Методическая разработка урока-семинара

Глава 2

Методическая разработка урока-семинара

Урок - семинар по литературе для 11 класса «Поэма «Облако в штанах» В. Мяковского»

Для разработки урока-семинара нами выбрана тема « поэма «Облако в штанах» В. Маяковского». Творчество этого писателя удивительно, неоднозначно, интересно. Поэма «Облако в штанах» - одно из ранних произведений В. Маяковского, принесших ему громадный успех. Многими современниками поэма была признана гениальной. Сам автор называл поэму в предисловии «программной вещью». Произведение отражает много конфликтов и может быть по-разному воспринято учениками. Поэтому поэма интересна для обсуждения на уроке-семинаре.

Представленный урок проводится как обобщение. Ему предшествует лекционный материал, который тезисно можно представить так:

В. Маяковский в литературном процессе начала XX в.

Меняющаяся действительность. Литература в поисках нового художественного языка, новых образов, интонаций, ритмов.

Футуризм: вызов, желание дразнить, поражать читательскую публику новизной и непривычностью.  «Пощёчина общественному вкусу». Необычный внешний вид (желтая кофта)

Новаторство в стихотворениях: направленность на ораторское исполнение, отрицание общепринятого понятия о красивом, отрицание буржуазной действительности и «бездушных вещей», огромный масштаб лирического переживания, полемический запал, неожиданность, приковывающая внимание, своеобразие поэтических средств (многозначные, сложные метафоры, требующие порой расшифровки, авторские неологизмы).

Биография поэта. «Я сам».

Итак, для углубленного изучения лирики В. Маяковского проводится семинар.

Цели урока:

1. Изучение поэмы «Облако в штанах» как одного из ключевых произведений В. Маяковского.

2. Развитие умения самостоятельно добывать и обрабатывать необходимую информацию.

3. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, науке.

Для проведения семинара педагогом составляется план, вопросы, которые будут представлены для изучения школьникам. Каждый подпункт исследуется одним учеником. Для ответов на вопросы ученики могут использовать любые источники, включая ресурсы интернета. Кроме того, часть докладов может содержать их собственный анализ текста поэмы. Также для работы ученикам будут представлены дополнительные материалы в виде распечаток, которые содержат цитаты из статьи В. Маяковского «Как делать стихи»:

«Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. На тех, кто все величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что и им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса».

«Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

«80% рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редактора̀ или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна.

Редактора знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и надо развивать. Почти все редактора жаловались мне, что они не умеют возвращать стихотворные рукописи, не знают, что сказать при этом.

Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т. д.), все ваши рифмы ˗ испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороших новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по три рубля за лист, при условии представления трех копий».

Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказывать слова и выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, ˗ становился мрачным, скучным и неразговорчивым.

Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха.

Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы.

Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой.

Как он будет беречь и любить ее?

Я лег на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло.

Тело твое

буду беречь и любить,

как солдат, обрубленный войною,ненужный, ничей,

бережетсвою единственную ногу.

Я вскочил, полупроснувшись. В темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки ˗ «единственную ногу» и заснул. Утром я часа два думал, что это за «единственная нога» записана на коробке и как она сюда попала».

План семинара:

1. История создания поэмы. Любовь к Марии Денисовой.

2. Первоначальное название поэмы («Тринадцатый апостол») и авторское определение жанра (трагедия, тетраптих);

4. Четыре выкрика: «Долой!»;

5. Тема любви в поэме;

6. Особенности характера лирического героя;

7. Особенности средств выразительности В. Маяковского;

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация имеющихся знаний.

Ученикам предлагается соотнести колонки таблицы:

Троп

Определение

Пример

1.Метафора

а) Образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-л. общему для них признаку.

1. В сто сорок солнц закат пылал ( «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

2. эпитет

б) вид тропа, при котором происходит перенос свойств одного предмета на другой

2. тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

( «Облако в штанах»

3. гипербола

с) стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение - переносное или символическое

3. Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный скаберзный анекдот .

Упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого.

(«Облако в штанах»)

4. сравнение

d) стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает

4. душу цветущую («Лиличка»)

Вступительное слово учителя. Поэму «Облако в штанах», о которой мы сегодня будем говорить, В. Маяковский называл второй своей трагедией (первая называлаалсь «Владимир Маяковский»), «программной вещью». Поэма вышла в 1915 г. И была одним из ранних произведений, которое сразу громко заявило о себе и принесло автору невероятный успех. Молодые современники увидели в Маяковском «поэта, по-новому раскрывающего мир». Вот как вспоминает об этом С. Д. Спасский: «Воздействие… было огромным. «Облако» нельзя было отменить, оно излучало из себя энергию, отбирало и интересовало людей. Поэма была во всех свои элементах манифестом нового искусства… Вместе с тем она и являлась новым его образцом. Поэма воспринималась действительно как голос некоего «тринадцатого апостола», проповедующего борьбу на баррикадах и близкую неминуемую революцию… Те, кто принял Маяковского, мгновенно становились друзьями. Люди знакомились! Произнося вместо фамилий цитаты из «Облака». Чем же могла поразить людей поэма? Ответить на этот вопрос в конце урока вам помогут проведенные вами исследования.

Чтение докладов и обсуждение.

1.История создания поэмы.

В поэме «Облако в штанах» поэт рассказывает о своей безответной любви с первого взгляда в юную Марию Денисову. Первая встреча Марии с В. Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже. Поэт не назвался девушке, пре6дложив именовать себя «некто в чёрном». Но волею судьбы они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране в 1914 г.

Как-то на одном из обедов Маяковский был в ударе. Говорил умно и весело. Зашла речь о произведениях Джека Лондона. Кто-то из присутствующих высказал мысль, что жажда наживы делает героев Лондона жалкими людьми. Обратились с вопросом к Маяковскому: «А вы как думаете?» Наступила пауза. И вдруг в разговор вступает Мария: «Конечно так! Там, где деньги, подлинного чувства нет. Человек рождается не для денег!» Поэт принял поддержку Марии восторженно. Позднее он скажет:

«Помните? Вы говорили:«Джек Лондон, Деньги, Любовь, страсть», –  А я одно видел: Вы ˗ Джоконда, Которую надо украсть!»

В. Маяковский увидел в Марии живую Джоконду как воплощение совершенной красоты и женственности. Он начал работать над поэмой в первой половине 1914 года, о чём свидетельствует он сам в своей автобиографии «Я сам»: «Начало 14-го года. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах».

В статье «Как делать стихи» Маяковский также упоминает эту поэму. Он пишет: Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой. Как он будет беречь и любить её? Я лёг на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло:

«Тело твоё буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, ненужный, ничей, бережёт свою единственную ногу».

Я вскочил, полупроснувшись. В темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки ˗ «единственную ногу» и заснул».

Работа над поэмой была завершена в июле 1915 года в Куоккала (ныне Репино под Санкт-Петербургом).

Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но по требованию царской цензуры название было изменено поэтом на «Облако в штанах».

В обoих случаях поэма была названа Владимиром Маяковским «трагедией». После, в отдельном издании он дал ей подзаголовок «тетраптих», указав на то, что композицонно она состоит из четырёх частей.

Поэма издавалась с цензурными вырезками с сентября 1925 г. Из поэмы изымались, например, слова «Богоматерь», «Евангелие», «Иисус Христос», «Господин Бог»,  И впервые полностью поэма «Облако в штанах» была издана в начале 1918 г. Москве издательством «АСИС».

Слово учителя: Итак, на создание поэмы Маяковского вдохновило сильное чувство любви. Поэтому любовный конфликт – один из основных. Но он не единственный. Как вы думаете, почему до 1918 г. Цензура запрещала полностью издавать поэму?

Ученики должны вспомнить, что в дореволюционной России авторитет церкви был еще силен, поэтому стихи, в которых звучал вызов богу, были неприемлемы, и только после революции 1917 г. Поэма могла быть издана полностью.

2. Первоначальное название поэмы («Тринадцатый апостол») и авторское определение жанра (трагедия, тетраптих).

«Облако в штанах» ˗ одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского. Ее центральная тема ˗ романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Когда поэма была опубликована опубликована в 1918 году, в предисловии В. Маяковский писал: «Облако в штанах» (первое имя «Тринадцатый апостол» зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» четыре крика четырех частей».  Так как частей было четыре, Маяковский определил произведение как тетраптих. Но сначала произведение было определено автором как трагедия, что подчеркивает силу конфликта лирического героя: любовного конфликта, конфликта с миром. Это определяет его трагическое мироощущение.

Заглавие поэмы тоже менялось. Настоящее название может описывать чувство влюбленного лирического героем, абсолютную нежность, возвышенность, а может быть насмешкой над всеобщим пониманием любви:

«Хотите ˗ буду безукоризненно нежный,  не мужчина. а - облако в штанах!»

Первоначальное название «Тринадцатый апостол» подчеркивало всесторонность «апостольской проповеди». Под давлением цензуры В. Маяковский был вынужден снять его и заменить новым. Этим не изменялась сущность произведения. Однако новое название акцентировало уже один «крик»: «долой вашу любовь!». Сосредоточение внимания в самом заглавии именно на теме любви не случайно. Это была новая трактовка темы, которая имела принципиальное значение.

Слово учителя. Итак, название, авторское определение жанра менялись. И не случайно. А какие еще существуют интерпретации первоначального, настоящего названия? Какие интерпретации можете предложить вы? Как вы думаете, почему это «вторая трагедия В. Маяковского»?

Ученики могут предложить свои варианты интерпретации названия и попытаться объяснить определение поэмы как трагедии.

Четыре выкрика: «Долой!»

«Долой вашу любовь!». Глава начинается с ожидания героем возлюбленной, переломным моментом этого ожидания является двенадцатый час. Она появляется и сообщает ему, что она выходит замуж. Затем герой, оставаясь внешне спокойным, переживает нервный срыв внутри. Герой выступает против буржуазного жизнепорядка, где любовь продается за деньги и стабильность.

«Долой ваше искусство!» Искусству красивых вымыслов Маяковский противопоставляет эстетику улицы, кипящую жизнью. Он осознает, как бессильна старая поэзия, она не может воздействовать на действительность:

«Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!»

«Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая -

ей нечем кричать и разговаривать».

«Долой ваш строй!». Поэтическое и социальное у Маяковского было изначально взаимосвязано. Он поставил свое творчество на службу массе, социальным низам, с которыми он ощущает единство и слияние. Поэтому крик «Долой ваше искусство!» неотрывен от крика «Долой ваш строй!». Поэт представляет себя выразителем народной боли, предтечей революции и жертвой («распял себя на кресте»).

«Долой вашу религию!». Когда рушится последняя надежда на взаимную любовь, герою остается одно: обратить свой взор к небу, к тому, кто долгие века давал людям утешение в несчастье.Но отклика у бога герой не находит.

Я думал - ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

из-за голенища

достаю сапожный ножик.

Не эпатаж главная причина богохульства поэта. За всем этим стоит кровавая трагедия войны. Как часто человечество повторяло: если есть Бог, он не может допустить такое. Отсюда бунт против всего неба, против всех святых.  Страданию героя нет исхода: на нем замыкается не только драма любви, но и трагедия войны. Трагедийность поэмы подчеркивается отсутствием отклика, глухотой мира, человечества - всего и всех, к кому обращен страстный монолог поэта:

«Глухо.

Вселенная спит,

положив на лапу,

с клещами звезд огромное ухо».

Слово учителя. Четыре «выкрика», воплотившиеся в четырех частях поэмы, выражают разнообразные конфликты поэмы, это любовный конфликт, общественно-социальный, религиозный конфликт. Какие еще цитаты раскрывают суть этих «выкриков»? Центральной в поэме остается тема любви. Как раскрывается чувство любви?

Ученики могут привести цитаты, которые, по их мнению, являются ключевыми для раскрытия сути «выкрика». На второй вопрос ученики должны ответить цитатой, развернутой метафорой «пожар сердца».

Слово учителя. Удивителен и сам характер лирического героя, это не просто страдающий влюбленный человек, это человек, меняющийся, сочетающий в себе различные качества, это интересный, уникальный герой. В чем же его особенность?

Особенности характера лирического героя

 В лирического героя поэмы слиты самые противоречивые черты и качества характера: он грубый и нежный, он сильный и слабый, он предводитель безголосых орд и новый апостол, подобно Христу готовый взойти на крест ради голодных и страждущих. 

В поэме лирический герой явный нигилист. Он не просто отрицает, иногда даже глумится над устоявшимися взглядами, авторитетами. Однако, он ˗ облако, поэтому в нем самым парадоксальным образом уживается наряду с нигилизмом страстное стремление к Идеалу. Это стремление находит свое выражение в формах исповеди и проповеди, именно такие жанровые формы приобретает поэма в некоторых своих фрагментах. 

Лирический герой близок автору. Маяковский говорит от первого лица, он предельно искренен в проявлении своих чувств и выражении своих мыслей. Ничто в мире не оставляет его равнодушным. Вселенские проблемы – это его личные проблемы. Лирический герой, выброшенный бурей жизни за борт, казалось, близкого и возможного счастья, не может понять и принять этот почти фантастический в своей несуразности мир. Его сознание предельно возмущено, вздыблено. И вот он то осознает горькую правду своего истинного положения бунтаря и каторжника капиталистического города, то обращается к любимой со словами великой нежности и боли... То мечтает об искусстве, которое врежется «кастетом» в продажный мир, то издевается над кукольной поэзией, которая и любовь превращает в расцветоченную идиллию... То, наконец, призывает и благословляет очищающую революцию или обрушивается на бога, создавшего такой античеловечный мир, такую страдальческую любовь.

Слово учителя. Какие еще качества вы увидели в характере лирического героя?

Ученики могут высказать, что заметили в характере лирического героя они , подкрепляя высказывания цитатами.

Особенности поэтического стиля В. Маяковского в поэме «Облако в штанах».

Так как в начале свой творческой деятельности В. Маяковский примыклал к течению футуристов, утверждавших в своем творчестве, как вы помните, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов ˗ «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» ˗ Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт, бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики. В. Маяковский напишет в статье «Как делать стихи»: Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т. д.), все ваши рифмы ˗ испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороший новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по три рубля за лист, при условии предоставления трёх копий». Эта статья будет написана лишь в 1926 г. Но уже в 1913 г. Начинает формироваться собственный стиль поэта:

Сочетание правдоподобия и фантастики: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного»;

Использование приема развернутой метафоры (например, фразеологизм «нервы расходились» перерастает у Маяковского в целую картину);

Широкое использование неологизмов («маленький смирный любёночек», «миллионы огромных чистых любвей», «вечер декабрый», «улица безъязвкая», «грудь испешеходили»);

В области стиха – использование «лесенки», делящей строку на смысловые и интонационные доли, акцентирующие внимание на определенных смыслах».

Слово учителя. Какие вами были замечены другие средства художественной выразительности?

Ученики должны назвать и проиллюстрировать приемы, которые не являются особенностями стиля В. Маяковского, но широко используются: олицетворения, гиперболизация, антитеза, сравнения. Также ученики должны обнаружить аллитерацию и ассонанс.

Обобщающее слово учителя. Итак, мы с вами изучили одну из ключевых в творчестве В. Маяковского поэму «Облако в штанах». Теперь мы с вами можем ответить на поставленный вначале урока вопрос: «Чем же может удивить поэма «Облако в штанах»? Теперь каждый может найти в творчестве В. Маяковского то, что привлекает именно вас: необыкновенный, противоречивый и сильный характер героя поэмы, пафос бунта, отрицания, исповеди и проповеди, необычайные способы художественного изображения.

Домашнее задание. Группа учеников готовит специальный выпуск стенгазеты – иллюстрированный репортаж о ходе семинара. Остальные группы готовят заметки для стенгазеты.

«Что мне дало участие в семинаре»,

«Чем лично мне близка поэзия В. Маяковского».

Группа экспертов оценит и лучшие поместит в стенгазету.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Семинар в старшем классе.docx

Семинар в старшем классе.docx
Размер: 42.2 Кб

.

Пожаловаться на материал

Урок - семинар по литературе для 11 класса «Поэма «Облако в штанах» В. Мяковского»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Фармакология. Ответы на тесты

Правильные ответы на тест по фармакологии. Правильные решения назначения препарата для больного. Механизм действия препаратов.

Изучение вынужденных колебанийв последовательном колебательном контуре. Лабораторная работа

Изучение, работы последовательного колебательного контура, снятие его резонансных характеристик и определение добротности контура.

Основні етапи підготовки та проведення зборів

Реферат. Нарада як вид організації ділового спілкування групи. Етапи підготовки і проведення зборів. Технологія підготовки проведення нарад і зборів. Протокол наради

Многокритериальные методы принятия управленческих решений

 Принятие управленческих решений в условиях полной определенности. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Принятие управленческих решений в условиях полной определенности.

Завдання І рівня підсумкового модульного контролю з Політології

Тести та відповіді по політології. Які з названих цінностей властиві лібералізму? Яка функція політології розкриває сутність. Влада, заснована на впливі засобів масової інформації. Розподіл влад

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok