Архитектура тип и символика православного храма — Архитектура Руси | iFREEstore

Архитектура тип и символика православного храма

Арендный блок
Символика и устройство

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию.[2] Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток[3]. Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (с. Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённые на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь

  • 1 купол - символизирует Господа Иисуса Христа;
  • 2 купола - два естества Христа (божественное и человеческое);
  • 3 купола - Святая Троица;
  • 5 куполов - Христос и четыре евангелиста;
  • 7 куполов - семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;
  • 9 куполов - девять чинов ангельских;
  • 13 куполов - Христос и 12 апостолов.
  • 24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
  • 25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;
  • 33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма - кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Основные части православного храма(устройство)

Алтарь - место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре - престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола - как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон). Возле восточной стены в алтаре находится «горнее место» - возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон - дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси.[4] К XIV-XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек.[5]

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда - иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) - эти два ряда могут меняться местами;
  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм - изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
  • Слева от царских врат - икона Богородицы, справа - Иисуса Христа
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях - обычно архангелы или святые.
  • Над царскими вратами - «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) - «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него - Иоанн Предтеча, слева - Богородица. Особенность икон из Деисуса - фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV-XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас - символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным - тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения - золотой, голубой, алый. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение - солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней - 1, 3 или 5. Символическое значение солеи - приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико - в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место - у южной стены для правителя, у северной - для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) - область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм - символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) - символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым - символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы - сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь - самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Файл

Ответы по истории.doc

Ответы по истории.doc
Размер: 814.5 Кб

.

Пожаловаться на материал

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Руси

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

Похожие материалы:

На лаштування інформаційної бази. Введення початкових залишків

Лабораторна робота. Мета: отримання навичок із створення інформаційної бази для організації обліку торговельної діяльності; заповнення параметрів облікової політики; встановлення прав користувача; введення початкових залишків.

Методика гос 30 вопросов

Охрана окружающей среды. Раздел Дипломного проекта

Основные принципы охраны окружающей среды допускаются воздействием при строительстве на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Применение катализа для защиты окружающей среды

Каталитические свойства твердого тела Синтез катализаторов смешением гидрогелей Автокатализ  Термостойкость твердых катализаторов и адсорбентов тип промышленных катализаторов крекинга

Коррозийная стойкость металлов. Лабораторная работа

Цель работы: ознакомление с механизмами и скоростями коррозионного разрушения металлов. Методические указания