Культурология

Содержание :

Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии : Введение

Исторический процесс как развитие культур . Основные подходы к изучению культур в XIX- начале XX века :

Эволюционизм -- Диффузионизм -- Биологизм -- Психологизм -- Психоаналитизм -- Функционализм

Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века :

Теория Уайта -- Антропология Крёбера -- Антропология Херсковица

Раздел 3 . Взаимодействие культуры и личности . Особенности функционирования и воспроизводства культур :

Направление "культура-и-личность" -- Детство как феномен культуры -- Мышление и культура -- Народная медицина

Экстатические состояния сознания -- Взаимодействие культуры, личности и природы -- Этнопсихологическое изучение культур

Раздел 4 . Теории культур психолого-антропологической ориентации в 70-80-е годы XX века :

Классический психоанализ -- Культурология Фромма -- Гуманистическая психология Маслоу

Этологический подход к изучению культур -- Культурология и проблемы будущего глобального развития

Приложения : Список рекомендуемой литературы (источники) -- Словарь понятий и терминов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие создано на основе курса культурологии, прочитанного автором на факультете управления, а также на психологическом и экономическом факультетах Российского государственного гуманитарного университета. В книге используются научные разработки автора, касающиеся разнообразных аспектов изучения культур в культурной, социальной, психологической антропологии.

Во введении анализируются теоретические проблемы, такие, как определение понятия "культура", ее соотношение с конкретно-исторической действительностью, дается характеристика двух важнейших типов культур: современной и традиционной. Показывается качественное своеобразие культуры через особый вид деятельности (социальная), присущий только общностям людей. В первом разделе исследуются различные теории культур, подходы к изучению явлений, элементов культуры (эволюционизм, диффузионизм, биологизм, психоанализ, психологическое направление, функционализм), возникшие в XIX - середине XX в. Автор стремился показать как можно шире диапазон различных вариантов исследования культур, представить панораму взглядов, точек зрения на сущность культурологии. К этому разделу тесно примыкает второй раздел, повествующий о целостных концепциях культуры (А.Крёбер, Л.Уайт, М.Херсковиц), отражающих тенденции культурно-антропологической традиции.

Третий раздел посвящен исследованию взаимодействия культуры и личности. Это является новым для подобных курсов, но автор считает, что такое исследование должно стать неотъемлемой частью культурологии. Данный раздел включает в себя изучение того, как мыслит, познает мир, действует и чувствует личность в условиях различных культур. Существенная роль в анализе этих процессов отводится детству как особому феномену культуры. По-новому ставится вопрос о типах мышления в обществах с различным уровнем технологического развития. Отражена и эмоциональная сторона культур, ее дионисийская черта рассматривается через измененные состояния сознания, экстатические ритуалы. Предметом внимательного анализа стало и этнопсихологическое изучение культур.

В последнем разделе исследуются теории культур, получившие распространение в 70-80-е годы XX в. Они открыли новые горизонты в развитии культурологии, обновили методы, расширили предмет исследований. Разнообразные подходы к исследованию культур, изучаемые в данном курсе, служат еще одной цели: показать многообразие (плюрализм) точек зрения, концепций, способствующих воспитанию собственного взгляда на историко-культурный процесс.

Автор не ставил себе цель, да и не мог из-за ограниченного объема, рассмотреть все типы теорий культур. Те или иные теории культур рассматриваются в зависимости от ряда обстоятельств, и прежде всего от структуры курса, содержащей в качестве важнейшей части проблемы культурологии (культура и мышление, личность, природа и культура и др.). Хотелось бы подчеркнуть, что основная задача курса - показать взаимодействия личности в культуре, обратить внимание студентов на то, что за разнообразными "ликами культуры" существует и человек с его способностями, потребностями, целями, благодаря чему культурология приобретает гуманистическую направленность. Именно в связи с выражением личностного начала в последнем разделе рассматриваются теории культур психолого-антропологической ориентации.

В какой-то степени именно этим обстоятельством объясняется отсутствие теорий русских исследователей культуры, поскольку главный акцент они делают на этнографическом изучении народов. Менее значительную роль для них играет понятие "культура", и они почти не исследуют взаимодействия культуры и личности. Кроме этого, автор следует традиции, сложившейся в нашей стране, - рассматривать концепции отечественных культурологов в качестве отдельного предмета исследований*.

* См.: Токарев С.А. История русской этнографии. М.,1966 ; Залкинд Н.Г. Московская школа антропологов в развитии отечественной науки о человеке. М.,1974.

Необходимо отметить, что существенным дополнением к данному курсу является хрестоматия "Антология исследований культуры: культурная и социальная антропология" (М.,1998).

Автор благодарен Институту "Открытое общество" (Фонд Сороса) за поддержку данного проекта, члену-корреспонденту РАН С.А.Арутюнову и доктору исторических наук В.И.Козлову - за добрые советы и поддержку в научных исследованиях, вошедших в настоящее учебное пособие, доктору исторических наук В.Н.Басилову - за активную помощь в создании проекта учебника. Отдельно автор хотел бы поблагодарить доктора исторических наук Э.Г.Александренкова за помощь в написании главы "Диффузионизм". Особо признателен автор профессору кафедры истории и теории культуры РГГУ Г.И.Зверевой, чье чуткое и внимательное отношение сделало возможным создание особого учебного курса - культурологии.

Автор выражает благодарность доктору философских наук, профессору Л.П.Воронковой и кандидату филологических наук И.В.Кондакову за конструктивные замечания, которые автор учел при доработке рукописи.

Кроме того, автор благодарит редколлегию журнала "Этос" (США), профессора Э.Бургиньон (США) и профессора И.Эйбл-Эйбесфельдта (Германия) за предоставление литературы, отсутствующей в российских библиотеках. В оценке ряда направлений в изучении культур автор основывался на творчестве классика российской этнологии С.А.Токарева.

Раздел 1 . Основные понятия . Предмет культурологии .

ВВЕДЕНИЕ

1.

Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре

.

2.

Подходы к определению понятия "культура"

3.

Традиционная и современная культуры

4.

Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности

1.Kroeber A.L., Ktuckhohn Cl. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y.,1952. P. 112.

2.Работы Л.А.Уайта по культурологии. М.,1996. С. 137.

3. Wissler С. An Introduction to the Social Anthropology. N.Y.,1929. P. 15.

4. Sumner W., Keller A. The Science of Society. New Haven,1927. P. 46-47.

5. Herskovits М. Cultural Anthropology. N.Y.,1955. P. 351.

6. Union R. The Cultural Background of Personality. N.Y.,1945. P. 5.

7. Honigman J. Culture and Personality. N.Y.,1954. P. 17.

Рекомендуемая литература

Велик Л.П. Социальная форма движения. М.,1982.

Введение в культурологию. Воронеж,1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.

Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д., 1995.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.

Работы Л.А.Уайта по культурологии. М.,1996.

Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y.,1955.

Honigman J. Culture and Personality. N.Y.,1954.

ВОПРОСЫ К ВВЕДЕНИЮ

1. Как вы понимаете предмет культурологии?

2. Что такое "традиционное общество"? Приведите пример нескольких традиционных культур, существующих в настоящее время.

3. Какие тенденции существуют в культуре западноевропейских стран?

4. Какие типы определений культуры вы знаете?

5. В чем состоят особенности социального (культурного) способа деятельности?

6. Есть ли культура у животных?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Традиционное и современное в культуре России.

2. Особенности развития современной культуры в Западной Европе.

3. Различные подходы к определению понятия "культура".

Исторический процесс как развитие культур.

Основные подходы к изучению культур в XIX - начале XX века.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

1.

Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре

2.

Первые эволюционистские теории культур

3.

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора

4.

Критика теории анимизма

5.

Эволюционизм Г.Спенсера

1. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989. С. 93.

2. Там же. С. 24.

3. Тайлор Э. Указ. соч. М.,1939. С. 6-7.

4. Указ. соч. М.,1989. С. 211.

5. Там же. С. 213.

6. Там же. С. 504.

7. Marret R. Preanimistic Religion //Folk-Lore, 1899. P. 150.

8. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897. С. 321.

Рекомендуемая литература

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М.,1967.

История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М.,1979.

Соколов Э.В. Культурология. Теория культур. М.,1994.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897.

Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.,1983.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.,

1985. Marret R. Preanimistic Religion // Folk-Lore, 1899.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культур?

2. Как, с точки зрения креационистской концепции развития мира, объяснялось неравномерное развитие культур?

3. Как представлял Э.Тайлор дальнейшее развитие культур?

4. Как Э.Тайлор исследовал культуры? Достоинства и недостатки его метода.

5. Какова предметная область культурологии (антропологии) эволюционного направления? Какие важнейшие проблемы стремились исследовать эволюционисты?

6. В чем основное содержание концепции анимизма Э.Тайлора? Что такое "душа" и духи?

7. Какие направления критики анимистической концепции вы знаете?

8. Как вы оцениваете подход Р.Маррета к изучению религии?

9. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г.Спенсера?

10. Что такое "метод пережитков" в изучении культур? Обоснованно ли, с вашей точки зрения, считать пережитками более древние пласты, существующие в современной культуре?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Эволюция религиозных верований от духов природы к политеизму (по книге Э.Тайлора "Первобытная культура").

2. Проблема магии и колдовства, экстатических состояний в книге Э.Тайлора "Первобытная культура".

3. Понятие "душа" в работах Э.Тайлора и Дж.Фрезера.

4. Сравнительное исследование мифов и религиозных сюжетов в соотношении с действительными событиями (по работе Дж.Фрезера "Фольклор в Ветхом завете").

5. Анализ соотношения магии, религии, науки в книге Дж.Фрезера "Золотая ветвь" и его значение для исследования современной индустриальной культуры конца XX в.

ДИФФУЗИОНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР

1.

Диффузионистское направление. Общая характеристика

2.

Культурная мифология Л.Фробениуса. Теория культурных кругов Ф.Гребнера

3.

Диффузионизм в США и Англии

1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978. С. 139.

2. Там же. С. 108.

Рекомендуемая литература

Александренков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии / / Концепции зарубежной этнологии: Критически этюды. М.,1976.

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.,1967.

Козлов С.Я. Западная этнология и Африка // Концепции зарубежной этнологии. М.,1976.

Сенкевич Ю. На Ра через Атлантику. М.,1973.

Соколов Э.В. Культурология. М.,1994.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. Что нового внес диффузионизм по сравнению с эволюционизмом в изучение культур?

2. Приведите пример того, что входит в "культурный круг".

3. Что представляет собой первичный культурный комплекс Эллиота-Смита?

4. Какие центры мировой культуры вы можете назвать?

5. Какую роль в формировании диффузионизма играла "Антропогеография" Ратцеля?

6. Как диффузионисты понимали развитие культур?

7. Возможно ли использовать деление культур Л.Фробениуса на "хтоническую" и "теллурическую" в современном культурологическом исследовании?

8. Какие современные диффузионистские концепции вы знаете?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Современные диффузионистские концепции.

2. Многообразие культур и сходные аспекты в их развитии.

3. Центры культуры в древности (сравнительная характеристика).

Биологическое направление в изучении культур

1. Harrington Ch. Psychological Anthropology and Education. N.Y.,1979. P. 22.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Расизм или гуманизм? // Расы и народы: Ежегодник.

М.,1989. Гофман А.Б. Элитизм и расизм // Расы и народы: Ежегодник. М.,1977.

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.

Расы и народы: Ежегодник. М.,1993.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М.,1985.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3

1. Назовите основателей "расово-антропологического" взгляда на культуру.

2. В чем видели причину многообразия культур последователи биологического способа изучения культур?

3. Какая важная научная проблема исследовалась в рамках биологического подхода к изучению культур?

4. Почему стало возможным распространение расистских теорий?

5. Что такое "негритюд"?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. "Расизм" и "гуманизм" - две тенденции в современной культуре.

2. Образ "белого" и "черного" человека в афроцентристском взгляде на историю.

3. Современные теории культуры биологического направления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУР

1.

"Психология народов"

2.

"Групповая психология"

1. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М.,1960. С. 1.

2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М.,1989. С. 484-486.

3. Цит. по: История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М.,1979. С. 86.

4. Там же. С.105.

Рекомендуемая литература

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в обществе. СПб.,1908.

Вундт В. Проблема психологии народов. М.,1912.

Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1896.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1979.

Социальная психология. М.,1975.

Тард Г., де. Социальная логика. М.,1901.

Уорд Л. Психические факторы цивилизации. М., 1897.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М.,1989.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4

1. Кто первым ввел в науку понятие "этноцентризм" и в чем состоит содержание этого понятия?

2. Какова предметная область "психологии народов"?

3. При помощи каких форм межгруппового взаимодействия передается внутрикультурная информация?

4. Как вы представляете себе содержание понятия "дух" народа?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1.Роль внушения в различных типах культур.

2.Мифы как источник психологического своеобразия культуры.

Психоаналитический подход к изучению культур

1.

Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

2.

Культурологическая теория З.Фрейда

3.

Психоаналитическое исследование культур Г.Рохейма

4.

Аналитическая теория культуры К.Юнга

1. Фрейд З. Тотем и табу. М.,1915. С. 151.

2. Там же. С. 154.

3. Цит. по: История буржуазной социологии первой половины XX века. М.,1979. С. 202.

4. Roheim G. The Origin and Function of Culture. N.Y.,1943. P. 81.

5. Юнг К. Психологические типы. М.,1995. С. 680.

6. Юнг К. Проблема души нашего времени. М.,1994. С. 131.

Рекомендуемая литература

Бородой Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М.,1996.

Брюно П. Психоанализ и антропология // Марксистская критика психоанализа. М.,1976.

Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX в. М.,1986.

Ляликов Д.Н., Аверинцев С.С. Юнг // Философская энциклопедия: В 5 т. М.,1970. Т. 5.

Руткевич A.M. Жизнь и воззрения К.Юнга // Архетип и символ. М.,1991.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989.

Фрейд З. Тотем и табу. М.,1915.

Юнг К, Архетип и символ. М.,1991.

Юнг К, Проблема души нашего времени. М.,1994.

Юнг К. Психологические типы. М.,1995.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5

1.Что нового внес психоанализ в познание культур?

2.Перечислите новые предметные области психоаналитического изучения культур.

3. Назовите отличия в психоанализе культуры З.Фрейда и К.Юнга.

4. Каким образом связана у Фрейда структура сознания (Я) и культура?

5. Назовите несколько произведений современной литературы или кинофильмов, в которых используется психоаналитическая теория Фрейда.

6. Какие два типа мышления исследовал К.Юнг?

7. Как вы оцениваете учение К.Юнга об архетипах?

8. Согласны ли вы с универсальной моделью взаимодействия людей З.Фрейда (либидо и Эдипов комплекс)?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Приведите примеры изображения Эдипова комплекса в художественной литературе.

2. Реконструкция процесса происхождения культуры и первичных форм религии (по работе З.Фрейда "Тотем и табу")

3. Роль психоанализа в современной культуре 80-90-х годов.

4. Критический анализ психоаналитической теории культуры (по исследованиям российских авторов).

5. Типы мышления - типы культур ("психологические типы" К.Юнга).

Функционалистское направление в изучении культур

1.

Функционализм Б.Малиновского - метод изучения культур

2.

Структурно-функциональная теория культур А.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

1. Цит. по: Яблоков И.Н. Социология религии. М.,1979. С. 46.

2. Man and culture. L.,1957. P. 249-250.

3. Radcliff-Braun A.R. A Natural Science of Society. Glencoe, 1957. P. 26.

Рекомендуемая литература

Весёлкин Е.А. Кризис британской социальной антропологии. М.,1977.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.,1996.

Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М.,1996.

Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М.,1986.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М.,1996.

Соколов Э.В. Культурология. М.,1994.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

Эванс-Притчард Э. Нуэры. М.,1985.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 6

1. Какие значения имеет понятие "функция" в применении к анализу культур?

2. Назовите отличие функционализма от предшествующих подходов.

3. Какова основная направленность критики Б.Малиновским метода пережитков и эволюционизма?

4. В чем состоят особенности структурно-функциональной концепции А.Рэдклифф-Брауна?

5. Какое практическое применение получил функционализм?

6. Назовите и охарактеризуйте функции культуры.

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Функционализм Б.Малиновского и структурно-функциональный метод в культурологии (сравнительный анализ).

2. Поздние формы функционализма и способ изучения в них культур (по книге Эванса-Притчарда "Нуэры").

3. Особенности развития социальной антропологии в Англии середины XX в.

4. Структурно-функциональный метод изучения культуры Т.Парсонса.

Раздел 2 . Целостные культурно-антропологические концепции середины XX века .

Теория культур Л.Уайта

1.

Эволюционизм Л.Уайта

2.

Культурология Л.Уайта

3.

Технологический детерминизм Л.Уайта. Структура культуры

1. White L. A. Ethnological Essays. Albuquerque, 1987. P. 144.

2. Работы Л. А. Уайта по культурологии. М.,1996. С. 162.

3. Ibid. P. 164.

4. White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y.,1949. P. 328.

5. Ibid. P. 165.

6. Работы Л. А. Уайта... С. 137.

7. White L. A. Ethnological Essays... P. 274.

8. White L. A. The Science of Culture... P. 368.

9. White L. A. Nations as Sociocultural Systems // Ingenor. 1968. №5.

10. White L. A. The Science of Culture... P. 366.

Рекомендуемая литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Работы Л. А. Уайта по культурологии. М.,1996. The Revolution of Culture: the Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y.,1959.

White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y.,1949.

White L. A. Nations as Sociocultural Systems // Ingenor. 1968. №5.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. В чем состоит критерий прогрессивности культур Л.Уайта? Ваша оценка эффективности его критерия.

2. Как Л.Уайт определял культурологию?

3. От чего зависят особенности поведения народа?

4. Какую роль Л.Уайт отводил человеку в своей культурологии?

5. Что такое поток культуры?

6. Каковы характерные черты символов?

7. Какие уровни или слои выделял Л.Уайт в структуре культуры?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Культурология Л.Уайта - достоинства и недостатки эволюционизма середины XX в.

2. Анализ исторических стадий культур с позиции технологического детерминизма.

3. Энергетизм в культурологии XX в.

АНТРОПОЛОГИЯ А . КРЁБЕРА - ЦЕЛОСТНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1.

Антропология А.Крёбера - целостная теория культуры. Исходные принципы и основные понятия концепции культуры

2.

Антропология А.Крёбера

1. Цит. по: История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М.,1979. С. 152.

2. Там же.

3. KroeberA. L. Anthropology. Race. Language. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y.,1948. P. 295.

4. KroeberA. L. Concluding Review // An appraisal of Anthropology Today. Chicago,1953. P. 373.

5. KroeberA. L. Anthropology. Race. Language. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y.,1948. P. 254.

Рекомендуемая литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Kroeber A. L. Anthropology. Race. Language. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y.,1948.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. Назовите особенности метода познания культур А.Крёбера.

2. В чем заключается содержание понятия "конфигурация культуры"?

3. Какие особенности выделял А.Крёбер в науках о культуре?

4. Как соотносятся между собой "ценностная" и "реальная" культуры?

5.Какие аспекты в цикличном развитии культур привлекали наибольшее внимание А.Крёбера?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Пики развития в истории европейских культур.

2. Значение цикличности (циклов развития) в функционировании современных культур.

3. Гелиобиология Чижевского и ритмы развития истории.

4. Современные энергетические теории культуры.

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ М.ХЕРСКОВИЦА

1.

Культурная антропология М.Херсковица. Исходные принципы анализа культур. Критика предшествующих направлений

2.

Культурная антропология М.Херсковица

3.

Принцип культурного релятивизма М.Херсковица

1. Herskovits М. Cultural Anthropology. N.Y.,1955. P. 351.

2. Ibid. P. 301

3. Ibid. P. 316.

4. Ibid. P. 351.

5. Ibid. P. 356.

6. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978. С. 298.

7. Herskovits М. Ор. cit. P. 547.

8. Токарев С.А. Указ. соч. С. 290.

Рекомендуемая литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической миссии в американской этнографии. М.,1979.

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М.,1967.

Артановский С.Н. "Культурный" релятивизм в американской этнографии // Современная американская этнография. М.,1963.

Femandez J. W. Tolerance in a Repugnant World and Other Dilemmas in the Cultural Relativism of M. J. Herskovits // Ethos 1990. №2.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3

1. В чем состоят особенности культурологической концепции М.Херсковица?

2. Какие направления в изучении культур критикует М.Херсковиц?

3. Как вы понимаете определение культуры, данное М.Херсковицем?

4. Как понимает культурные изменения Херсковиц в отличие от эволюционистов и диффузионистов?

5. Охарактеризуйте ключевые понятия "культурной антропологии" Херсковица.

6. В чем смысл принципа культурного релятивизма?

7. Как, с вашей точки зрения, следует относиться к архаичным культурам?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Реконструкция культурных ценностей традиционного общества (на примере аборигенов Австралии) (по книгам Ф. Роуз "Аборигены, кенгуру и реактивные лайнеры". М.,1972 и "Аборигены Австралии". М.,1989).

2. Анализ энкультурации (на примере конкретного народа).

3. Значение принципа культурного релятивизма в формировании плюралистического взгляда на историю культур.

Раздел 3 . Взаимодействие культуры и личности . Особенности функционирования и воспроизводства культур .

НАПРАВЛЕНИЕ "КУЛЬТУРА-И-ЛИЧНОСТЬ" (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)

1.

История развития направления и структура исследований

2.

Некоторые теоретические положения и структура культуры

1.Williams T.R. (Ed.) Psychological Anthropology. The Hague; Paris, 1975. P. 26.

2. Bock Ph.K. Relhinking Psychological Anthropology. N.Y.,1988. P. XI.

3. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954. P. 17, 23-25, 29.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о человеке // Советская этнография. 1990. №6.

Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М.,1989.

Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. Из каких основных частей, согласно Дж. Хонигману, состоит культура?

2. Что такое модель культуры?

3. Какие важнейшие элементы выделены в схеме энкультурации Дж. и Б. Уайтингов?

4. Назовите основные направления исследований психологической антропологии.

Детство как феномен культуры

1.

Общекультурологическое значение детства

2.

Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)

1. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.,1960. С. 40-41.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988. С. 48.

3. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988. С. 322.

4. Pohner R. P. Wolrdwide Tests of Parental Acceptance-Rejection Theories: An Overview // Behavioral Science Research. 1980. №1.

5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.,1977. Т. 3. С. 84.

6. Эйбл-Эйбесфельдт И. Указ. соч. С. 107.

7. Klaus M. H., Kennel J. H. Mothers Separated from their Newborn Infants // Pediatric Clinics of North America. N.Y.,1970. P. 1035.

8. Caudill W. Tiny Dramas // Transcultural Research in Mental Health. Honolulu, 1972. С. 40.

9. Dunn J. Understanding Human Development // Human Ethology. Cambridge,1979. P. 630.

10. Roberts M. J., Sutton-Smith B. Childtraining and Game Involvement // Ethnology 1962. №l. p. 182.

11. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin H. S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984, №2. P. 377.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М.,1990.

ВыготскийЛ. С, Развитие высших психических функций. М.,1960.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1982.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

Этнография детства. М.,1983.

Human Ethology. Cambridge,1979.

MunroeR. H., MunroeR. L., Shimin H. S. Childrens Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984. №2.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. Какие теории культуры, основанные на анализе детства, вы знаете?

2. В чем состоит классификация культур М.Мид?

3. Каково значение межкультурных исследований детства?

4. Какие направления в изучении детства существуют?

5. Какие формы деятельности в детстве исследуются в различных культурах?

6. В чем особенность этологического изучения детства?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Образы детства на островах Полинезии (по работам М.Мид).

2. Роль игр в функционировании культур.

3. Игра как принцип объяснения культуры.

Мышление и культура

1.

Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля

2.

Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах

3.

Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"

1. Леви-Брюл Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. С. 241.

2. Там же. С. 9.

3. Там же. С.29.

4. Там же. С. 29-30.

5. Там же. С. 35.

6. Там же. С.36.

7. Там же. С.35.

8. Там же. С. 55.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969. С. 65.

10. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977. С. 198.

11. Там же. С. 208.

12. Там же. С. 55.

13. Там же. С.104.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.,1996.

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М.,1997.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3

1. В чем, по Леви-Брюлю, состоит основное отличие европейского типа мышления от "первобытного"?

2. Как мыслят люди в современном обществе?

3. Какие определения мышления вы знаете?

4. Кто отождествил мышление "дикаря" со стадией в развитии интеллекта ребенка в современном обществе?

5. Как определяет содержание понятия "мышление" этот ученый?

6. Что такое когнитивные стили? Какие обстоятельства влияют на их формирование?

7. Раскройте содержание понятия "сенсотип". Какие разновидности сенсотипов вы знаете?

8. Какие виды мышления (типы менталитета) вы можете назвать? Дайте им характеристику.

9. Почему в индустриальной культуре существуют мифы и мифологическое мышление?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Категория "сверхъестественного" в мышлении традиционного и современного обществ.

2. Логика и мифы современной культуры.

3. Лингвистическая относительность: мифы и реальность.

4. Мифологичность реальности и реальность мифа в современном индустриальном обществе.

Народная медицина как органическая часть традиционной культуры

1. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.; Л.,1965. С. 173.

2. Миклухо Маклай Н. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.; Л.,1951. Т. III. Ч. I. С. 386.

3. Бородулин Ф. Р. История медицины. М.,1961. С. 26.

4. Райт Г. Свидетель колдовства. М.,1971. С. 57.

5. Reynolds V., Tanner R. Biology of Religion. N.Y.,1983. P. 206.

6. Prince R. Indigenous Yoruba Psybiatry // Magic, Faith and Healing. N.Y.,1964. С. 120.

Рекомендуемая литература

Бородулин Ф. Р. История медицины. М.,1961.

Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. М.; Л.,1951.

Райт Г. Свидетель колдовства. М.,1971.

Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.; Л.,1965.

Prince R. Indigenous Yoruba Psybiatry //Magic, Faith and Healing. N.Y.,1964.

Reynolds V., Tanner R. Biology of Religion. N.Y.,1983.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4

1. Что означает положение "народная медицина - органическая часть культуры"?

2. Какое значение имеют исследования народной медицины для культурологии?

3. Что представляет собой этнопсихиатрия как область исследований культуры?

4. Какова структура народной медицины?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Народная медицина в современной культуре.

2. Мифы и реальные достижения народной медицины.

3. Народная медицина как форма деятельности в традиционной культуре.

ЭКСТАТИЧЕСКИЕ (ИЗМЕНЕННЫЕ) СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ КАК СТОРОНА КУЛЬТУРЫ

В ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ главах рассматривалось, как мыслит, познает человек в условиях различных культур, были обрисованы контуры специфической формы деятельности в традиционном обществе в виде народной медицины. Иначе говоря, затрагивался вопрос о том, как действует человек. Теперь проанализируем эмоциональную сторону культуры. Более рельефно этот ее аспект проявляется в виде эмоций блаженства, эйфории, которые можно наблюдать в ритуалах традиционного общества. Различные формы такого поведения встречаются и в современной культуре. Каков смысл этой стороны культуры, какие функции она выполняет? На эти вопросы стремились ответить исследователи, изучавшие данную проблему на протяжении всего XX в.

1.

Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века

2.

Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры

3.

Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры

4.

Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

5.

Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе

6.

"Нейрохимическая" основа культуры

1. Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 34.

2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993. С. 333.

3. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1. С. 119.

4. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т М 1956 Т II С. 116.

5. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.,1987 P 137

6. Ibid. P. 163.

7. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 14 т. М.,1953. Т. 12. С. 61.

8. Дерябин B. C. Психология личности и высшая нервная деятельность Л 1980 С. 170.

9. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. М.,1957. Т. 6. С. 256.

10. Ухтомский А.А. Избранные произведения. М.,1990 С 106

11. Там же. С. 14-15.

12. Lex В. Neurobiology of Ritual Trance // The Spectrum of Ritual. N.Y.,1979. P. 118.

13. Bourguignon Е. Psychological Anthropology. N.Y.,1979. P. 240, 262, 264

14. Freska Е., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of Ritual Trance // Ethos, 1989. №1. P. 71.

Рекомендуемая литература

Аграйл М. Психология счастья. М.,1990.

Басилов В. Н. Избранники духов. М.,1984.

Белик А.А. Измененные состояния сознания и психотерапия // Твое здоровье. 1991. №1, 2.

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.

Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М.,1984.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993.

Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л.,1980.

Рассел Б. История западной философии. М.,1959.

Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д, 1996.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. М.,1956.

Freska Е., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation of the Physiology of Ritual Trance // Ethos 1989. №1.

Prince R. Shamans and Endorphins: Hypothesis for A Synthesis // Ethos 1982. №4.

Religious Ecstasy / Ed. by Holm N. G. Uppsala, 1982.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5

1. Какие функции выполняют ИСС в традиционном обществе?

2. Назовите ученых, изучавших экстатические состояния в культуре, и их основные труды.

3. В чем причина ИСС в современной культуре?

4. Охарактеризуйте аполлоновский и дионисийский типы культуры.

5. Объясните, в чем заключается смысл поворота в индустриальных странах в сторону "орфической" культуры.

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Аполлоновское и дионисийское начала в современной европейской культуре.

2. Психоактивные растения - творцы культуры?! (по книге Т. Маккены "Пища богов").

3. Значение экстатических состояний для культуры Древней Греции.

4. Роль измененных состояний сознания в современной культуре.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЫ

ПРОБЛЕМА, сформулированная в заголовке, состоит из двух относительно самостоятельных частей. Первая представляет собой анализ формирования теорий о взаимодействии культур и их природного окружения. Вторая отражает опосредованное влияние экологического окружения на психологические особенности личности и характеристики процесса вхождения в культуру (энкультурация) через культурные стереотипы поведения. Ведущей теорией в зарубежных исследованиях взаимодействия культуры и природы является экологическая антропология. Ей предшествовали различные версии географического детерминизма.

1.

Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы

2.

Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990. С. 8.

2. Whiting В. В., Whiting J. W. A Strategy for Psychocultural Research // The Making of Psychological Anthropology. N.Y.,1979. P. 55.

3. Ibid. P. 54.

4. Hindu R. A. Individuals, Relationships, Culture. N.Y.,1987. P. 113-114.

5. Taylor B. Human Territorial Functioning. Cambridge. 1988. P. 6, 88,102-104.

Рекомендуемая литература

Арутюнов С.А. Культурологические исследования и глобальная экология // Вестник АН СССР. 1979. №12.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография. 1983. №1.

Козлов В. И., Ямское А. Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М.,1989.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

Barry H., Child I.L., Bacon М. Relation of Child Training to Subsistence Economy // American Anthropologist 1959. №1.

Whiting В. В., Whiting J. W. A strategy for Psychocultural Research // The Making of Psychological Anthropology. N.Y.,1979.

Whiting B. B., Whiting J. W. Children of Six Cultures. Cambridge (Mass.),1975.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 6

1. В чем состоят особенности экологической антропологии как способа изучения культур?

2. Назовите два основных аспекта развития этнической экологии.

3. На какие элементы культуры влияет экологическое окружение?

4. Что нового в изучение взаимодействия природы, культуры и личности внесли Дж. и Б. Уайтинги?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Образ русской природы в литературе XIX в.

2. Роль природы в народном фольклоре.

3. Культура и природа: экологический кризис или гармония?

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР

1.

Этнопсихологическое изучение культур. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

2.

Этническая идентичность в современной культуре

3.

Интеракционизм как метод анализа культур

1. Ethnic Identity / Ed. by De Vos G., Romanucci-Ross L. Chicago; L.,1982. P. 17.

2. Ibid. P. 389.

3. Ibid. P. 39-40.

4. Ibid. P. 18.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса (№6. Об этнических чертах психики). М.,1983.

Дробижева Л. М. Об изучении этнопсихологических явлений этничности в социологическом и психологисеском ракурсе // Этническая психология и общество. М.,1997.

П ротиков В. А., Ладанов И. Д. Японцы, Этнопсихологические очерки. М.,1985.

Таболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. М.,1989.

Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston,1946.

Culture and Self / Ed. by Marsella A., De Vos G., Hsu F.L.K. N.Y.,1985.

Ethnic Identity / Ed. by De Vos G., Romanucci-Ross L. Chicago; L.,1982.

Mead М. National Character and the Science of Anthropology // Culture and Social Character. 1961. №4.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 7

1. Какие типы культур выделяла Р.Бенедикт?

2. Что такое национальный характер?

3. Назовите формы идентификации "Я".

4. Как вы понимаете этническую идентичность?

5. Что такое символический интеракционизм?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Этнопсихология Японии и Англии: два мира, две культуры.

2. Место национализма в культуре развитых стран.

3. Фундаментализм - культурное явление 80-90-х годов XX в.

Раздел 4 . Теории культур психолого-антропологической ориентации в 70-80-е годы XX века .

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ КУЛЬТУР В 70-80-е ГОДЫ

1.

Психоантропология Г.Стейна

2.

Концепции Дж.Деверо и У. Ла Барре

1. Stien H. F. The Psychoanthropology of American Culture. N.Y.,1985. P. 8.

2. Ibid. P. 10, 11, 14.

3. Ibid. P. 34.

4. La Barre W. Social Cynosure and Social Structure // Personal Character and Social Millieu. N.Y.,1956. P. 545.

Рекомендуемая литература

Белик А. А, Психологическая антропология. М.,1993.

Devereux G. The Works of G. Devereux // The Making of Psychological Anthropology. Berkley,1980.

La Barre W. Social Cynosure and Social Structure // Personal Character and Social Millieu. N.Y.,1956.

Stien H. F. The Psychoanthropology of American Culture. N.Y.,1985.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. В чем состоит особенность понимания культуры в психоистории?

2. Как вы понимаете выражение "культура - поиски терапии"?

3. Что нового в изучение культур внесли Дж.Деверо и У. Ла Барре?

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Э.ФРОММА

1.

Культурологический аспект творчества Э.Фромма. Жизненный путь и основные работы

2

Отчуждение как черта современной культуры

3.

Психология религии Э.Фромма как анализ характера культуры

1. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990. С. 62.

2. Там же. С. 106-107.

3. Он же. Иметь или быть? М.,1990. С. 154.

4. Он же. Наш образ жизни делает нас несчастными // Литературная газета.1964. 24 окт.

5. Он же. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994. С. 148-149.

6. Fromm Е. Psychoanalysis and Religion. New Haven,1950. P. 27.

7. Ibid. P. 29, 31.

8. Ibid. P. 13, 37.

9. Ibid. P. 50.

10. Ibid. P. 87.

11. Ibid. P. 88.

12. Ibid. P. 90-91.

13. Ibid. P. 118.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Психология религии Э.Фромма и А. Маслоу // Религии мира. 1987. М.,1989.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991.

Фромм Э. Наш образ жизни делает нас несчастными // Литературная газета. 1964. 24 окт.

Fromm Е. Psychoanalysis and Religion. New Haven,1950.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. Что такое отчуждение?

2. Каковы принципы радикального гуманизма?

3. Какие виды религий выделял Э.Фромм?

4. Какую функцию играет категория вины в концепции Э.Фромма?

ТИПЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Иметь или быть - два пути развития культуры.

2. Типы социального характера в России в 90-е годы.

3. Гуманизм и технократизм в современной культуре.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.МАСЛОУ И ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСОБЕННОСТЬ гуманистической психологии А.Маслоу (1908-1970) состоит в том, что в современном обществе он видит две культуры: одна образуется людьми, склонными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни общества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям. А.Маслоу конструирует в своих исследованиях модель идеальной культуры (эупсихия), позволяющей людям раскрыть их потенциальные возможности. Идеальную культуру создают люди особого склада, основная черта которых - стремление к самоусовершенствованию, самоактуализации. Человек должен стать тем, кем он может быть, - главный принцип создания нового общества.

1.

Особенности изучения культуры и модель будущего А.Маслоу

2.

Иерархия потребностей А.Маслоу

3.

Значение гуманистического подхода к человеку

1. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.,1971. P. 44.

2. Ibid. P. 52.

3. Maslow A.H. Religions, Values and Peak-Experience. Hannondsworth, 1982. P. 28

4. Maslow A.H. The Farther Reaches... P. 48.

5. Maslow A.H. Religions... P. 4, 19.

Рекомендуемая литература

Белик А. Концепция А.Маслоу - шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7 Философия. 1991. №3.

Белик А. По ту сторону фрейдовского психоанализа: в поисках смысла жизни // Твое здоровье. 1996. №2.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.,1997

Маслоу А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.,1995.

Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.,1987

Maslow A.H. Religions, Values and Peak-Experience. Hannondsworth, 1982.

Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.,1971.

Вопросы к главе 3

1. Что такое высшее переживание?

2. Как рассматривает А.Маслоу две культуры в современном обществе?

3. Как вы понимаете самоактуализацию?

4. На какие сферы культуры повлияла гуманистическая концепция Маслоу?

5. Что такое метапатологии?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Гуманизм и технократизм в современной культуре.

2. Значение гуманистической психологии для понимания современной культуры.

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР

1.

Этологический подход к изучению культур. Общая характеристика

2.

Виды и функции ритуалов

3.

Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении

4.

Психобиологическая концепция И.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры

1. Human Ethology. Cambridge,1979. P. 44, 46.

2. Ibid. P. 41.

3. Ibid. P. 25.

4. Эйбл-Эйбесфеледт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1. С. 118, 119.

5. Human Ethology. P. 51.

6. Ibid. P. 97.

7. Ibid. P. 101.

8. Ibid. P. 108.

9. Ibid. P. 274, 370.

10. Eibl-Eibesfeldt I., Sutherlin Ch. Fear, Defence and Agression in Animal and Man // Fear and Defence. Chur, 1990. P. 393.

11. Ibid. P. 384.

12. Eibl-Eibesfeldt 1. Dominance, Submission and Love // Pedophilia-Biosocial Dimension. Berlin, 1990. P. 158.

13. Eibl-Eibesfeldt I., Sutherlin Ch. Fear, Defence and Agression... P. 405.

14. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества // Знание - сила. 1991. №1. С. 8.

15. Lorem К. Der Abbau des Menschlichen. Miinchen, 1983. P. 221.

16. Ibid. P. 273.

17. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.,1986. С. 228.

Рекомендуемая литература

Белик А.А. Этологические исследования в этнологии // Советская этнография. 1989. №3.

Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М.,1993.

Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов. М.,1992.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиологил, этология и эволюция. М.,1988.

Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1.

Human Ethology. Cambridge,1979.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4

1. В чем заключается особенность этологического изучения культур?

2. Какие функции ритуалов вы знаете?

3. Какие виды коммуникаций выделяют этологи?

4. Как действует межкультурный механизм регуляции "Я-другие"?

5. Каковы перспективы развития современной культуры согласно концепции К.Лоренца?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Страх как эмоциональное психологическое состояние и его роль в искусстве современного индустриального общества (литература, кинематограф).

2. Потребность в общении и ее удовлетворение в различных типах культур.

3. Тема "Отношение к незнакомому" в фольклоре и в традициях различных народов.

Культурология и проблемы будущего глобального развития

1. См.: Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.,1978;

2. Коммонер Б. Технология прибыли. М.,1976.

3. Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С. 123-124.

4. Lorenz К. Der Abbau Des Menschlichen. Munchen, 1983. P. 279-280.

Рекомендуемая литература

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996. Гл. 5, 6.

Коммонер Б. Технология прибыли. М.,1976.

Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.,1978.

Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985.

Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М.,1980.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994, №1.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5

1. В чем, согласно концепции С.Хантингтона, состоит основной конфликт современной эпохи?

2. Какие цивилизационные теории культур вы знаете?

3. Какое значение имеет концепция органического роста для развития индустриальных стран?

4. Какие возможные изменения произойдут с культурой в первой половине XXI в.?

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Мир как взаимодействие культур (сравнительный анализ концепций Н.Данилевского, А.Тойнби и С.Хантингтона).

2. Проблема будущего в современной научно-фантастической литературе:

а) Пессимизм-оптимизм;

б) Будущее как столкновение различных типов культур (на примере "корчевщиков" и "жестянщиков" из романа Г. Гаррисона "Неукротимая планета").

3. Современные сценарии будущего и роль в них традиционной культуры.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники :

Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М.,1992.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,1985.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994.

Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. М.,1996.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.,1996.

Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.,1996.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч.в 2 т. М.,1990.Т.1.

Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э.Фромма. М.,1995.

Работы Л. Уйта по культурологии: Сб. переводов. М.,1996.

Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М.,1996.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993.

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.,1990.

Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси,1991.Т.1.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.,1989.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.,1983.

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.,1985.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

Хёйзинга И. Homo Ludens. M.,1992.

Швейцер А. Культура и этика. М.,1973.

Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М.,1989.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М.,1997.

Эванс-Притчард Э. Нуэры. М.,1985.

Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры 1983. №1.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

Это человек. Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.,1995.

Юнг К. Архетип и символ. М.,1991.

Юнг К. Проблема души нашего времени. М.,1994.

Юнг К. Психологические типы. М.,1995.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.,1973. Вып.1 и 2.

Литература :

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Аграйл М. Психология счастья. М.,1990.

Актуальные проблемы этнографии и современная буржуазная наука. М.,1979.

Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984.

Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.,1977.

Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.,1985.

Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.,1977.

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М.,1987.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.,1979.

Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.

Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.,1981.

Бородой Ю.М. Эрос. Смерть. Табу. М.,1996.

Буржуазная философская антропология XX века. М.,1986.

Введение в культурологию. Воронеж,1994.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения в 6 т. М.,1982.Т.2.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1973.

Гуревич П.С. Культурология. М.,1996.

Гуревич П.С. Первообразы культуры. Лики культуры. М.,1995.Т.1.

Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1995.

Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1995.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Концепции зарубежной этнологии. М.,1976.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1979.

Корнеев П. В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М.,1981.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.

Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.,1984.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.

Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX в. М.,1994.

Очерки по истории теоретической социологии в XX столетии. М.,1995.

Пути развития зарубежной этнологии. М.,1983.

Расы и народы. Ежегодник. М.,1993. №23.

Самосознание европейской культуры в XX веке. М.,1995.

Сатыгин С.И., Ничипоренко В.Н., Полонская И.Н., Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д.,1996.

Свод этнографических терминов и понятий. Этнография и смежные дисциплины. М.,1988.

Свод этнографических терминов и понятий. Религиозные верования. М.,1993.

Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.

Семенов Ю.И. Секреты Клио: Сжатое введение в философию истории. М.,1996.

Соколов Э.В. Культурология. М.,1995.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.,1989.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.,1990.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М.,1997.

Этнография детства. М.,1983.

Этнография детства. М.,1988.

Этнология в США и Канаде. М.,1989.

Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.,1991.

Этнологические исследования за рубежом. М.,1983.

Aisuworth M. Infancy in Uganda. Baltimore,1967.

Altman I. The Environment and Social Behaviour: Privacy, Personal Space and Crowding. Montrey,1975.

Altman I. Privacy: a Conceptual Analysis // Environment and Behaviour. 1976.V.8.

Altman I. Privacy as an Interpersonal Boundary Process // Human Ethology. Cambridge,1979.

Arbman E. Ecstasy or religious trance. Uppsala,1963-1970.V.1 -3.

Bamouw V. Culture and Personality. Chicago,1985.

Barry H, III, Child I.L., Bacon M.K. Reaction of Child Training to Subsistence Economy // American Anthropologist 1959. №1.

Bartlet F. G. Psychology and Primitive Culture. N.Y.,1923.

Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston,1946.

Benedict R. Configurations of Culture in North America // American Anthropologist 1932. №1.

Benedict R. Patterns of Culture. N.Y.,1934.

Berlin В., Кау P. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkley,1969.

Berry J.W. Human Ecology and Cognitive Style, N.Y.,1976.

Berry J.W. Temne and Eskimo Perceptual Skills // International Journal of Psychology 1966. №3.

Berry J., Poortinga Y., Legall M., Dasen P. Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. Cambridge,1992.

Blurton J.N.G. (Ed.). Ethnological Studies of Child Behaviour. Cambridge,1972.

Boas F.Race, Language and Culture. N.Y.,1940.

Bock Ph.K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco,1980.

Bock Ph.K. Rethinking Psychological Anthropology. N.Y.,1988.

Bolton R. Systo, Hostility and Hypoclycemea // Ethnology 1981. №2.

Bo/ton R., Gross L., Koel A., Michelson C., Munroe R.L., Munroe R.H. Pastoralism and Personality: an Andeau Replication // Ethos 1976. №3.

Bourguignon E. Dreams and Altered States of Consciousness in Anthropological Research // Psychological Anthropology. Ed. by F.L.K.Hsu. Cambridge (Mass.),1972.

Bourguignon E. Psychological Anthropology. N.Y.,1979.

Bourguignon E. (Ed.). Religion, Altered States of Consciousness and Social Change. Columbus (Ohio),1973.

Bourguignon E. Spirit Possession and Altered States of Consciousness: The Evolution of Inquiry // Altered States of Consciousness. N.Y.,1972.

Bourguignon E. World Distribution and Patterns of Possession States // France and Possession. Montreal,1968.

Cole M. Cultural Psychology. Cambridge,1996.

Cole M., Scribner S. Culture and Thought: A Psychological Introduction. N.Y.,1974.

Coult A.D. Psychedelic Anthropology. Philadelphia,1997.

Culture and Social Character. N.Y.,1961.

De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accommodation // Ethnic Identity. Chicago; London,1982.

De Vos G. (Ed.). Responses to Change: Society, Culture and Personality. N.Y.,1976.

Devereux G. Basic Problems of Ethnopsychiatry. Chicago,1980.

Devereux G. Dreams in Greek Tragedy. Oxford; Berkley,1976.

Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley,1978.

Devereux G. Reality and Dream. N.Y.,1951.

Dollard J., Miller N. Personality and Psychotherapy. N.Y.,1950.

Edgerton R., Langness L. L. Methods and Styles in the Study of Cultures. San Francisco,1974.

Eibl-Eibesfeldt I. Aggression in the Ко! - Bushmen // Psychological Anthropology. Ed. by T. R. Williams. Hague; Paris. 1975.

Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. N.Y.,1989.

Eibl-Eibesfeldt I. Love and Hate. The Natural History of Elementary Behavioral Patterns N.Y.,1982.

Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven,1950.

Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.,1973.

Hallowell A.I. Culture and Experience. Philadelphia,1955.

Harris M. The Rise of Anthropological Theory. N.Y.,1968.

Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954.

Honigman J.J. Personality in Culture. N.Y.,1967.

Hsu F.L.K. (Ed.). Psychological Anthropology. Homewood,1961.

Hunt R. (Ed.). Personalities and Culture. N.Y.,1967.

Johoda G. Psychology and Anthropology. N.Y.,1982.

Kardiner A., Linton R. The Individual and His Society. N.Y.,1939

La Barre W. The Gost Dance. N.Y.,1972.

Le Vine R. Culture, Behaviour and Personality. Chicago,1982.

Malinowski B. Magic, Science and Religion. N.Y.,1955.

Marsella A., De Vos G. and Hsu F.L.K. (Eds). Culture and Self N.Y.,1985.

Mead G. У. Mind, Self and Society. Chicago,1934.

Mead M. Coming of Age in Samoa. N.Y.,1928.

Mead M. Growing in New Guinea. N.Y.,1930.

Metraux R., Mead M. Themes in French Culture. Palo Alto,1954.

Naroll R., Naroll L. Cultural Anthropology. L.,1977.

Roheim G. The Origin and Functions of Culture. N.Y.,1943.

Spindler G. The Making of Psychological Anthropology. Berkley,1978.

Stien H. Psychoanthropology of American Culture. N.Y.,1985.

Tyler S.A. (Ed.). Cognitive Anthropology. N.Y.,1969.

Wallace A. Culture and Personality. N.Y.,1970.

Whiting В., Whiting J. Children of Six Cultures. Cambridge (Mass),1975.

Williams T.R. (Ed.) Psychological Anthropology. The Hague; Paris

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Анимизм - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э.Тайлору, анимизм - первая стадия религии.

Антропогеография - теория культур Ф.Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Значительное внимание уделяется изучению пространственного перемещения предметов материальной культуры (этнографические предметы), которые в антропогеографии являются основным объектом исследования. Антропогеография - первая историческая форма диффузионизма.

Ареал (культурный) - 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур;

2) теория культурных ареалов - концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон, США), для изучения пространственного распространения явлений культуры. Одна из разновидностей диффузионизма.

Аутоэротизм - удовлетворение сексуальных влечений при отсутствии внешнего объекта, т.е. с помощью собственного тела. Примером аутоэротической деятельности является сосание младенцем груди матери, целью которого (наряду с пищевым насыщением) выступает также получение удовольствия. Явление универсально для всех культур.

Архетип - форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К.Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип - это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.

Биологический детерминизм в культуре, биологическое направление в изучении культур - способ исследования, рассматривающий в качестве источника многообразия культур внешние расовые особенности или специфику генетической программы человека. Ныне существует в виде социобиологического подхода к анализу культуры и человека.

Биологический способ жизнедеятельности - тип жизни, присущий животным. Предполагает доминирование генетически обусловленных образцов поведения и наследственно предопределенное реагирование на внешние условия.

Бихевиоризм - направление в психологии, объяснявшее поведение человека как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители).

Влечения - пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), "психические представители", возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией.

Влечение к жизни - влечение, целью которого является сохранение и поддержание жизни во всех ее проявлениях.

Влечение к смерти - присущие индивиду, как правило бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Во вне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам.

Вытеснение - перевод психического содержания из сознательного в бессознательное состояние. Один из важнейших защитных механизмов в культуре, благодаря которому неприемлемые желания "Я" становятся бессознательными и не реализуются в деструктивных формах.

Диффузионизм - направление в изучении культур, основной предмет исследований которого - заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

Идентификация (отождествление) - бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

Идолизация - неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

Измененные состояния сознания (ИСС) - общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества.

Когнитивный стиль - понятие, выражающее особенности мышления и познания в условиях различных культур. Обычно выделяют две разновидности: полезависимый (глобальный, определяемый внешними обстоятельствами, ситуацией) и поленезависимый (артикулированный, ориентирующийся на мнение "Я").

Коллективные представления - приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью. Термин введен в науку Э.Дюркгеймом.

Конфигурация культуры - 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локально-историческим типам;

2) графический путь развития культуры в виде пиков и падений, линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А.Крёбера).

Креационизм - теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

Культура реальная - явления культуры как орудия труда, изобретения, навыки, а также особенности технологического и экономического уровня культуры (термин А.Крёбера).

Культура ценностная - система идей и представлений о желаемом. Воплощается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и придает смысл и целостность культуре (термин А.Крёбера).

Культурный взрыв - понятие, используемое А.Крёбером для обозначения высших точек в развитии культур.

Культурный круг (культурная провинция, зона) - понятие диффузионистского направления в изучении культур. Выражает пространственный параметр распространения предметов материальной культуры (этнографические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специфических для данной культуры. Использовалось Ф.Ратцелем, Ф.Гребнером, Л.Фробениусом.

Культурный релятивизм - утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М.Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этическое и практическое значение.

Культурный способ деятельности - особый способ жизнедеятельности человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетической программы развития. Ее место занимает культура как особый способ, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями.

Культурная энергия - 1) совокупность жизненных сил, энергия этноса (народа), высвобождающаяся в период резких исторических изменений (А.Крёбер);

2) количество энергии (в киловатт-часах, лошадиных силах), осваиваемой определенной культурой в расчете на одного человека (Л.Уайт).

Культурология - 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования;

2) теория культур Л.Уайта, один из способов познания культурного многообразия человечества.

Либидо - одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.

Личность - культура, отраженная в поведении индивидов.

Логическое мышление - историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях. Согласно Л.Леви-Брюлю, является достоянием исключительно индустриальной культуры. В традиционном обществе его место занимает "дологическое" мышление с законом "партисипации" (уподобление) образа и объекта и отсутствием непротиворечивости в построении суждений.

Магия - 1) колдовство, ведовство - общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека;

2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж.Фрезер.

Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием "сенсотип", отражающим доминирование того или иного вида деятельности.

Мышление интуитивное - форма мышления, основанная на озарении, интуиции, не предполагающая выделения дискретных, последовательных этапов достижения конкретного результата. Очень часто связана с состоянием транса и тому подобных явлений. К.Юнг выделял эту форму в качестве равноправной логическому мышлению.

Невроз - психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт. Наиболее известны - невроз навязчивого поведения (именно этот тип служит З.Фрейду для проведения аналогий между неврозом и культурой), фобии животных, истерические расстройства.

Негритюд - учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космической основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталитетом белых.

Опредмечивание - объективация форм, овеществление идей, существенная сторона культуры и культурного способа деятельности.

Полигенизм - концепция, отрицающая единство человеческого рода, считающая расовые группы человечества неравноценными и создавшими различные типы культур.

Политеизм - многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

Психология народов - первый вариант психологического подхода к изучению культур.

Ритуал - 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер;

2) в этологии человека - действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

Сензитивные периоды - периоды в развитии ребенка в детстве, отличающиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыками, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур.

Тотемизм - отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Функционализм - направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания - эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Экзогамия - вид брачно-семейных отношений, исключающий кровнородственные связи, даже вообще половые отношения внутри первичной общности организации жизни людей.

Энкультурация (вхождение в культуру) - овладевание этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. Необходимо отличать от социализации, овладения общечеловеческим опытом взаимодействий. В действительности оба эти процесса неразделимы. Но если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.

Этос - общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А.Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

Этноцентризм - система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).

Белик А.А. В 43 - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241 с.

Учебное издание

Белик Андрей Александрович . КУЛЬТУРОЛОГИЯ . АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУР .

Редактор С. М. Пчеляная -- Художник В. В. Сурков -- Технический редактор Г. Я. Каренина

Корректор Т. М. Козлова -- Компьютерная верстка Л. и. Плехова

Лицензия ЛР №020219 от 22.09.96. Подписано в печать 26.03.98 г. Формат 60х90/16. Гарнитура Петербург. Усл. печ.л. 15,0. Уч.-изд. л. 17,5. Тираж 2 000 ЭКЗ. Заказ №664

Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета 125267 Москва, Миусская пл., 6.

OCR by A.A.Hlevov.

HTML , spellcheck & bookmarks by DMA

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Курса культурологии. Основные понятия. Предмет культурологии. Эволюционизм. Диффузионистское направление в изучении культур. Психологическое направление в изучении культур. Направление "Культура и личность" (Психологическая антропология). Экстатические (измененные) состояния сознания как сторона культуры. Взаимодействие культуры, личности и природы. Классический психоанализ в исследовании культур. Гуманистическая психология и образ современной культуры.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

К данному материалу относятся разделы:

Представление об объекте изучения культурологии и о науках о культуре

Подходы к определению понятия "культура"

Традиционная и современная культуры

Культурный (социальный) и биологический способы жизнедеятельности

Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре

Первые эволюционистские теории культур

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора

Критика теории анимизма

Эволюционизм Г.Спенсера

Диффузионистское направление. Общая характеристика

Культурная мифология Л.Фробениуса. Теория культурных кругов Ф.Гребнера

Диффузионизм в США и Англии

Биологическое направление в изучении культур

"Психология народов"

"Групповая психология"

Психоаналитический подход к изучению культур

Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культур

Культурологическая теория З.Фрейда

Психоаналитическое исследование культур Г.Рохейма

Аналитическая теория культуры К.Юнга

Функционалистское направление в изучении культур

Функционализм Б.Малиновского - метод изучения культур

Структурно-функциональная теория культур А.Рэдклифф-Брауна. Культура как совокупность функций

Теория культур Л.Уайта

Эволюционизм Л.Уайта

Культурология Л.Уайта

Технологический детерминизм Л.Уайта. Структура культуры

Антропология А.Крёбера - целостная теория культуры. Исходные принципы и основные понятия концепции культуры

Антропология А.Крёбера

Культурная антропология М.Херсковица. Исходные принципы анализа культур. Критика предшествующих направлений

Культурная антропология М.Херсковица

Принцип культурного релятивизма М.Херсковица

История развития направления и структура исследований

Некоторые теоретические положения и структура культуры

Детство как феномен культуры

Общекультурологическое значение детства

Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)

Мышление и культура

Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля

Изучение особенностей мышления, познания, восприятия в современном и традиционном обществах

Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении. Понятия "когнитивный стиль" и "сенсотип"

Народная медицина как органическая часть традиционной культуры

Исследования измененных состояний сознания в XIX - середине XX века

Измененные состояния сознания и компенсаторная функция современной культуры

Характеристика измененных состояний сознания как явления культуры

Механизм действия экстатических состояний в культуре и его биологические основания

Функции измененных состояний сознания в традиционном обществе

"Нейрохимическая" основа культуры

Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы

Роль природного окружения в формировании и отборе психологических черт личности

Этнопсихологическое изучение культур. Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

Этническая идентичность в современной культуре

Интеракционизм как метод анализа культур

Психоантропология Г.Стейна

Концепции Дж.Деверо и У. Ла Барре

Культурологический аспект творчества Э.Фромма. Жизненный путь и основные работы

Отчуждение как черта современной культуры

Психология религии Э.Фромма как анализ характера культуры

Особенности изучения культуры и модель будущего А.Маслоу

Иерархия потребностей А.Маслоу

Значение гуманистического подхода к человеку

Этологический подход к изучению культур. Общая характеристика

Виды и функции ритуалов

Исследование процесса общения. Потребность в уединении и общении

Психобиологическая концепция И.Эйбл-Эйбесфельдта. Перспективы развития современной культуры

Культурология и проблемы будущего глобального развития

Похожие материалы:

День руководителя в Красноярске

Затрагиваемые темы: Проблемы руководителя Управление и Руководство. В чем разница? Роли в коллективной деятельности Персонал на производстве Качество сотрудника

Зміст освіти в сучасній школі

Загальна характеристика змісту освіти. Стандарти освіти. Основні джерела змісту освіти: навчальний план, навчальна програма, підручники.

Обществознание. Вопросы

Концепция гражданского законодательства

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Общие положения Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации. Законодательство о юридических лицах. Законодательство о вещных правах. Законодательство об обязательствах. Законодательство о ценных бумагах и финансовых сделках.

Исследование характеристик электрических схем в режиме Probe

Домашнее задание. Цель работы: приобретение навыков исследования характеристик электрических схем в режиме Probe.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok