Теория и практика музыкального образования в Древней Греции

Территория рекламы

Теория и практика  музыкального образования

в Древней Греции

Древнегреческая теория воспитания  - одна из первых развитых педагогических систем в истории человечества. Она основана  на принципах  гармоничного и всестороннего развития человека, формирования совершенной личности, как в нравственном, так и в физическом отношении.

Древние греки разработали идеал  прекрасного человека – «калокагатия» (буквально – «прекрасный и добрый»). Этот идеал включал в себя двоякий ритм – телесный, который  воспитывался физическими упражнениями, и душевный – подвластный музыке. Сама же музыка понималась как триединство танца, жеста и собственно музыки (лада и ритма).

Музыка играла значительную роль в общественной жизни. Священным долгом  свободных жителей Афин, Спарты и других полисов считалось участие в «хоросе»  - коллективных театрализованных действиях с пением, игрой на музыкальных инструментах и танцами. В свою очередь, термин «ахореутос», буквально означающий «человек, неспособный к участию в хоросе» -  стал синонимом человека неграмотного, необразованного.  

Нужно сказать, что система образования в античном  рабовладельческом обществе касалась только привилегированных слоев общества – свободнорожденных граждан. Аристофан, автор известных комедий (5 в. до н.э.) – указывал на то, что лучшие люди государства должны быть «воспитаны в палестрах (гимнастических школах) и в хорах». Поэт подчеркивал необходимость «мусического образования» – не только музыкального, но и литературного, театрального, математического; слово «мусике» (искусство муз) означало широкую область наук и искусств, подвластных девяти музам.

Литература и научная мысль классической древности постоянно  затрагивает вопросы воспитания, создает идеальный образ гражданина, сочетающего в себе высокий интеллект и нравственную чистоту,  а также разностороннюю образованность

Школьное образование в Афинах сводилось к общему («мусическому») и гимнастическому. В мусической школе дети обучались грамоте и счету, затем знакомились с творениями великих поэтов -  Гомера и Гесиода, с изречениями  знаменитых мудрецов. Важное место занимало обучение хоровому пению и игре на музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание, как и рассказы о подвигах героев, философские изречения, считалось средством формирования этических качеств, достижения  гармонии в движениях, мыслях, эмоциях и деятельности. Однако не всякая музыка считалась пригодной для воспитательных целей.  

Воздействие музыки на эмоциональную сферу человека - одна из тайн, раскрыть которую ученые пытались еще в глубокой древности. Ранее музыка понималась как мистическое, божественное явление, свойства которого сверхъестественны.  В мифах Древней Греции и других народов можно найти немало подтверждений такого понимания. Так, легендарный певец Орфей укрощал своими песнями диких зверей; герой гомеровского эпоса Ахиллес смягчал приступы гнева игрой на кифаре. Большинству бытовавших в те времена музыкальных инструментов приписывалось божественное происхождение. Кифара была непременным атрибутом Аполлона. Флейты и тимпаны  сопровождали свиту Диониса; многоствольная флейта – инструмент  Пана, лесного божества.

Одним из первых ученых античности,  непосредственно касавшихся в своих трудах феномена музыки, стал Пифагор (6-5 вв. до н.э.) и его последователи. Они также рассматривали явление музыки как космический феномен. Именно пифагорейцы считаются основоположниками учения о «музыке сфер», или «небесной гармонии», согласно которому вся музыка, звучащая на земле, есть отголосок небесной музыки.

Кроме того, пифагорейцы понимали музыку как универсальное средство воспитания, нравственного совершенствования, душевного и телесного врачевания. Известно предание о том, как ученикам Пифагора удалось усмирить молодого человека, находившегося  в невменяемом состоянии, с помощью определенного лада и ритмических фигур, которые считались  строгими и уравновешенными. Такими свойствами, по мнению греков, наделялся дорийский лад.

Последователи Пифагора создали учение об эвритмии – способности находить и чувствовать ритм не только в музыке, но и в природе, общественной жизни, собственных поступках. Интересно их сравнение общественного уклада с оркестром, в котором каждому человеку, подобно  музыкальному инструменту, поручена своя партия.

Платон Афинский  (5-4 вв. до н.э.) одним из первых сформулировал теорию этоса -  учение о воздействии определенных ладов и ритмов, инструментальных звучаний  на психику человека. Этос связывался в первую очередь с воспитанием будущих воинов и философов, поэтому  Платон  полностью исключает «развращающие» и «разнеживающие» фригийский и лидийский лады, и одобряет один только дорийский лад, который «настраивает на мудрость и умеренность». Из инструментов философ  разрешает лиру и кифару, также полковые трубы; напротив, авлос и флейта, как инструменты, сопровождающие танцы,  считались недостойными  идеального гражданина.

Не менее строгой чистке Платон подверг и поэзию, поскольку слово и музыка  в понимании древних греков составляли неразрывное единство.

Теорию этоса, начатую Платоном, продолжил и развил Аристотель (4 в. до н.э.) Музыка понималась им как один из важнейших объектов чувственного восприятия.  Он утверждал, что  этические свойства может заключать в себе даже самая простая мелодия.

В своем трактате «Поэтика», посвященном вопросам музыкального и театрального  Аристотель разработал концепцию катарсиса. Суть этого явления заключается в непосредственном переживании происходящего на сцене, в искреннем сострадании героям трагедии и наступающем вслед за развязкой душевном очищении, чувстве эстетического удовольствия. Теория катарсиса стала одним из ключевых понятий современной эстетики.

 В другом трактате – «Политика» Аристотель писал о музыке как средстве воспитания: «Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели (человеческой жизни), но доставляет еще к тому же и вдохновение».   Успешна, по его мнению, только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий. Поэтому эффект наслаждения он считал обязательным моментом в приобщении к искусству. Аристотель выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством.

Говоря о системе  общего и музыкального воспитания в Древнем Риме, можно убедиться в том, что она непосредственно опиралась на эллинистическую культуру, многое из нее заимствуя. В то же время некоторые моменты заметно упрощались. Суждения об искусстве, его  роли в процессе воспитания основывались  на теориях Аристотеля и Платона. Например, знаменитый поэт Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) подчеркивал гуманистическую, миротворческую суть искусства. Он говорил о том, что, «подчиняясь древней мудрости, аналогично тому как разделять мирское со священным, искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставленье на жизненный путь»

Неотделимой от познания вещей божественных признавал музыку Марк Фабий Квинтилиан (1 в. н. э). В  своем труде «О подготовке оратора» он, в частности, ссылаясь на свидетельства Тамагена, Вергилия, Ионаса, Архита и Эвена, отмечал, что музыка «в весьма старые времена не только изучалась, но и была предметом благоговения, так что искушенность в ней почиталась приличествующей пророку и мудрецу».

Таким образом, в эпоху античности зародилась важная традиция мировой практики музыкально-эстетического воспитания: его цели, содержание и направленность стали определяться ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии. В исторические периоды античности, эллинизма и Римской империи выдающимися мыслителями неоднократно отмечались магическая сила воздействия музыкального искусства на душу человека, способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и в силу этого необходимость музыкального искусства как предмета воспитания.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

античность.doc

античность.doc
Размер: 43 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Древнегреческая теория воспитания - одна из первых развитых педагогических систем в истории человечества. Она основана на принципах гармоничного и всестороннего развития человека, формирования совершенной личности, как в нравственном, так и в физическом отношении.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Открытое первенство Калининского района по флорболу среди детских команд

Начальник отдела молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Калининского района

Современная организация СМИ. Медиа-холдинги в Пермском крае

редство массовой информации – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа

Огнеметное отделение РПО

Огнеметное отделение РПО предназначено для уничтожения живой силы, техники противника и выполняет следующие задачи:

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Материал с уклоном к Республики Казахстан

Альфа-адреномиметики, Бета-адренолитики

Селективные альфа-адренолитики, Празозин, Доксазозин, Тамсулозин, Фентоламина гидрохлорид, метаносульфат. Альфа 1- и альфа2-адренолитики

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok