Реферат Философ Кант

Территория рекламы

Российская академия музыки имени Гнесиных

Колледж имени Гнесиных

III курс, отдел духовых и ударных инструментов

Реферат

Философ Кант


Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФИЛОСОФА

2.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ КАНТА

3.ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Немецкая философия конца 18 – первой трети 19 в., включающая в себя имена Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, по праву называется классической. С нее берет начало новый важный этап в истории мировой философии. В ней нашли отражение прогрессивные идеи философии Нового времени – вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант. Его важнейшие работы – «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Канта считают вершиной философии Просвещения.

Генрих Гейне высказался о Канте так: «Изложить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории». Мнение весьма субъективное, потому что, несмотря на достаточно небогатую внешними событиями жизнь, Кант является одной из ключевых фигур в мировой философской мысли. По высказыванию Гегеля, учение Канта привело к переходу к новейшей философии. С произведений Канта началась разработка диалектики в познании – главного достижения немецкой классической философии. У Канта было много последователей, но и критиковали его не меньше.

Но трудно спорить с тем, что Иммануил Кант внес большой вклад в дальнейшее развитие и утверждение основных особенностей новоевропейской культуры. Великое открытие Канта состояло в том, что он показал, а потом и раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других. Наука о познании может быть построена как точная наука на манер математического естествознания.

Значительную часть своего творчества Кант посветил построению такой науки о познании. Она в целом во многом совпадает с его философией. Сам философ сравнивал свой подход с революцией, совершенной Коперником.

Настоящая работа посвящена раскрытию основных положений кантовского наследия, а также описанию его жизненного пути. Кроме этого, в ходе описания жизни и творчества философа указывается на то, как повлияло его мировоззрение на дальнейшее развитие философской мысли.

1.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФИЛОСОФА

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в Прусском королевстве, в городе Кенигсберге, в семье небогатого ремесленника. Четвертый ребенок в семье, а всего у его родителей родилось девять детей. Кант в детстве и юности часто болел, рос слабым, подверженным нервным припадкам. Рано появившиеся способности помогли ему получить образование. Окончив гимназию, учился в университете на факультете богословия, откуда вышел с отличным знанием латинских классиков, натурофилософии Ньютона и учения Х. Вольфа (поклонник философии Г. Лейбница). Кант глубоко изучил не только философию, логику и теологию, но и математику с естествознанием.

После окончания учебы Кант несколько лет проработал домашним учителем в богатых семьях. В 1755 г. он стал приват-доцентом университета. Это означало, что зарплату в университете он не получал, только студенты, посещавшие его лекции, вносили ему скромную плату. Для дополнительного заработка Канту пришлось работать еще библиотекарем кенигсбергского королевского замка. Кстати, он никогда не читал свою философию – считал это нескромным.

Мыслитель говорил: «Я читаю не для гениев: они сами себе прокладывают дорогу, но и не для дураков, ради них не стоит напрягаться, а для тех, кто находится в середине и хочет подготовить себя к будущей работе». Важнейшей задачей университетского курса Кант считал научить не философии, а философствованию. В данном случае подразумевалось умение научиться оценивать и осмысливать чужие идеи, вырабатывая собственное мнение и позицию.

Поначалу Кант брался читать любые курсы – метафизику, логику, физическую географию, естествознание и математику, этику и механику. Его недельная нагрузка доходила до 28 часов. Он гордился свои курсом географии, который читал, опираясь лишь на чужие описания, но вдохновенно домысливая правдоподобные, на его взгляд, детали. Такой разброс интересов, не достигающий глубины, создал основания для широкого кругозора и эрудиции, благодаря чему Кант стал одним из самых универсально образованных ученых своего времени.

Много лет Кант добивался профессорской должности в родном университете. Профессором логики и метафизики он стал только в 46 лет. Когда Кенигсберг был оккупирован русскими войсками, философ в 1758 г. передал письмо российской императрице Елизавете с просьбой о профессорской должности. В 1794 г. Кант стал иностранным членом Петербургской академии наук, возглавляемой Е. Дашковой.

Хотя философ с детских лет отличался слабым здоровьем, благодаря своей самодисциплине и образу жизни, не изобиловавшему излишествами, он смог дожить до весьма преклонного возраста. Всю свою жизнь (а это без малого восемьдесят лет) Кант безвыездно провел в городе, где родился. Жизнь его хоть и была бедна внешними событиями, но при этом была наполнена неустанной и напряженной работой над своими сочинениями. Свое главное сочинение «Критика чистого разума» написал в возрасте 57 лет. Кстати, в частной жизни Кант не любил поддерживать философские беседы, вероятно сознавая, что способен только учить, а не слушать.

Ритм его жизни можно было сравнить с точнейшим хронометром. Все было размерено и высчитано. Местные жители сверяли по нему свои часы, поскольку знали, что точно в 7 вечера Кант выходит на прогулку. Вставал философ ровно в 5 утра, ровно в 10 вечера отправлялся спать. К такому строгому распорядку жизни его приучил друг англичанин. Размеренный ритм был нарушен лишь дважды: когда Кант зачитался книгой Руссо «Эмиль, или о воспитании», и второй раз после того, как стало известно о взятии Бастилии.

Его имущества было скромным: «чернильница, перо и нож, бумага, рукописи, книги, домашние туфли, сапоги, шуба, шапка, ночные штаны, салфетки, скатерть, полотенце, тарелки, миски, ножи и вилки, солонка. рюмки и стаканы, бутылка вина, табак, трубка, чайник, чай, сахар, щетка» - такой перечень он составил при переезде с одной квартиры на другую, пока не приобрел под старость собственный дом.

Кант никогда не был женат, хотя был общителен и пользовался благосклонностью у прекрасного пола. По этому поводу он заметил как-то с долей улыбки и горечи: «Когда мне нужна была женщина, я не мог ее содержать, когда же я зарабатывал достаточно, то мне уже не нужна была женщина».

Умер Кант 12 февраля 1804 г., и последнее слово, которое от него услышали окружающие, было «хорошо» (имелось ввиду благодарное отклонение услуг).

2.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ КАНТА

Для Канта самый главный предмет философии – человек, поскольку он для себя есть своя последняя цель. Изначальной точкой философского мировоззрения Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически недоказуемым. С одной стороны, человеку присуща свобода, с другой – у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость. Мир имеет начало, но он не имеет начала.

Чтобы с этим разобраться, Кант уже в зрелом периоде своего творчества создал тщательно продуманную систему. Согласно Канту, духовные интересы человека можно выразить в виде следующих философских вопросов: что я могу знать? (это метафизика, т.е. философия); что я должен сделать? (мораль); на что смею надеяться? (религия); что такое человек? (антропология). В философии такой подход носит название гносеологического (от греческого «гносис» - знание»). Кант делит знание на две части: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное). На понятии априоризма – (важнейшем положении в учении Канта), он основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания. Кант, как и другие, был подвержен предрассудку рационализма. Это означает, что роль опыта и роль чувственного познания в процессе достижения всеобщего и необходимого знания им недооценивалась.

Особенное место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. Он считал, что разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей.

По Канту, разум порождает из себя три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога (причина всех причин). Все это есть глобальные, широкомасштабные понятия, с помощью которых разум стремиться охватить весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба. Но в этом одновременно скрывается и великая драма человеческого разума.

Проблема в том, что в ходе решения это сложной задачи возникают так называемые антиномии, т.е. напряженные противоречивые состояния разума. Именно с антиномий Канта начался новый этап развития диалектики. По мнению Канта, каждое из этих положений может быть логически безупречно доказано. Он вывел четыре антиномии:

Тезис – «мир имеет начало во времени о ограничен также в пространстве». Антитезис – «мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».

Тезис: «причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность». Антитезис – «не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы».

Тезис – «к миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо». Антитезис – «нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Говоря иными словами, Бога нет.

Кант считал, что при помощи логики и тезис и антитезис одинаково можно безупречно доказать для каждой антиномии. К примеру, для последней, где одновременно говорится о том, что Бог есть и в то же время его нет. Для доказательства нужно отбросить как тезис, так и антитезис, поскольку разум и логика здесь бессильны. По мнению Канта, вера в Бога относится к нравственности, а не к научным вопросам. Философ полагал, что люди должны жить так, как если бы Бог был, даже если они не могут доказать или опровергнуть его существование при помощи рациональных аргументов.

Итак, антиномии – это противоречия, которые свидетельствуют о бессилии разума, его неспособности постичь «вещи в себе» (по выражению Канта), выйти за границы опыта.

Попытки Канта объяснить и разрешить эти антиномии не признаются философами удовлетворительными, но очень важно их обнаружение и постановка проблемы, которая заставляет отказаться от одномерности рационализма и прийти к многомерной картине мира.

Хотя сам Кант этого перехода совершить не смог, но постановка им проблемы побудила философскую мысль 19 в. заняться поисками решения.

Кант выделяет три формы познания: чувственность (органы чувств), рассудок и разум. Эти способности познания его интересуют в свете участия в производстве знания особого типа – знания необходимого и всеобщего. Это то самое знание, которое со времен Декарта только и может считаться подлинно научным. Разум, согласно Канту – есть высшая познавательная способность, поскольку рассудок устанавливает априорные законы для природы как объекта внешних чувств, разум – априорные законы для свободы и ее особой причинности как сверхчувственного в субъекте. Разум не просто регулирует, он является условием человеческой свободы, позволяет открыть в людях другую природу – творческую и свободную. По мнению Канта, это высшая цель разума, а философия является наукой об этой высшей максиме.

От философии «зависит истинное и прочное благо человеческого рода». Разум имеет дело с идеями, метафизика, по мнению Канта, это «чувство идей». Идея – это принцип, завершенная форма, целостное знание, абсолютная нравственность, то есть вещи, не встречающиеся в природе, а существующие только благодаря воображению, метафорическому усилению. Но без них невозможен никакой эмпирический опыт или теоретическое исследование.

В философском творчестве Канта принято выделять два периода. Первый, «докритический» с 1746 по 1770 г. И второй – «критический».

«Докритический» этап характеризуется естественнонаучной направленностью и господством материалистических тенденций. По мнению Канта, мыслители эпохи Просвещения заблуждались, считая, что чувства виновны в ошибках разума. Разум может заблуждаться независимо от чувств. Знакомство с философией Д. Юма, его скептицизмом, побуждает Канта критически относиться к эмпиризму и рационализму. Эмпиризм для него неудобен тем, что делает ставку на ощущения, не учитывает всеобщие истины. А рационализм не принимает во внимание чувственный опыт как преддверие теории. Все это вместе взятое и побудило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности.

По мнению Канта, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники, используя так называемые «трансценденталии», т.е. отвлеченные от действительности логические понятия. К этому же периоду относится и разработанное Кантом учение о морали и нравственности. В понимании Канта – теория познания это последовательное размышление над вопросом о том, при каких условиях возможно действительное познание и каковы его границы. Философ исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума.

Однако теоретическое знание, воплощенное в математике и естествознании, еще не несет в себе достоверных сведений о предметах. Математика и естествознание содержат в себе знания лишь о внешних сторонах и отношениях между вещами, или явлениях. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами подлинного теоретического познания и не превращаются в «вещи для нас» (познанные, раскрытые).

В философскую систему Канта включена «Критика чистого разума», в которой обсуждается теоретическая способность познания» «Критика практического разума», которая рассматривает волю человека; «Критика способности суждения», где Кант исследует эстетическое, прекрасное и целесообразное, а также их взаимосвязь.

Сам Кант свое учение называл трансцендентальным идеализмом. Понятие «трансцендентальное» охватывает все имманентное сознанию, то, что может быть познано и действительно познается. По его мнению, «всякое познание вещей из одного лишь рассудка и разума есть одна видимость и истина только в опыте». Кант не разделяет мнение идеалистов, выдающих представления за вещи. В его работах речь идет о применении априорного познания (которое существует до опыта и применимо к нему).

Сам философ был верующим протестантом. Предметы веры, согласно Канту, должны быть вынесены за пределы научной философии. Этим объясняется кантовская критика всех известных доказательств бытия Божия, поскольку все они построены на неверной предпосылке – якобы средствами разума (читай – науки) можно доказать или опровергнуть предметы веры. Вера – это «святая святых» личности, и по сути, она у каждого своя. Точно также и с опытом. Поэтому опытное знание не может быть предметом научной философии. Из этого следует, что универсальным, не зависящим от людской индивидуальности может быть то, что с одной стороны, не связано с верой, и с другой стороны, с опытом. Та сфера, что находится в промежутке между верой и опытом, может быть исследована научно. Она есть предмет трансцендентальной философии. По убеждению Канта, можно отвлечься от видимых отличий между людьми и выявить свойства познания, в общих чертах присущие всем.

Пока мы люди, мы стремимся сохранить последовательность мысли, и наоборот, пока мы стремимся сохранить последовательность мысли, мы люди, разумные существа. Мыслимые и познаваемые вещи, с точки зрения Канта – это феномены или явления. Явления – «вещи сами по себе», а наукой можно познать только феномены, поскольку вещь сама по себе, во всей полноте не может быть представлена в сознании. Феноменальное знание – знание научное, точное, логическое и теоретическое. Это знание только о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Вещи сами по себе остаются вне пределов досягаемости науки. Под вещами кант понимал не только обычные вещи, но и мир в целом. Средствами науки мир в целом познать невозможно. Кроме этого, по Канту, есть еще ряд объектов, научно непознаваемых – это Бог, душа и свобода. Они относятся к интимному миру личности.

Анализируя основные произведения Канта, можно сделать вывод о том, что в их основе лежит учение о явлениях и вещах, о том, как они существуют сами по себе. Творчество Канта является еще одним подтверждением того, что философия – это эпоха, схваченная в мысли. В «Критике чистого разума» Кант поднял кардинальные проблемы теории познания и логики, предпринял попытку их диалектического решения. Он первым среди философов Нового времени показал процесс познания во всем его противоречивости и сложности. Его идеи впоследствии нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Гегеля.

Несомненной заслугой Канта является его идея активности субъекта познания. Он сумел показать, что противоречия, в которые впадает разум, пытаясь судить о мире в целом, - это не просто заблуждение. Они коренятся в самих понятиях разума: конечного и бесконечного, свободы и необходимости.

3.ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА

Поскольку теоретический «чистый») разум потерпел фиаско в своих попытках постигнуть мир «вещей в себе», то человеку остается лишь одно – уповать на «практический разум», под которым Кант понимал учение о нравственности, этику. Как субъект нравственного познания человек свободен, т.е. приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.

Кант считал, что этика может быть не только совокупностью назиданий, заповедей и советов, подкрепленных Священным Писанием. Такова была современная ему христианская этика. Мыслитель говорил, что этика может быть построена как точная наука. Этические истины нужно обосновать независимо от истин веры. Кант исходил из того, что религия разнообразна, имеет множество конфессий. Однако претендующая на универсальность нравственность, чтобы быть таковой, должна в действительность быть общечеловеческой и не должна зависеть от религиозного разнообразия, как не зависят от него математические и естественнонаучные истины. Научная этика должна, как и наука, опираться на естественный свет человеческого разума. Поэтому кантовская этика рациональна и опирается на должное и необходимое.

Практический разум предписывает законы нравственного поведения, находя их в себе самом в качестве своего внутреннего нравственного побуждения. Это единственный источник морали. Квинтэссенцией моральной доктрины Канта стало его высказывание: ничто так не волнует меня, как звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня.

В своем учении о морали и нравственности (оно носит название «практического разума») Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к самостоятельному поведению и нравственному совершенствованию, к выбору альтернатив. Но Кант был убежден, что свобода предполагает не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек нравственное существо, и его нравственность не может быть сформирована извне. Она берет начало априорно из собственной человеческой природы.

Каждый человек несет в себе нравственный закон, обладающий принудительной силой и характером заповеди. Закон един для всех. Его Кант назвал категорическим императивом и сформулировал так: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало правилом поведения для всех». Или же: «…поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство». Следуя этому закону, важно соблюдать неприкосновенность другого человека.

На деле свобода не является произволом, а подразумевает умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу, понятие которого является одним из важнейших в кантовском учении. Под долгом подразумевается сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязательно. Долг – опора нравственности в любых жизненных ситуациях, а совесть при этом является внутренним инструментом самоконтроля. Нравственным считается только то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только единой, а не узко групповой. Кант подчеркивал, что его императива адресована всем народам и на все времена.

