Русский модерн. Шехтель — Архитектура Руси | iFREEstore

Русский модерн. Шехтель

Федор Осипович Шехтель - первый мастер модерна, большинство творений которого находятся в Москве, где зодчий провел большую часть своей жизни. Он строил особняки, загородные дома, театры, вокзалы, банки, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры, и каждый его проект открывал новые грани его таланта. В своём творчестве Шехтель использовал разные стили и с легкостью переходил от одного к другому, как этого требовала изменчивая мода тех времен.

Шехтель писал: «Профессии не выбирал – было решено давно: конечно же архитектурное отделение училища живописи, ваяния и зодчества. Однако и работал: не птица Божия – кормиться надо. Жалею: был отчислен за плохую посещаемость. Зато у Каминского, Чичагова, Терского работал. С 24 лет самостоятельно». Шехтель остаётся без диплома, что не позволяет ему самостоятельно воплощать в жизнь свои архитектурные проекты, и он увлекается работой художника, делает иллюстрации, оформляет книги и журналы, рисует театральные афиши, обложки для нот, виньетки.

Диплома Шехтель по-прежнему не имел, следовательно, и крупных проектов не было. В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю. Один из самых влиятельных российских промышленников Савва Морозов пригласил архитектора построить дом. Получивший высшее образование в Кембриджском университете предприниматель остановил свой выбор на проекте, выполненном в стиле английской готики, предоставив для оформления интерьеров архитектору неограниченные финансовые возможности. Федору Осиповичу выпала редкая удача максимальной самореализации, которую он сумел использовать в полной мере. После завершения работ над домом С. Морозова Шехтель сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом, дающий право производства строительных работ.

В доме, который Шехтель строил для другого Морозова в Подсосенском переулке, автор создал готический кабинет Фауста. На лестнице в библиотеку сидел деревянный карлик с раскрытой книгой, в которой на латыни было написано «Жизнь коротка, искусство вечно», что стало девизом архитектуры Шехтеля.

На деньги от проекта для Саввы Морозова, Шехтель смог построить свой собственный дом в Ермолаевском переулке. Архитектор выполнил дом в романском стиле на манер средневекового замка с круглой и гранеными башнями. Над входом были выложены золотистой мозаикой дата постройки «96», инициалы жены «S N» и изображение ирисов.

Работа над особняком Саввы Морозова сделала Шехтеля популярным, одним из самых востребованных архитекторов. За Морозовым потянулись и другие.

Степан Павлвич Рябушинский, предприниматель и меценат, и один из братьев основателей первого в России автомобильного завода приобрел участок земли на Малой Никитской, недалеко от особняка Саввы Морозова. Хозяин пожелал, чтобы дом не примыкал к улице, и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. В этом проекте архитектор полностью отказался от исторических мотивов и создал здание, уподобленное миру природы.

Обилие контрастов и противоположностей, огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой – этот проект стал одним из символов московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля. Он как архитектурно-философское определение модерна раскрывал Шехтеля-мыслителя.

На Международной выставке в Глазго Шехтелю поручили проектировать российские павильоны, в которых было творчески переработано наследие древнерусской архитектуры. В четырех павильонах архитектор преобразил свойственные для русского севера формы деревянных церквей и жилых домов в гротескный лубочный городок, напоминавший скорее театральные декорации к русским народным сказкам. Такое впечатление производили постройки, казавшиеся, при всей своей основательности и конструктивной прочности картонными домиками, среди которых вот-вот начнется какое-то захватывающее действие. Работа стала ярким образцом неорусского направления в модерне. За этот проект Шехтелю было присвоено почётное звание академика архитектуры.

Стиль и гротескные формы павильонов в Глазго архитектор продолжил развивать в здании Ярославского вокзала. Здесь также была воплощена тема Русского Севера, его природы и зодчества, поскольку Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями и Белым морем. Все в этом строении как будто было призвано напомнить зрителю о нетронутых богатствах недр и красоте природы, об историческом прошлом. Объемная композиция, сложный силуэт здания, украшенный керамическими панно, выполненными в абрамцевской мастерской, декоративная лепнина – всё это было стилистическим воплощением гения зодчего.

Будучи с детства поклонником театра, Шехтель. отложив все заказы, безвозмездно перестроил старое здание Московского Художественного театра и выполнил внутреннюю художественную отделку. Зрительный зал, сочетающий в своем оформлении контрастирующие темный низ и светлый верх, роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах, бледно-розовые фонарики на стенах и люстра из таких же фонариков на потолке, сцена, система освещения и театральная мебель из темного дуба – все это было спроектировано Шехтелем. Также именно его идеей была белая чайка, парящая над волнами, напоминание о МХАТовской постановке пьесы Чехова, с которым архитектор был давно дружен.

Шехтель работал над проектом типографии П.П. Рябушинского «Утро России», в котором соединил приемы модерна с идеями рационализма. В таком же стиле были построены и дом Московского Купеческого Общества, и банк «Товарищества мануфактур» П.М. Рябушинского на Биржевой площади.

Шехтель переходит от условности к «правде конструкции», однако он остается верен историческому началу архитектуры, как и во времена позднего модерна. Неоклассическое направление модерна будет воплощено Шехтелем в третьем и последнем своем доме на Большой Садовой. Проект является символическим утверждением истоков архитектуры, исторических основ.

И вроде все уже было пройдено, все сотворено, но духовная вершина творчества Шехтеля была впереди. Он строил и храмы. Возвел при храме Василия Кесарийского Никольскую часовню в память о бракосочетании Николая II с Александрой Федоровной.

В 1915 году урожденный Франц Альберт Шехтель принял православие под именем Федор и на следующий год создал, как он сам считал, свое лучшее творение – деревянный храм Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Виртуозно исполнив историческое начало, Шехтель почти буквально воспроизвел формы и принципы деревянного зодчества прошлого. Однако технология строительства значительно отличалась от традиционной: храм построен по каркасной системе, то есть не из бревенчатых венцов, а обшим тесом с двух сторон брусьев.

Революция стала закатом Шехтеля, как архитектора. В советской России модерн, как проявление буржуазии, не был востребован. Особняки, возведенные им, национализировались, передавались во владение различным ведомствам, а сам мастер, хоть и сочинял новые проекты, остался не у дел. По его проекту был возведен только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке.

Федор Осипович был бессменным руководителем Московского архитектурного общества, потом стал его почетным председателем. Он около 30 лет преподавал в Строгановском училище, а позднее во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские).13 Арх. русского конструктивизма.

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в1920 - первой половине 1930 годов.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны.

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин - автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

В 1922-1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции - Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений - конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия[1].

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания[1].

Ранний конструктивизм

Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным - для строительства предназначался крохотный участок земли - 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики».Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал - «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Ответы по истории.doc

Ответы по истории.doc
Размер: 814.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Руси

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

Похожие материалы:

Сахарный диабет. Задачи с ответами

Ответы на задачи по сахарному диабету. Поставьте предварительный диагноз. Составьте план обследования. Укажите основные принципы лечения. Предварительный диагноз. План обследования. Лечение. Основные методы лечения.

Гинекология. Навыки

Изменения положения матки. Измерение длины пуповины. Кровопотеря, состояние новорожденного, Первый туалет новорожденного. Оболочка плаценты после родов

Фтизиопульмонология. Ответы на тест

Контроль переменных

Следует различать контроль независимой переменной и контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных). Элиминация Балансировка Контрбалансировка Рандомизация

Семья как фактор социализации подростков

Курсовая работа. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие социализации. Рассмотреть основные трудности процесса социализации подростков. Проанализировать семью как фактор социализации подростка. Определить степень влияния семьи на социализацию подростка.