Наука

  1. Науки о природе и науки о культуре

Резюмируя свои рассуждения в работе "Науки о природе и науки о культуре" (1911), Риккерт пишет, что "мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их - изучить общие абстрактные отношения, по возможности, законы... Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного, и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под власти естественнонаучного метода. Природа ест совокупность всей действительности, понятой генерализирующим образом и без всякого отношения к ценностям. На другой стороне стоят исторические науки о культуре... Названные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности", - это и есть индивидуализирующий метод. Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два способа образования понятий:

1) при генерализирующем образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего;

2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления, а само понятие представляет собой "асимптотическое приближение к определению индивидуума". Объекты исторических наук - "суть процессы культуры", которая есть "совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями" и где единичные явления соотнесены с последними - "в смысле ее содержания и систематической связи этих ценностей".

Таким образом, и гуманитарные, и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых - это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не отменяется, а имеет подчиненное значение: "И история, подобно естествознанию, подводит особое под "общее". Но тем не менее это, конечно, ничуть не затрагивает проивоположности генерализирующего метода естествознания и индивидуализирующего метода истории".

При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:

1. Культура как духовное формообразование "не может быть подчинена исключительно господству естественных наук". Более того, он считает, что естественнонаучная точка зрения подчинена культурно-исторической, хотя бы потому, что естествознание - "исторический продукт культуры".

2. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное, "на их единственное и неповторимое течение". Поэтому-то "в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей "природы", но, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом". Последний находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что ценность чего-либо может быть признана только с при знанием его неповторимости, уникальности, незаменимости.

3. Если явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально.

4. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым описанием единичного, а принимает во внимание индивидуальные причины и подводит особое под общее, используя "культурные понятия", во-вторых, когда "при этом руководствуется определенными ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки... Только благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения". Естествознание, как считает Риккерт, устанавливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесение к ним своих объектов. Но это, как мы выше отмечали, уже не относится к современному естествознанию.

5. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий "представить исторические явления как стадии развития", а не как нечто неизменное, раз навсегда данное. Иначе говоря, подойти к ним именно как к "процессам культуры", а не только как к ее результатам, т.е. конкретно-исторически. При этом немецкий философ различает понятия "историческое развитие" и "прогресс", считая, что последний означает "повышение ценности культурных благ" и включает в себя положительную или отрицательную оценку.

6. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует "возможность сомкнуться в одно единое целое". Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры. "Итак, единство и объективность наук о культуре обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь - единством и объективностью ценностей, оцениваемых нами".

7. По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большей субъективностью и важную роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура. Тем самым историческое знание не только фиксирует индивидуальное и неповторимое в истории, но и строится на основе индивидуальных оценок и личных предпочтений исследователя. Напротив, законы естествознания объективны, и, будучи продуктами определенной культуры, по существу от нее не зависят. Но это опять-таки уже не относится к современному естествознанию

2

Социальный и экзистенциальный субъекты в познании

.

3

Общество как саморазвивающаяся система. Социальная синергетика

4

Природа и общество. Взаимодействие естественного и искусственного. Взаимодействие общества и природы

5.

Хозяйство и экономика как фундамент социальной жизни

6.

Солидарность и конфликты в общественных отношениях. Социальные технологии

.

7.

Глобализация мира и национальные отношения. Патриотизм и космополитизм

8.

Основные направления аграрной науки

9.

Глобальные проблемы современности и мировой продовольственный рынок

10

Сущность и исторические этапы развития техники

11.

Техника и глобальные проблемы современного мира

12

Информационный этап технологической революции. Влияние сетевых коммуникаций на социальные отношения

13.

Новационное общество, компьютеризация жизни и возникновение виртуальной реальности

.

14.

Сущность политических отношений. Влияние государства на аграрный сектор экономики в развитых и России. Сравнительный анализ

.

15.

Политическое развитие современной России: основные политические силы, их стратегические цели, идеалы

16

Проблема свободы, равенства и прав человека в современной России. Социальная безопасность личности

17

Диалог цивилизаций или насилие. Идеология однополярного и многополярного мира

.

18

Культура и цивилизация: сходство и различие

.

19.

Культурный кризис нашего времени. Духовность и культурные регуляторы социальной жизни

20

Основные формы духовной жизни современного человека Феномен бездуховности в рыночном обществе

.

21

Культура и технология. Масскульт и массмедия

.

22

Традиционализм и постмодернизм в культуре

23/Высокие технологии

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — наиболее новые и прогрессивные технологии современности. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности.

Отрасли высоких технологий

Полупроводниковые технологии:,

микро- и наноэлектроника,

квантовая и оптическая электроника,

радиоэлектроника.

Программное обеспечение вычислительной техники,

Искусственный интеллект,

беспроводные технологии.

Робототехника и электромеханика:

микро- и нано- электромеханические системы (MEMS/NEMS).

Нанотехнологии и новые материалы:

технологии нанообъектов,

технологии наноструктур,

технологии неразмерных нанопараметров.

«Чистые» технологии (Cleantech) и альтернативная энергетика:,

рециклинг,

атомная энергетика,

солнечная энергетика,

водородная энергетика,

технологии энергосбережения.

Системы безопасности, контроля и автоматизации:

биометрика,

системы контроля и управления доступом,

датчики и аналитическое оборудование,

навигационные технологии.

технологии разведки (жучки)

Оборонные технологии и технологии двойного назначения:

самолётостроение,

ракетостроение,

космическая техника.

Живые системы и биотехнологии:

генная инженерия и генотерапия,

биохимия и биофизика,

микробиологическая промышленность.

24

Человек как телесное существо, его природные константы. Судьба тела в условиях технизации жизни

.

Концептуальным продолжением отмеченных тенденций является знаменитая постмодернистская идея «тела без органов» (ТБО)..

Постмодернистское «тело без органов» его органы отрываются от целого. Они умаляются, отрицаются, ликвидируются. О них больше не вспоминают. Тем самым тело становится «пустым», «без свойств». Это биосубстратное воплощение социального феномена «человека без свойств», в художественной форме предвосхищенного Р. Музилем. Сейчас «человек без свойств» интенсивно культивируется. Когда мы общаемся по интернету, не зная ни возраста, ни национальности, ни «про органы» (вместо пола – гендер), то мы выступаем как люди без свойств. Как «некто». В Сети циркулируют чистые мысли с минимальным личностным окрасом в виде стиля и формы выражения. Чистому мышлению соответствует, противополагаясь, чистое тело. Компьютерные программы состоят из сочетаний пустых знаков. Коррелятивно им возникают, противополагаясь, пустые тела. Целостный телесный человек, человек как живой организм превращается в часть человека – посторганизм. В Corpus. (Корпус, если точно по-русски – вместилище, тулов(о)ище). В плоть. Обезличивание переходит в «обезорганивание».

Тело без органов – соматическое тело. Это бесформенное, бесструктурное образование, некое «расчищенное место» для нанесения знаков или вживления чипов. «Протоплазматическая субстанция», «среда интенсивностей», «кинестическая амеба» – вот его типичные определения в постмодернизме. И если не поддаваться на отвлекающие уловки и случайные аналогии, то мы действительно обнаружим перед собой или самого себя в виде тела, оставшегося «после духа», ушедшего побродить по Сети и виртуальным реальностям. В этом путешествии оно ему не нужно. Виртуально, в сознании человек может мчаться с заснеженных гор, а телесно догнивать на диване, когда никакие органы не функционируют. Он может толстеть или истощаться как компьютерные наркоманы, но в обоих случаях тело атрофируется до биосубстрата. Тело как организм нужно для жизни в естественном, природном или в искусственном, но по крайней мере, предметном мире. Чтобы поглощать и преобразовывать его, сталкиваться и бороться с ним. Все живые тела, кроме простейших, имеют органы. Внутренние и внешние. Напротив, для восприятия и трансфера информации, для «жизни» в гиперискусственном, искусственном-2 достаточно мозга, дополненного, пока нет прямого церебрального контакта с машинным интеллектом, глазами и руками. Чтобы нажимать клавиши и шевелить мышкой. Не функционирующие органы рано или поздно отмирают. У современных интеллектуалов руки на глазах превращаются в ласты.

Это перед экранами. В натуре. Но тела есть и на экранах, которых становится больше, чем живых, с органами или без органов. Для их обозначения тоже нужны соответствующие понятия. Ключевое среди них – «тело без пространства» (ТБП). Близкие к нему – «картография тел», «нулевое тело», «детерриториализованная телесность». Введение данных понятий было бы невозможно без огромной предварительной работы по разрушению метафизической картины мира, в которой тела существуют как вещи, только живые. Они имеют массу, объем, высоту, глубину. Тело без пространства не вещно. Оно «не весит» (не вещит) и существует как конфигурация поверхностей. Теоретическая победа над высотой и глубиной тоже стала возможной после победы знаков и структур над вещами и субстратами.

. Информационизм – это антивитализм. Тело без пространства – тело на экране, экранное тело. Это – антитело. Антитела вокруг нас.

26

Генная инженерия и возможности изменения человека как родового существа

.

27

Исторические предпосылки постмодернисткой философии. Становление постчеловеческой цивилизации

.

28

Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

29.

Информационная безопасность человека и ответственность инженеров знания перед обществом


31.

Нанотехнологии в аграрной науке

32

Смысл жизни и судьба человека в наше время

35

Исторические этапы и основные характеристики философии науки в России

36

Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание

.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Наука и философия, культура, направления науки. Роль науки в биологии, философии, этике, психологии, медицине.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Социальный и экзистенциальный субъекты в познании

Общество как саморазвивающаяся система. Социальная синергетика

Природа и общество. Взаимодействие естественного и искусственного. Взаимодействие общества и природы

Хозяйство и экономика как фундамент социальной жизни

Солидарность и конфликты в общественных отношениях. Социальные технологии

Глобализация мира и национальные отношения. Патриотизм и космополитизм

Основные направления аграрной науки

Глобальные проблемы современности и мировой продовольственный рынок

Сущность и исторические этапы развития техники

Техника и глобальные проблемы современного мира

Информационный этап технологической революции. Влияние сетевых коммуникаций на социальные отношения

Новационное общество, компьютеризация жизни и возникновение виртуальной реальности

Сущность политических отношений. Влияние государства на аграрный сектор экономики в развитых и России. Сравнительный анализ

Политическое развитие современной России: основные политические силы, их стратегические цели, идеалы

Проблема свободы, равенства и прав человека в современной России. Социальная безопасность личности

Диалог цивилизаций или насилие. Идеология однополярного и многополярного мира

Культура и цивилизация: сходство и различие

Культурный кризис нашего времени. Духовность и культурные регуляторы социальной жизни

Основные формы духовной жизни современного человека Феномен бездуховности в рыночном обществе

Культура и технология. Масскульт и массмедия

Традиционализм и постмодернизм в культуре

Человек как телесное существо, его природные константы. Судьба тела в условиях технизации жизни

Генная инженерия и возможности изменения человека как родового существа

Исторические предпосылки постмодернисткой философии. Становление постчеловеческой цивилизации

Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

Информационная безопасность человека и ответственность инженеров знания перед обществом

Нанотехнологии в аграрной науке

Смысл жизни и судьба человека в наше время

Исторические этапы и основные характеристики философии науки в России

Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание

Похожие материалы:

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok