Теория Родиона Раскольникова

1.Теория Родиона Раскольникова.Роман "Преступление и наказание" является вершиной творчества одного из самых ярких и талантливых прозаиков XIX в. Ф.М. Достоевский, создавая это произведение, затронул весьма актуальные для общества того времени темы, которые не утратили своей остроты и сегодня. В одном из писем автор упоминал о природе этого романа как об исследовании современных ему процессов, происходящих в обществе. Он упоминает студента, который под влиянием определенных обстоятельств создал свою собственную теорию, позволяющую одним людям властвовать над другими. Это противоречило принципам самого писателя, поэтому одной из основных задач, стоявших перед автором, было описание и развенчание теории Раскольникова.

Конечно, Достоевского интересовали причины, которые побуждали многих молодых людей на такой своего рода бунт. И в первую очередь он выделяет социальные истоки подобных теорий.

С самых первых страниц автор фокусирует внимание читателя на бедственном положении самого Раскольникова и его семьи. Крайняя бедность главного героя изображается путем описания его маленькой комнатушки с ободранными обоями и рассохшимся диваном, его изношенного костюма, которому негде и не на что найти замену. В письме матери Раскольникова хотя и звучат некие оптимистические мотивы, но читателю нетрудно догадаться, что материальное положение семьи Родиона даже хуже, чем его собственное. Особенно автор акцентирует внимание на том факте, что Пульхерия Александровна вместе с письмом высылает сыну последние гроши, а ее дочка идет на сознательную жертву, выходя замуж за презираемого ею богача Лужина. Это письмо глубоко возмутило душу Раскольникова. Он больше не в силах терпеть незаслуженные страдания и окончательно решается на убийство, чтобы раздобыть средства и. лишив жизни "бесполезное существо", подарить жизнь себе и своей семье. Отсюда вытекает индивидуальный аспект теории Раскольникова.

Но не менее сильное влияние на него оказывает и постоянное наблюдение страданий и нищеты окружающих. Родион хочет помочь не только себе, но и людям вокруг. Так начинала рождаться его теория.

Полностью она сформировалась благодаря резкому критическому отношению Раскольникова к существующему порядку. Юноше кажется несправедливым то, что он живет впроголодь, страдая неизвестно за что вместе с другими людьми, в то время как жалкая старушонка, не нужная никому, высасывает соки из других, не имея никаких материальных проблем. Эта социальная несправедливость окончательно укрепляет Раскольникова в его решении убить это бесполезное существ, переступить черту и стать великим человеком, помогая нуждающимся.

Однако е менее важны и психологические мотивы. Они кроются в личности самого Раскольникова.

Это сострадательный от природы человек. С самого детства Родион искренне жалел всех незаслуженно "обиженных и оскорбленных". Это подтверждают и слова его матери, и сон, в котором он вновь переживает смерть крестьянской лошаденки, зверски убитой у него на глазах. Эти детские впечатления наложили глубокий отпечаток на его характер.

Вообще, герой, выбранный Достоевским, необычен. Помимо того, что у него сложный характер, он еще и чрезвычайно молод. Автор неспроста выбрал именно этот период, ведь в молодости у человека крайне неустойчивая психика, а особенно у таких людей, как Раскольников. Неспроста Порфирий Петрович отмечает эту черту в характере Родиона и поясняет, что в молодости все особенно озабочены социальными проблемами.

Далее Порфирий говорит о том, что молодость – это бурный период, за время которого человек успевает создать несколько теорий. Вообще, в этом эпизоде Порфирий, видимо, выражает мысли и чувства самого автора. Достоевский не критикует Раскольникова за попытку создания какой-то теории, статья Родиона, первая проба пера, тоже не вызывает у него резкого протеста, ведь в то время это было модно, молодежь увлекалась публицистикой. По мнению Достоевского, Раскольников заслуживает наказания за то, что осмелился на практике воплотить теорию.

Итак, автор осуждает своего героя, но он ясно видит причины, побудившие молодого человека пойти на преступление. Это в том числе и увлечение великими деятелями истории. Хотя Раскольников и приводит Наполеона и других как пример сильных личностей, способных "переступить черту", понятно, что он очень самолюбив и в глубине души мечтает стать великим человеком. Первым это заметил Порфирий Петрович, а уж потом признал сам Родион. Он стремится самоутвердиться, поэтому решает пойти на убийство, поэтому считает себя "имеющим право" (или хочет себя считать таковым в угоду своему самолюбию) и в таком тоне позволяет себе говорить с Сонечкой, Разумихиным, Заметовым, Лужиным.

Нравственные истоки теории Достоевский выделяет особо. Он всегда подчеркивал, что "Преступление и наказание" не совсем психологический роман, а скорее нравственно-философский.

В то же время это полемичное произведение. Достоевский считал своей главной целью показать болезнь века – падение нравов. Не случайны частые сравнения Раскольникова с Печориным в критике, ведь Родион – тоже типичный герой своего времени. Писатель считал, что именно из-за падения нравов появляются подобные теории. Вполне прозрачен намек на то, что это только начало апокалипсиса, а моровая язва – возможное продолжение. Достоевский пытается предостеречь людей, основываясь на собственном опыте, пройдя через испытания, весьма похожие на испытания Раскольникова.

По мнению автора, одна из основных причин этого падения – то, что люди забыли бога. В романе звучит протест против социалистических идей о ненужности бога, против узурпации его права. В противовес этим идеям поставлено мировоззрение Сонечки Мармеладовой, которая является идеалом Достоевского. В ней воплотились кротость, чуткость, смирение и любовь к ближнему. Именно эти качества Сони помогли Раскольникову вернуться к жизни, она стала его путеводной звездой. В финале романа автор окончательно доказывает несостоятельность теории Раскольникова, но это не снимает острых проблем, которые спровоцировали ее появление.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ..поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху... " При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступил через свою человеческую натуру, переступая через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил", - признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? " Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. 

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством» . Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех» . Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» - говорил он Соне, осознавая свой поступок. Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

2. Жизненные искания главных героев романа Толстого «Война и мир

  Девятнадцатый век невероятно богат для истории русской литературы гениальными писателями и поэтами. Сильное впечатление во мне оставил роман-эпопея «Война и мир». Очень интересно то, что Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в нравственном спокойствии. Настоящей личности необходимы ссадины и ошибки, чтобы, наконец, найти свой жизненный путь. Особенно ярко эту идею Толстой раскрыл в образе князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.     Князь Андрей и Пьер проходят через тяжелые испытания, заблуждения, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на вопрос: что делать? Чему посвятить жизнь? «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…», - эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся к ним обоим.     Впервые Толстой знакомит читателя с Андреем Болконским, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но затем Толстой раскрывает тайные причины стремления героя на войну, скрытые глубоко внутри. Князь Андрей мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. Сам герой говорит об этом: «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением, и это не случайно. Ведь именно после этого сражения в душе героя начнут происходить серьезные изменения. Вот только что князь бежал куда-то, сражался… И вдруг его ранят. Он падает и видит над собой огромное небо: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это естественная жизнь природы и человека.     После крушения прежних идеалов в жизни князя Андрея происходит еще несколько душевных потрясений – это рождение сына и смерть жены. Пережив горе и раскаяние, Болконский приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Андрея не могла довольствоваться только семейным кругом. Князь пытается сделать преобразования в деревне, облегчить труд крестьян. Встреча с Наташей Ростовой еще больше меняет Андрея. Он очарован и влюблен, ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Поэтому в дальнейшем князь сильно переживает разрыв с Наташей. И вот Болконский вновь отправляется на войну. Но это уже совсем другой человек, простой и близкий к народу. Мечты о личной славе не волнуют его. Князь Андрей умирает, не поправившись после ранения, но он умирает обновленным, переродившимся.     По иным жизненным дорогам шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». Впервые Толстой знакомит читателей со своим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Впервые показавшись в этом обществе, Безухов очень смело защищал идеи французской революции, восхищался Наполеоном. Князю Андрея, своему другу, Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «… Он всею душою желал произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», - говорит Толстой об устремлениях молодого Безухова. Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои огромные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.     Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он понимает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.     Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу. Безухову кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», - вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему. Разочарование героя неизбежно. Ведь и здесь со временем он видит карьеризм, ханжество, лицемерие. Пьер порывает с масонами.     Ярчайшим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Это светлое и благородное чувство озаряет героя, возвышает его над окружающими. Но в этот период он был связан узами брака с ненавистной Элен. Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. Для героя наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье и общественных идеалах. Тем не менее, внутри Пьера идет постоянная работа над собой.     Огромное значение для героя имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.     Одним из важнейших моментов в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. Сближением с этим человеком Пьер особенно дорожил. В плену Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Именно потому, что герой это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А это зло на каждом шагу бросается в глаза. Поэтому в эпилоге романа автор показывает Безухова, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.     Таковы жизненные пути двух лучших героев Толстого. Важно заметить, что они не были бы «лучшими», если бы не прошли и не продумали всего этого. Толстой наглядно показывает, что личность устанавливается в движении, в порывах. И не важно, сколько раз человек ошибался. Главное, - чтобы он никогда не останавливался на достигнутом и продолжал искать истинный смысл жизни.

3.М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта»

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой,С свинцом в груди и жаждой мести,Поникнув гордой головой!..Не вынесла душа поэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин как прежде... и убит!Убит!.. к чему теперь рыданья,Пустых похвал ненужный хор,И жалкий лепет оправданья?Судьбы свершился приговор!Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар?Что ж? веселитесь... — он мученийПоследних вынести не мог:Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровноНавел удар... спасенья нет:Пустое сердце бьется ровно,В руке не дрогнул пистолет.И что за диво?.. издалёка, Подобный сотням беглецов,На ловлю счастья и чиновЗаброшен к нам по воле рока;Смеясь, он дерзко презиралЗемли чужой язык и нравы;Не мог щадить он нашей славы;Не мог понять в сей миг кровавый,На что он руку поднимал!..                       И он убит — и взят могилой,            Как тот певец, неведомый, но милый,                      Добыча ревности глухой,            Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушнойВступил он в этот свет завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей?Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,Зачем поверил он словам и ласкам ложным,      Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок — они венец терновый,Увитый лаврами, надели на него:                      Но иглы тайные сурово                      Язвили славное чело;Отравлены его последние мгновеньяКоварным шопотом насмешливых невежд,        И умер он — с напрасной жаждой мщенья,С досадой тайною обманутых надежд.                      Замолкли звуки чудных песен,                      Не раздаваться им опять:                      Приют певца угрюм и тесен,                      И на устах его печать. —                       А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!        Таитесь вы под сению закона,        Пред вами суд и правда — всё молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата!                      Есть грозный суд: он ждет;                      Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:                      Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровью                      Поэта праведную кровь!

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Роман "Преступление и наказание". Теория Родиона Раскольникова. Ф.М. Достоевский. Жизненные искания главных героев романа Толстого «Война и мир». М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Введение в логистику

Дуалистический метод исследования в логистике. Устойчивость логистических систем. Человек - звено логистической системы. Основное логистической противоречие.

Антикризиcное управление предприятием

Целью дипломной работы являетcя разработка пакета проектов по созданию и cовершенcтвованию антикризиcного управления ПАО «Северский Трубный Завод».

Навчально-методичний комплекс дисципліни «японська культура»

Програма з курсу «Японська культура» відповідає навчальному плану підготовки студентів з напряму культурологія (галузь знань: – гуманітарні науки), що здобувають освітньо-кваліфікаційний рівень бакалавра на факультеті гуманітарних наук

Шаблон написания сочинения

Формулировка проблемы. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования. Изложение авторской позиции. Комментарий к авторской позиции.

Компьютерное рестирование

Курсовая работа. Цель данной работы - показать что с помощью тестирования удобнее проводить проверку знаний учащихся, это занимает меньше времени и дает объективную оценку знаний, что является очень важным в обучающем процессе.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok