Понятие и предмет политологии

1) Понятие и предмет политологии (изложить как объект) — она представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях между человеком и обществом. Она изучает отношения различных социальных, этнических и религиозных групп. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира. Также она выступает теоретической основой политических реформ и реорганизаций, разрабатывая оптимальные формы сочетания и гармонизации политических интересов и интеграции общества.

2) Уровни знания в политологии — 1) Политическая философия- система идеальных универсальных понятий о фундаментальных, политических сущностях и ценностях. 2)политическая теория, исследующая законы функционирования и развития конкретных политических систем, институтов. 3) Эмпирическая политология — изучает частные политические явления.

3) Методы, применяемые в политологии — социологический подход, нормативно-ценностный подход, функциональный метод, бихевиористский метод, структурно-функциональный анализ, системный подход, институциональный метод, антропологический подход, психологический подход, деятельностный метод, критическо-диалектический метод, сравнительный метод, субстанциальный подход, исторический метод, общелогические методы, методы эмпирических исследований.

4) Социологический подход — он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

5) Нормативно-ценностный подход — он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценка с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения, человеческого достоинства.

6) Бихевиористский метод — его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии, ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры, проверяемости знаний опытом.

7) Структурно-функциональный анализ и системный подход — этот анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Системный подход — это рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии окружающей средой через «вход» и «выход» системы.

8) Критическо-диалектический метод — он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений.

9) Сравнительный метод — он предполагает сопоставление однотипных политических явлений, целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

10) Деятельностный метод — дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и осуществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии.

11) Субстанциальный «антологический » метод — требует выявления и исследования той первоосновы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношение государства и подчинения в их многообразных проявлениях или же деление общества на друзей и врагов.

12) Исторический метод — он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

13) Теологическая парадигма — это сверхъестественная интерпретация мира и политической власти.

14) Натуралистическая парадигма — её суть отображает попытки объяснить природу политики исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, имеющих не приобретенный, а врожденный и по сути неизмененный для человечества и общества характер.

15) Социальная парадигма — объединяет группу весьма разнонародных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу происхождения политики через созидающую роль той или иной сферы жизни или приобретенные свойства субъекта социального действия.

16) Рационально-критическая парадигма — объединяет политику не внешними факторами, а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

17) Понятие либерализма — это учение, для которого характерно отстаивание свободы личности, гуманизма и демократизма, рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и конкуренции, парламентаризма, индивидуализма, космополитизма.

18) Понятие консерватизма — это идейное и социально-политическое течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форм общественного и политического устройства, устоев и традиций.

19) Марксизм — это экономическое и социально-политическое учение, направленное на выражение и защиту интересов рабочего класса.

19) Социал-демократия — она исходит из приоритета постепенной эволюции общества и направлении строя социальной справедливости и равенства граждан, независимо от их общественного положения, сохранении при этом социального и межгосударственного мира.

20) Христианско-демократический национализм — это политическое и социальное развитие деятельности свободных и равноправных граждан, руководящихся в своем поведении нормами религиозной морали. Национализм — идеология, заключающаяся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим народам и межнациональной вражды.

21) Национал-социалистическая (фашистская) идеология — крайне реакционная антидемократическая экстремистская идеология, для которой характерны антикоммунизм, крайний национализм и расизм («идея высшей расы», якобы призванной господствовать над «низшими», «неполноценными» расами), антигуманизм, культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния человека и рационализм, популизм, демагогия.

22) Понятие и структура политики — это государственные и общественные дела. Политика — одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и индивидов по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых, коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В структуре политики выделяется форма, содержание и процесс (отношения).

23) Понятие политических отношений — это устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.

24) Понятие политического сознания — это зависимость политической жизни от отношения людей к своим властно-значимым интересам.

25) Структура политической культуры — это политическое мировоззрение, эмоциональное отношение к власти, оценка конкретных политических явлений.

26) Типы политических культур Г.Алмонда — он выделил четыре типа политических культур: доиндустриальный, тоталитарный, континентально-европейский и англо-американский. Первый тип характеризуется отсутствием ярко выраженных политических интересов, отсутствием стабильных политических институтов, резким расхождением различных ориентаций и насильственными формами деятельности. Второй — политической аппатией, конформизмом и принудительными формами политической активности. Третий — фрагментарностью, соединением элементов доиндустриальной и современной, старой и новой политических культур. Четвертый — отличается плюрализмом ценностей и интересов, подходов и умением общества находить компромиссы относительно целей и средств социального развития при преобладании согласия в оценке фундаментальных основ.

27) Роль политического сознания в отношениях к власти — это понятийное, оценочное, символическое и иное отображение действительности через призму коллективных интересов, измерение групповых потребностей точки зрения их влияния на все общество, реальных взаимодействий граждан, достигающих своих властных целей, т.е. вычленение в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти.

28) Формы политического сознания — 1. Политическая психология — это практическое сознание субъекта власти, совокупность духовных предметов, которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. 2.Политическая идеология — это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти.

29) Структура политической психологии — она содержит два основных элемента: более устойчивую часть и более подвижную, динамическую часть.

30) Понятие политической организации — это понятие характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

31) Основные концепции власти — позитивистско-социологическая, системная, бихевиористская, марксистско-ленинская.

32) Основание власти — это средство, которое используется для воздействия на объекты власти, способы воздействия на них.

33) Понятие и классификация ресурсов власти – это потенциальные основания власти, т.е. такие средства которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Классификация ресурсов власти зависит от критерия, по которому она осуществляется, в качестве такого критерия можно использовать тип носителя власти или так называемый антропологический принцип. Классификация по типу носителя (различает ресурсы власти). Классификация по антропологическому принципу (выявляет типы основных мотивов, т.е. того непосредственного, что вызывает поведение объекта власти желательное для ее субъекта).

34) Понятие легитимности власти — состоит в признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам.

35) Исторические типы легитимности власти — 1.Традиционный — исторически более ранний тип воплощается во власти монарха, основанной на праве наследования престола.2.Харизматический егитимность власти вождя, вытекающая прежде всего их его особых личностных качеств,»гения»,которые делают его способным руководить народом и выполняющим важнейшую историческую задачу. 3. Легальный (конституционный) — основан на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона.

36) Уровни легитимности власти — три условия легитимности власти: идеологически основан на соответствии власти установившемуся типу представления о справедливости; структурный преобладает в устойчивых обществах, где заведенный порядок формирования властных структур стал противоречивым; персоналистский — основан на одобрении данного властвующего лица.

37) Личность как первичный субъект и объект политики — интересы, ценностные ориентации и цели личности являются движущим началом политической активности наций, классов. партий и т.д.

38) Модели отношения человека и власти — 1. Либеральная — исходит из безусловного приоритета прав человека над правами власти. 2. Тоталитарная — основанная на безусловном приоритете власти над правами человека и полном отсутствии свободы. 3.Современная демократическая модель — ориентирует внимание на обязанности власти обеспечить экономические и социальные условия для реализации человеком своих безусловных политических прав и свобод.

39) Понятия и различные трактовки прав человека — права человека — это принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

40) Подходы к правам человека — можно выделить ряд подходов к правам человека: естественно-исторический — состоял в том, что права человека имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение, и не отражают основополагающие качества человеческого рода; юридически-позитивистский отрицал всякое внегосударственное происхождение прав человека, настаивал на том, что они создаются и изменяются государством; марксистский подход -для него права человека также подчинены государственному праву, но последнее принимается как возведенная в закон воля господствующего класса.

41) Понятие государства — государство — это центральный институт власти, политической системы общества. Государство в широком смысле слова — общность людей, ограниченная и представляемая единым органом власти и проживающая на определенной территории.

42) Признаки государства – 1. Отделение публичной власти от общества. 2. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. 3. Территория, очерченная границами.4. Монополия на легальное применение силы. 5. Исключительное право на издание законов и других норм, обязательных для всего населения. 6. Право на взимание налогов и сборов с населения.

43) Формы правления — это монархия (абсолютная или конституционная) и республика (парламентская или президентская, либо смешанная).

44) Формы территориального устройства — унитарная, т.е. единая, политически однородное государство с единой конструкцией судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью; федеративное, т.е. устойчивый союз государств, самостоятельных только в пределах компетенций распределенных между ними и центральной властью и союзной конституцией; конфедеративная, т.е. постоянный союз суверенных государств.

45) Понятие правового государства — это государство ограничено в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненная воле суверенного народа и призванная охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности.

46) Социальные группы как субъекты политики — это классы этнические, территориальные, религиозные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс.

47) Типология групп интересов — это общественные организации, политические лобби, политические кланы, «группы давления».

48) Понятия и функции политических партий — это существующая в течение продолжительного времени организация, объединяющая граждан одной политической ориентации, структурированная как на национальном так и на местном уровнях, стремящаяся к завоеванию и осуществлению власти и пытающаяся обеспечить себе для этого народную поддержку. Основные функции: социально-идеологическая, политическая, управленческая.

49) Типология партий — А) по количеству членов и характеру членства; Б) по участию в осуществлении власти; В) по идеологической ориентации; Г) по отношению к другим элементам политической системы.

50) Типы партийных систем — А) по количеству партий; Б) по соотношению партий различным политическим влиянием (статусом).

51) Политическая система — это категория, отражающая системную интерпретацию политических явлений, употребляемая в двух основных значениях.

52) Теория социальных систем Парсонса – он выделил в обществе такие самостоятельные системы, как духовная, экономическая, политическая, различающиеся по своим функциям. 1.Экономическая система — ориентирована на адаптацию общества к окружающей среде. 2.Духовная система — на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитание развития общественного сознания, разрешение конфликтов. 3. Политическая — в ней он усматривал интеграцию общества, обеспечение эффективности общей деятельности и реализации общих целей.

53) Теория политической системы Истона — согласно Истону — это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

54) Теория политической системы Алмонда – согласно Алмонду политическая система — это различные формы политического поведения на институциональном и ориентационном уровнях.

55) Среда функционирования политической системы — политическая система любой страны функционирует во внутренней и международной среде. Среда, как внутренняя, так и международная, чрезвычайно сложна по своему строению. В ней выделяются такие системы как экологическая, личностная и социальная. Последняя в свою очередь включает культурную, экономическую системы, а также различные социальные общности, группы и взаимодействия между ними.

56) Структура политической системы — она состоит из подсистем: институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.

57) Классификация функций политической системы Алмонда — это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, тоталитарная.

58) Различные типологии национальных политических систем — это общественно-экономическая формация, демократическая, тоталитарная, авторитарная, англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная или частично индустриальная, традиционная и модернизированная, консервативная, трансформирующаяся, открытая, закрытая, завершенная, незавершенная политическая система, централизованная и децентрализованная политическая система, инструментальная и идеологизированная, микроскопическая, локальная и макроскопическая системы.

59) Политический режим — это тип политической власти, характерные способы и методы ее осуществления.

60) Понятие тоталитаризма — это тип политической системы и общества, характеризирующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией в общественной жизни, гипертрофией, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата над гражданами, подчинением всей социальной системы коллективным идеологическим целям.

61) Тоталитарная социологическая структура — в тоталитарных государствах формируется соответствующая социальная структура. Для обеспечения массовой поддержки провозглашается превосходство определенного класса, наций или расы, разделение всех людей на «своих» и «чужих», при этом обязательно находится внутренний или внешний враг — империализм, нации-соперники.

62) Тоталитарная экономика — отличительными чертами тоталитаризма в экономической сфере являются этапизация всей хозяйственной жизни, сильное ограничение или полная ликвидация частной собственности, введение абсолютной монополии государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами, в том числе и человека, устранение рынка и конкуренции, введение жестокого централизованного планирования и командно-административных методов управления.

63) Разновидность тоталитаризма — в зависимости от господствующей идеологии их подразделяют на коммунизм, фашизм, национал-социализм.

64) Основные черты авторитаризма — это неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам, опора на силу, монополизация власти и политики, недопущение политической позиции, независимой легальной политической деятельности, отказ от тоталитарного контроля над обществом, рекрутирование политической элиты путем кооптации.

65) Принципы демократии участия — ими являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности.

66) Политическое участие — это действие, предпринимаемое гражданами и имеющее целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

67) Основные типы избирательных систем — они подразделяются на пропорциональные, мажоритарные и смешанные.

68) Элементы политического процесса – 1-й этап — представление политических интересов, групп, институтов, принимающих политико-управленческие решения. 2-й этап — формулирование политической воли и принятие политико-управленческих решений. 3-й этап — реализации политической воли, выраженной в управленческих решениях.

69) Методы принятия политико-управленческих решений — среди них выделяют два основных метода: 1. Рационально-универсальный. 2. Метод последовательных ограничений («метод ветвей»).

70) Типы политических процессов — 1. Внешнеполитические. 2. Внутриполитические. Внешнеполитические процессы выступают как форма функционирования политической системы в международных отношениях, в мировой политике. Для понимания внутриполитических процессов следует отметить ведущую роль и значение институализированных форм политического участия и принятия решений.

71) Исторические особенности политического развития в России — оно отличалось тремя существенными особенностями 1. Решающая роль государства в реформировании всей общественной системы, ускоренное развитие модернизации осуществлялось исключительно путем административного регулирования, нацеленного на быстрое достижение стратегических результатов прежде всего в военной области. 2. Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, в значительной мере искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов. 3. Последовательная смена форм и контрреформ. Причем глубина и серьезность попыток провести реформы увеличивала вероятность возникновения контрреформ.

72) Политическое учение Платона — оно представляет собой попытку создать модель идеального государства — справедливое правление избранных мудрецов. Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, чтобы спасти бессмертную душу человека. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию, называя её главной бедой политики. Для Платона демократия — это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма. Но исключая эти недостатки, можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа.

73) Политическое учение Аристотеля — он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Также он утверждал, что государство — естественное образование. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей.

74) Политические учения, взгляды М.Т.Цицерона — государство, в трактовке Цицерона, представляется не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение. Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло «раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано».Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства», различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

75) Политическое учение Августина — история человечества Августина подчинена божественному провидению. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он называл, «град земной» — результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Он повторяет деление на «правильные» и «неправильные» формы. К «неправильным» он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается «правильных» форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека.

76) Политическое учение Фомы Аквинского — его учение основывалось на идеи божественного создания мира. На вершине системы права — так называемый «вечный закон». Но человек наделён способностью постигать отдельные принципы вечного закона. На этой основе он вырабатывает определённые рационалистические принципы, составляющие естественный закон. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка, правителем которого является бог. Цель государства — сохранение порядка и гражданского мира.

77) Политическое учение Н.Макиавелли — он не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не абсолютно, он принимал во внимание законность любой цели. Единовластие по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

78) Политические учения Гоббса — он создал свою политическую теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал, что монархия — самая лучшая форма власти, но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Согласно Гоббсу люди будучи разумными, осознали безнадежность своего существования и нашли выход из хаоса — общественный договор. Очевидно, что Гоббс, по современным меркам, больше консерватор, чем либерал, ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом, что выводы оказались консервативными: свобода, к тому же ограниченная, возможна лишь в том случае, если люди передают распоряжение ею монарху.

79) Политическое учение Локка — его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его правомерно называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как «личность», «общество», «государство», поставив личность выше общества и государства. Он считал, что человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, такими правами он считал права на «жизнь, свободу и собственность». Для Локка частная собственность — неабсолютная ценность, а средство достижения свободного общества. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общества, а общество создает государство.

80) Политическое учение Монтескье — он разрабатывал проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов» или «образ правления» в своей работе «О духе законов». Одной из его заслуг была теория разделения властей, которая происходила от старой идеи «смешанного правления». Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

81) Политическая теория Мэдисона — он придерживался мнения о том, что народ — единственный источник политической власти и выборы — характерная черта республиканского правления. У него вызывала тревогу фракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь у власти будет безусловно, подавлять интересы меньшинства. Поэтому главное — «лишить большинство, имеющее особую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы» и гарантировать свободу меньшинству. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей, является относительно равной.

82) Политическое учение Руссо — Руссо рассматривает ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как «моральное и совокупное тело», «общественного человека», который приобретает «свое единство, общую идентичность, жизнь и волю» в результате отчуждения этих прав членами — создателями. Также он рассматривает проблемы общей воли, заключающиеся в том, что создание «морального и совокупного тела» государства является одновременно трансформацией «естественных» индивидуумов в «моральных» граждан. Обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.

83) Политическое учение Бентама — Английский-философ, социолог, политолог, правовед, моралист. Он является родоначальником унитаризма. Бентам был сторонником либерализма, решительным противником теории естественного права. Исходя из своей концепции «разумного человека», он считал, что все общественные отношения должны быть подчинены «принципу полезности». Отсюда и название всего направления (от лат. Utilitas -польза, выгода). В главном труде Бентама «Деонтология, или Наука о морали» интересы личности отождествлялись интересами общества, которое рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Шпаргалка по политологии. Уровни знания в политологии. Методы, применяемые в политологии. Социологический, Нормативно-ценностный, Бихевиористский метод. Структурно-функциональный анализ и системный подход. Понятие либерализма. Понятие и структура политики. Основные концепции власти. Понятие легитимности власти.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Исследование организации бухгалтерского учета

Дипломная работа. Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете. Понятие основных средств и их классификация в бухгалтерском учете. Принятие к учету. Поступление основных средств. Сравнение ПБУ и МСФО по основным средствам. Бухгалтерский учет и анализ поступления основных средств Бухгалтерский учет и документальное оформление при поступлении основных средств. Анализ объема, структуры и динамики основных средств

Основы реаниматологии

Нарушение мозгового кровообращния

Педагогическая профессия, ее сущность, содержание, особенности

Педагогическая профессия – одна из самых известных в настоящее время и определяющих другие профессии

Особенности языка советского периода

Контрольная работа (реферат) по дисциплине: Русский язык и культура речи Русский язык советского периода. Термины и их отличительные признаки. Кафедра философии

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok