом сырье. Только в Российской Федерации в 1970 г. насчитывалось более пятидесяти народных промыслов и промышленных предприятий, работавших с деревом [Художественные промыслы РСФСР. Справочник. Сост. В. Г. Смолицкий, 3. С. Скавронская. М., 1973].

66. Пряничная доска. XIX в.   67. Д. Барашков. «Лесорубы».

Под хохломскую роспись точат посуду, изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрешек в городе Семенове Горьковской области. В поселке Лопатовском Кировской области действует промысел, где создают всемирно известные художественные изделия из березового капо-корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и т. д.). Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву. За последние годы появляются новые предприятия по художественной обработке дерева. Предприятие народных промыслов «Коду» в Эстонии ежегодно поставляет в продажу новинки из дерева, расширяют ассортимент Вильяндиский, Пярнуский, Таллинский лесхозы.

Тираспольская фабрика сувениров выпускает красочные матрешки, разнообразные деревянные сосуды с резьбой, инкрустацией, росписью. Она вступила в строй лишь в начале 1974 г., но уже имеет заказы из ГДР, Франции, ФРГ.

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков — образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен. От прошлых веков сохранились здесь произведения А. Я. Чушкина, Я. П. Бобловкина, Д. В. Барашкова (рис. 67). Издавна славились работы Степана Шурыгина, красотой и народным юмором отличались композиции П. Барденкова.

Заслуженные художники РСФСР В. С. Зинин, Н. И. Максимов, мастера А. А. Пронин, В. С. Шишкин вводят в традиционные игрушки и скульптуры современную тематику. На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. богородским резным изделиям была присуждена серебряная медаль.

Лучшим богородским резчиком сейчас по праву считается И. К. Сту-лов. Немало его работ экспонировалось на международных и всесоюзных выставках. Его композиции отличаются высоким техническим мастерством, художественной выразительностью, добрым юмором. Он широко использует мотивы народных и пушкинских сказок: «Сказка о золотом петушке», «Вершки и корешки», «Охотник с тетеревом», «Суп из топора». И. К. Стулов создал композиции на современные темы: «Колхозная бригада», «Чабан с ягненком», серию «Женщины Великой Отечественной войны». Резные произведения И. К. Стулова украшают музеи Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны.

Сегодня на Богородской фабрике резных художественных изделий трудятся талантливые молодые мастера. Среди них — И. Чибисов и М. Перегудов. В их работах на современную тематику находят свое дальнейшее развитие национальные традиции русского резного дела.

В городе Хотьково Московской области создаются декоративные деревянные изделия — блюда, штофы, ковши в своеобразной кудринской технике (от старинного русского села Кудрино) (цв. ил. 19). Здесь мастер В. П. Ворносков вместе со своими сыновьями создал особый стиль и вырезал немало интересных композиций, составляющих оформление общественных зданий.

Работе с деревом посвящают свое творчество многие известные скульпторы. Дерево было излюбленным материалом у С. Т. Коненкова, В. А. Ватагина, Эрзя.

68. И. Стулов. «Царь Додон и Звездочет».

Более полувека отдал творческой деятельности московский художник Л. А. Кардашев, которого называют поэтом деревянной резьбы. Его произведения отличаются истинно русским, традиционным народным духом, виртуозностью техники, новизной тематики. Одно из известных произведений Л. А. Кардашева — грандиозный фронтон из карельской сосны на одном из павильонов ВДНХ.

Русское резное искусство достойно представляло нашу страну на многих международных выставках. Недавно, в 1973 г., жители Парижа увидели уникальную выставку «Великие традиции русского дерева». Более четырехсот экспонатов размещалось прямо на станциях метро и в витринах магазинов.

Резьба по дереву — национальный вид искусства для многих народов нашей страны. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. На Карпатах резьба по дереву соседствует с инкрустацией костью, перламутром и цветным бисером.

В 1968 г. на юбилейной выставке «Декоративное искусство СССР» всеобщее внимание приковало резное деревянное панно художницы из Молдавии Л. Янцен «Часы и звери», а также декоративный столб с многофигурными композициями «Праздник осени» художника Ю. Барончука.

Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтийских республиках. Литовская народная резьба по дереву была представлена в апреле — мае 1973 г. в Ленинградском музее этнографии. Особый интерес вызвали скульптуры А. Мажеки, А. Жимантаса, И. Визбараса, П. Папшиса, И. Ужкурниса.

В 70-е годы на улицах и площадях литовских городов, на околицах сел и просто в поле создаются оригинальные монументальные ансамбли. Битве литовцев с меченосцами в 1236 г. посвящен монумент В. Лукошайтиса, 3. Вайшвила и других, созданный в 1973 г. из дубовых стволов. В Литве проводится традиционный праздник — «День всех ремесел». В 1973 г. в Крытинге, а затем в Вильнюсе проходил праздник резчиков по дереву. Позже творческий семинар резчиков был повторен в городе Шауляй. По его окончании в городе на улицах и площадях остались деревянные скульптурные ансамбли.

Газета «Правда» в одном из номеров отметила ансамбль из дубовых стволов, поставленный литовскими резчиками на кургане Жвягиняй. Здесь в 1941 г. фашистские каратели уничтожили население деревни Аблинга. В композицию, созданную за короткий срок архитектором Д. Юхневичен-соном, графиком И. Шилинскасом и мастером В. Майорасом, вошли более 30 резных скульптур пяти- и восьмиметровой высоты.

Аблингский ансамбль органически вписался в литовский пейзаж. Он как бы воскресил начавшие замирать здесь традиции крестьянской монументальной деревянной скульптуры.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вийа.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трехгранно-выемчатая резьба. Выдающимся современным армянским резчиком по дереву считается А. Азатян.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступках, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звезд, розеток, всевозможных треугольников. Наряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя ее форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкессии из поколения в поколение передается искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. В обиходе семьи горца встречаются двуручные ковши для айрана, деревянные блюда для печеных изделий и мяса, различного рода черпаки и ложки. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клееного шва — целиком из куска дерева. Любая склейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов — капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъемные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект (рис. 69).

Хранителем и продолжателем народных традиций в резьбе по дереву является Ю. М. Герюгов из г. Карачаевска. Ю. М. Герюгов известен как один из самобытных мастеров народной кавказской резьбы. Его резная мебель и посуда отличаются удивительной простотой, ясностью орнаментального декора, глубоким знанием тайн дерева. Дом Герюгова — своеобразный музей резного искусства, в котором и дети и взрослые могут увидеть уникальные образцы предметов быта.

С 1970 года он работает учебным мастером на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Его увлеченность народным искусством, глубокое знание традиционных приемов деревянной резьбы привели к нему многих студентов. В свободное время и на занятиях в институте будущие учителя постигают древнее искусство.

69. Двуручный ковш с деревянной цепочкой.

70. Н. Чоморян. Декоративное блюдо. Плоскорельефная резьба.

Издавна горцы приобретали мастерство в процессе вырезывания неразъемных цепочек на крупных клубнях картофеля. Теперь в распоряжении студентов пенопласт — легкий и удобный в работе материал. Освоив приемы работы на пенопласте, они переходят к мягким породам дерева. Ученики Ю. М. Герюгова работают в разных концах Карачаево-Черкессии, продолжая традиции древнего кавказского искусства. Теперь деревянные изделия с неразъемными цепочками — ковши, ложки, ручки для письменного стола — украшают быт многих семей горцев.

В Карачаево-Черкесской автономной области растет новое поколение талантливых резчиков. Целая группа специалистов окончила художественно-графический факультет местного педагогического института. На рисунках 70 — 74 показаны работы молодых резчиков Н. и С. Чоморян, Р. Тебуева, В. Гнатюк. Можно много ожидать от выпускников С. Салпагарова и А. Алиева. «Резьбой по горбылям» занимается В. Зверева. Она использует самые сучковатые, самые, казалось бы, непригодные для столярных и плотницких операций горбыли, замечая затаенные в них неожиданные выразительные образы (цв. ил. 21).

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура, воспроизведенные на картине В. В. Верещагина.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому — великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

71. С. Чоморян. Кружка. Геометрическая резьба.

72. С. Чоморян. Подсвечник. Геометрическая резьба.

Техника среднеазиатской резьбы весьма разнообразна — это трехгранно-выемчатые узоры под названием «багдади», тончайшая ажурная решетчатая «панджара», рельефная с подобранным фоном «паргори», с множеством разновидностей растительного характера — «ислими» и геометрического — «гирих».

73. В. Гнатюк. «Московский Кремль». Трехгранно-выемчатая резьба.

74. P. Tебуев. Декоративная орнаментальная композиция.

В наши дни резное дело сохранилось в работах замечательного резчика К. Хайдарова из Коканда, который развивает лучшие традиции в этом виде искусства.

За последние годы открыто своеобразное «резное наследие» мордвы. Целый мир резного богатства обнаружен в районе нынешней Горьковской области. Найдены тысячи предметов, покрытых богатейшей резьбой. Особый интерес вызывают орнаментированные цилиндрические свадебные сундуки.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из березового капа. Поверхность чашек покрыта контурным или трехгранно-выемчатым узором. Из современных резчиков Якутии выделяется П. Г. Романов из села Борогонцы Усть-Алданского района. Он выполняет тончайшие работы из капо-корешков.

Известен в нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев.

На севере и юге, на западе и востоке бескрайней территории СССР, в крупных городах, маленьких деревнях и поселках резное искусство в течение многих веков неизменно в почете. Оно «согревает» души людей своим теплом, открывает простор фантазии, как бы связывает нашу старину с современной жизнью.

Резное дерево широко применяют в оформлении интерьеров. Например, для Дворца бракосочетаний г. Александрии Ровенской области художник-резчик П. Прядько создал несколько разных панно на фольклорные темы.

75. Володя Ершов. «Лель»

Резьба по дереву разнообразит интерьеры Московского государственного университета на Ленинских горах и Театра им. Алишера Навои в Ташкенте. Она широко и разнообразно представлена в оформлении павильонов ВДНХ. Один из павильонов выставки — «Профтехобразование» — привлекает особое внимание посетителей ежегодно меняющейся экспозицией художественных изделий из дерева.

В настоящее время многие профессионально-технические училища нашей страны ввели в курс обучения художественную обработку дерева. Лучшие работы молодых мастеров демонстрируются в Москве. В 1976 — 1977 гг. на выставках показали композиции, продолжающие лучшие традиции народного искусства, учащиеся ПТУ № 15 г. Бобруйска, ГТУ Львовской области, ПТУ № 20 г. Варена Литовской ССР, № 8 г. Еревана, № 3 г. Ивано-Франковска, № 5 г. Черновцы, № 74 и 84 г. Баку, № 64 г. Москвы, № 32 г. Свердловска, № 17 г. Риги.

Художественной обработкой дерева занимаются в свободное время многие школьники. С 1961 г. работает студия при Ленинградском Дворце культуры им. Ленсовета. Руководитель — Ф. Ф. Балакирев.

В школе № 23 г. Мытищи Московской области учитель В. А. Котель-никова руководит кружком старшеклассников. Летом занятия продолжаются в пионерлагере «Лесной». В средней школе № 10 того же города учитель изобразительного искусства Т. Р. Деметр ведет занятия по художественной обработке дерева. Существует такой кружок и при Мытищинском Доме пионеров.

В летнем пионерском лагере занимаются резьбой по дереву и плетением из лозы вильнюсские школьники под руководством народных мастеров Т. и И. Бубляускасов.

На республиканской выставке общеобразовательных школ Эстонской ССР были представлены резные и токарные работы по дереву. Позже они экспонировались в Москве. Многие из экспонатов были отобраны на международные выставки.

Большой резонанс у нас в стране и за рубежом получили брянские деревянные скульптуры, вырезанные из стволов погибших деревьев в Парке культуры и отдыха им. А. К. Толстого. Печальная участь ожидала парк — каждый год здесь спиливали по 10 — 12 могучих стволов. Болезнь поразила деревья. Чтобы не пилить под корень столетние великаны, а дать им новую жизнь, директор парка В. Д. Динабургский решил попробовать резать скульптуры из оставленных на корню деревьев. Нужны были мастера-энтузиасты.

76. Деревянные скульптуры а парке города Брянска.

Первыми откликнулись бывшие воспитанники ПТУ, модельщики завода дорожных машин И. Ф. Жданов и В. С. Михайлов. Впоследствии к ним присоединились художники-любители юрист по образованию Б. А. Зубарев и слесарь контрольно-измерительных приборов В. X. Орлов. Аллеи парка приобрели новый, не виданный ранее облик (рис. 76).

Зимой 1962 г. самодеятельным художникам стали помогать школьники VIII — IX классов. Их привел К. И. Могут — руководитель кружка городского Дворца пионеров. Долгие годы до работы в кружке К. И. Могут был главным архитектором Брянской области. Уйдя на пенсию в 1962 г., он все свое время в течение 10 лет до последних дней жизни отдал воспитанию школьников, развивал в них стремление к творчеству, к красоте.

77. Работа учащихся «Емеля». Резная композиция.

Под руками ребят погибшие деревья обрели сказное звучание. Володя Ершов искусно вырезал композицию «Лель» (рис. 75). Фигуру лесного музыканта оживляют трепещущие пятна света и тени. Творческая группа ребят — Виктор Денисюк, Саша Ковалев, Юра Нечаенко и Ярослав Сто-класка — создала композиции на темы народных сказок и преданий «Еме-ля» и «Деснянка».

Вот уже 12 лет с лукавой хитринкой в чуть прищуренных глазах встречает посетителей парка «Емеля» (рис. 77) из русской сказки «По щучьему велению». Рядом с ним — статная, горделивая героиня древней легенды «Деснянка» (рис. 78).

Выросли те ребята. Работают на предприятиях Саша Ковалев, Юра Нечаенко, Ярослав Стокласка. Стали инженерами-механиками Виктор Денисюк и Володя Ершов, окончив технологический институт. Разные профессии получили бывшие школьники, но думаю, что навсегда сохранили они то доброе чувство, которое приобрели, создавая на радость людям свои сказочные творения. Вдохновенная работа над резными композициями не прошла даром. Она эстетически обогатила их, привила любовь к труду, на всю жизнь зажгла в душе огонек творчества.

Резные деревянные композиции из стволов деревьев встречают детей в зонах отдыха около Петропавловской крепости в Ленинграде, на стрелке в Орле; широко известна Ялтинская поляна сказок (рис. 79, 79 а). Творческое содружество взрослых и детей приносит свои плоды.

78. Работа учащихся «Деснянка». Резная композиция.

79. Ялтинская поляна сказок. «Иванушка с гармошкой». Резьба по дереву.

19г.. Ялтинская поляна сказок. «Царь Горох и иаревна Горошина». Резьба по дереву.

Долго можно рассказывать о кружках и студиях художественной обработки дерева в нашей стране. Ведь занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, как правило, любимы школьниками всех народов нашего многонационального государства.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Chekanka.doc

Chekanka.doc
Размер: 5.7 Мб

.

Пожаловаться на материал

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Чеканка, инкрустация, резьба по дереву

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

К данному материалу относятся разделы:

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Похожие материалы:

Философия

Ответы на вопросы по философии

Социальное прогнозирование и проектирование

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа; философия социального проектирования. Понятие футурологии, поисковый и нормативный прогноз, аппарат прогнозирования, синергетическое мышление.

История России

Образование Древнего государства. Борьба Руси с захватчиками. Правление Ивана Грозного. Смутное время, русское самодержавие. Внутренняя и внешняя политика. Политика России.

Дневник преддипломной практики

Дневник: Для студентов педагогических колледжей.

Физическая культура, спорт и оздоровление

Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.