Философия

Арендный блок

1.

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

. (Может ли философия быть использована, и если «да», то как, для решения актуальных проблем современного человечества?)

1.

Философское исследование природы и сущности мира

.

2.

Философское исследование природы, сущности и назначения человека

.

3.

Философское исследование системы ≪человек — мир≫ и состояний, в котором эта система находится

.

Философия как особый вид духовной деятельности

Названные функции имеют как индивидуально-личностное, так и общественное значение.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности. Однако различные направления философии реализуют эти функции по-разному в зависимости от своего содержания, и результат их реализации для общества может быть как положительный, так и отрицательный.

Современная философия приобретает новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального теоретического и практического содержания. Это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем, преодолением бездуховности, утилитарного технократического мышления, узкого практицизма и формализма. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире относительно постиндустриальной эпохи и соответствующего ей уровня достижений науки. Она является теоретической моделью нарождающейся информационно-технологической цивилизации и способствует решению глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.

Формирование современной философии

ВЫВОДЫ

1. Поскольку потребность в жизненном самоопределении характерна для всех людей, но не все люди являются философами, то первейшей формой ориентации человека в жизни является мировоззрение, которое является совокупностью представлений о месте человека в мире.

2. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности.

3. Ценность философии — в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение — пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

2. Значение философии для научного познания. (В чем состоит основное отличие постановки философских проблем от тех задач, которые ставит перед собой частная наука?).

3. Структура философского знания. Специфика философских методов познания. (Каковы основания выделения разделов внутри философского знания?

Структура философского знания

Метод познания

Принцип диалектического метода

4.

Возникновение философии в Древней Греции. Отличие философского и мифологического мировоззрений. Основные школы

. (Почему философские учения, возникшие в древности, сохраняют свое значение до сих пор? Можно ли это сказать о прошлых научных теориях?)

Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного

Основные школы

5. Классическая философия Древней Греции: Сократ и Платон. Платонизм и современная наука. (Чем теоретическое естествознание Нового времени обязано учению Платона?)

1.

Проблема человека в древнегреческой философии. Софисты и Сократ

2.

Философия Платона (онтология, космология, гносеология, этика)

3.

Философия Аристотеля

Платонизм в науке

Платонизм и Платон

6. Философия Аристотеля. Влияние идей Аристотеля на развитие науки. (Какие научные дисциплины и направления испытали влияние идей Аристотеля?).

Философия Аристотеля

Влияние учения аристотеля

7.

Основные особенности средневековой философии. Средневековая схоластика. Спор реализма и номинализма в средневековой философии

.

Общая характеристика и специфика схоластики

Человек в средневековой схоластике

Заключение

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.

В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.

Схоласты стали отдаляться от жизни - замыкаться в четырех стенах от подлинных интересов и яро обсуждать такие животрепещущие темы, граничащие с абсурдом: «Что кушает Сатана?», «Сколько ангелов могут сплясать на конце иголки?» Эти вопросы интересны… ребенку. А взрослым людям заниматься такими смешными вопросами глупо и невыгодно для самой религии.

Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия».

В период расцвета схоластики сначала наравне с церковью стоял свет. Церковь, как было видно из предыдущего примера, перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала «теорию двух истин». Она перенесла проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.

От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Хотя бы внешнюю. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически.

Схоластика, как философское направление далека от решения тех жизненных проблем, которые возникают в обществе. Однако, ее роль заключается в том, что она подготовила почву для возникновения философии эпохи Возрождения.

Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии

8. Английский эмпиризм. Философия Дж. Беркли и Д. Юма

Философия нового времени

Френсис Бэкон

Томас Гоббс

Джон Локк

Философия Д. Беркли. Исходные позиции

Философское учение Давида Юма

9.

Философский рационализм и его основные представители 17- 18 веков

.

10.

Основные темы критической философия И. Канта

.

«Критическая философия» И. Канта

11.

Феноменология духа и диалектическая логика Гегеля

.

1.

Система идеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля

2.

Метод философской системы абсолютного знания

3.

"Феноменология духа" Гегеля

4.

"Философия природы" Гегеля

5.

Идеи Гегеля о государстве

Диалектическая логика Гегеля

12.

Марксизм и его исторические судьбы

.

13.

Этапы становления и основные особенности русской философии

.

14.

Онтология как учение о мире в целом. Основные онтологические модели

.

15.

Основные онтологические категории: бытие и становление, бытие и ничто, сущность, материальное и идеальное, время и пространство, возможность и действительность

.

16.

Философские, религиозные и научные картины мира

. (Возможно ли создание объединенной картины?)

17.

Статус закона и закономерности в научном познании. Спор детерминизма и индетерминизма

. (Существуют ли законы природы в «чистом виде» или они являются только нашими представлениями о природе?)

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

Дифференциация и интеграция наук

Взаимодействие наук и их методов

Детерминизм и индетерминизм

Сущность принципа причинности

Основными шагами, ступенями познания здесь являются:

1. Рассмотрение всех факторов (предпосылок), которые в той или иной форме участвовали в порождении данной системы. К их числу относятся условия, поводы, причины "сами по себе". Зачастую они объединяются в понятие полной причины, а третий момент называется специфической причиной.

Причину нельзя смешивать с поводом. Повод - внешнее событие, дающее побудительный толчок для приведения в действие причины и наступления следствия. Повод может вызвать появление того или иного события потому, что последнее подготовлено закономерным ходом развития. Он выступает в качестве своеобразного пускового механизма для действия причины (его иногда называют пусковой причинностью).

Причинно-следственная связь реализуется в определенных условиях. Условия представляют собой совокупность многообразных обстоятельств, которые необходимы для появления данного предмета, но сами по себе его непосредственно не порождают. Они составляют ту среду, ту обстановку, на фоне которой явления возникают и в которой они затем существуют и развиваются. Одна и та же причина при различных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Границы между причиной и условиями относительны, они взаимосвязаны и в определенных случаях переходят друг в друга: определенные обстоятельства в одном процессе могут выступать как причины, в другом - как условия. Условия участвуют в порождении следствия не прямо, а через причину, определяя конкретный способ ее "действования", превращают в действительность заключенную в причине возможность появления следствия.

Для успешного развития познания и практики нельзя ограничиваться лишь анализом условий, а надо добраться до причины, чтобы опираясь на нее, правильно строить свою деятельность. Различие между причиной и условием обычно проводится прежде всего по фактору активности: в первом случае - активно действующему, во втором - относительно пассивному. Условия могут предшествовать данному явлению (предмету, процессу), а так же существовать одновременно с ним. Они содействуют порождению данной системы, препятствуют этому и т.д.

2. Выявление многообразных форм причинной обусловленности. Разобравшись в соотношении условий, поводов и причин, которые привели к возникновению данной целостной системы-следствия, познающий субъект должен сосредоточиться на анализе различных видов причин.

Среди них выделяют главные и второстепенные, основные и неосновные, внутренние и внешние, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т.д. и т.п. Следует иметь в виду, что, поскольку внутренние причины действуют в рамках исследуемого предмета как определенной целостности, они являются в конечном счете решающими, определяющими. Влияние же внешних причин осуществляется через внутренние. Однако на данной ступени познания, когда изучается первоначальное возникновение предмета, все причины его появления на свет являются для него, строго говоря, внешними, хотя они были сформированы внутри предшествующей ему во времени системы взаимодействия прежде всего "совершающими процесс противоречиями".

3. Вычленение главной причины. Изучив всю систему многообразных причин, приведших к порождению данного предмета (следствия), познание должно выделить основные причины (а среди них главную), "обратить свой взор" на внутренние причины его возникновения и развития. Это требует перехода на новый, более глубокий уровень процесса познания, понимания объекта как самопорождающегося и саморазвивающегося.

Б. Анализ механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность). Этот аспект, связанный с пониманием причинности как самопроизвольного изменения предмета, довольно часто игнорируется, и данный тип детерминации сводится лишь к внешней причинности. Между тем, именно объяснение внутренних механизмов закономерностей детерминации процессов развития остается и сегодня одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем методологии науки и теорий диалектики.

На данном этапе познания происходит как бы возврат к данной целостной системе как следствию (результату), но уже на новой основе:

а) со знанием причин, условий и поводов, приведших к ее возникновению, т.е. с выяснением, строго говоря, внешнепричинныхх связей и зависимостей;

б) с точки зрения рассмотрения определенной системы как причины самой себя, т.е. как самодетерминирующейся;

в) в плане исследования всех условий, причин и предпосылок, необходимых для порождения новой целостности, возникающей из той, которая является предметом анализа.

При познании внешней, и особенно внутренней причинности, важное методологическое значение имеет категория взаимодействия. Только исходя из универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению, ибо в рамках данного уровня практики взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. - В. К.) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать. Зная в первую очередь внутреннее взаимодействие в объекте (и особенности его взаимодействия с другими), можно объяснить все своеобразие, специфику последнего как целостной системы.

Однако само взаимодействие следует понимать не на внешнем, поверхностном, рассудочном уровне - ибо в этом случае "... только "взаимодействие" = пустота", а на внутреннем, глубоком, диалектическом. Нужно иметь дело не с "сухим фактом" взаимодействия, но с его сущностью. А на уровне сущности, отмечал Ф. Энгельс, "... спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя. - В. К.) - прекрасно выражает взаимодействие", в ходе которого и осуществляется взаимопревращение причины и следствия, условий и обусловленного, предпосылки и результата. Эти процессы и подлежат исследованию на данном уровне познания, особенно если предметом являются такие сложные органические системы, как живые организмы или социальные целостности.

Познание на уровне сущности - анализ предмета на основе внутренней самопричинности, понимание его как целостной системы, воспроизводящей все необходимые моменты своего саморазвития как движения, обращающегося на самое себя, где предпосылка и результат постоянно меняются местами.

Познание, "постигающее в понятиях", должно выявить конкретный механизм взаимодействия, где каждая из взаимодействующих сторон одновременно выступает как причина другой и как следствие обратного влияния противоположной стороны. Причем нельзя рассматривать обе стороны отношения как непосредственно данные. Необходимо постоянно подчеркивать их связь, взаимопереходы и т.п., представить предмет как самосопряжение системы и условий его бытия, т.е. как развивающийся через самодетерминацию. Все эти моменты, условия и другие отдельные стороны в своей основе имеют органическое целое, которое их порождает, из которого они вытекают и в которое они возвращаются. При применении принципа причинности очень важно последовательно реализовать "требование посредства (связи)", чтобы выяснить, каким именно образом данная система порождает сама себя при внутреннем взаимодействии своих моментов.

Характер этого процесса таков, что следствие, исчезая в причине, вместе с тем вновь возникает в ней. Данные моменты одновременно полагаются и упраздняются, их становление другими есть вместе с тем их самополагание. Это и означает, что причинность предполагает, обусловливает сама себя.

Рассмотрение предмета как целостной системы в плане внутреннего движения отношения причинности включает в себя следующие основные моменты, шаги, ступени познания:

1. В "горизонтальном срезе" - анализ предпосылок данной системы и их разновидностей; выявление ее начала (исходного пункта), становления, этапов и тенденций развития. Здесь важную роль играет принцип историзма.

2. В "вертикальном срезе" - изучение процессов "снятия" и ассимиляции предпосылок и механизма их преобразования в новую систему, а также подчинения их последней в соответствии с ее сущностью. Исследование новых элементов, недостающих органов, моментов, сторон, которые создаются саморазвитием вновь возникшей системы. Анализ взаимодействия ассимилированных и вновь сформированных элементов данной целостности, специфики их воспроизводства и выработки предпосылок органической системы, сменяющий данную в ходе поступательного развития.

3. Рассмотрение взаимодействия сторон, выявленных в "горизонтальном" и "вертикальном срезах" прежде всего именно с точки зрения движения причинного отношения, т.е. с точки зрения историчности систем.

В. Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, взаимодействия данной системы с другими и в целом со средой, но при приоритете самой исследуемой системы с ее внутренними связями и отношениями.

В "канун" превращения данной саморазвивающейся, самодетерминирующейся системы в новую органическую целостность особое внимание (а его нельзя ослаблять к этому моменту и на предыдущих шагах познания) должно быть проявлено к движущим силам, источнику всего развития - к противоречиям (прежде всего - внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основой и коренной причиной взаимодействия, самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам. Понятие взаимодействия, тем самым, должно быть здесь углублено до понятия противоречия - "ядра" и сути диалектики, - чтобы адекватно выразить глубинный механизм самодетерминации систем.

Таким образом, последовательная целенаправленная реализация принципа причинности во всей полноте его содержания - важнейшее условие достижения объективной истины в познании и эффективности общественной практики.

Поскольку причинность есть основа всех других форм непричинной детерминации, то, раскрыв содержание причинного отношения (в данном его виде), познание должно как бы вновь вернуться к тому, с чего был начат общий анализ детерминационных связей, но опять-таки на новой основе. Другими словами - "вплести" причинность в сложную сеть многообразных взаимообусловленностей, вывести из нее все другие формы и виды детерминации, найти их естественное место в универсальной системе всеобщего взаимодействия. Разумеется, это выведение осуществляется в абстракции, ибо в реальной действительности причинность реализуется не в чистом виде, не в изоляции от других форм связи, а в единстве с ними. Второй тип детерминизма - отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обусловливания:

1. Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую. Эти связи и взаимозависимости анализируются наукой и выражаются в системе определенных законов.

2. Так называемая связь состояний, т.е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.

3. Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.

4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и др., рассматриваемые в рамках так называемых общенаучных подходов и формулируемые в виде соответствующих закономерностей.

5. Взаимоотношения между определенными "парными" или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные "срезы" реальной действительности и самого процесса познания, кроме, разумеется, категорий причины и следствия.

История познания показала, что детерминизм есть целостное формообразование и его нельзя сводить к какой-либо одной из его форм или видов. Классическая физика, как известно, основывалась на механическом понимании причинности ("лапласовский детерминизм"). Становление квантовой механики выявило неприменимость здесь причинности в ее механической форме. Это было связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий - статистических, основанных на вероятностных представлениях. Тот факт, что такие теории включают в себя неоднозначность и неопределенность, некоторыми философами и учеными был истолкован как крах детерминизма вообще, "исчезновение причинности".

В основе данного истолкования лежал софистический прием: отождествление одной из форм причинности - механистического детерминизма - с детерминизмом и причинностью вообще. При этом причина понималась как чисто внешняя сила, воздействующая на пассивный объект, абсолютизировалась ее низшая - механическая - форма, причинность как таковая смешивалась с "непререкаемой предсказуемостью". "Так смысл тезиса о причинности постепенно сузился, пока наконец не отождествился с презумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь означало, что точного знания природы или определенной ее области было бы - по меньшей мере в принципе - достаточно для предсказания будущего". Такое понимание оказалось достаточным только в ньютоновской, но не в атомной физике, которая с самого начала выработала представления, по сути дела не соответствующие узко интерпретированному понятию причинности. 

Как доказывает современная физика, формой выражения причинности в области атомных объектов является вероятность, поскольку вследствие сложности протекающих здесь процессов (двойственный, корпускулярно-волновой характер частиц, влияние на них приборов и т.д.) возможно определить лишь движение большой совокупности частиц, дать их усредненную характеристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности.

Поведение микрообъектов подчиняется немеханико-динамическим, а статистическим закономерностям, но это не значит, что принцип причинности здесь не действует.

В квантовой физике "исчезает" не причинность как таковая, а лишь традиционная ее интерпретация, отождествляющая ее с механическим детерминизмом как однозначной предсказуемостью единичных явлений. По этому поводу М. Борн писал: "Часто повторяемое многими утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений".

Этот вывод поддерживали многие крупные творцы науки и философии. Так, выдающийся математик и философ А. Пуанкаре совершенно четко заявлял о том, что наука явно детерминистична, она такова по определению. Недетерминистической науки не может существовать, а мир, в котором не царит детерминизм, был бы закрыт для ученых. Крупный современный философ и логик Г. X. фон Вригт считает несомненным фактом, что каузальное мышление как таковое "не изгоняется из науки подобно злому духу". Поэтому философские проблемы причинности всегда будут центральными и в философии, и в науке - особенно в теории научного объяснения.

При этом Вригт обращает внимание на три обстоятельства: во-первых, существует два типа детерминизма: один связан с идеей предсказуемости, а другой - с идеей осмысленности исторического и социального процесса; во-вторых, как в науках о природе, так и в науках о человеке можно проводить различие между детерминизмом на микроуровне и детерминизмом на макроуровне; в-третьих, и в рамках естественных наук причинность не является однородной категорией.

Однако в последнее время - особенно в связи с успешным развитием синергетики - появились утверждения о том, что "современная наука перестала быть детерминистической", и что "нестабильность в некотором отношении заменяет детерминизм" (И. Пригожин). Думается, это слишком категорические и "сильные утверждения".

Мы полагаем, что правы те авторы (в частности, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), которые, критикуя приведенные рассуждения, считают, что: а) в неустойчивых системах имеет место не отсутствие детерминизма, а иная, более сложная, даже парадоксальная закономерность, иной тип детерминизма; б) представления о детерминизме необходимо сохранить, но модифицировать; в) надо всегда четко говорить о том, о каком именно смысле (значении) термина "детерминизм" идет речь; г) необходим переход к более глубокому пониманию детерминизма, поскольку действительно появляется в некотором смысле высший тип детерминизма - детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

18.

Философская теория познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

. (Потерял ли актуальность для современной науки спор эмпиризма и рационализма в философии Нового времени?)

Философская теория познания

19.

Понятие истины и проблема ее критерия

. (Допускает или отрицает идея истины право на существование различных мнений или точек зрения на один предмет?)

20.

Особенности научного познания. Критерий научности. Познание и творчество

. (В чем отличие научного познания от обыденного? Существуют ли другие «законные» формы познания? Какую роль играет личность ученого в развитии науки? Как объяснить рождение творческих идей? Можно ли познавательную деятельность рассматривать как творчество?)

21.

Эволюция научной картины мира. Исторические типы научной рациональности

. (Что означает действовать рационально? Как возможны разные типы рациональности?)

22.

Структура научного познания, его методы и формы

. (Что такое научный факт? Может ли существовать факт без теории?)

23.

Роль языка в мышлении и познании. Математика как язык науки

.

24.

Наука и техника. Сущность техники

. (Является ли машинная техника приложением теоретического естествознания?)

25.

Смысл человеческого бытия. Проблема человеческой свободы

.

26. Человек как нравственное существо. Основные понятия этики: сущее и должное, добро и зло, справедливость и право. (Что означает «плохой/хороший» человек? В какой степени нравственные нормы и ценности определяются обществом и культурой?)

27.

Эстетические ценности и их роль в жизни человека и общества. Смысл искусства

. (Существует ли объективный критерий эстетического или художественного вкуса?)

28.

Вера и религия в жизни человека и общества. Вера и знание, наука и религия

. (Может ли человек вообще ни во что не верить? Могут ли существовать безрелигиозные культуры?)

29.

Понятие культуры. Человек и культура

. (Можно ли считать витальные потребности человека целиком «естественными»?)

30.

Понятие общества и социальной жизни. Структура общества

. (Всякую ли общность людей можно считать обществом? Каков критерий?)

31.

Проблема социального (легитимного) насилия и права человека

.

32.

Государство и гражданское общество

. (Возможно ли в будущем ликвидация государства, так, что его функции будут исполнятся в рамках общественного самоуправления?)

33.

Смысл истории и закономерности исторического развития. Роль личности и масс в истории

.

34.

Глобальные проблемы современности и пути их решения. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

. (Какова роль науки и техники в возникновении проблем и в их решении? Возможно ли, что возникнет единая цивилизация и общая для всех стран культура?)

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

философия.doc

философия.doc
Размер: 2.4 Мб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Содержание предмета философии. Философское исследование природы. Человек в древнегреческой философии. Особенности научного знания и познания. Развитие науки и смена типов научной рациональности. Смысл человеческого бытия.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Философское исследование природы и сущности мира

Философское исследование природы, сущности и назначения человека

Философское исследование системы ≪человек — мир≫ и состояний, в котором эта система находится

Философия как особый вид духовной деятельности

Формирование современной философии

Структура философского знания

Метод познания

Принцип диалектического метода

Возникновение философии в Древней Греции. Отличие философского и мифологического мировоззрений. Основные школы

Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного

Основные школы

Проблема человека в древнегреческой философии. Софисты и Сократ

Философия Платона (онтология, космология, гносеология, этика)

Философия Аристотеля

Платонизм в науке

Платонизм и Платон

Философия Аристотеля

Влияние учения аристотеля

Основные особенности средневековой философии. Средневековая схоластика. Спор реализма и номинализма в средневековой философии

Общая характеристика и специфика схоластики

Человек в средневековой схоластике

Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии

Философия нового времени

Френсис Бэкон

Томас Гоббс

Джон Локк

Философия Д. Беркли. Исходные позиции

Философское учение Давида Юма

Философский рационализм и его основные представители 17- 18 веков

Основные темы критической философия И. Канта

«Критическая философия» И. Канта

Феноменология духа и диалектическая логика Гегеля

Система идеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля

Метод философской системы абсолютного знания

"Феноменология духа" Гегеля

"Философия природы" Гегеля

Идеи Гегеля о государстве

Диалектическая логика Гегеля

Марксизм и его исторические судьбы

Этапы становления и основные особенности русской философии

Онтология как учение о мире в целом. Основные онтологические модели

Основные онтологические категории: бытие и становление, бытие и ничто, сущность, материальное и идеальное, время и пространство, возможность и действительность

Философские, религиозные и научные картины мира

Статус закона и закономерности в научном познании. Спор детерминизма и индетерминизма

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

Дифференциация и интеграция наук

Взаимодействие наук и их методов

Детерминизм и индетерминизм

Сущность принципа причинности

Философская теория познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Понятие истины и проблема ее критерия

Особенности научного познания. Критерий научности. Познание и творчество

Эволюция научной картины мира. Исторические типы научной рациональности

Структура научного познания, его методы и формы

Роль языка в мышлении и познании. Математика как язык науки

Наука и техника. Сущность техники

Смысл человеческого бытия. Проблема человеческой свободы

Эстетические ценности и их роль в жизни человека и общества. Смысл искусства

Вера и религия в жизни человека и общества. Вера и знание, наука и религия

Понятие культуры. Человек и культура

Понятие общества и социальной жизни. Структура общества

Проблема социального (легитимного) насилия и права человека

Государство и гражданское общество

Смысл истории и закономерности исторического развития. Роль личности и масс в истории

Глобальные проблемы современности и пути их решения. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Похожие материалы:

Статистика. Ответы на вопросы

Статистика как общественная экономическая наука Методы статистики. Свой предмет статистика изучает при помощи своих, специфических методов

Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент в сестринском деле»

Технология набора и отбора персонала. Организационная структура МО. Порядок получения квалификационных категорий. Повышение квалификации специалистов со средним медицинским образованием. Порядок организации обучения и выполнения мероприятий по безопасности труда среднего и младшего медицинского персонала конкретного структурного подразделения

Политическая власть. Формы политической власти

Политическая сфера общества напрямую затрагивает только верхнюю часть общества. Формы власти. Легитимность и легальность власти. Типы легитимности власти.

Подвижной состав железных дорог

Курсовая работа Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» Проработать общее устройство и основные конструктивные особенности отдельного вида подвижного состава и показать целесообразность его использования в перевозочном процессе

Анализ Данных

Табличные и графические представления данных, анализ, обработка. Выборка. Группировка данных. Прогнозирование

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok