Архитектура русского ампира: особенности, проблематики (Росси, Воронихинский дворец, Воронихин) — Архитектура Руси | iFREEstore

Архитектура русского ампира: особенности, проблематики (Росси, Воронихинский дворец, Воронихин)

Арендный блок

В первые десятилетия строительство в Санкт-Петербурге и Москве достигает исключительного размаха. Идет активный процесс строительства в губернских городах. Классицизм вступил в свою позднюю стадию, иногда его называют поздним ампиром. Эпоха высокого классицизма поставила новые задачи: вписать здание в уже имеющееся архитектурное пространство, спланировать целые комплексы в городах, площади с прилегающими к ним ансамблями.

Важны новые стилевые изменения: усиливается тяга к строгости, монументальности, гладкой стене, дорическому ордеру, интерес не к римской, а к греческой классике и даже архаике. В новые отношения вступают архитектура и скульптура: появляется большая свобода постановки скульптурных сооружений, они уже не прячутся в нишу, а могут оказаться на фоне гладкой стены. Скульптура связывается со зданием и по смыслу.

Преобладающими видами строительства становятся общественные постройки: театры, министерства, ведомства, казармы, полковые соборы, склады, магазины, конюшни, конные дворы. Дворцов и храмов в это время строится немного.

1.2 Андрей Воронихин (1759-1814)

Андрей Никифорович Воронихин- русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Пребывал в очень теплых отношениях с графом Строгановым.

Казанский собор. За основу воронихинского проекта был взят собор Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини. Воронихин предложил решение, которое правильно отвечало задачам градостроительства. Он поставил здание, отступив от линии Невского проспекта. Площадь, которая образовалась перед зданием, была ограничена вдоль дальней стороны мощной коринфской колоннадой и благодаря этому являлась своего рода парадным подъездом к зданию. Красота и парадность главной улицы города, Невского проспекта, таким образом, даже подчеркивались. Монументальные колонны из известняка стоят перед входом в собор, выполненным в виде шестиколонного портика с огромным треугольным фронтоном. Над портиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Решение купола с внешней оболочкой, впервые в таком масштабе выполненной на чисто металлической основе, является новаторским. Строгость общего замысла сочетается с пышностью декоративного убранства. Собор образует в плане латинский крест (с удлинённым нижним концом, соответствующим западной части храма). Интерьер храма оформлен колоннами, высеченными из монолитных блоков розового гранита. Постройка Казанского собора явилась крупным архитектурным событием в жизни Воронихина, а еще в большей мере - самого города Петербурга.

Собор служит пантеоном героев 1812 года. Здесь погребен М.И. Кутузов. В 1830 г. перед собором воздвигнуты памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Работы в Павловске

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца - кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Здание Горного института Воронихин задумал построить как храм науки "геологии". Виденные им в Италии и Греции античные храмы рисовались перед его воображением, и он создал подобный им строгий, титанически мощный двенадцатиколонный портик дорического храма. В этом произведении Андрей Никифорович не повторял что-либо уже существовавшее, не делал копии в буквальном смысле, а создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь. Дорические колонны "прорисованы", как говорят художники, живыми, сочными линиями. В пропорции фронтона и колонн найдены приятные и гармоничные соотношения. Статуи, поставленные по сторонам подъезда в институт, изображают Плутона, похищающего Прозерпину, и Геркулеса, борющегося с Антеем. Обе скульптурные группы аллегорически говорят о победе человеческого разума над тайнами природы. Так Воронихин запечатлел в своем архитектурном произведении великую силу человека над природой. "Горный кадетский институт" (1806-1811) - настоящий памятник русской культуры начала XIX столетия. Эта постройка композиционно завершила набережную Васильевского острова со стороны моря. И здесь, как и в Казанском соборе, важна роль синтеза архитектуры, скульптуры и орнамента, но в целом зданию присущ гораздо более суровый облик.

Карл Росси (1775 - 1849)

Росси был сыном придворного певчего и жил в России с детства, поэтому его можно смело назвать русским архитектором. Главный архитектор 10 - 20 годов творил в эпоху, когда после победы над Наполеоном в России еще более укрепились градостроительные тенденции. Росси стал создателем уже не одного, а нескольких грандиозных ансамблей Петербурга, целых комплексов организации пространств. Михайловский дворец (Русский музей) (1818-1825). Дворцовая площадь с аркой Главного штаба (1819 - 1829). Александринский театр с целой улицей. Сенатская площадь (1829 - 1834). Творчество Росси знаменует поворот к итальянской классике, к римской древности. В Петербурге к этому времени все уже, казалось, было построено.

Михайловский дворец

Для его возведения Росси создал новую площадь перед фасадом здания, пробил новую улицу на Невский проспект. Он соединил свое сооружение с соседними ориентирами - Михайловским замком и Марсовым полем. Фасад дворца представляет из себя вытянутый объем, по бокам ризалиты. В центре - восьмиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном. Ритм колонн продолжается по всему зданию, над окнами арки. Тонкий рисунок оград соотнесен с этим ритмом. В интерьере выделяются вестибюль с парадной лестницей, расходящейся на два марша, белоколонный зал. Пышность интерьера иногда чрезмерна. Затем Росси открыл Марсово поле в сторону Невы, поставил здесь памятник Суворову работы Козловского, ранее стоявший на конце Марсова поля, перенес отсюда Румянцевский обелиск в сквер около Академии художеств.

Здание Сената и Синода на Сенатской площади

Последний ансамбль Росси завершил формирование Сенатской площади, где расположен знаменитый «Медный всадник». Вновь Росси соединяет два здания, Сенат и Синод, триумфальной аркой, перекинутой над узкой Галерной улицей, выходящей под аркой на площадь. В арке повторяются одни и те же элементы: большие колонны коринфского ордера, малые в нишах, арки над окнами, повторяющие арку над улицей главного пролета. Но в этом сооружении уже чересчур утяжелен карниз, мельчают элементы. Все это признаки упадка стиля. Росси показал, как можно соединить в единый ансамбль огромные объемы, проявил всеохватывающую творческую волю.- Дворцовая площадь. Для деятельности К. И. Росси характерно мышление целыми архитектурными комплексами. Он проектировал площади и улицы, целые градостроительные системы, все это сказалось и в завершении ансамбля Дворцовой площади. К. И. Росси создает полукруглую площадь, по ее линии ставит мощный полукруг двух корпусов Главного штаба и объединяет их огромной аркой, перекинутой через улицу между ними. С уже имевшимся великолепным Зимним дворцом Ф. Б. Растрелли площадь составила замкнутый ансамбль. Довольно простые формы арки Главного штаба контрастируют с великолепием Зимнего дворца. Росси маскирует кривизну Большой Морской улицы, которая выходит к площади от Невского проспекта под углом, а не по прямой оси. Для этого Росси поставил две арки под углом одна к другой, а поворот улицы перенес в самый ее конец. Только пройдя первую арку и повернув налево, мы через арку видим по прямой оси Зимний и Александровскую колонну. Сама арка решена необыкновенно интересно. Росси превратил два нижних этажа в гигантский цоколь (нижняя часть наружной стены здания лежит на фундаменте) и поставил на нем десять колонн коринфского ордера. Арка как бы врастает в развернутое амфитеатром огромное здание. Увенчав аттик квадригой с шестеркой коней, Росси создал уникальную композицию. Квадригу ведут воины, на колеснице фигура Славы. Авторы Пименов и Демут-Малиновский. Материал - листовая медь. Все это придает сооружению триумфальный, монументальный характер. Правая часть площади соединяется с Разводной площадью, ведущей к Неве, и соседствует с Адмиралтейской. Так как на месте зданий Главного штаба было немало других сооружений, Росси включил целый ряд их в свою композицию и увидеть разнообразие этих сооружений можно только сверху. Комплекс Дворцовой площади стал представлять исключительную по разнообразию, цельности и красоте композицию.

Александринский театр (1827 – 1832) Это самый сложный и многокомпонентный ансамбль Росси. Росси ставит театр и создает Театральную площадь, затем проводит улицу с противоположной фасаду стороны (ныне улица зодчего Росси) и выводит ее на Чернышеву площадь на Фонтанке. Здесь по полукругу площади он ставит здания министерств. Сама улица Росси решена вся в едином стиле классицизма и представляет уникальный памятник стилю.

Здание театра смотрится со всех сторон, так как фасад всех его четырех сторон смотрит на четыре различных улицы (особенность Петербурга). Главный фасад выходит на площадь перед Невским проспектом. Он решен в виде шестиколонного портика с мощными пилонами и скульптурами в нишах. Фронтон не треугольный, а трапециевидный, он увенчан квадригой Аполлона. Мощный верх с фасада превращен в аттик. Скульптура - Пименов и Демут-Малиновский.

Блестящая победа Росси как архитектора в работе над Александринским театром не только не принесла ему благодарности императорского двора, а, напротив, закончилась крушением всей его карьеры. Недовольство и интриги Инженерного департамента, вмешательство Николая I в ход строительных работ, тяжёлая и неприятная атмосфера вынудила Росси подать в отставку в 1832 году.

Творчество Росси оборвалось в самом зените его расцвета. Отстранённый от государственного строительства, он даже не подумал обратиться к частным заказам: привыкший строить дворцы и перепланировать районы и города, Росси не видел для себя другого приложения. Его судьба перекликается с судьбой Баженова, творчество которого также было прервано конфликтом с властью.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Ответы по истории.doc

Ответы по истории.doc
Размер: 814.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Руси

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

Похожие материалы:

Нормативно-правовые акты и правовой статус. Медицинское право

Организация охраны здоровья. Контроль в сфере охраны здоровья. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Нормы медицинского права закреплены достаточно большим количеством нормативных правовых актов, различной юридической силы.

Усеченный конус. Определение и задача с решением

Усеченным конусом называется часть полного конуса, заключенная между основанием и секущей плоскостью, параллельной основанию. Задача и Решение

Экономика и управление машиностроительным производством

Тестовое задание Теоретическая часть Дисциплина «Экономика и управление машиностроительным производством»

Гражданское право РФ. Ответы

Гражданское право, Гражданский кодекс (ГК). Гражданское процессуальное право. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ Российской Федерации Трудовое право, трудовой кодекс (ТК)

Росія - СРСР