Аргументы к сочинению по роману-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстого

Аргументы к сочинению по роману-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстого

Проблема нравственного совершенствования

Примером нравственного самоусовершенствования может послужить жизнь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Мы читаем его дневники  и  поражаемся той нравственной высоте, которую  он достиг. Это результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», писал Л.Н.Толстой.

Проблема лицемерия

Примером  человеческого лицемерия могут послужить  нормы жизни высшего света, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Такие герои, как фрейлина Анна Павловна Шерер, министр князь Василий Курагин, его дочь Элен и сыновья Ипполит и  Анатоль и подобные им – доказательство мысли писателя о том, насколько в этих людях все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. За внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом Л.Н.Толстой вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие, карьеризм «сливок» общества.

Проблема отрыва от народа, антинациональная ориентация

Примером могут послужить  пустые и низменные интересы придворной аристократии, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель вводит в роман французский язык как норму светского общества, подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Писатель использует французский язык как средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Также можно сказать об антинародной политике царя Александра Первого. Толстой описал сцену, в которой тот спрашивал Кутузова, почему он  до сих пор не начинает наступления. Для царя в войне важны его амбиции, а не жизни русских солдат. «Потому и не начинаю, что мы не на параде», - отвечал Кутузов.

Проблема морального разложения людей

Примером могут послужить  высшие круги придворной аристократии, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».  Автор показывает алчность князя Василия, который, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет прежде всего позаботиться о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление  (попытка уничтожить завещание графа Безухова, сцена с мозаиковым портфелем).

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее борьба за мозаиковый портфель с завещанием.

Проблема противоречивости характера

Как нельзя лучше показана Л.Н.Толстым  на примере Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир». С одной стороны, Пьер дружит с благородным князем Андреем Болконским, советуется с ним во всем, с другой стороны, участвует в кутежах и развлечениях «золотой»  молодежи. С первых страниц романа  мы обращаем внимание на противоречивый характер Пьера. Какое же начало в нем победит?

Светлое, беззаботное детство и/или Влияние семьи на формирование характера человека

Примером может послужить молодое поколение семьи Ростовых в романе-эпопее «Война и мир». Оно, как «луч солнца», врывается  на страницы романа во время празднования именин двух Наталий – матери и дочери. Все в Николае, Наташе, Соне, Пете носит чистый, наивно-трогательный характер: внешность, поведение, интересы, взаимоотношения и даже шутки. Атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины, свойственная семье Ростовых, накладывает отпечаток на характеры детей. Они растут простыми, естественными, сердечными, любят друг друга; они благородны и чутки, близки к народу в языке и обычаях, не расчетливы и не корыстны.

Проблема воспитания в семье

Строгое воспитание дает хорошие плоды. Примером этого может послужить семья генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из главных принципов князя – не жить в праздности. Он постоянно занят полезным трудом и дочь свою, княжну Марью, и сына, князя Андрея, приучил к этому. Аристократизм, гордость, ум, честь, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, благородство представителей этой семьи – вот результат отношения главы семьи к воспитанию своих детей.

Проблема ответственности, государственного мышления

( Кутузов, сдача Москвы)

Проблема отеческого отношения к своим подчиненным( Кутузов и армия, простые солдаты-сослуживцы, офицеры)

Проблема милосердия( Кутузов и побежденные французы, русские в отношении к французам, случай с Петей Ростовым и  пленным французским мальчиком)

Аргументы по роману-эпопее «Война и мир» (продолжение)

Героизм

  1.  Вся рота Тимохина  в Шенграбенском сражении проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Л.Н.Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

  1.  На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин  не испытывал ни малейшего страха. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

Природа  и человек

  1.  Природа сыграла огромную роль в жизни князя Андрея. Красота, прелесть, поэзия лунной ночи в Отрадном, вторая встреча с дубом возродили его к жизни, заставили его жить, обновили, он понял смысл жизни, ее цель. Князь Андрей утверждается в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год». С точки зрения Толстого, в природе на человека действует сила жизни, вечное обновление, красота, поэтичность, вечность и бесконечностьее, естественность, мир и согласие…»Самая чистая радость – радость природы», - считает Л.Н.Толстой.

Взаимопонимание между разными слоями общества

Семья Ростовых, в которой слуги сбежались смотреть, как их хозяин, граф Ростов выплясывает Данилу Купора. Все смеются, любуются  им, его  молодецкими движениями, всем ладно, хорошо… Наташа Ростова и Николай Ростов приезжают к дядюшке  для участия в охоте. Там Наташа просит, чтобы поиграли на балалайке и гитаре,  самозабвенно танцует народный танец, как всякий русский человек,  хотя ее,«графинечку»,  никто никогда этому не учил.  Наташа счастлива оттого, что чувствует свою кровную связь с народом.

Любовь в жизни человека   

  1.  Обаяние любви князя Болконского к Наташе создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало…» - убеждают в силе и серьезности их чувств.   

Патриотизм

  1.  Общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками показан Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Основная мысль Толстого – только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа. Купец Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей на подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! … Решилась! Россия!».

Пьер Безухов снаряжает на свои деньги полк.  Княжна Марья не хочет оставаться и просить защиты у французского генерала, считая себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея. О России последние слова  старого князя Болконского. Болконский решился не отступать, собрал и вооружил ополченцев, чтобы защищаться до конца.  Ростовы, освободившие свои подводы от  добра своего московского дома, которое они собирались вывозить, ради русских раненых.

Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. «Каждый русский человек…на основании того чувства, которое лежит в нас   и лежало  в наших отцах,…. делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой.

Личность в истории

  1.  Л.Н.Толстой в своем романе утверждает величие полководца народной войны Кутузова. Вместе с армией, русским  народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан.
  2.  Кутузов показан Толстым активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления,  укрепляет дух войска. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.  Вот таким был человек, который «…против воли государя и по воле народа… был избран ( в самые опасные для России дни) главнокомандующим.

Текст Я лучше, я умнее всех

Проблемы

  1.  Самоограничение тщеславием
  2.  Защита свего человеческого достоинства

Позиция автора

  1.  Чрезвычайно важно, какими путями достигаются человеком его цели в жизни, какими моральными ценностями он при этом руководствуется.
  2.   Тщеславие самоограничивает, ослепляет любого человека.
  3.  Защитить собственное достоинство бывает непросто, но это необходимо.

Аргументы:

  1.  Михаил Шолохов «Судьба человека». Военнопленный Андрей Соколов в разговоре с начальником немецкого концлагеря, не только не отказывается от своих слов, которые могут стоить ему жизни, но и поведением своим отстаивает собственное достоинство.
  2.  Л.Н.Толстой «Война и мир». Гроза Европы, гениальный полководец, обожествляемый своими солдатами, приводит свою армию в Россию… Проходит генеральное сражение, занята Москва… И тут выясняется, что воевать придется не просто с очередной армией противника, а со всем народом. «Дубина народной войны» ломает шпагу завоевателя, уверовавшего в свою непобедимость.
  3.  Нет

Текст Имя собственное принадлежит себе

Текст посвящен теме происхождения имени и его роли в жизни  человека.

Проблема

Сохранять ли русские обычаи называть человека по имени и отчеству?

Позиция автора

Отношение к личному имени – это отношение и к национальным традициям. Не имя создает личность, но оно открывает некоторую сущность человека.

Аргументы

  1.  Немыслимо почти, чтобы все и всегда обращались друг к другу полным именем. В семейном кругу, с друзьями, коллегами обычно более употребительны более простые формы. Другое дело – официальная, деловая обстановка: тут полное имя просто обязательно.
  2.  МустайКарим «Коня диктатору!» В этой исторической пьесе известнейшего башкирского писателя и драматурга действует персонаж Безымянный. Неизвестно, откуда он, и что такого натворил, вот только выдворили его с родины, и имя на границе отобрали. И теперь Безымянный работает по найму министром госбезопасности и патриотизма! Из кожи вон лезет, желая получить от Диктатора новое имя. Нет имени – нет человека.
  3.  Не случайно Иван Грозный, желая возвысить купца Строганова, специально придумал для него титул «Именитые люди». Петр Первый лишь продолжил эту традицию.

Сочинение

Все знают, что часовая стрелка….

В тексте В. Костомарова поднимается проблема засорения современного русского языка. Можно ли предупредить этот процесс? Таким вопросом задается автор.

Известный языковед с горечью констатирует, что наш язык с поразительной скоростью, в силу своей «переимчивости и общежительности»,пополняется неоправданно большим количеством иностранных  слов. Автора беспокоит, что  современный язык вбирает в себя выражения из сомнительных источников. СМИ, задающие «моду» на произношение, ударения в словах, интонацию, по мнению В.Костомарова, часто только способствуют его засорению.

Размышляя над  данной проблемой, лингвист приходит к выводу: язык – это отражение состояния общества. Каково общество – таков и язык.

Трудно не согласиться с автором. Как не вспомнить  народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Язык, действительно, своего рода зеркало, отражающее происходящие в обществе процессы.

Данная проблема нашла свое отражение в произведениях наших великих соотечественников, ценителей слова. Например, засилье иностранных слов в русском языке отмечал еще А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»: «Но пантолоны, фрак, жилет – всех этих слов по-русски нет….» и тут же извиняется перед читателем за свой «бедный слог», пестрящий «иноплеменными словами». А что изменилось со времен А.С.Пушкина?

Сегодня также происходят административные  попытки навязать народу литературные нормы употребления языка, которые, согласна, тщетны. В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть Богом» правитель переименовал неблагозвучные, с его точки зрения, названия поселений: было село Смердуны – стало Райское Благорастворение….) И в наши дни происходят реформы языка…

Таким образом, язык  - действительно живое явление, динамично реагирующее на любые изменения в обществе. Однако не стоит пугаться его изменчивости либо административной силой пытаться развернуть его в «нужную сторону».

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Война и мир. Аргументы.doc

Война и мир. Аргументы.doc
Размер: 59.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

Проблема нравственного совершенствования. Проблема лицемерия. Проблема отрыва от народа, антинациональная ориентация. Проблема морального разложения людей. Проблема противоречивости характера

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Что читать православному христианину?

Статья составлена на основе поста священника Константина Пархоменка «Что читать христианину»

Проект цеха единичного производства чугунного литья

Дипломный проект. Раздел Охрана труда. Пожарная безопасность. Анализ опасных и вредных производственных факторов в литейном цехе

Культурология

Курса культурологии. Основные понятия. Предмет культурологии. Эволюционизм. Диффузионистское направление в изучении культур. Психологическое направление в изучении культур. Направление "Культура и личность" (Психологическая антропология). Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры. Взаимодействие культуры, личности и природы. Классический психоанализ в исследовании культур. Гуманистическая психология и образ современной культуры.

Направленность личности

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok