Социальная структура и аномия. Исследование авторитарной личности. Система современных обществ

Территория рекламы

21)Работа Р. Мертона «Социальная структура и аномия».

Роберт Кинг Мертон - один из самых известных американских социологов двадцатого века.

Аномия – это ситуация в обществе, характеризующаяся распадом норм, Регулирующих социальное взаимодействие. "Аномия", как и "отчуждение", относятся к числу понятий, способствующих сокращению разрыва между объяснениями •социального действия на уровне индивидов и на уровне социальной структуры.

Мертон различает определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения и различает общества в связи со степенью значимости тех или других. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее средствам, толкают индивидов к принятию технически более эффективных средств достижения цели, даже если эти средства являются незаконными - Примером такого анемического общества являются Соединенные Штаты. В рамках определенных социальных групп преступление может считаться нормальным явлением, поскольку достижение широко распространенных и постоянно подчеркиваемых значимых цепей мирского успеха (особенно богатства) с помощью доступных средств ограничивается классовой структурой. Таким образом, единственными средствами их достижения будут средства девиантные.

  •  Социальная структура — совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе.
  •  социальная структура общества жестоко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же самого населения”. Такие дисфункциональные явления, как преступность, деморализация, психич. расстройства, бюрократич. ритуализм и т.п., оказываются по существу нормальными реакциями на ненормальную среду.

22)Работа Т.Адорно «Исследование авторитарной личности».

предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму, беспрекословному подчинению власти, принятию тоталитарных идеологий и тоталитарного полит, режима. Проблематика “авторитарной личности” (как и само это понятие) возникла в русле осмысления феномена массового принятия нацистской идеологии в Германии; анализ же данной проблематики развертывался гл. обр. в рамках психоаналитич. понимания структуры личности и неомарксистской социальной концепции Франкфурт, школы. Наиболее полное и законченное воплощение концепция Л.а. получила в научных трудах Фромма, Адорно, Френкель-Брунсвик, Левинсона и Сэнфорда.

   Ведущие теоретики Франкфурт, школы Хоркхаймер и Адорно обратились к проблеме авторитарности в 30-е гг. В “Диалектике просвещения” (1940) они предприняли попытку социол. анализа тоталитарных тенденций, свойств, полит, структурам фашизма, позднего капитализма и гос. капитализма, и высказали предположение, что когнитивные структуры авторитаризма, антисемитизма и культурного конформизма являются рез-том “истощения Это”, бессилия человека в тотально управляемом мире.

 Осн. чертами авторитарного типа личности, по мнению авторов этой работы, являются:

        (а) консерватизм: строгая приверженность традиц. ценностям среднего класса;

        (б) авторитарное подчинение (мазохистский элемент): преувеличенная, всепоглощающая эмоц. страсть к подчинению (родителям, старшим, вождям, сверхъестеств. силе); потребность в сильном лидере; раболепное преклонение перед гос-вом; некритич. отношение к власти; подвластность внешнему манипулированию;

        (в) авторитарная агрессия (садистский компонент): склонность к осуждению, отвержению и наказанию людей, не соблюдающих традиц. установления; потребность во внешнем объекте для разрядки сдерживаемых и подавляемых в “мы-группе” агрессивных импульсов (этим объектом обычно становится “они-группа”, напр. евреи или негры);

        (г) анти-интрацепция: противодействие субъективности, творчеству, подавление фантазии и воображения (проявляющиеся в противостоянии интроспекции, поверхностности мировоззрения, стереотипии); боязнь размышления о человеке; боязнь проявления подлинных чувств и страх утраты самоконтроля; обесценение человека и переоценка значимости объективной физич. реальности;

        (д) предвзятость и стереотипия: вера во внешние (мистич. или фантастич.) детерминанты индивидуальной судьбы; склонность к суевериям; ригидность мышления; нетерпимость к неопределенности; предрасположенность к примитивным и упрощенным интерпретациям человеч. мира; склонность к перенесению ответственности за свои поступки на внешние неподконтрольные человеку инстанции; неспособность к свободе и самоопределению;

        (е) “комплекс власти”: особая склонность к мышлению в категориях “господства-подчинения”, “силы-слабости”, “вождя-приверженцев”; склонность к идентификации с облеченными властью фигурами; ориентация на конвенциональные атрибуты “Эго”; преувеличение значимости силы и “твердости характера”;

        (ж) деструктивность и цинизм: общая диффузная враждебность; склонность к очернению “человеч. природы” и рац., эмоционально нейтральному обоснованию “естественной” враждебности против “чужаков”;

        (з) проективность: склонность верить в то, что мир зол и опасен (проекция подавленной агрессивности вовне);

        (и) преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью как своей, так и окружающих.

        Эти “переменные” тесно связаны друг с другом и образуют, с т.зр. авторов книги, “единый синдром, более или менее устойчивую структуру в личности, делающую человека восприимчивым к антидемократич. пропаганде”. Этот “потенциально фашистский” тип личности легко принимает тоталитарную идеологию и представляет серьезную угрозу для демократии.

 Исследование Адорно и его коллег было встречено неоднозначно. Критике были подвергнуты как ряд теор. положений этого исследования, так и примененные в нем эмпирич. методы (Г. Хаймен, К. Рогман и др.). Между тем концепция “Л.а.” до сер. 70-х гг. имела немалое влияние, особенно среди социологов леворадикальной ориентации.

23)М.М. Ковалевский: многофакторный подход к анализу общества.

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.Он отрицал наличие единого определяющего фактора. По Ковалевскому, говорить о главном факторе, увлекающем за собой все остальные, — то же самое, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливают ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.

24)П.А. Кропоткин: взаимная помощь и толерантность как принципы организации общественной жизни.

Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество, кооперация), согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

Понятие взаимопомощь противоположно понятию конкуренции (противостоянию, конфликту) и представляет вместе с ним две стороны одного и того же явления. Одним из важных средств обеспечения сотрудничества выступает объединение людей (и животных) в роды, племена и племенные союзы для более успешного и эффективного выживания и развития (то есть для противостояния угрозам).

В основе взаимопомощи лежит доверие.

Пётр Алексеевич Кропоткин утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так еще до возникновения государства. Более того, Кропоткин придерживался взгляда, что именно власть подавляет нашу природную склонность к сотрудничеству.

Взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй.

Согласно П. А. Кропоткину, дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.

Обосновывая тенденции народных масс, П. А. Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И, соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников.

Примеры взаимопомощи у людей
  •  Кооперация
  •  Пиринговые сети
  •  Социальные сети
  •  CouchSurfing
  •  The Freecycle Network
  •  Совместные покупки
  •  Воспитание ребёнка в семье
  •  Парное программирование
  •  Партнёрский бенчмаркинг
  •  Совместное создание благ
  •  Банк времени
  •  Взаимная помощь — один из двух основных философских принципов в дзюдо.

25)Работа Т. Парсонса «Система современных обществ».

Парсонс (Parsons) Толкотт (13. 12.1902, Колорадо-Спрингс - 08.05. 1979, Мюнхен) - американский социолог-теоретик.

Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости. Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество, которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества.

26) Г.Зиммель: социология культуры.

Отличия между субъективной и объективной к- рами. Субъктивная – способность индивидов производить материальные и духовные ценности. Объективная – предметы, инструменты, идеи.

На культуру влияет денежная экономика. Она – катализатор трагедии культуры, она создает дистанцию по отношению к объектам культуры, деньги призваны ее уничтожить. Распространяется рациональность, которая уничтожает иррациональность, это уничтожает исконно человеческое. Идет процесс релятивизации всего образа жизни.

Женская к- ра. Женщина отличается от мужчины в плане того, что она обладает другим переживанием компонентов кул-ры и справедливости.

← Предыдущая
Страница 1
Следующая →

Скачать

21-26.doc

21-26.doc
Размер: 66.5 Кб

Бесплатно Скачать

Пожаловаться на материал

Роберт Кинг Мертон. Работа Т.Адорно. М.М. Ковалевский: многофакторный подход к анализу общества. П.А. Кропоткин: взаимная помощь и толерантность как принципы организации общественной жизни. Г.Зиммель: социология культуры.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Искать ещё по теме...

Похожие материалы:

Public Relations. Методы, технологии PR

Для достижения поставленных целей пиар кампании обычно используется множество методов, заимствованных из социологии, психологии, маркетинга.

Рекламируем кооператив с помощью статей в местных СМИ

РУБРИКА Реклама и маркетинг ТЕМА Привлечение сберегателей ЗАГОЛОВОК Рекламируем кооператив с помощью статей в местных СМИ, автор рассказывает о том, почему статьи в печатных изданиях – наиболее эффективный способ рекламы

Методологические основы безопасности жизнедеятельности человека

Тесты по ОБЖ. Выберите один или несколько правильных ответов. Вопросы на тест по ОБЖ

Этиология. Тест с ответами

Тесты с ответами. Учение о причинах и условиях возникновения болезни. Этиология . Ложный сустав. Воспаление. Ремиссия. Гипергидратация это..

Практика PHP и MySQL

Установка Apache+PHP+MySQL Связь HTML-формы и PHP-скрипта Преобразование типов данных Функции. Подключение файлов. Массивы. Файлы и директории

Сохранить?

Пропустить...

Введите код

Ok