Механизм культуроосвоения. Поликультурное образование

Механизм культуроосвоения как основа национального и поликультурного образования детей

Проблема национального воспитания является основополагающей и в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Педагог заложил идейно-теоретические основы национального воспитания и научного феномена, который в настоящее время трактуется как поликультурное образование. Ученый подчеркивал, что человека без национальной принадлежности не бывает, поэтому существует «российское воспитание», «французское воспитание», «английское воспитание» и т.д. Обретение человеком своего «я» невозможно без культурной идентификации, поэтому необходимо, чтобы в образовании были созданы условия для проживания учениками национальной истории и культуры как личной судьбы. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал значимость таких предметов, как русская история и русский язык.

Проблема национального образования не утратила своей актуальности и в XX веке. И здесь особый интерес представляет культурное богатство российской эмиграции. Для педагогики русского зарубежья наиболее актуальной была проблема создания национальных культурно-образовательных микросоциумов - «островков России». Развернутую модель национального образования предлагает С.И Гессен. Понимая нацию как коллективную личность, педагог утверждает, что она, так же как и отдельный человек, нуждается в гармоничном, всестороннем развитии, не допускающем насильственного навязывания одностороннего взгляда на жизнь. С.И. Гессен смотрит на нацию не как на готовый народный дух, независимый факт, а как на «своеобразный стиль народного существования, форму, которую само собой принимает творчество народа, направленное на разрешение общечеловеческих задач». По его мнению, национальная школа вырастая из прошлого, ориентируется на решение глобальных проблем в будущем. Эту мысль ученый формулирует благодаря введению понятий «предание» и «задание». Предание воплощает прошлое, задание определяет будущее.

Идея национального образовательного пространства рождается из русской идеи и заключается в том, что органическим, естественным является воспитание на традициях своего народа, его духовных и нравственных ценностях, гражданских и патриотических идеях. Национальное образование не может развиваться без взаимодействия с культурой других народов, поскольку оно решает проблему не только культурно-национальной самоидентификации личности, ной формирования представлений о «значимом другом», «которые служат основой цивилизационного диалога представителей различных культур, гармонизации межэтнических отношений в пределах единого государственно-территориального поликультурного пространства».

Роль и место поликультурного образования в зарубежной и отечественной практике и зарубежной практике

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному». По П.Ф.Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».

Для осмысления философии современного поликультурного образования определенно интересен подход В.С.Библера к трактовке культуры как целостной человеческой деятельности, на основании которой вырастают сходящиеся грани основных форм духовной самодетерминации нашего сознания, мышления судьбы. В понимании диалогической школы Библера, культура приобретается в межчеловеческих отношениях и включает в себя ценностные, знаковые, институциональные составляющие. Фактически такой подход обусловлен попыткой осмысления культуры в рамках парадигмы постмодерна и дает понимание объективного базиса диалогичности, присущей глубинным смыслам культуры. Согласно Библеру: «Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшее» достижение человеческого сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (античности, средних веков, Нового времени). Аналогичное положение извечно угадывалось в сфере культуры, той формы культуры, что всегда строится не в процедуре снятия, но в ситуации встречи (и трагического сопряжения) уникальных и неповторимых личностных феноменов. В XX веке даже ценностные и духовные спектры разных форм культуры (Запад, Восток, Европа, Азия, Африка, или в пределах самой западной культуры, - Античное, Средневековое, Нововременное мышление) стягиваются в одном культурном пространстве, в одном сознании и мышлении, требуют от человека не однозначного выбора, но постоянного духовного сопряжения, взаимоперехода, глубинного спора в средоточии неких непреходящих точек удивления и «вечных вопросов бытия». И – в этом – в диалоге разных культурных смыслов бытия – суть современного понятия, современной логики мышления».

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Механизм культуроосвоения как основа национального и поликультурного образования детей. Роль и место поликультурного образования в зарубежной и отечественной практике и зарубежной практике

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Календарный план прохождения производственной практики студента 3 курса

Вид выполняемой работы Календарный срок Рабочее место студента Практика по работе Бухгалтерия

Педагогічна майстерність та особистість спортивного педагога

Специфіка  педагогічної  діяльності викладача ФК. Педагогічна майстерність як система, її складові компоненти.  Рівні майстерності спортивного  педагога та ї характеристика.

Преступления против семьи и несовершеннолетних

Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних . Преступления против несовершеннолетних . Преступления против семьи

Персоналии культурологии

Барт Ролан французский философ. Бахтин Михаил Михайлович русский филолог и культуролог. Бердяев Николай Александрович русский религиозный философ и другие

Бронхиальная астма. Кровотечение желудочное

Бронхиальная астма - заболевание, обусловленное обратимой обструкцией бронхиального дерева. Причины желудочного кровотечения - язвенная болезнь желудка, доброкачественные опухоли желудка.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok