Эмпирические основы изучения представлений молодежи о семейных ценностях и родительстве

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И РОДИТЕЛЬСТВЕ

2.1. Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодёжи к семейным ценностям и родительству

В настоящее время проводится множество отечественных и зарубежных исследований по проблеме семейных ценностей и ответственном родительстве среди юношей и девушек. Это обусловлено тем, что в современном обществе происходит трансформация института семьи, брака и родительства. Выражается это в снижении уровня рождаемости, росте числа разводов, одиноких мужчин и женщин, внебрачной рождаемости, числа повторных и незарегистрированных браков, снижении брачности и в ряде других социальных факторов.

В современном обществе «произошли перемены в представлениях о семье и браке». Сожительство приобрело, во-первых, более массовый, а во-вторых, легитимный характер. Мужчины и женщины, легитимизируя незарегистрированные браки, вносят тем самым изменения в институт семьи. Образцы и семейные представления предыдущих поколений переоцениваются, что нарушает преемственность в передаче социокультурного опыта. Однако эти новые представления постепенно воспринимаются молодыми людьми и девушками как образцы допустимого семейного поведения мужчин и женщин. Об этом свидетельствует, к примеру, исследование А. Митрикаса, проследившего изменение отношения к незарегистрированному браку с 1990 по 1999 г. Так, «в двадцати европейских странах в 1990 г. 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком, в 1999 г. таких было уже 20%». Мнение о том, что брак отжил свое, быстрее всего формировалось в Литве, Ирландии, Северной Ирландии, Бельгии, медленнее - в Польше, Чехии, Венгрии, Италии, Испании, Португалии. Мнение о том, что брак устарел, более всего поддерживают респонденты Франции, Люксембурга и Бельгии, традиционный же взгляд на брак наибольшую поддержку нашел на Мальте, в Исландии и Польше.

По данным исследований Е. В. Соколовой и О. Б. Лобановой «несмотря на кризисные семейные явления как в России, так и в Германии, у большинства опрошенных сохраняется потребность в семье и брачных отношениях». У 34 % немецкой молодежи отношения официально зарегистрированы, 30 % имеют прочные отношения. У российской молодежи ситуация та же. Кроме того, данные социологического исследования свидетельствуют также о том, что большинство как немецких, так и российских респондентов выражают надежду, что их отношения будут существовать вечно. На это хотели бы надеяться 55% молодых немцев и 56 % молодых россиян. При этом немецкая молодежь более уверена в прочности своих отношений, где только 13% не уверены в своих отношениях, а среди российской молодежи это цифра достигает 33%. Только 5% немецкой и 19% российской молодежи имеют «легкие» несерьезные отношения. Что касается отношений с родителями, то в Германии только 25% молодежи живут с родителями, а в России – 60%. Это связано с тем, что на Западе молодые люди гораздо раньше становятся самостоятельными, в отличие от российской молодежи, для которой характерна, во-первых, иждивенческая позиция по отношению к своим родителям, а во-вторых, многие молодые люди не имеют достаточно средств, чтобы купить собственное жильё и жить отдельно от родителей. Однако немцы общаются с родителями чаще, нежели россияне. По данным исследований, можно сделать вывод о том, что и для российской и для немецкой молодежи семья является важным институтом социализации.

Н. К. Акименко и С. В. Багинская рассматривают особенности семейных ценностей современной молодежи на примере Республики Казахстан. В большинстве случаев «девушки практически все функции и семейные роли возлагают на себя, исключение составляет материальное обеспечение и сексуальное первенство». В то время как большинство юношей этого возраста выполнение всех функций и ролей отдают женщине. Но следует отметить, что здесь прослеживается «обоюдное согласие» или равный процент отнесение семейных ролей к женской половине. Так 65% девушек и 66% юношей указывают, что воспитанием детей должна заниматься жена; 81% и 84% испытуемых указывают, что созданием эмоционального климата в семье должны быть поделены между мужем и женою поровну. Следует отметить, что юноши и девушки в этом возрасте организацию развлечений и организатора семейной субкультуры отводят жене. Разногласия прослеживаются по функциям кормильца и сексуального партнера. Роль «кормильца» девушки возлагают на мужа — 85%, а юноши на жену — 79%. Большое значение в семейных отношениях придавалось роли сексуального партнера. В этом случае 69% девушек сексуальное первенство отводят мужу, а 74% юношей наоборот жене. Также следует отметить, что для большинства респондентов главной семейной ценностью оказались дети – 86%.

Ю. П. Лежнина указывает на то, что в настоящее время среди россиян 14% - холосты или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% - имеют официального и 6% - гражданского супруга, 2% - не состоят в браке, но имеют постоянного партнера, 9% - разведены и 10% - вдовствуют. Так как «в России численность мужчин меньше, чем женщин», соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.

А. В. Петров выяснил, что «семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие». Ее важность в своей жизни признают до 90% респондентов, причем отводят "очень важную" и "довольно важную" роль.

Е. В. Змановская и Т. Е. Карташова представляют данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий. При оценке идеального партнера были выявлены следующие гендерные различия. Молодые женщины хотят видеть рядом с собой «инициативного лидера с высоким уровнем дружелюбия и альтруизма, с одновременно низкими проявлениями подчиняемости и подозрительности». Мужчины, в свою очередь, хотят видеть с собой партнёршу с чувством собственного достоинства, искреннюю, внимательную, способную к сотрудничеству, отзывчивую, общительную, уверенную в себе. Также гендерные различия затрагивают следующие сферы: женщины в большей степени ориентируются на эгалитарный тип семьи; мужчины проявляют большее стремление к романтическим отношениям и более лояльно относятся к разводу. Выявлено, что: наблюдается тенденция к нивелированию гендерных различий в установках и ролевом поведении молодых людей в браке, что может обусловливать высокий уровень внутриличностных и межличностных конфликтов; на фоне размывания социальных норм выявлено конфликтное отношение молодых мужчин и женщин к собственной лидирующей роли в семье(стремление к лидерству в сочетании с ожиданием высокой инициативы со стороны партнера; ожидание одновременно лидерства и уступчивости со стороны партнера), что обусловливает, с одной стороны, взаимную неудовлетворенность, с другой – высокую конкуренцию молодых супругов за личную власть в супружеских отношениях; с точки зрения содержания социальных ценностей отмечается их сходство у молодых мужчин и женщин, а также достаточная взаимная согласованность: основополагающими ценностями являются здоровье и любовь, отмечается явная ориентация на эгалитарный тип семьи, поддержку и психологическую близость, романтические отношения в браке; при совпадении ценностных ориентаций выявлена рассогласованность в ролевых ожиданиях молодых супругов, а также рассогласование ролевых ожиданий от супруга и ролевых притязаний (собственной готовности к выполнению супружеских функций); наблюдается тенденция выбора супруга по двум основным принципам: по принципу компенсации (поиск супруга с качествами, которых не хватало у родителя противоположного пола) и принципу тождественности (поиск супруга с качествами, идентичными особенностям родителя противоположного пола); ведущими социально-психологическими факторами, определяющими особенности структуры и содержания брачно-семейных установок современной молодежи, являются: ценностно-нормативный кризис в обществе, пол, форма брака, отношения супругов с собственными родителями, личностные особенности супругов.

А.Ю. Маленова и Ю.А. Дружинина пишут о том, что «для современных женщин (девушек) характерно стремление к эгалитаризации семейных отношений», тогда как мужчины (юноши) тяготеют к патриархальному типу семьи, основанному на принципе полоролевого функционирования (в связи с этим родительство и дети приобретают большую ценность для представителей мужского пола).

Ю.А. Евграфова в ходе исследования выявила, что «Редко в качестве значимых ценностей-целей респонденты выбирали любовь, причем данная ценность как значимая в большей степени отмечалась девушками (6,8 %)»; счастливая семейная жизнь (5,3 %), также в основном выделяемая девушками. Таким образом, было выявлено, что большинство (69 %) предпочли свободу семейной жизни. Причем среди опрошенных выбирали семейную жизнь в основном девушки, молодые люди пред- почитали свободу в отношениях. Что, скорее всего, свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность, это можно подтвердить и незначительным выбором такой ценности как ответственность (9,8 %) по результатам исследования ценностных ориентаций. Ориентация на рождение детей в ближайшем будущем (через 2-3 года) выявлена у 35,3 % опрошенных, из которых все респонденты оказались девушками. Сделан вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей.

Э. М. Думнова сделала вывод о том, что «Большая часть респондентов, как юношей, так и девушек, выбрали официальный (традиционный) брак – 68,4 и 60,8% соответственно. Значительная часть респонденток – 33,3% – предпочли бы заключить церковный брак, с ними оказались солидарны только 17,6% юношей». Актуализация женских социальных ролей в обществе привела к трансформации гендерных семейных стереотипов и отношения женщин к разводу. С приобретением равных с мужчиной возможностей в сфере образования и трудоустройства брак перестал быть основной и порой единственной сферой самореализации женщины.

В монографии И.А. Козыревой, Л.И. Быковской, А.В. Соколовой, Р.И. Зубовой, Л.В. Хотемовой, О.Б. Труфановой, С.С. Чабановой указывается на то, что создать в будущем собственную семью планируют 83% юношей и 94% девушек. По мнению респондентов, семью можно создать, когда будут решены материально-бытовые проблемы, так считают 50% девушек и 33% юношей. Вторым по значимости мотивом рассматривается взаимная любовь: по 33% юношей и девушек. 14% респондентов считают, что семью можно создать, когда получено необходимое образование.

Что касается регистрации брака, то девушки чаще склонны считать ее обязательной, если появляются дети, тогда как юноши этот факт не учитывают вообще. Также юношам чаще свойственно считать брак слишком большой ответственностью и в то же время нежелание брать на себя эту ответственность. Если же юноши и девушки все же решаются создавать семью, то чаще всего тогда, когда у них есть, где жить и работать (19% девушек и 39% юношей). Небольшой процент девушек (10%) и 14% юношей считают, что семью надо создавать, когда придет любовь, а 13% юношей и 5% девушек стремятся создать семью после получения образования. Это позволяет говорить о том, что к вступлению в брак современные молодые люди относятся более сознательно, и зрелость рассматривается через приобретение финансовой независимости, жизненного опыта, чувства ответственности, необходимых для семейной жизни личностных качеств. «Ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции», и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

А.В. Сытник рассмотрела вариативность гендерных представлений в сфере родительства, ответственности за воспитание детей и значимости материнства и отцовства в жизненных стратегиях молодежи. 80% опрошенных признают материнство и отцовство ценностью, не считают ценностью – 3%. Это говорит о том, что молодежь ориентирована на родительство.

А. А. Жангурова пишет о том, что «8 % мужчин склонны считать, что молодой человек должен признать отцовство, забрать ребёнка себе, уговорить девушку на аборт, переложить ответственность на девушку, оправдываясь тем, что девушка сама должна была думать, а 2 % считают, что нужно уговорить девушку отказаться от ребёнка после его рождения». Каждой четвертой женщине, в основном, свойственно мнение, что молодой человек может не жениться, но обязан принимать участие в воспитании ребёнка, а также несмотря ни на что, должен жениться и воспитывать ребёнка (25 % женщин). Что касается поведения девушки в таком случае, то большинство респондентов считают, что она должна родить и воспитывать ребёнка. Значительная часть (25 % женщин и 10 % мужчин) считает, что она должна доказать отцовство и требовать помощи через суд, столько же респондентов видят выход из ситуации в необходимости аборта, а 2 % мужчин и женщин – в отказе от ребёнка. То есть выявляется тенденция, что в обсуждении поведения мужчин безответственность проявляется у мужчин и, наоборот, женщины безответственны в вопросах поведения женщин. Это свидетельствует о стремлении молодежи перекладывать основную ответственность за последствия сексуальных отношений на противоположный пол. Кроме того, полученные результаты свидетельствует о положительном отношении определенной доли молодых людей к абортам и отказному материнству.

А. В. Дубиняк рассматривала вариативность гендерных представлений в сфере родительства, ответственности за воспитание детей и значимости материнства и отцовства в жизненных стратегиях молодежи. Итак, 67% молодежи признают ценность отцовства и материнства, 12% не признают. Исследование также показало, что «гендерные различия в сознании молодежи относительно распределения ответственности всё-таки существуют», а именно были выделены две сферы воспитания ребенка: «женская» и «мужская». К первой респонденты отнесли: умственное, нравственное, эстетическое, экологическое, половое и досуговое воспитание, а ко второй – трудовое, физическое, экономическое, гражданское, правовое и материальное воспитание. Но большинство респондентов отмечают, что отказавшуюся от ребенка девушку можно оправдать под влиянием таких причин, как: несовершеннолетний возраст девушки, низкий доход, плохие жилищно-бытовые условия. Это говорит о том, что хотя молодежь положительно относится к родительству, однако в настоящее время материальные ценности молодежи существенно потеснили семейные традиции, ценность материнства и отцовства.

Таким образом, в современном обществе у молодежи происходит изменение брачных установок и понимание распределение ролей в семье. Cовременный мужчина снимает с себя, практически, всякую ответственность за свою семью и перекладывает все обязанности на женщину. Женщина, в свою очередь, берет на себя практически все обязанности. Меняется основная функция семьи, в понимании современной молодежи. И если раньше считалось, что основная функция — это репродуктивная, то сегодня на первый план у юношей выходит интимно-сексуальная функция. Поэтому важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей среди молодежи, чтобы способствовать формированию адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

2_1.docx

2_1.docx
Размер: 32.6 Кб

.

Пожаловаться на материал

Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодёжи к семейным ценностям и родительству

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Информационное обеспечение принятия и реализации государственных решений

Реферат Кафедра экономики и управления Экономический факультет. Важнейшая характеристика государства - это уровень его информационного обеспечения

Джордж Бернард Шоу – англійський драматург, критик, романіст і громадський діяч

Джордж Бернард Шоу народився у 1856 році у Дубліні. Майбутній драматург відчував себе покинутим і самотнім. Переїзд до Лондона. Антибуржуазна позиція.

Самоорганизация

Тема Самоорганизация. Природно-научные основы синергетики. Синергетическая концепция самоорганизации. Гибкость организации

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг

Обязательства вследствие необоснованного обогащения. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Ответственность за вред, причиненный в состоянии необходимой обороны.

Етичні норми у сфері фармацевтичного бізнесу

Реферат. Логічна схема викладення навчального матеріалу за темою. Етика і загальнолюдські етичні цінності. Напрями і розділи етики. Фармацевтична етика та фармацевтична біоетика як розділи професійної етики. Кодекс етики фармацевтичного працівника. Основні етичні проблеми фармацевтичного ринку. Етичні проблеми в підсистемі створення і відтворення лікарських засобів, їх клінічних випробувань і реєстрації. Етичні аспекти виробництва, контролю якості, ефективності і безпеки лікарських засобів.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok