ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК — Чеканка, инкрустация, резьба по дереву | iFREEstore

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Чеканка — один из древнейших видов художественной обработки металла.

Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.

С давних времен широко была распространена чеканка и на территории нашей страны. Уже в домонгольской Руси было известно несколько разновидностей чеканных работ: плоскостные, рельефные композиции, а также узоры, выполненные особой, орнаментально-пуансонной техникой.

О высоком развитии этого искусства в Древней Руси можно судить по находкам археологов. Обнаруженные клады относятся ко времени нашествия батыевых орд (1237 — 1241 гг.).

Для северных городов в IX — X вв. была характерна пуансонная чеканка [Пуансон — стальной стержень в форме чекана, на боевой части которого выгравирован фигурный элемент.]. В Новгородской области найдены тонкие пластинки из серебра с различными пуансонными орнаментами в виде небольшого кружка или треугольника.

Нередко среди новгородских, псковских, смоленских и суздальских изделий можно встретить довольно сложные узоры из прерывистых линий, выполненные особым пуансоном — зубчатым колесом с 24 делениями. Среди находок — оковка турьего рога из так называемой «черной могилы» — высокого кургана в районе Чернигова (X в.). На золотистом фоне отчетливо проступают фигуры людей, птиц, различных сказочных чудовищ (цв. ил. 5).

Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в. Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), широко развитый в X и в первой половине XI в., постепенно заменяется басменым тиснением. Тонкий лист металла накладывают на матрицу и покрывают свинцовой пластинкой. Затем ударами молотка по прокладке передавливают изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом. Считается, что появление тисненых изделий (височные кольца) относится к середине X в.

Объемная, выпуклая чеканка выполнялась иначе: работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны. Это позволяло вытягивать участки металлического листа и получать высокорельефные изображения. Чтобы не прорвать металл, работали на вязкой и прочной основе — смоле. Так сделан узор на шлеме князя Ярослава Всеволодовича (1216 г.). Здесь вместе с фигурой архангела хорошо видны барсы, грифоны (цв. ил. 6). Другой пример — новгородские сосуды с фигурно изогнутыми ручками. Они созданы в конце XI — начале XII в. мастерами Братилой и Костой. На рельефах — фигуры людей и виноградные листья. Сохранилось множество изделий для церквей, соборов и монастырей — оклады икон, сио-ны, кресты, чаши, кубки, братины, блюда.

Монголо-татарское владычество приостановило развитие искусств и ремесел. Отдельные виды художественной обработки металлов полностью исчезли на русской земле вместе с угнанными в неволю талантливыми мастерами.

Только после освобождения русский народ сумел возродить искусство чеканки.

На рубеже XVI — XVII вв. широко распространяется басменое тиснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границе соседних узоров. Мастера работали главным образом с медными литыми или гравированными матрицами. Сохранились оклады икон и украшения книжных переплетов.

Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI — XVII века. В этот период в Ярославле и Сольвычегодске, Казани и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши для пива и кваса, братины, кубки, кунганы, ендовы, сулеи, ларцы, коробки, рамы для зеркал, футляры для очков. Рисунок покрывал нарядные доспехи, конскую упряжь. С особым изяществом изготовлялись жалованные ковши, предназначенные в качестве наград за отличие в воинских делах или гражданских службах. Изысканную форму дополняли узор и дарственная надпись (цв. ил. 7). Наиболее совершенными из сохранившихся считаются серебряные братины думного дьяка П. А. Третьякова (начало XVII в.) и дьяка Ф. Н. Апраксина (вторая половина XVII в.).

Изделиями из металла славились мастера Кремлевской Оружейной палаты, «своеобразной академии художеств допетровской Руси». Сюда отовсюду собирали умельцев по царскому указу. Здесь работали бывшие новгородцы, рязанцы, ярославцы и другие мастера. При изготовлении утвари они чаще всего применяли мелкий чеканный или гравированный травный узор, заполнявший всю поверхность изделия. На музейном стенде обращает на себя внимание братина дьяка Михаила Данилова (рис. 13). Старинные летописи сохранили имена выдающихся русских мастеров. Василий Андреев (годы творчества с 1685 по 1699) славился художественными работами по серебру, делал матрицы для чеканки монет. Уникален парадный шлем царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Никитой Давыдовым в 1621 г. и украшенный чеканкой, гравировкой, позолотой, эмалью и драгоценными камнями (цв. ил. 8).

13. Братина дьяка Михаила Данилова. XVII в. Серебро.

В XVII в. чеканные пластины — бляхи — из золота и серебра оживляли строгие стальные кольчуги. На боевых топорах и бердышах тех времен — ажурный узор из декоративных зверей, птиц и растений. Украшением военного снаряжения славился мастер Нил Просвист. Богатством фантазии отмечена парадная упряжь посольских коней. «С разодетыми всадниками выводили их по нескольку сотен, когда принимали иностранных послов, чтобы ошеломить богатством русского царя» [Левинсон Н. Р. Мастера-художники Москвы XVII века. М., 1961, с. 26]. Эмаль, филигрань, драгоценные камни, чеканные золотые и серебряные пластины на седлах, сбруе и наколенниках украшали коня.

Для XVIII в. характерно дальнейшее развитие искусства художественной обработки металла. Наряду с Москвой во многих городах России в этот период создаются произведения декоративно-прикладного искусства в технике чеканки.

Отличными мастерами славились Петербург, Великий Устюг и Тобольск, Вологда и Тула. В России постепенно стало традицией украшать не только предметы светского и церковного быта, но и замки, медальоны, металлические детали парадного оружия.

Самыми выдающимися оружейниками XVIII в. считаются тульские мастера. Туляки славились не только изготовлением оружия. Их самовары и предметы сервировки чайного стола — подносы, чайники, чашки, полоскательницы из серебра, бронзы и меди, украшенные узорами из растительных гирлянд, известны во всем мире.

Сольвычегодск и Великий Устюг поставляли России всевозможные подносы, разнообразные по отделке. Узоры из птиц, деревьев, цветов и листьев покрывали борта или днище, нередко то и другое. Техника выполнения рисунка разнообразна: здесь и плоская сквозная просечка, и гравировка; в массовом производстве — художественная штамповка.

В XVIII в. художественная обработка металла, в том числе и чеканка, достигла совершенства на Украине. Достаточно назвать богатейшие но орнаментике оклады для многоярусных резных иконостасов в соборах и храмах Киева и Львова. Среди украинских мастеров XVIII в. славились своими работами П. Волох, И. Равич, 3. Завадовский. Их чеканки по серебру отличались виртуозностью исполнения, пышностью узора, богатством фантазии и в то же время спокойствием и соразмерностью композиционных элементов.

Неистощимыми на выдумку были умельцы Средней Азии. Религия запрещала им изображать живые существа, и на протяжении многих веков они создавали орнаментальные композиции, нередко вплетая в них поэтические строфы. Центром восточной чеканки принято считать Бухару. Отсюда мастера, кочующие в поисках лучших условий жизни и труда, разносили свое искусство, путешествуя из города в город. Пользовались успехом изысканные по форме сосуды для воды, курительные приборы, умывальные чаши, блюда для фруктов и плова. Рядом с чеканкой на этих предметах выполнялись гравировка и инкрустация бирюзой и цветным стеклом.

Кавказским чеканкам, ведущим свое начало от древнейшего искусства Сванетии и Хевсуретии, насчитывается более трех с половиной тысяч лет. Сохранились древние иконы, а также женские ювелирные украшения, серебряные ожерелья, браслеты, перстни.

Искусство грузинской чеканки прошло через многие столетия, сохранив лучшие традиции древних мастеров. В XVIII — XIX вв. в Грузии в богатых домах были популярны серебряные сосуды для вина, на поверхности которых изображались сцены охоты. Традиционными сюжетами также были лань в когтях разъяренного барса, битва гуся с коршуном, зайцы, преследуемые собакой. Нередко воспроизводились народные празднества и свадьбы.

14. В. Мухина. «Рабочий и колхозница». Металл.

Богатейшими художественными традициями известно искусство народов Дагестана. Начиная с XII в. медночеканным производством славились аулы Кубачи, Кумух и несколько позднее — Гоцатль. Традиционными изделиями горцев были всевозможные кувшины для воды, кухонная посуда, декоративные настенные блюда и подносы из красной меди, ювелирные изделия.

Весьма своеобразны кубачинскне кувшины с растительными и геометрическими орнаментами (цв. ил. 9). Предание гласит, что первым мастером в ауле Гоцатль был Ахкубек. Известно имя другого старинного мастера — Муса.

В XVIII — XIX вв. привлекли внимание чеканные женские пояса, созданные в Якутии. Они состояли из 15 — 16 пластинок с полугеометрическим-полурастительным узором. Две или три более крупные пластинки были украшены сценами охоты или всадниками, львами и птицами.

Сохранились бурятские ювелирные изделия тех времен в технике чеканки, гравировки, насечки, филиграни, черни, эмали, а также посуда — чаши, кувшины, блюда, курильницы, туалетные наборы, пуговицы. Якуты использовали сплавы из латуни и бронзы.

Чеканка — это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Техническую разновидность чеканки — дифовку [«Дифовка... — прием холодной обработки листового металла, производимой непосредственно ударами молотка...» (Ф л е р о в А. В. Технология художественной обработки металлов. М., 1968, с. 147)] — использовали с давних времен для выколачивания щитов, шлемов, рыцарских лат. Позже этот способ стали применять при создании огромных монументальных скульптур. В 1820 — 1830-х годах была выполнена из листовой меди по модели скульптора С. С. Пименова монументальная группа «Аполлон на колеснице» для Александрийского театра в Петербурге. Несколько позднее (в 1863 г.) аналогичная работа была изготовлена для Большого театра в Москве.

С середины IX в. в сочетании с дифовкой стали использовать технологию гальванопластики, позволяющую точно репродуцировать наиболее ответственные участки фигуры. Вместе с дифовкой и чеканкой гальванопластика с середины XIX в. прочно вошла в технологию монументального искусства.

Наиболее значительным произведением, выполненным в технике дифовки, является скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная по проекту В. И. Мухиной для павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 г. (рис. 14).

Скульптура сделана из светлого легкого металла — тонких листов нержавеющей хромоникелевой стали. Отдельные ее части выколачивали на деревянных колодках мастера-жестянщики под руководством Мухиной и главного инженера завода «Стальмост» П. Н. Львова. Готовые детали сваривали и крепили на мощном балочном каркасе. Тонкая (0,5 — 1,0 мм), прочная, гибкая, годная для ковки, штамповки и сварки сталь по своим технологическим показателям была самым лучшим и современным материалом для такого рода работы.

15. И. Бабян. «Укрощенный тигр». Декоративная композиция.

Этим же способом сделана из меди семиметровая фигура В. И. Ленина в Ереване (1938 — 1939 гг.) по модели скульптора С. Д. Меркурова мастером И. М. Овчинниковым. Этот же мастер выполнил по моделям И. С. Ефимова и А. Н. Кордашева скульптурные группы «Север» и «Дельфины» для Химкинского речного вокзала.

В 1952 — 1953 гг. по проекту Г. И. Мотовилова техникой дифовки были выколочены из красной меди четыре двухфигурные группы для Главного павильона ВДНХ в Москве. Из последних работ такого рода выделяется Обелиск в честь первооткрывателей космоса в Москве (цв. ил. 1).

В многонациональном советском искусстве кавказская чеканка достойно представлена произведениями современных художников Армении — прекрасными декоративными блюдами Н. Куюмджана, Ж. Чулояна, монументальными рельефами и пластинами И. Бабяна с изображениями могучих тигров и орлов (рис. 15). Наполнены глубоким содержанием его портреты, среди которых выделяется «Торос Рослин — живописец XIII в.». (триптих «Возрождение») (цв. ил. 10). Запоминаются ювелирные украшения В. Ацагорцяна.

Мастера чеканки Прибалтийских республик вписали интересную страницу в историю металлопластики.

16. Н. Раба. Декоративная композиция. Железо. 17. Ю. Сепп. Декоративная ваза. Сталь.

Ювелирной виртуозностью отличаются работы X. Пихельги. Художники X. Раадик и Н. Раба все внимание уделяют выразительности металлических форм, добиваясь цельности восприятия. В их работах чеканка соседствует с ковкой, порой незаметно переходя друг в друга (рис. 16).

Мастера Эстонии в последние годы наряду с медью освоили алюминий и сталь. Проводятся испытания пластических и эстетических свойств различных металлов. Хороших результатов добился художник Ю. Сепп из Таллина. Он творчески соединил новейшие технологические приемы обработки металла со старинными ручными. Применение электроэрозии позволило добиться интересных декоративных эффектов в работе с толстой (до 10 мм) листовой сталью. Отлично выполнена им толстостенная стальная ваза с изящной бахромой и широким многофигурным фризом по поверхности (рис. 17).

Свои работы эстонские художники строят как сложные живописно-пластические композиции. «Розовая лошадка» С. Раунам, созданная в 60-е годы, выполнена разнообразным изысканным рельефом. Здесь сочетаются условность общей формы с тщательной отделкой деталей (цв. ил. 11). На художественной выставке Прибалтийских республик в Москве в 1973 г. экспонировалось панно «Свадьба рыбака», где Раунам благодаря различным приемам обработки поверхности добивается на меди богатых живописных и фактурных эффектов.

Для искусства художественной обработки металла Прибалтики характерно соединение старинных традиционных приемов с новаторскими.

Произведения прибалтийцев украшают интерьеры общественных зданий различных городов Советского Союза, экспонируются во многих музеях.

В современном искусстве Литвы широко распространены разнообразно оформленные интерьеры ресторанов и кафе. Художница Т. Вайвадене в 1962 г. украсила зал кафе «Тарту»; в ресторане гостиницы «Гинтарас» К. Валайтис создал оригинальное декоративное панно, сочетающее сверкающие геометрические формы с матово-канфаренным фоном. Оно придает помещению ощущение праздничности.

Художницы Ф. Ушинскайте и Т. Вайвадене использовали в детском кафе «Пасака» сюжеты народных сказок. В залах ресторана «Дайнава» в Вильнюсе Л. Лочерис расположил гротескные маски музыкантов с инструментами, а К. Валайтис создал композицию по мотивам фольклора «Солнце и месяц». Это далеко не полный перечень работ вильнюсских мастеров декоративного металла.

18. В. Грачева. «Союз рабочих и крестьян». Медь.

19. X. Нурзбаев, «В. И. Ленин». Медь.

В последние годы особенно выделяются своим искусством мастера Грузии, в первую очередь заслуженный художник Грузинской ССР, скульптор Ираклий Очиаури. Первой современной чеканкой принято считать его работу «Портрет скульптора Якова Николадзе», экспонировавшуюся в 1953 г. на Грузинской республиканской выставке. С тех пор за двадцать с лишним лет вокруг Очиаури образовалась целая плеяда талантливых мастеров чеканки: Г. Габашвили, К. Гурули, Д. Кипшидзе, A. Горгадзе, М. Цалкаламанидзе и др. В настоящее время чеканные работы прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий Советской Грузии. С большим мастерством исполнены чеканки для Дворца бракосочетаний в Тбилиси. Воплощенные в металле, портреты деятелей культуры древности украсили здания редакции Грузинской советской энциклопедии. В интерьерах теплохода «Шота Руставели» выполнены панно на темы знаменитой поэмы. Одна из последних работ Очиаури — многометровый чеканный фриз для павильона Советского Союза на Всемирной выставке «Экспо-70» в Японии.

Работы одного из современных мастеров Грузии — М. Кипшидзе, выполненные в 1960 г. на железе, экспонируются в залах Музея восточных культур в Москве.

Мастера чеканки создают не только красивые предметы, но и произведения с глубоким идейно-политическим содержанием. Большую тему единения рабочих и крестьян пытается решить в своей монументально-декоративной композиции В. Грачева (рис. 18).

Тема «Лениниана» органично влилась в различные виды искусства. В 1927 г. в честь 10-летия Советской власти художник В. Вапилов создал декоративное медное блюдо в чеканке с рельефным изображением

B. И. Ленина. А в 1972 г. образ вождя создал молодой скульптор X. Нурзбаев (техника дифовки из медного листа; рис. 19).

20. Ю. Грушевский. «На медведя». Композиция в круге.

В 1967 г. специально для Государственного Исторического музея в Москве была создана композиция «Перед штурмом Зимнего» (алюминий). Автор — Р. В. Саркисян. В основу ее сюжета легли материалы истории Октябрьской революции.

Искусство чеканки в настоящее время развивается во многих уголках нашей необъятной страны. Непременной деталью традиционной одежды жителей Таймыра являются пластинки и бляшки с изображением гагары; нередко украшают и оленью сбрую. На художественных выставках появляются работы талантливых башкирских чеканщиков. На рисунке 20 — работа на меди Ю. Грушевского «На медведя» (1968 г.).

В дни 50-летнего юбилея Советской Бурятии свердловчане и жители Улан-Удэ познакомились с работами бурятских ювелиров-златокузнецов: с изделиями из отбеленного серебра, выполненными в технике скани С. Сан-жиевым и его сыном М. Санжиевым, с кулонами, браслетами и серьгами мастера В. Уризченко. Тамошние мастера используют традиционные узоры из растительных завитков, драконов, львов, рыбок, изображают бутоны лотоса, сверкающие солнечные диски.

В Дагестанской АССР наряду с традиционной гравировкой и чернью по серебру (рис. 21) развивается искусство чеканки по меди, латуни. Как и в старину, кубачинцы изготовляют сосуды для хранения сухих продуктов и воды. Лучшим медночеканцем является Гаджи Абдулла Мамаев. Продолжают здесь бытовать и старинные котлы различных размеров, известные с XVIII — XIX вв. В мастерской потомственного литейщика М. Шай-танова принято декорировать крышки крупным выразительным узором.

На Выставке произведений художников автономных республик РСФСР из дагестанских работ обращали на себя внимание декоративная композиция А. Рустамова «Дагестан» и орнаментальное блюдо М. Магомедова с широким пластическим узором, расходящимся по дну и бортам.

Своими уникальными произведениями прославил Советский Узбекистан Л. Пазылов, внук потомственного мастера А. Мухамедова, около 150 лет назад принесшего искусство чеканки в Коканд и Ферганскую долину из Бухары. Характерная черта творчества Пазылова — использование современных светлых материалов — алюминия и мельхиора. Он работал в старинной традиционной манере, в которой создавали свои произведения лучшие мастера первой половины XX в. — X. С. Ниязов из Хивы и Ф. Аб-дуллаев из Коканда. Полные юмора композиции на мотивы народного узбекского эпоса В. Дегтярева пронизаны уважением и любовью к прошлому Узбекистана (рис. 22).

21. Г.-Б. Магомедов. Декоративная ваза. Серебро.

22. В. Дегтярев. «Ходжа Насреддин в Самарканде». Медь.

Молодые художники Тюмени А. Погорелый, В. Горбатов и Г. Засекин как бы соединяют древнюю историю Сибири с теперешними напряженными буднями. В их рисунках — сцены из жизни рыбаков и нефтяников, полярных летчиков и лесорубов.

На выставках последних лет встречаются скульптурные портреты и фигурные композиции из меди, выполненные техникой дифовки с выколоткой и чеканкой. Интересную скульптуру «Эвенк с рыбой» показал в 1972 г. на Всесоюзной выставке молодых художников М. Переяславец. В медночеканной фигуре, решенной крупными рельефными массами, причудливой игрой света и тени передан образ отважного рыбака Севера (рис. 23).

Изящными рельефами Ю. Александрова украшено здание нового цирка в Москве: «Дрессировщик», «Мим», «Прыжок льва» (рис. 24).

23. М. Переяславец. «Эвенк с рыбой». Медь.

24. Ю. Александров. «Прыжок льва». Медный рельеф.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Chekanka.doc

Chekanka.doc
Размер: 5.7 Мб

.

Пожаловаться на материал

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Чеканка, инкрустация, резьба по дереву

Пособие А. С. Хворостова посвящено таким видам художественной обработки материалов, как чеканка, инкрустация, резьба по дереву. Автор рассматривает эти виды декоративно-прикладного искусства как средство воспитания художественного вкуса, творческого воображения, фантазии ребенка.

К данному материалу относятся разделы:

ОСОБЕННОСТИ РИСУНКА И КОМПОЗИЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ЗАВИСИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ОТ МАТЕРИАЛА

ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ЧЕКАНЯТ ДЕТИ

МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ВАРКИ СМОЛЫ

МОЛОТКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

ПОДГОТОВКА РИСУНKA

НАСМОЛКА БЛЯШКИ

ПЕРЕВОД РИСУНКА НА МЕТАЛЛ

ОБВОДКА КОНТУРОВ РАСХОДНИКОМ И ОПУСКАНИЕ ФОНА

СНЯТИЕ БЛЯШКИ, ОТЖИГ И ОТБЕЛИВАНИЕ

ВЫКОЛОТКА РЕЛЬЕФА

ПОВТОРНАЯ НАСМОЛКА

ЧЕКАНКА БЕЗ СМОЛЫ

ОКСИДИРОВАНИЕ И ПАТИНИРОВАНИЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕКАНКИ

ИНКРУСТАЦИЯ С НАСЕЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИНКРУСТАЦИЯ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ИНКРУСТАЦИИ С НАСЕЧКОЙ

ПОДГОТОВКА РИСУНКА И ПЕРЕВОД ЕГО НА ОСНОВУ

ВКОЛАЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНКРУСТАЦИИ

ШЛИФОВАНИЕ ИНКРУСТИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ОКРАСКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ВЫСВЕТЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРОЗРАЧНАЯ ОТДЕЛКА

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕЗНОГО ИСКУССТВА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЗНОГО РЕЛЬЕФА

ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА РЕЗНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ПЕРЕВОД НА НЕЕ РИСУНКА

ОТДЕЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Похожие материалы:

Договор на проведение производственной практики студентов

Предметом настоящего договора является совместная деятельность Сторон по организации и проведению производственной практики студентов Университета

Рефреш и коррекция

Что это? От чего зависит необходимость проведения этих процедур? От чего зависит потребность в рефреше?

Гражданское право России

Гражданское законодательство. Гражданский кодекс РФ. Система гражданского права как отрасли права. Методы правового регулирования. Президент РФ и постановления Правительства РФ. Применение гражданского законодательства. Виды гражданских правоотношений.

Агентский договор. Пример

Образец агентского договора.  Стоимость и порядок взаиморасчетов.  Предмет Договора.  Форс-мажор

Система менеджменту інформаційної безпеки

Основні положення Системи менеджменту інформаційної безпеки (СМІБ) та особливості впровадження міжнародного стандарту інформаційної безпеки. Управління персоналом. Культура кадрового менеджменту