В своих взглядах на общественную жизнь немецкий философ являлся сторонником мира между народами, обязательного исполнения правовых установлений и властью, и гражданами.

Учение Канта об автономии личности оставило неизгладимый след в истории западной культуры. Вместе с идеями других мыслителей оно легло в основу западного либерализма. Либерализм – это учение, берущее в качестве основного приоритета права и свободы личности. Другими словами, можно сказать, что Кант в числе других мыслителей стоял у истоков разработки основных принципов западного либерализма.

•ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Канта следует признать одним из самых выдающихся философов в европейской истории. В его книгах содержаться идеи и догадки, которые получили свое развитие в современной теории познания, этике, эстетике, теории ценностей, философской антропологии.

В чем же секрет силы его философии? Пожалуй, в системности и научной утонченности. Он рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем отдал должное. Кант гордился тем, что сделал в философии, и по праву. Он имел все основания надеяться на то, что его философия «потребуется человечеству для высоких помыслов». Не со всеми положениями учения Канта можно согласиться, но одно остается несомненным: это был неординарный мыслитель, благодаря работам которого философия получила толчок к новому развитию. К тому же, благодаря творческому наследию Канта изучение познавательных способностей стало важнейшей темой в философии. Многое из того, что проповедовал Кант, остается актуальным и по сей день. К примеру, его мысли, касающиеся морали, нравственности и соблюдения законности.

Сам Кант когда-то говорил: «Быть опровергнутым – этого опасаться нечего; опасаться следует другого – быть непонятым». Можно констатировать, что к самому Канту этот афоризм не относится. Число поклонников мировоззрения Канта во всем мире увеличивается по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник/Л.В. Блинников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998. – 429 с.

Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций/В.Г. Горбачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Брянск.: Курсив, 2002. – 336 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/В.Д. Губин. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. – 370 с.

Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс/В.А. Канке. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, ВЛАДОС, Наука, 1997. – 352 с.

Кант И. Критика чистого разума/И. Кант. – Симферополь.: Реноме, 2003. – 464 с.

Курбатов В.И. История философии. Конспект/В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. – 448 с.

Пивоев В.М. История философии/В.М. Пивоев. – СПб.: Лань, 2002. – 352 с.

Сальников В.П., Кальной И.И., Гуцериев Х.С., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов/В.П. Сальников и др., под ред. И.И. Кального. – СПб.: Изд-во Лань, Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. – 512 с.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.

Философия: Часть первая: история философии/Под ред. В.И. Кириллова С.И. Попова А.Н. Чумакова. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ 1998. – 376 с.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

Кант . 3 курс ОДУ . Иртуганов Р Р.docx

Кант . 3 курс ОДУ . Иртуганов Р Р.docx
Размер: 38.1 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Жизненный путь философа. Основные работы и принципы учения Канта. Этическое учение Иммануила Канта. Немецкая философия конца 18 – первой трети 19 в., включающая в себя имена Канта по праву называется классической

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Охрана труда как института трудового права в Российской Федерации

Курсовая работа. Общие положения охраны труда в Российской Федерации. Понятие и значение охраны труда. Нормативно-правовое регулирование охраны труда. Реализация прав работников на охрану труда в Российской Федерации. Обеспечение прав работников на охрану труда.

Информационных технологии в Государственной Думе России

Применение информационных технологий для обеспечения законотворческого процесса в Государственной Думе ФС РФ берет начало в 1994 году.

Фінансове планування для підприємства

Курсовий проект. Фінансове планування в системі управління підприємством відіграє провідну роль. Це давно перевірена на практиці в розвинених країнах аксіома.

Глобализация и мировой рынок информационных технологий

Ценообразование на сетевых рынках информационной экономики. Распространение информационных продуктов и управление правами на интеллектуальную собственность. Международный коммерческий контракт, основные признаки и формы.

Технологія саморозвитку педагога

Поняття, зміст професійного і особистісного саморозвитку. Технологія організації саморозвитку педагога: методи, засоби, рекомендації. Сучасні концепції самовдосконалення особистості.

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok