Отчёт по учебной практике: Экономики и менеджмента. Управления персоналом и рекламы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))

ОТЧЁТ ПО __учебной _ ПРАКТИКЕ

(вид практики)

Студент

Алексеева Дария Павловна.

(Ф.И.О.)

УГНС

__Гуманитарные науки_

(наименование)

Направление подготовки (специальность)

031600

(код)

_Реклама и PR_

(наименование)

Факультет

_________Экономики и менеджмента_________

(наименование)

Кафедра

_____Управления персоналом и рекламы____

(наименование)

Группа

6452

Оценка за практику

_______________________________

Руководитель практики от института,________

(должность)

__________________

(подпись)

__Парамонова Н.Н._

(инициалы, фамилия)

Санкт-Петербург

2015

Оглавление

TOC \o "1-3" \h \z \u Оглавление PAGEREF _Toc419811069 \h 2

1. HYPERLINK \l "_Toc419811070"Информатика. Предмет информатики. Основные задачи информатики

. PAGEREF _Toc419811070 \h 3

2. Центральный процессор, системные шины. PAGEREF _Toc419811071 \h 4

3. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды.

4. Электронные презентации

5. Моделирование как метод познания

6. Проектирование алгоритмов Блок-схема алгоритма PAGEREF _Toc419811075 \h 11

7. Трансляция. Компиляция и интерпретация. PAGEREF _Toc419811076 \h 13

8. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта; базы знаний, экспертные системы, искусственный интеллект. PAGEREF _Toc419811077 \h 15

9. HYPERLINK \l "_Toc419811078"Основы компьютерной коммуникации. Принципы построения сетей

PAGEREF _Toc419811078 \h 18

10. Информационная безопасность и ее составляющие. PAGEREF _Toc419811079 \h 20

Список Литературы PAGEREF _Toc419811080 \h 22

Задание № 1

выполнение учебной практики

Информатика. Предмет информатики. Основные задачи информатики

Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика. 

Предмет информатики как науки составляют:

аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

программное обеспечение средств вычислительной техники;

средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Основная задача информатики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эффективные технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технологические исследования.

Направления информатики:

Теория информации.

Практические основы вычислительной техники (архитектура вычислительных систем, компьютерные сети, сопряжение вычислительных машин).

Программирование (программное обеспечение, языки программирования, компьютеры и операционные системы, аппаратные средства).

Вычислительные методы (машинная графика, имитационное моделирование).

Искусственный интеллект.

Информационные технологии.

Центральный процессор, системные шины

Процессор - центральное устройство (или комплекс устройств) ЭВМ (или вычислительной системы), которое выполняет арифметические и логические операции, заданные программой преобразования информации, управляет вычислительным процессом и координирует работу периферийных устройств системы (запоминающих, сортировальных, ввода — вывода, подготовки данных и др.). В вычислительной системе может быть несколько параллельно работающих процессоров; такие системы называют многопроцессорными. Наличие нескольких процессоров ускоряет выполнение одной большой или нескольких (в т. ч. взаимосвязанных) программ. Первый микропроцессор был создан в 1970-х гг. фирмой INTEL по заказу одной из японских фирм.

Шина - магистраль передачи данных между оперативной памятью и контроллерами. Системную шину можно упрощенно представить как совокупность сигнальных линий, объединенных по их назначению (данные, адреса, управление), которые имеют определенные электрические характеристики и протоколы передачи информации. Основной обязанностью системной шины является передача информации между процессором (или процессорами) и остальными электронными компонентами компьютера. Шины отличаются по разрядности, способу передачи сигнала (последовательные или параллельные), пропускной способности, количеству и типу поддерживаемых устройств, а также протоколу работы. Шины могут быть синхронными (осуществляющими передачу данных только по тактовым импульсам) и асинхронными (осуществляющими передачу данных в произвольные моменты времени), а также использовать различные схемы арбитража (то есть способа совместного использования шины несколькими устройствами). Если обмен информацией ведется между периферийным устройством и контроллером, то соединяющая их линия передачи данных называется интерфейсом передачи данных, или просто интерфейсом. Среди применяемых в персональных компьютерах интерфейсов выделяются стандарты EIDE и SCSI.

Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды

Аппаратные интерфейсы

Устройства ввода – аппаратные средства для преобразования информации из формы понятной человеку в форму воспринимаемую компьютером.

Устройства с прямым вводом: манипуляторы, сенсорные устройства, устройства сканирования, устройства распознавания речи.

Манипуляторы это мыши, джойстики, трекболы, трек паты.

Мыши – это устройства ввода информации различного вида: роликовые, оптические, лазерные, беспроводные.

Джойстик – устройство в виде ручки управления, создан специально для игр.

Трекбол – это шаровой манипулятор, напоминает перевернутую мышь. Его не двигают по столу, а пальцами вращают шарик, он удобен тогда, когда на столе мало места.

Сенсорные устройства или тактильные представляют собой поверхность, которая покрыта специальным слоем, при прикосновении к определенному месту экрана обеспечивает выбор задания.

Трек пат – небольшой планшет под тонкой пленкой, где расположена сеть полупроводников. Работает от нажатия пальца.

Световое перо похоже на обычный карандаш, на острие которого имеется специальное устройство – это светочувствительный элемент.

Графический планшет или дегитайзер используется для создания либо копирования рисунков или фотографий, изображение преобразуется в цифровую форму, причем созданные изображения приближенны к реальным. Достаточно специальным пером или пальцем сделать рисунок на спец. Поверхности (рисунок будет отображаться на экране).

Устройства сканирования и распознавания речи.

Сканер – аппарат предназначенный для ввода в компьютер графической или текстовой информации с листа бумаги различного происхождения. Позволяет вводить в компьютер двухмерное изображение, делает преобразование величины интенсивности в двоичный код, который передается в память компьютера. Сканеры: ручные, листовые, планшетные, слайд-сканер, барабанные.

С помощью обычного микрофона речь вводиться в компьютер и преобразуется в цифровой код. Большинство систем распознавания речи могут быть настроены на особенности голоса.

Устройства вывода информации: мониторы, принтеры, плоттеры, устройства звукового вывода.

Монитор – устройство, отображающее текстовую, графическую информацию на экране. Качество монитора характеризуется его разрешающей способностью. Основные характеристики монитора:

Размер экрана, диагональ в дюймах.

Разрешающая способность – максимальное количество пикселей по горизонтали и вертикали.

Размер зерна.

Существуют мониторы на основе электронно-лучевой трубки, мониторы на жидких кристаллах.

Принтер – устройства для печати текстовой и графической информации на бумагу. Существуют литерные, термодинамические, матричные, струйные, лазерные принтеры.

Плоттер - графопостроитель, устройство для автоматического вычерчивания из рисунков, схем, чертежей, карт на бумаге.

Виды и типы пользовательского интерфейсаПользовательские интерфейсы бывают двух видов:Процедурно-ориентированные интерфейсы: 

Обеспечивают пользователю функции, необходимые для выполнения задач;

Акцент делается на задачи;

Пиктограммы представляют приложения, окна или операции;

Содержание папок и справочников отражается с помощью таблицы-списка.

Включают в себя:

Примитивные;

Меню;

Со свободной навигацией.

Объектно-ориентированные интерфейсы:

Обеспечивает пользователю возможность взаимодействия с объектами;

Акцент делается на входные данные и результаты;

Пиктограммы представляют объекты;

Папки и справочники являются визуальными контейнерами объектов.

Включают в себя подвид т.н. прямого манипулирования.

Типы пользовательских интерфейсов:

1) Командный интерфейс. Он называется так потому, что в этом виде интерфейса человек подает "команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии (накапливаются данные, и формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ) и технологии командной строки (в качестве способа ввода информации служит клавиатура, а дисплей средством вывода).

2) WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Хотя и в этом интерфейсе машине подаются команды, но это делается "опосредственно", через графические образы. Этот вид интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и "чистый" WIMP интерфейс.

Простой графический интерфейс

Отличительные особенности этого интерфейса:

Выделение областей экрана.

Переопределение клавиш клавиатуры в зависимости от контекста.

Использование манипуляторов и серых клавиш клавиатуры для управления курсором.

Этот подтип интерфейса характеризуется следующими особенностями:

Вся работа с программами, файлами и документами происходит в окнах;

Все программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков;

Все действия с объектами осуществляются с помощью меню;

Широкое использование манипуляторов для указания на объекты.

3) SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Компьютер находит для себя команды, анализируя человеческое поведение.

Мультисреда (multimedia) - технология комплексного представления любых типов данных.

Мультисреда, именуемая также мультимедиа, обеспечивает совместную обработку изображений, обработку речи и обработку документов. Это позволяет выдавать на экран изображение с текстом и звуковым сопровождением. Важным направлением мультисреды является создание обучающих систем.

Мультисреда является подмножеством гиперсреды, объединяющим элементы первой с гипертекстом.

Гиперсреда, гипермедиа (hypermedia) — технология представления любых видов информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом. Гиперсреда (гипермедиа) является моделью взаимодействия блоков данных по ассоциации - совокупности различных свойств, характеристик, параметров. Этими блоками являются тексты, изображения, видеофильмы, файлы, программы, фрагменты звука. В гиперсреде информация разбита на относительно небольшие блоки, представляемые вершинами графа. 

Пользователь при работе с гиперсредой осуществляет навигацию и переходит от одной вершины к другой, двигаясь по сети области знаний. Важной характеристикой гиперсреды является представляемое ею информационное пространство. Перечень блоков информации, установление связей между ними зависят от разработчиков, определяющих гиперсреду. В результате образуются специальные базы знаний. Некоторые из них сопровождаются схемой маршрутов, в соответствии с которыми осуществляются переходы от одного блока к другому. В ряде баз пользователям разрешается добавлять новые блоки информации и связи. 

Гиперсреда широко используется в обучающих системах и дистанционном обучении. Если в блоках информации гиперсреды располагаются в основном тексты, то ее называют гипертекстом. Тем не менее следует иметь в виду, что в гипертексте используются текстовые файлы, а в гиперсреде — графические или звуковые файлы. Благодаря этому в гиперсреде можно ссылаться не только на изображения, звук, но и на их детали.

Электронные презентации

Электронная презентация — автономный программный модуль, который можно записать на DVD диск и использовать как рекламный материал на выставках и других мероприятиях.

Создание электронной презентации возможно в различных форматах:

• Электронная Flash презентация;• Электронная презентация PowerPoint;• Слайдшоу (электронная презентация в виде чередования слайдов);• Презентация-каталог в формате PDF;• Программный модуль с широкими возможностями.

Создание электронной Flash презентацииЭлектронная flash презентация представляет собой программный модуль с возможностью включения:

• Фото и видео материала;• Музыки и звуковых эффектов;• Анимации и различных видеоэффектов;• Каталога продукции или услуг;• Информационных разделов с текстовой информацией.

Использование Flash технологии позволяет создавать визуально эффектные презентации, которые пользуется большой популярностью.

Создание электронных презентаций в формате PowerPoint.Электронная презентация в формате PowerPoint обычно представляет из себя набор чередующихся слайдов с возможностью добавления звукового оформления, видео и анимации. Кроме просмотра в режиме слайдшоу, можно просматривать такую презентацию в виде обычного файла и даже редактировать ее.

Электронная презентация в виде слайдшоуСлайдшоу представляет собой последовательность картинок (слайдов). При желании в такую презентацию мы можем добавить звуковое оформление и различные переходы между слайдами.

Электронная презентация в виде индивидуального программного модуля

• Открытие файлов в различных форматах (doc, xls, pdf и др.);• Возможность отправки сообщения через e-mail;• Расширенный поиск по каталогу;• Добавление интерактивной 3D графики, в том числе в режиме реального времени;• Возможность добавления и изменения информации;

Моделирование как метод познания

Моделирование. Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной и др.) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Модели имеют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме. В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают их макеты.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и т. д.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Истинность теоретических моделей, т. е. их соответствие законам реального мира, проверяется с помощью опытов и экспериментов.

Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и т. д.

Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем - моделей электрических цепей необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и т. д.

Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии - их химический состав, в биологии - строение и поведение живых организмов и т. д.

Рассмотрим в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В механике его можно рассматривать как материальную точку, в химии - как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии - как систему, стремящуюся к самосохранению и т. д.

География, военное дело, судоходство и другие области человеческой деятельности невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт.

Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.

С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Например, для описания движения планет, движения автомобиля или движения мяча в определенных условиях (размеры объекта гораздо меньше его перемещений) можно использовать одну и ту же модель движения материальной точки.

Для описания и исследования разных объектов может использоваться одна и та же модель.

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.

Проектирование алгоритмов Блок-схема алгоритма

Задание алгоритмов с помощью блок-схем оказалось очень удобным средством изображения алгоритмов и получило широкое распространение.

Блок-схема алгоритма — графическое изображение алгоритма в виде связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) и блоков — графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.

Название символа

Обозначение и пример заполнения

Пояснение

Процесс

Вычислительное действие или последовательность действий

Решение

Проверка условий

Модификация

Начало цикла

Предопределенный процесс

Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме

Ввод-вывод

Ввод-вывод в общем виде

Пуск-остановка

Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму

Документ

Вывод результатов

Символы блок-схемы

Блок «процесс» применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.

Блок «решение» используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «решение» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

Блок «модификация» используется для организации циклических конструкций. (Слово «модификация» означает «видоизменение, преобразование»). Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.

Блок «предопределенный процесс» используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.

Для примера приведу блок-схемы алгоритма нахождения максимального из двух значений:

Трансляция. Компиляция и интерпретация

Под трансляцией в самом широком смысле можно понимать процесс восприятия компьютером программы, написанной на некотором формальном языке. При всем своем различии формальные языки имеют много общего  и, в принципе, эквиваленты с точки зрения потенциальной возможности написать одну и ту же программу на любом из них.

На самом деле сложно подвести под одну схему имеющееся многообразие языков программирования,

Компиляция - преобразование объектов (данных и операций над ними) с входного языка в объекты  на другом языке для всей программы в целом с последующим выполнением полученной программы в виде отдельного шага.

Интерпретация - анализ отдельного объекта на входном языке с одновременным выполнением (интерпретацией).

Следовательно, компиляция и интерпретация отличаются не характером и методами анализа и преобразования объектов программы, а совмещением фаз обработки этих объектов во времени. То есть при компиляции фазы преобразования и выполнения действий разнесены во времени, но зато каждая из них выполняется над всеми объектами программы одновременно. При интерпретации, наоборот, преобразование и выполнение действий объединены во времени, но для каждого объекта программы.

Если посмотреть на эти различия несколько с другой стороны, то можно заметить, что интерпретатор непосредственно выполняет действия, связанные с определением или преобразованием объектов программы, а компилятор - переводит их на другой (не обязательно машинный язык). Отсюда можно сделать несколько выводов:

для выполнения программы, написанной на определенном формальном языке после ее компиляции  необходим интерпретатор, выполняющий эту программу, но уже записанную на выходном языке компилятора;

процессор и память любого компьютера (а в широком смысле и вся программная среда, создаваемая операционной системой, является интерпретатором машинного кода);

в практике построения трансляторов часто встречается случай, когда программа компилируется с входного языка на некоторый промежуточный уровень (внутренний язык), для которого имеется программный интерпретатор. Многие языковые системы программирования, называемые интерпретаторами, на  самом деле имеют фазу компиляции во внутренне представление, на котором производится интерпретация.

Выходной язык компилятора может быть машинным языком для компьютера с другой архитектурой, нежели тот, в котором работает компилятор. Такой компилятор называется кросс-компилятором, а сама система программирования кросс-системой программирования. Такие системы используются для разработки программ для архитектур, не имеющих собственных операционных систем или систем программирования (контроллеры, управляющие микропроцессоры).

Таким образом, граница между компиляцией и интерпретацией в трансляторе может перемещаться от входного языка (тогда мы имеем чистый интерпретатор) до машинного кода (тогда речь идет о чистом компиляторе).

Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта; базы знаний, экспертные системы, искусственный интеллект

Существует несколько стратегий получения знаний. Наиболее распространенные: - приобретение; - извлечение; - формирование. Под приобретением знаний понимается способ автоматизированного построения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы (при этом структура знаний заранее закладывается в программу). Эта стратегия требует существенной предварительной проработки предметной области.

Системы приобретения знаний приобретают готовые фрагменты знаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентированы на конкретные экспертные системы с жестко обозначенной предметной областью и моделью представления знаний, то есть не являются универсальными.

Извлечение знаний – это процедура взаимодействия инженера по знаниям с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о предметной области. Смысл этой процедуры заключается в переносе компетентности эксперта через инженера по знаниям в базу знаний экспертной системы. Процесс извлечения знаний – это длительная и трудоёмкая процедура, в которой инженеру по знаниям, вооружённому специальными знаниями по когнитивной психологии, системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуются эксперты для принятия решения.

Эксперт – это человек, который благодаря обучению и опыту может делать то, что остальные люди делать не умеют; эксперты работают не просто профессионально, но быстро и эффективно. Очень важно подчеркнуть, что эксперт должен не только знать, но и уметь. Именно этим свойством отличаются базы данных от баз знаний: базы знаний активны.

Экспертная система – это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой предметной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты и правила об этой области, и некоторую процедуру логического вывода.

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система.

Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системы как на стадии ввода информации, так и при получении результатов.

База знаний (БЗ) – ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному).

Решатель (дедуктивная машина, машина логического вывода) – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.

Подсистема объяснений – программа, позволяющая продемонстрировать, каким образом получен результат, то есть показать цепочку рассуждений электронного эксперта.

Инженер по знаниям (когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик) – специалист в области искусственного интеллекта, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.

Исходные данные хранятся в базе знаний в виде фактов, между которыми с помощью специалистов-экспертов устанавливается определенная система отношений (правил).

Факты являются краткосрочной информацией в том отношении, что они могут изменяться, например, в процессе консультаций.

Правила представляют более долговременную информацию о том, как порождать новые факты или гипотезы из того, что сейчас известно.

Искусственный интеллект толкуется как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать решения в условиях недостатка информации, когда задача плохо формализуема, то есть отыскание алгоритма связано с тонкими и сложными рассуждениями, требующими большой изобретательности и высокой квалификации.

Экспертные системы предназначены для анализа данных, содержащихся в базах знаний и выдачи результатов, при запросе пользователя. Такие системы используются в медицине, фармакологии, химии, юриспруденции, когда для принятия решения нужны широкие специальные знания. Например, по совокупности признаков заболевания медицинские экспертные системы помогают установить диагноз и назначить программу лечебного курса.

Базовые функции экспертных систем: - приобретение знаний; - представление знаний; - управление процессом поиска решения; - разъяснение принятого решения.

Приобретение знаний – это передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника знаний и преобразование его в вид, который позволяет использовать эти знания в программе.

Передача знаний выполняется в процессе достаточно длительных и пространных собеседований между специалистом по проектированию экспертной системы (инженером по знаниям) и экспертом в определённой предметной области, способным достаточно чётко сформулировать имеющийся у него опыт.

Представление знаний – ещё одна функция экспертной системы.

Теория представления знаний – это отдельная область исследований, тесно связанная с философией формализма и когнитивной психологией. Предмет исследования в этой области – методы ассоциативного хранения информации, подобные тем, которые существуют в мозгу человека. При этом основное внимание, естественно, уделяется логической, а не биологической стороне процесса.

Управление процессом поиска решения. При проектировании экспертной системы серьёзное внимание должно быть уделено и тому, как осуществляется доступ к знаниям и как они используются при поиске решения. Знание о том, какие знания нужны в той или иной конкретной ситуации, и умение ими распорядиться – важная часть процесса функционирования экспертной системы. Такие знания получили наименование метазнаний, т. е. знаний о знаниях.

Решение нетривиальных проблем требует и определённого уровня планирования и управления при выборе, какой вопрос нужно задать, какой тест выполнить, и т. д. Использование разных стратегий перебора имеющихся знаний, как правило, оказывает довольно существенное влияние на характеристики эффективности программы. Эти стратегии определяют, каким способом программа отыскивает решение проблемы в некотором пространстве альтернатив.

Как правило, не бывает так, чтобы данные, которыми располагает программа работы с базой знаний, позволяли точно «выйти» на ту область в этом пространстве, где имеет смысл искать ответ.

Разъяснение принятого решения. Вопрос о том, как помочь пользователю понять структуру и функции некоторого сложного компонента программы, связан со сравнительно новой областью взаимодействия человека и машины. На сегодня вклад в эту область исследователей, занимающихся экспертными системами, состоит в разработке методов представления информации о поведении программы в процессе формирования цепочки логических заключений при поиске решения.

В классификации экспертных систем по связи с реальным временем выделяют статические и квазидинамические экспертные системы.

Статические экспертные системы разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени.

Пример – диагностика неисправностей в автомобиле.

Квазидинамические экспертные системы интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.

Пример – микробиологические экспертные системы, в которых снимаются лабораторные измерения с технологического процесса несколько раз в течение определенного промежутка времени и анализируется динамика полученных показателей по отношению к предыдущему измерению.

В разработке экспертной системы участвуют представители следующих специальностей: 1) эксперт – специалист в конкретной предметной области; 2) инженер по знаниям – специалист по разработке экспертных систем; 3) программист – специалист по разработке инструментальных средств создания экспертной системы.

Эксперт определяет соответствующий круг знаний, обеспечивает их полноту и правильность ведения экспертной системы.

Инженер по знаниям выявляет совместно с экспертом структурированность знаний, выбор инструментального средства, программирует стандартные функции, которые будут использоваться в правилах экспертной системы.

Программист разрабатывает инструментальные средства, содержащие все компоненты создания экспертных систем; осуществляет сопряжение экспертных систем с пользователем.

В использовании экспертных систем участвуют специалисты: 1) конечный пользователь; 2) оператор. Конечный пользователь имеет возможность только использования экспертных систем. Операторы могут модифицировать базу знаний экспертной системы.

Основы компьютерной коммуникации. Принципы построения сетей

Компьютерная сеть – это группа компьютеров, соединенных между собой средой передачи данных. Абонент – любой объект, потребляющий или генерирующий информацию. Станция – аппаратура, принимающая информацию. Абонентская система- совокупность абонента и станции. Физическая передающая среда – пространство, в котором располагается электрический сигнал (линия связи) в комплекте с аппаратурой передачи данных.

Вычислительные сети: локальные, региональные, глобальные (Интернет); узкополосные (сетевой кабель может передавать только один сигнал в любой момент времени), широкополосные (несколько сигналов одновременно, для каждого из них своя частота передачи).

Компьютерная сеть — это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.

Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:

территориальная распространенность;

-          ведомственная принадлежность;

-          скорость передачи информации;

-          тип среды передачи.

По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории. Государственные сети используются в государственных структурах..

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся па низко-, средне- и высокоскоростные

По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне.

Компьютеры могут соединяться кабелями, образуя paj-личную топологию сети (звездная, шинная, кольцевая и др.).

Следует различать компьютерные сети к сети терминалов (терминальные сети). Компьютерные сети связывают компьютеры, каждый из которых может работать и автономно Терминальные сети обычно связывают мощные компьютеры (мэйнфреймы), а в отдельных случаях и ПК с устройствами (терминалами), которые могут быть достаточно сложны, но вне сети их работа или невозможна, или вообще теряет смысл. Например, сеть банкоматов или касс. Строятся они на совершенно иных, чем компьютерные сети, принципах, с использованием другой вычислительной техники.

В классификации сетей существует два основных термина: LAN и WAN.

LAN (Local Area Network, локальная вычислительная сеть) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Этим термином может называться и маленькая офисная сеть, И сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку — около шести миль (10 км) в радиусе; использование высокоскоростных каналов.

WAN (Wide Area Network) — глобальная сеть, покрывающая крупные регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Пример WAN — сети с коммутацией пакетов (Frame Relay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети.

Термин «корпоративная сеть» также используется в литературе для обозначения объединения нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах.

Рассмотренные выше виды сетей являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешен только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью. Глобальные сети ориентированы на обслуживание любых пользователей.

Информационная безопасность и ее составляющие

Под информационной безопасностью можно понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектаминформационных отношений, в том числе владельцам и пользователяминформации и поддерживающей инфраструктуры.

Дадим определения основных составляющих информационной безопасности.

Доступность информации – свойство системы обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ правомочных (авторизированных) субъектов к интересующей их информации или осуществлять своевременный информационный обмен между ними. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, это, очевидно, наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления – производством, транспортом и т.п. Внешне менее драматичные, но также весьма неприятные последствия – и материальные, и моральные – может иметь длительная недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей (продажа железнодорожных и авиабилетов, банковские услуги и т.п.).

Целостность информации – свойство информации, характеризующее ее устойчивость к случайному или преднамеренному разрушению или несанкционированному изменению. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций4)). Средства контроля динамической целостности применяются, в частности, при анализе потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений. Целостность оказывается важнейшим аспектом информационной безопасности в тех случаях, когда информация служит «руководством к действию». Рецептура лекарств, предписанные медицинские процедуры, набор и характеристики комплектующих изделий, ход технологического процесса – все это примеры информации, нарушение целостности которой может оказаться в буквальном смысле смертельным.

Конфиденциальность информации – свойство информации быть известной и доступной, только прошедшим проверку (авторизацию) субъектам системы (пользователям, программам, процессам). Конфиденциальность – самый проработанный у нас в стране аспект информационной безопасности. К сожалению, практическая реализация мер по обеспечению конфиденциальности современных информационных систем наталкивается в России на серьезные трудности. Во-первых, сведения о технических каналах утечки информации являются закрытыми, так что большинство пользователей лишено возможности составить представление о потенциальных рисках. Во-вторых, на пути пользовательской криптографии как основного средства обеспечения конфиденциальности стоят многочисленные законодательные препоны и технические проблемы.

Если вернуться к анализу интересов различных категорий субъектов информационных отношений, то почти для всех, кто реально использует ИС, на первом месте стоит доступность. Практически не уступает ей по важности целостность – какой смысл в информационной услуге, если она содержит искаженные сведения? Наконец, конфиденциальная информация есть как у организаций, так и отдельных пользователей.

Из всего выше приведенного следует два следствия.

1. Трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для разных категорий субъектов может существенно различаться. Для иллюстрации достаточно сопоставить режимные государственные организации и учебные заведения. В первом случае «пусть лучше все сломается, чем враг узнает хотя бы один секрет», во втором – «да нет у нас никаких секретов, лишь бы все работало».

2. Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от НСД к информации, это принципиально более широкое понятие. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки и/или получить моральный ущерб) не только от НСД, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе.

Штатные средства - совокупность программного и аппаратного обеспечения рассматриваемой информационной системы.

Транзакция - одно действие или их последовательность, выполняемых одним или несколькими пользователями (прикладными программами) с целью осуществления доступа или изменения информации, воспринимаемых как единое целое и переводящих ее из одного непротиворечивого (согласованного) состояния в другое непротиворечивое состояние.

Список Литературы

Могилев и др. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр "Академия", 2008

Практикум по экономической информатике: Учебное пособие в 3-х ч. – М.: Перспектива, 2002.

Шаньгин, В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учеб. Пособие/В.Ф.Шаньгин — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.

Степанов, А. Н. Информатика: Учебник для вузов. 5-е изд. /А.Н.Степанов.— СПб.: Питер, 2007.

Экономическая информатика: учебник / под ред. В.П. Косарева. – М.: Финансы и статистика, 2004.

https://ru.wikipedia.org Электронная энциклопедия.

www.yandex.ru/ Поисковая система «Яндекс».

www.google.ru Поисковая система «Google».

www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.

http://inf.e-alekseev.ru Электронный учебник по информатике

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Алексеева Дария, 6452 практика.docx

Алексеева Дария, 6452 практика.docx
Размер: 101.2 Кб

.

Пожаловаться на материал

Информатика. Предмет информатики. Основные задачи информатики Экономики и менеджмента. Управления персоналом и рекламы. Реклама и PR

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Светодиоды

Лабораторная работа Изучить влияние напряжения UСД, тока IСД светодиода и его полярности на световую эмиссию.

Аттестат аккредитации

Аккредитующим органом в Республике Казахстан в области стандартизации, метрологии и сертификации является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан (далее – Госстандарт)

Страх інтимності, як соціально – психологічний феномен

Факультет психології Кафедра соціальної психології

Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право»

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция»

Әдебиетті оқыту әдістемесі пәнінің мақсаты мен міндеттері.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok