Архитектурный ансамбль и исторический город — Историческая и современная архитектура | iFREEstore

Архитектурный ансамбль и исторический город

Архитектурный ансамбль (фр. ensemble - вместе) - гармоничное единство зданий, сооружений и открытых пространств, организованное в соответствии с потребностями и мировоззрением общества, принятыми им эстетическими ценностями, а также несущее единое идейно-художественное содержание и подчиненное единому композиционному замыслу.

Универсальное свойство ансамбля - общая идея (композиционная, пространственная, содержательная), которая определяет его художественно-образное, смысловое единство. Этим определяется разница между архитектурным ансамблем и архитектурным комплексом - группой сооружений, закономерно организованных по функциональным, технико-конструктивным и формально-эстетическим признакам, но не обладающих художественно-образным и содержательным единством (жилой район из типовых зданий).

Благодаря силе впечатления выразительный ансамбль распространяет свое влияние за пределы своих границ, прочно запоминается и становится ориентиром в пространстве города. Именно впечатления от ансамблей образуют в сознании человека обобщенное представление об архитектурном образе города. Большинство выдающихся ансамблей включают в себя уникальные здания и сооружения, но их эмоциональное воздействие определяется не столько этим, сколько согласованностью всех элементов, их гармонией. С этой точки зрения архитектурный ансамбль - высшая цель деятельности архитектора.

Виды пространственного построения архитектурных ансамблей:

линейный - развернутый вдоль главной оси движения людских потоков (улица);

замкнутый - зального типа, создающий организованное обрамление для деятельности больших масс людей (площадь в европейском градостроительстве);

открытый - пространство как бы «обтекает» свободно стоящее главное сооружение или группу построек (площадь в российском градостроительстве);

комбинированный - система взаимосвязанных, «переливающихся» одно в другое, пространств (цепочка площадей, нанизанных на ось).

Основные средства формирования архитектурного ансамбля:

единство образного строя;

многообразие форм в пределах единства образа;

согласованность масштаба, пропорций, ритма зданий и сооружений;

соподчиненность главных и второстепенных элементов;

композиционный контраст по отношению к окружению ансамбля;

использование качеств ландшафта;

использование эстетических свойств декоративного и монументального искусства (скульптура, малые архитектурные формы и т.д.);

доступность общей композиции для зрительного восприятия;

поиск соответствия форм, отвечающих различным стилевым системам.

С точки зрения фактора времени ансамбли складываются двумя путями; 1) единовременно; 2) в течение длительного периода путем реконструкции или дополнения новыми элементами.

Для современной архитектуры более характерен первый путь. Внимание к проблемам ансамбля было присуще архитектуре тоталитарных режимов середины XX в. (СССР, Германии, Италии), склонных к ансамблевому градостроительству в сверхчеловеческих масштабах. Пространственные и архитектурные решения были подчинены идее торжества государственного строя. При этом стиралась грань между объемным и градостроительным проектированием - целые города или городские районы проектировались в едином стиле, отдельные здания были подчинены композиции улицы, площади или района, композиция здания в миниатюре повторяла принципы всего ансамбля - цен- тричность, симметрию, утяжеление книзу, устремленность вверх с помощью башен и шпилей (ансамбль центра в Волгограде, арх. К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев; квартал №4 в соцгороде Автозавода в Горьком, арх. И.А. Голосов).

В демократических странах с характерной установкой на подчеркнуто модернистскую, новаторскую архитектуру проблема ансамбля также была одной из важнейших. Крупнейшим ансамблем общественного назначения 1960-х гг. является правительственный центр г. Бразилиа (арх. Л. Коста и О. Нимейер). Во всем ансамбле последовательно проведена тема парности композиционных элементов. Подсказанная самой структурой генерального плана, симметричного относительно главной оси, симметрия парных элементов здесь не статична, а подчеркнуто неуравновешенна, предельно динамична. Она основана на нюансах асимметрии (дворцы Правительства и Правосудия) или на контрастном

противопоставлении элементов пары («купол» и «чаша», венчающие залы засе* даний палат Национального конгресса). Символическая роль парности, восходящая к структуре индейских поселений, отражает стремление к демонстрации преемственности бразильской культуры, в то же время программно отличаясь от нее своей открытостью для дальнейшего роста и развития.

Ансамбли в исторических городах лишь в редких случаях создаются по заранее намеченному плану. Обычно они формируются постепенно, в процессе роста и обновления, напоминающем органические процессы. Перед архитекторами встает сложнейшая задача включения новых элементов в сложившийся разновременной контекст. При этом важно не утратить органическое единство обширной пространственной композиции, каждая часть которой - свидетельство своей эпохи (возведение Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве, арх. А.В. Щусев). Современное динамичное развитие городских организмов вступает в противоречие с организацией ансамблей на основе статичного равновесия и симметрии. Ансамбль должен строиться как гибкая, открытая для дальнейшего развития система («большая» ось Парижа - Лувр, парк Тюильри, авеню Елисейских полей, площадь Звезды, район Дефанс).

В результате миграции общественных и деловых центров при развитии городов исторические районы порой теряют свою прежнюю значимость. Яркий пример - район ул. Рождественской в Нижнем Новгороде (в XX в. с уменьшением роли судоходства на Волге произошел отток деловой активности от приречной территории). Однако историко-культурная и архитектурноградостроительная значимость места оставалась высокой, в связи с чем возникла задача его возрождения и ревалоризации. Создание площади Народного Единства у подножия Кремлевского холма (арх. А.Л. Гельфонд, Ю.Н Карцев, А.Ю. Копылов, М.В. Дуцев) позволяет говорить об уникальном для Нижнего Новгорода явлении - формировании в исторической среде нового архитектурного ансамбля. Каждая из его составляющих - Ивановская башня Кремля, церковь Рождества Иоанна Предтечи, памятник Минину и Пожарскому, Спасская часовня, звонница для набатного колокола, элементы благоустройства - несет свою функцию и свою символику. Но все они подчинены одной идее - возродить это место и полноценно включить его в современную жизнь города.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

методичка лисицына.docx

методичка лисицына.docx
Размер: 155.1 Кб

.

Пожаловаться на материал

Рассмотрены вопросы теории и истории архитектуры, градостроительства и дизайна. Реконструкция городской среды или проектирование и строительство в сложившихся городских контекстах, роль архитектора, его творческой индивидуальности. Концепция регионализма и современная архитектур. Исторический город и современная архитектура

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая и современная архитектура

Рассмотрены вопросы теории и истории архитектуры, градостроительства и дизайна. Реконструкция городской среды или проектирование и строительство в сложившихся городских контекстах, роль архитектора, его творческой индивидуальности. Концепция регионализма и современная архитектур. Исторический город и современная архитектура

К данному материалу относятся разделы:

Понятия архитектуры, градостроительства, дизайна

Городская среда и время. «Старое» и «новое» в историческом городе

Эволюция подходов к архитектурным памятникам прошлого. Формирование системы критериев оценки историко-культурного наследия

Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятника, истории и культуры) народов Российской Федерации

Изучение историко-культурного наследия исторического поселения

Исследование современного состояния историко-культурной среды поселения - выявление степени сохранности историко-культурного наследия (высокая, средняя, низкая), а также степени деградации среды под влиянием негативного воздействия современных факторов

Приемы современного проектирование в исторической городской среде

Архитектурный ансамбль и исторический город

Промышленная архитектура и исторический город

Всеобщее (интернациональное) н особенное (национальеос и региональное) в современной архитектуре

Синтез искусств в современной архитектуре как отражение ее региональных и национальных особенностей

Архитектурное своеобразие города. Своеобразие региональной и провинциальной архитектуры

Своеобразие архитектуры Нижегородской области (на примере архитектуры торгово-промышленных сел - ныне малых исторических городов)

Архитектура Богородска (до 1923 г. - Богородского)

Архитектура Большого Мурашкина

Архитектура Городца

Архитектура Лыскова

Архитектура Павлова

Похожие материалы:

Кандидатский экзамен "История и философия науки"

Общие проблемы философии науки. Философия русского космизма. Учение о ноосфере. Философия науки. Неопозитивизм. Концепция Карла Поппера.

Материаловедение

Материаловедение и технологии материалов. Технология конструкционных материалов. Металлорежущие станки (инструмент). Обработка металлов (материалов) резанием, сварка, обработка давлением.

Отчет по учебной практике в аптеке

Период прохождения практики я познакомилась с аптекой ООО «Здоровье». Изучила формирование компании ООО «Здоровье». Прошла инструктаж по технике безопасности

Экзогенные геологические процессы. Выветривание. Виды выветривания. Результаты выветривания.

Экзогенные геологические процессы-протекают в приповерхностных частях земной коры на границе ее с внешними геосферами Земли-атмосферой, гидросферой и биосферой.

Паразитология

Биологические основы паразитизма. Паразитизм как форма биотических связей. Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Экологические аспекты паразитологии.