Повесть А.фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Образ Шлемиля. Своеобразие фантастики в повести — Зарубежная литература | iFREEstore

Повесть А.фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Образ Шлемиля. Своеобразие фантастики в повести

«Чудесная история Петера Шлемиля». Литературное наследие Шамиссо невелико. Лучшее из него — «Чудесная история Петера Шлемиля» и стихотворения.

В своей повести-сказке Шамиссо рассказывает историю человека, продавшего за кошелек, в котором никогда не иссякают деньги, свою тень. Отсутствие тени, которое сразу же замечают все окружающие, исключает Петера Шлемиля из общества других людей; все его отчаянные попытки добиться положения в этом обществе и личного счастья терпят крушение, и Шлемиль находит некоторое удовлетворение лишь в общении с природой — в занятиях естественными науками.

В этой повести, таким образом, — обычная романтическая ситуация: человек, не находящий себе места в обществе, непохожий на окружающих, т. е. ситуация байроновского Чайльд Гарольда и Рене Шатобриана, Штернбальда Тика и Иоганна Крейслера Гофмана. Но вместе с тем ситуация повести Шамиссо отличается от всех других вариантов своей иронией над романтическим одиночеством героя, над романтической асоциальностью.

Шлемиль, лишившись тени, находится в трагикомическом положении: ведь он лишился чего-то, казалось бы, не имеющего никакого значения, никакой ценности.

«Ценность» тени заключается лишь в том, что она делает ее обладателя похожим на всех остальных людей, причем возникает вопрос, такая ли уж большая честь — походить на мошенника Раскаля и самодовольного богача Джона.

Шлемиль страдает от загадочной нелепости своей потери, страдает от людей, которые не могут представить себе человека без тени и относятся с ужасом или презрением, не лишенным изрядной доли комизма, к бедному Шлемилю.

В своем несчастии Шлемиль комичен, и вместе с тем последствия этого несчастья достаточно трагичны для него.

Иронизируя над романтической «исключительностью» своего героя, Шамиссо вместе с тем полон грустного сочувствия к нему. Для Шамиссо асоциальность не является ни нормой, как для Фридриха Шлегеля в 90-х годах, ни абсолютной трагедией бытия, как для Гофмана. Оставаясь еще в пределах романтических представлений, т. е. не зная ни выхода для своего героя из романтического одиночества, ни социально-исторического объяснения этому одиночеству, Шамиссо, однако, своим сочувственно-ироническим отношением к нему намечает путь преодоления романтизма, приводящий писателя к стихотворениям конца 20— 30-х годов, в которых ясно обнаруживается его отход от романтизма.

Фантастика служит автору для раскрытия бездуховности мира (тень и все, связанное с ней) и для введения новой темы – науки о природе (семимильные сапоги). Сказка здесь сочетается с повествованием о жизни обыкновенных людей. Фантастическая история становится отражением социальных отношений, при этом автор пытается уверить читателей, что герой – истинное лицо. Образ тени – символичен, однако автор не стремится раскрыть его значение – возможность различных толкований. Герой и общество неоднозначно воспринимают роль тени. Все это создает зловещий колорит эпохи, где тень означает добропорядочность, хотя ее обладатель может быть лишен чувства чести. Шлемиль попадает в окружение богатых, осознает свое ничтожество, это подготавливает его к «сделке с кошельком Фортуната». Но экстаз проходит быстро, и Шлемиль начинает понимать, что никаким богатством нельзя купить уважения и счастья.

Автор дает понять: хотя золото ценится дороже заслуг и чести и добродетели, но тень уважают еще больше, чем золото. Первая ступень познания связана с уяснением, что общество судит о человеке по внешним признакам, а благополучие не только в богатстве. Это осознание материальной сущности поступка.

Вторая ступень – результат духовного прозрения, это уже самоосуждение, он расстался с тенью ради золота, «поступился совестью ради богатства». Но ! Является ли тень эквивалентом совести? Бесчестные люди тоже обладают тенью – следовательно, тень не является эквивалентом нравственности, но только ее внешним признаком. Однако его тень становится для Шлемиля источником подлинных духовных страданий, а значит даже неосознанный проступок влечет за собой наказание, для этого не обязательны контракты с совестью.

Оставив вопрос «тени» спорным, автор углубляется в чисто романтическую плоскость: Шлемиль становится странником. Тема странничества возникла на первом этапе романтизма и была связана с духовным совершенствованием. Теперь герой-странник стал ученым-естествоиспытателем. Наука была чужда «мечтаниям» первой волны. Однако здесь наука имеет непосредственное отношение к природе, а тема природы и связи с ней человека всегда были в поле зрения романтиков. Следовательно, Шамиссо, отступая от романтического канона, вместе с тем остается в его рамках.

С темой странничества у романтиков соединяется тема одиночества. Шлемиль не может стать таким, как диктует обычай.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

zarubezhka2015.docx

zarubezhka2015.docx
Размер: 121.3 Кб

.

Пожаловаться на материал

Ответы по зарубежной литературе 18 - 19 ст.. Западноевропейский, немецкий, английский, французский романтизм. Концепции романтического искусства. Реалистические школы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Зарубежная литература

Ответы по зарубежной литературе 18 - 19 ст.. Западноевропейский, немецкий, английский, французский романтизм. Концепции романтического искусства. Реалистические школы.

К данному материалу относятся разделы:

Общая характеристика западноевропейского романтизма

Общая характеристика немецкого романтизма

Сказка Л.Тика «Белокурый Экберт» и ее смысл. Своеобразие фантастики в произведении

Место братьев Гримм в немецком романтизме

Повесть А.фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Образ Шлемиля. Своеобразие фантастики в повести

Сказка Гофмана «Золотой Горшок». Мотив двоемирия в сказке. Образ Ансельма

Сказка Гофмана «Крошка Цахес». Образы Бальтазара и Цахеса. Своеобразие иронии и гротеска Гофмана

Общая характеристика английского романтизма. Предисловие к «Лирическим балладам» У.Вордсворта как манифест «озерной школы»

Концепция природы в поэзии Вордсворта. Образ ребенка в поэзии Вордсворта

Поэма С.Т.Колриджа «Стихи о Старом Моряке»

Жизненный и творческий путь Байрона

Жанровое своеобразие романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Тема ответственности ученого в романе

Общая характеристика французского романтизма

Повесть Шатобриана «Рене» как произведение романтизма

Значение образов Клода Фролло, Квазимодо и Эсмеральды в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Образ собора в романе

Общая характеристика западноевропейского реализма

Образ Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное»

Творческий путь Бальзака

Образ Гобсека в новелле Бальзака «Гобсек»

Похожие материалы:

Организации, осуществляющие обучение

Понятие, принципы и структура управленческой деятельности в образовании. Компетенция федеральных органов управления. Компетенция органов управления субъектов РФ. Компетенция органов местного самоуправления

Політика в епоху Відродження

Реферат з предмету політологія. Політичні ідеї епохи Відродження. Проблеми теорії політики в епоху Відродження. Загальна характеристика політичної думки в епоху Відродження

Характеристики материалов и химических реагентов, применяемых при бурении

Товароведение непродовольственных товаров

Рынок труда. Занятость и безработица

Макроэкономика. Рынок труда в макроэкономике. Значение рынка труда. Понятие и формы безработицы. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда и его последствия