Культуроосвоение. Поликультурный подход

4.Объективные предпосылки этого механизма, процессы, обеспечивающие механизм культуроосвоения, факторы и условия, способствующие его развитию (анализ трудов С.И.Гессена, Зеньковского,Выготского,Давыдова,Кудрявцева)

Анализиуется «механизм культуроосвоения» (термин В.В. Давыдова), который обеспечивает вхождение ребенка в пространство родной культуры и поликультурное пространство. Выявляются объективные предпосылки этого механизма, процессы, обеспечивающие сам механизм культуроосвоения, факторы и условия, способствующие его развитию. Привлекаются труды С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и др.

Роль поликультурного обучения в развитии личности младшего школьника, его влияние на формирование личностных качеств и черт личности, на протекание и развитие психических процессов.

Важной задачей образования и воспитания подрастающего поколения в новых политико-экономических условиях в стране становится подготовка молодежи к жизни в поликультурной среде.

Отечественные ученые рассматривают поликультурное воспитание как важные составные части общего образования, как направленность содержания образования и воспитания на формирование у учащихся готовности к осознанному выбору культурных ценностей и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества (Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - С.7-8; Давыдов Ю.С, Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. – С.11). Реализация идей поликультурного воспитания в воспитательном процессе позволяет полнее удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает учащимся возможность полнее знакомиться с культурными достижениями других народов.

Поликультурное воспитание приобретают особую актуальность в полиэтническом и поликонфессиональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ в России конца XX -начала XXI века сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка в обучении, развитие, наряду с национально-русским, русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции. Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и подростков к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации, культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания и понимания учащимися культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Современными отечественными учеными ценности культуры рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человечества. Учитывая, что Россия является полиэтническим и поликонфессиональным государством, которое интегрируется в мировое образовательное пространство, современные отечественные ученые основное внимание уделяют разработке средств формирования поликультурной личности. Поликультурная личность - это высокообразованная, самодостаточная личность, способная сделать осознанный выбор гуманистических культурных ценностей, признающая право каждого человека на культурное самоопределение. Это личность, которая рассматривает разнообразие культур как источник самообразования и самосовершенствования. Поликультурная личность это человек, который представляет интересы определенной культурной группы и в то же время является патриотом своей страны и гражданином мира, т.е. принимает активное участие в решении глобальных проблем и осознает ответственность за судьбу планеты. Таким образом, цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и интеграции многокультурного мира.

Реализуя целевые установки в педагогической практике, поликультурное образование призвано:

- формировать у учащихся гуманистическую систему ценностей, отражающих реалии современного мира;

- дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества в многокультурном мире;

- формировать личностные качества учащегося, необходимые ему при вхождении в иную культуру, а также навыки и умения толерантного поведения в многокультурном обществе.

Из сказанного вытекают конкретные задачи поликультурного образования и воспитания:

- формирование планетарного мировоззрения; ориентация личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, высшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу;

- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, миролюбия и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям;

- культивирование уважительного отношения к людям представляющим различные культуры, к их языку, социальным ценностям;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание учащихся в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального долга;

- формирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма;

- воспитание веротерпимости, обучение способам мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.

В условиях поликультурного общества фундаментальной задачей образования становится воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей отечественной культуры и нравственности.

Технологии поликультурного образования и воспитания - это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами поликультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий. Первый тип - это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др. Второй тип технологий - это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учетом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии. Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся. Это работа по вариативным образовательным программам для тех, кто хочет изучать родной язык, или культуру другого народа; участие в деятельности культурных обществ; учебно-исследовательские задания. Особую роль играют интерактивные и проблемно-поисковые образовательные технологии, в ходе которых студенты приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае учащийся становится субъектом педагогического процесса, который строится при конструировании его непосредственного опыта.

5.Концепция поликультурного образования Д Бэнкса как основа технологии поликультного образования

Важно осознать, что поликультурное образование имеет многосторонний характер, что неоднократно подчеркивает Дж. Бэнкс в своих работах, указывая, что многие учителя и исследователи упрощают концепцию поликультурного образования, часто ограничивая ее только включением материала этнического характера в содержание уже существующих учебных планов и программ. Данный подход был широко распространен в 60-70-е гг. 20в. и выступал основной целью реформирования образования. Дж. Бэнкс назвал его ограниченным, поскольку без внимания оставались другие, не менее важные аспекты поликультурного образования (Banks 2003). В этой связи целесообразно обратиться к основным аспектам поликультурного образования, ставшим своего рода ориентиром для последующих разработок в этой области, которые выделил Дж. Бэнкс - директор Центра Мультикультурного Образования Вашингтонского университета:

1. Интеграция содержания. Данный аспект касается умений учителя выбирать из предлагаемого многообразия материала этнического содержания те примеры, которые помогут наилучшим образом объяснить учащимся ключевые понятия, теории и концепции конкретной дисциплины. Многие учителя ошибочно ограничивают свое понимание поликультурного образования только этим аспектом, полагая, что «к учителям биологии, физики или математики поликультурное образование не имеет никакого отношения» (Banks 2002:13). Дж. Бэнкс советует включать в содержание вышеназванных дисциплин факты биографий ученых - представителей разных национальностей и обоих полов - которые оставили свой след в науке, тем самым, интегрируя материал этнического и культурного характера в содержание урока. Очень важно разрушить неверный стереотип, что среди великих людей были только «мужчины белой расы».

2. Процесс конструирования знания. Данный аспект описывает то, каким образом учитель может помочь учащемуся проследить и понять степень влияния «имплицитных культурных предположений», стереотипов и предубеждений внутри той или иной дисциплины на процесс построения знания данной дисциплины. Иными словами, процесс построения знания зависит от расовой, этнической и социальной принадлежности индивида. К примеру, учащийся может проанализировать, процесс «увековечивания расизма в науке» благодаря генетическим теориям интеллекта, при помощи которых расисты пытались биологически обосновать расовое и национальное неравенство. В работах С. Гоулда представлен критический анализ теорий о несостоятельности небелой расы, которые господствовали в науке на протяжении 19-20 вв. Некоторые из них до сих пор используются в США при оценке результатов тестирования умственных способностей школьников (Gould 1996).

3. Устранение предрассудков. Данная область поликультурного образования охватывает исследования, касающиеся методов и приемов, используемых учителем для воспитания у учащихся позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам. Главная задача педагога - не позволить существующим неверным стереотипам относительно различных этнических и культурных групп перейти в предубеждения, изменить которые будет сложнее.

4. Педагогика равенства. Педагогикой равенства Дж.Бэнкс называет ситуацию, когда педагогическое мастерство учителя помогает создать равные условия для повышения академической успеваемости в классе всех учащихся независимо от их этнической, культурной, гендерной, религиозной и социальной принадлежности. Если учитель стремится помочь своим учащимся добиться более высоких результатов, ему необходимо знать «социальный и культурный контекст обучения» (Banks 2001). Иными словами, речь идет об умении учителя использовать свои знания о типичных моделях поведения тех этнических и культурных групп, представители которых имеются в классе и с максимальной пользой сочетать их с индивидуальными особенностями своих учащихся (темперамент, характер, способности, мотивы и интересы), которые в значительной степени влияют на поведение ребенка в различных ситуациях, его отношение к одноклассникам, учителю и школе в целом. Несмотря на различные рекомендации исследователей по изменению методики преподавания, работы в рамках данного аспекта поликультурного образования имеют общую черту - ученые едины во мнении, что учителю необходимо стремиться к тому, чтобы культурные особенности ребенка способствовали, а не препятствовали его успехам в учебе (Irvine, & York 2001).

5. Культура учебного заведения и социальная структура. Относительно данного аспекта поликультурного образования любое учебное заведение рассматривается исследователями, как сложное целостное социокультурное пространство, где царят свои правила, нормы и предписания, имеются свои законы и ценности, а также иерархия взаимоотношений. Большинство ученых едины во мнении, что представления учащегося о самом себе, своих способностях и талантах во многом определяются отношением к нему со стороны учителя, сверстников, администрации (Brookover, Beady, Flood, Schweitzer, Wisenbaker 1999). В этой связи многими исследователями поднимается вопрос о тесной взаимосвязи учебных ожиданий учителя от своих учеников и успеваемостью последних. Если учитель имеет высокий уровень ожиданий от учащегося, четко ставит задачи перед ним и помогает овладеть умениями, необходимыми для их решения, учащийся получает мощный стимул к достижению успеха. И, наоборот, низкий уровень ожиданий учителя заранее программирует воспитанника на неудачи, так как он перестает верить в свои силы, начинает воспринимать себя как неспособного хорошо учиться и в итоге теряет интерес к учебе.

Относительно рассмотренных аспектов поликультурного образования, на наш взгляд, пристального внимания заслуживает «процесс конструирования знания», так как он позволяет учащимся понять, каким образом знание явилось отражением интересов, идеологии и опыта тех, кто его создал; учит критическому восприятию любого материала; предоставляет возможность рассмотрения исторических и культурных событий с позиций различных этнических групп, что способствует более полному пониманию прошлого и настоящего опыта страны и поможет учителю и разработчику учебных планов и программ осуществить постепенный переход от простого наполнения содержания этническим компонентом к более сложным трансформациям с позиций мультикультурализма.

6. Образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях современных дошкольных учреждений

Образование является важнейшей функцией культуры, так как обеспечивает ее сохранение, трансляцию и потенциальное развитие. Культурологический подход к разработке модели профессионального художественного образования представляется перспективным и продуктивным потому, что позволяет рассматривать в интегративной совокупности характерные явления социальных процессов (деятельностных, нравственно - духовных, мыслительных), происходящих в обществе. Они находят свое отражение в разных типах культуры, как исторических, так и национальных.

Множество определений культуры, которые варьируются в зависимости от порождающего их материала, множественности взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в некоей исторической одновременности и многомерности, делают правомерным обозначение современного общества, как поликультурного по содержанию, формам и способам функционирования культуры.

 Основные  структурные  компоненты  модели  среды :  поликультурное  образование,  как  образовательный  процесс,  направленный  на  реализацию  целей  указанных  в  полученном  нами  определении  «поликультурное  образование»;  среда,  как  совокупность  условий, в  которых  организуется  поликультурное  образование  школьников;  информация,  как  знания,  которые  получает  человек  (потенциальный  пользователь  информационно-образовательных  ресурсов)  из  различных  источников  в  рамках  среды.  В  качестве  функциональной  связи  выступают  информационные  процессы  —  «процессы,  связанные  с  получением,  хранением,  обработкой  и  передачей  информации  (действия,  выполняемые  с  информацией).  То  есть  процессы,  в  ходе  которых  изменяется  содержание  информации  или  форма  её  представления».  Понимая  дефиницию  «среда»  как  совокупность  условий,  мы  посчитали  важным  уточнить  трактовку  термина  «условия»  и  его  применения  в  педагогике.  Анализ  научно-педагогической  литературы  показал,  что  под  «условиями»  рядом  авторов понимается  совокупность  взаимосвязанный  факторов  —  «объективные  обстоятельства,  которые  необходимо  учитывать,  …обстоятельства,  способствующие  чему-либо  или  влияющие  на  что-либо» .

 

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях современных дошкольных учреждений Концепция поликультурного образования Д Бэнкса как основа технологии поликультного образования

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Коррозийная стойкость металлов. Лабораторная работа

Цель работы: ознакомление с механизмами и скоростями коррозионного разрушения металлов. Методические указания

Українознавство

Источники и ресурсы власти и их иллюстрация на примере России или зарубежной страны

Типологии легитимности по М. Веберу и по Д. Хелда. Понятие легитимности власти. Оценка легитимности политической власти страны изучаемого языка.

Росія - СРСР

Урок «Мозговой штурм» по причастиям

Цели: Образовательная: Познакомить учащихся с учебным мозговым штурмом, закрепить знания о причастии. Развивающая: Развить познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в исследовательских группах, вести поиск оригинальных решений. Воспитательная: Воспитать интереса к изучению родного языка, выработать умение сотрудничать с ребятами в коллективе, принимать чужое мнение  аргументировать свою точку зрения.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok