Технологии обучения

Территория рекламы

Тема: «Технологии обучения»

Понятие технологии обучения, причины, их возникновение и развитие.

Программированное обучение.

Проблемное обучение.

Игровые обучения.

Зарождение идеи технологизации обучения связано, прежде всего, с внедрением достижений технического прогресса в различной области теоретической практической деятельности. Еще Я.А. Коменский ратовал за технологизацию обучения. Он стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установление цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

У истоков технологизации в педагогик А. С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наша педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операции, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособление, нормирования, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации и педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.«Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством». Искусство основано на интуиции, технология на науке. «Любое планирование, а без него не обойтись педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т. е. является началом технологии».

Массовое внедрение технология обучения исследователи относят к началу 60-ых годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем европейской школы. К наиболее известным автором технологии обучения за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Бенджамин Блум (американский психолог и педагог, профессор Чикагского университета, Джером Брунер (американский психолог), Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществление технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, М. В. Кларина, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанского и др. Разработке новой технологии, как правило, предшествуют:

- новые потребности (цели) общества;

- научные открытия или результаты научных исследований.

При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технология возникает из теории (В. П. Беспалько, В. В. Довыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики(В. И. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.)

Предпосылки развития технологий.

Так, возникновению программированного обучения предшествовало развитие кибернетики и информатики, создание электронной вычислительной техники.

Возникновению и развитию проблемного обучения – исследование закономерностей развития мышления, учения Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

Предпосылкой к формированию игровых технологий послужило развитие философских и психологических исследований по проблемам человеческой деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.леонтьев, Э.Г.Юдин и др.).

Технология программированного обучения стала предметом многочисленных исследований и начала активно внедрятся в образовательную практику к середине 60- ых годов.

Это было вызвано поиском решения проблем управления процессом обучения. В начале 50 – ых годов американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоением материала, построив его как последовательную программу порций информации и их контроля. Впоследствии американский педагог Н. Краудер разработал разветвленные программы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения зависит от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью специальных средств, программированного учебника, обучающих машин и др.

Основное средство реализации технологии программированного обучения – обучающая программа. Она представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. Каждый шаг программы обычно включает следующие кадры:

- информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии;

- контрольный – в форме задания для самостоятельного выполнения;

- управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

В зависимости от характера шагов программы различают следующие технологические системы программированного обучения: линейная, развлетвенная, адаптивная, смешанная.

Линейная программы. Технология линейной системы программированного материала была разработана в начале 60 - х годов американским психологом Б. Скиннером, в которой обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности.

Линейные программы представляют собой небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную инфомацию.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952)

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х годов Г. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; развиваются познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление, и другие личностно значимые качества.

В обучении используются различные проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельностью обучаемых, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.

Проблемный вопрос – это «однократное» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.

Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения студенту нужно самостоятельно провести частичный поиск.

Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и найти новый.

Настоящая проблема всегда связана с наукой, она содержит явное противоречие, не имеет окончательного ответа на главный вопрос проблемы, и, следовательно, требует поисковой, исследовательской деятельности.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами. Вспомните общедидактический метод проблемного изложения.

Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.

Студент сам ставит проблему и сам ее решает.

Третий и четвертый уровень – это исследовательский метод.

Методические приемы создания проблемных ситуаций.

-преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций (н-р, воспитателя, родителя, ребенка);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений);

-определяет проблемные теоретические и практические задания (н-р, исследовательские);

- ставит проблемные задачи (н-р, с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными, с ограниченными временем решениями и т.д.).

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Педагогическая суть деловых игр – активизировать мышление, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить студентов к практической профессиональной деятельности, что сближает деловые игры с технологией проблемного обучения.

Модификация деловых игр.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием ».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Учебные деловые игры (цель которых – сформировать определенные навыки и умения обучаемых в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности:

Имитационные упражнения – они отличаются от деловой игры меньшим объёмом и ограниченностью решаемых задач. Цель имитационных упражнений – предоставить возможность обучаемым в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

Анализ конкретных профессионально – педагогических ситуаций. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; обучаемые предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждают.

Разыгрывание ролей. Обучаемые получают исходные данные по ситуации, а затем берут исполнение на себя определенных ролей. Исполнение роли осуществляется в присутствии других обучаемых, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими решения в зависимости от условий сценария, действия других исполнителей и в зависимости от ранее принятых решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчёта и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике;

- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержании сценария входят: учебная цель занятия, описания изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации характеристик соответствующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов.

Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил установок. При необходимости обучаемые обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержании сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятий, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдается пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущим и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры пассивно относится к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет прав вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действие участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции проявляющие по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально – психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждение и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. Заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установления связи игры с содержанием учебного предмета.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Тема.Техн. обуч.docx

Тема.Техн. обуч.docx
Размер: 26.1 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Понятие технологии обучения, причины, их возникновение и развитие. Программированное обучение. Проблемное обучение. Игровые обучения. Модификация деловых игр. Уровни проблемности в обучении.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Точность формы деталей

Практическая работа Цель работы: Приобретение умений и навыков в обозначении на чертежах допусков формы и расположение поверхностей.

Ренессансный реализм.

Возрождение ( Ренессанс ). Возрождение делят на 4 этапа Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Теоритические основы дизайна интерьера

Дизайн интерьера, Интерьер: виды интерьера. Общественные интерьеры. Концепция жилых интерьеров. Композиция решение художественной интерьера. Цветовой нюанс и контраст.

Патогенні коки. Стафілококи і стрептококи. Менінгококи і гонококи

Мікроорганізми, які мають кулясту форму (коки), належать до найдавніших на землі. Вони досить широко поширена в природі. Збудники бактеріальних зоонозних інфекцій. Збудники бруцельозу

Матриця та її елементи. Типи матриць. Операції над матрицями

Основні визначення матричної алгебри:матриці, типів матриць, матричних операційКлючові терміни: Матриця, Матриця-стовпець та матриця-рядок,Квадратна матриця, Діагональна матриця, Одинична матриця, Нульова матриця, Стрічкова матриця, Верхня і нижня трикутні матриці, Симетрична матриця, Операції над матрицями операції множення

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok